Приемы формирования поликультурной личности на уроках литературы
статья по русскому языку по теме

Чебодаева Вера Николаевна

В данной статье описываются некоторые приемы формирования поликультурной личности на уроках русской литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chebodaeva_v.n.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Чебодаева В.Н.

МБОУ Катановская средняя общеобразовательная школа, а. Катанов,

ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, vera.tchebodaeva@yandex.ru

Современная образовательная ситуация в России требует не только новых моделей описания культуры, но и внедрения в практику образования инновационных программ. В этой связи проблема поликультурного образования сегодня становится более чем актуальной.

Успешное овладение языком позволяет глубже проникнуть в историю, культурные традиции, национальные ценности современного поликультурного мира. Это помогает представителям разных этнических групп по достоинству оценить культуру и традиции друг друга, а так же вызовет стремление бережного отношения к ценностям мировой культуры.

Целью данной статьи является описание некоторых приемов формирования поликультурной личности на уроках русской литературы.

У каждого учителя сложилась своя система работы формирования поликультурной личности. В рамках обучения нашей школы для сохранения национальной культуры и русский язык, и русская литература изучается во взаимосвязи с хакасским языком и литературой.

Некоторые приемы совместного изучения русской и хакасской литературы:

  1. Сравнение и сопоставление.

Взаимосвязанное изучение русской и хакасской литературы целесообразно начинать с сопоставительного анализа фольклорных жанров, наиболее близких возрасту  учащихся.

Известно, что фольклор играет незаменимую роль в формировании личности ребенка. Фольклор – это своеобразное зеркало, в котором отразились мировоззрение народа, его знания и опыт, его лучшие чувства и опыт [Кольчикова Н.Л., 2002].  

С начальных классов в сопоставлении изучаются малые формы фольклора: пословицы, поговорки, прибаутки, считалки, частушки. Учащиеся находят  общие черты, темы, форму построения.

Прием сравнения соответствует специфике художественного произведения, в котором все элементы взаимосвязаны. Сравнение создает проблемную ситуацию на уроке, что способствует более глубокому восприятию художественного текста. Например, в старших классах при изучении языка А.С. Пушкина, Грибоедова, И.А. Крылова мы обращаем внимание на то, что их язык  афористичен, из-под их пера вышло большое количество изречений, крылатых выражений. На уроках следует создать проблемную ситуацию, предложить найти похожие выражения в переводных текстах хакасской литературы.

Можно использовать следующие темы для сравнения и сопоставления:

- русские и хакасские сказки (5-6 класс);

- лирическая песня и тахпахи (6 класс)

- хакасские бытовые сказки и сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина (7 класс);

- хакасское героическое сказание «АлбынXы» и русские былины о Илье Муромце и др. (7 класс);

- русская летопись («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве») и хакасские предания (8-9класс);

- сопоставительное изучение лирики С. Есенина и В. Майнашева, М.Е. Кильчичакова и А. Твардовского и др. (10-11 класс);

2. Творческие переводы с русского языка на хакасский язык, с хакасского языка на русский. Подстрочные переводы учащимся даются намного легче, чем творческий перевод. Следует обратить внимание, что хакасские тексты тяжело поддаются переводу, и первоначальный смысл сказанного чаще искажается.  

3. Творческое погружