Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы
статья на тему
обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_priemy_formirovaniya_polikulturnoylichnosti.rar | 746.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования поликультурной личности
на уроках русского языка
Актуальность поликультурного развития личности обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, поликультурностью информационного, экономического, правового пространства. Не случайно в докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в ХХI веке подчеркивается, что «образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам». [1]
Поликультурное образование и воспитание актуальны и для многонациональной, многоконфессиональной России – страны со множеством разнообразных культур и проблем в межкультурных отношениях. В данных условиях возникает социальная потребность в формировании поликультурной личности, т.е. «человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований»[1]. Исходя из этого, определяются и задачи поликультурного образования в России:
- глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, что является непременным условием интеграции в другие культуры;
- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности;
- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
- развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур;
- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.
Задачи поликультурного воспитания решаются в школах нашей республики через систему воспитательной работы, организацию внеурочной деятельности, систему дополнительного образования, а также средствами школьных предметов, в том числе русского языка и литературы. В своей практике формирование поликультурной личности осуществляю в первую очередь через серию уроков развития речи, на которых наряду с коммуникативными задачами решаю и культурологические.
Я придерживаюсь точки зрения многих ученых-методистов о том, что поликультурная личность – это индивид, ориентированный через свою культуру на другие. Глубокое знание собственной культуры – это фундамент заинтересованного отношения к другим культурам, а знакомство со многими национальными художественными культурами – основание для духовного обогащения и развития. Поэтому на уроках развития речи широко использую материал о культуре тувинского и русского народов, об их традициях и обычаях.
Так, на уроке «Письмо», образовательная цель которого заключалась в ознакомлении пятиклассников со структурой письма и правилами его написания, использовала материал о тувинских национальных музыкальных инструментах. В начале урока была создана проблемная ситуация, когда 5-классники должны были помочь друзьям написать ответное письмо КИДовцам из Хакасии об игиле. Учащиеся в игровой форме познакомились с музыкальными инструментами. Тексты об игиле, мелодия, исполненная на нем, сам инструмент, который дети увидели не из зрительного зала, а потрогали руками, стали основой для создания собственного высказывания об этом удивительном инструменте. Предлагаю фрагмент урока:
«Учитель: А теперь начнем наш разговор об игиле.
Давайте прочитаем текст, который на ваших партах.
Игил – двухструнный смычковый инструмент длиной около 1 метра. Корпус – хааржак – полый деревянный ящик овальной формы, обтянутый кожей. В него вставлена деревянная шейка с двумя колками. Струны настраивались в кварту и квинту.
- Какие чувства и эмоции вызвал у вас этот текст? Является ли он описанием? К какому стилю относится?
- Как вы думаете, ребята, прочитанный текст можно озаглавить «Удивительный инструмент»?
- Действительно, прилагательное удивительный выражает наше отношение к инструменту, чего нет в тексте. К какому стилю должен относиться текст, в котором автор выражает свое отношение к описываемому предмету? Давайте прочитаем второй текст и выполним задания к нему.
Игил иногда называют тувинской скрипкой. Его протяжный, плачущий звук веками сопровождал кочевников-животноводов. Этот музыкальный инструмент всегда олицетворялся с любимым домашним животным тувинцев - лошадью. Его струны в старину изготавливали из волос конского хвоста. Конец струнного лада традиционно украшался фигурой коня.
- Что нового вы узнали об игиле?
- Как вы думаете, ребята, почему игил называют тувинской скрипкой? Чем они схожи и чем отличаются?
- Давайте прослушаем два музыкальных фрагмента и попробуем угадать, какой музыкальный инструмент используется?
- Можно ли, сравнивая музыкальные инструменты, говорить о том, что один лучше, а другой хуже?»
Уроки развития речи дают большой простор для творчества как учителя, так и учащихся. Например, при изучении темы «Описание животного» можно провести очень занимательный урок, посвященный лошади. Ролевая игра, позволяющая задать проблемную задачу, вовлекает в ее решение всех учащихся. Подготовленные дети играют сценку, где в дежурную часть полиции обращается старик с заявлением о пропаже лошадей. Но дежурный полицейский не знает лошадиных мастей, а старик-хозяин плохо говорит по-русски. И вот тут-то при обращении к учащимся выяснилось, что они затрудняются назвать масти лошадей даже по-тувински, не говоря уже о русском языке. Красочная презентация с изображением лошадей позволит школьникам запомнить масти животных на тувинском и русском языке. После словарной работы учащиеся, выступающие в роли следователей или в роли пострадавших, составляют текст официально-делового стиля речи, содержащий описание лошади. Лишь после этого переходят к работе над текстом художественного стиля. На этом этапе желательно использование отрывков из произведений русских и тувинских писателей, а также пословиц, поговорок, загадок о лошади. Мы должны помнить, что фольклорные произведения являются одним из источников и средств поликультурного воспитания. При изучении устного народного творчества возможны и необходимы сравнения некоторых традиций и устоев различных народов. А на данном уроке дети путем сопоставления пословиц, загадок делают вывод об отношении русских и тувинцев к лошади. И такой диалог культур послужит подлинной основой взаимопонимания, установления уважения не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов, понимания многообразия духовного и материального мира, явится средством формирования умения жить в многонациональной стране.
По «Программе по русскому языку» Г.Н.Никольской, Н.М.Хасанова в требованиях к связной речи в 9 классе учащиеся должны уметь описывать памятник. Для описания я выбрала мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище и памятник павшим воинам в пгт Каа-Хем. В начале урока учащимся был предложен документальный фильм о блокаде Ленинграда, затем была проведена работа по тексту «Памятники – это наша история» о Пискаревском кладбище. Языковой материал, предложенный в учебном пособии «Практикум по развитию речи» под редакцией Г.Г. Городиловой и А.Г.Хмары, позволяет поэтапно подвести учащихся к созданию собственного текста – описания памятника. А экскурсия на памятник, около которого школьники бывали не раз во время празднования Дня Победы, заставляет по-новому взглянуть на него. Обращение к памятникам истории, объединенных темой Великой Отечественной войны, позволяет решить ряд воспитательных задач: от формирования эстетического вкуса (умения оценивать памятники как произведение искусства) до чувства патриотизма.
Таким образом, можно сделать вывод, что уроки развития речи позволяют учителю формировать у школьников не только коммуникативную, но и культуроведческую компетентность. При этом необходимо подталкивать учащихся к самостоятельному поиску информации
Формирование поликультурной личности можно проводить на уроках русского языка , используя культурологически информативный текст, предложенный в учебнике, или подобранный самим учителем. При подборе культурологически информативных текстов для комплексно-тематических уроков важно руководствоваться следующими основными критериями. Во-первых, как считает К.З. Закирьянов, текст должен быть эмоциональным, должен отражать подлинные культурные ценности русского народа, своим содержанием знакомить учащихся с культурой русского, родного и других народов, воспитывать уважительное отношение к ним . Во-вторых, текст должен быть насыщен языковыми единицами и явлениями, которые будут изучаться на уроке, и, в-третьих, текст должен быть оптимального объёма.
Специфику анализа текста в полиэтнической школе составляют работа со словами-концептами и сравнительно-сопоставительный анализ фактов русского и родного языков, отражающих реалии культуры двух народов. Такой диалог языков — диалог культур поможет учащимся осознать общие и национально-специфические свойства языков, самобытность национальных культур, отраженные в русском и родном языках. При работе со словами-концептами целесообразными будут исторический, культуроведческий и этимологический комментарии, привлечение разных словарей (толковых, фразеологических, культуроведческой лексики, эмоционально-экспрессивных слов и оборотов речи и пр.), репродукций картин и др. Использование таких приёмов облегчает овладение русским языком учащимися-билингвами, способствует расширению их словаря, развитию у них представлений об общечеловеческих ценностях. Желательно, чтобы задания к текстам в зависимости от степени подготовки, склонностей, способностей учеников по возможности были дифференцированными или индивидуализированными. Подобные задания к культурологически информативному тексту создают ситуацию выбора и успешности обучения и тем самым стимулируют у школьников познавательную деятельность, положительную мотивацию и интерес к изучению русского языка, русской культуры.
Знакомство учащихся с языком, культурой, бытом других народов позволит на практике сформировать принцип бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества. А расширение знаний учащихся о народах, живущих рядом, дает возможность формировать взаимную терпимость и естественную готовность к продуктивному межнациональному и межкультурному взаимодействию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования поликультурной личности на уроках литературы
В данной статье описываются некоторые приемы формирования поликультурной личности на уроках русской литературы....
Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.
В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения в процессе формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы. Метод проектов способс...
Приёмы формирования поликультурной личности на уроках русского языка и литературы в многонациональной школе.
Доклад на конференцию...
«Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде на уроках русского языка и литературы»
Предмет «Русский язык» дает благодатный материал для воспитания важнейших качеств современного человека: толерантности, доброжелательности, умения сострадать, при этом быть патриотом...
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...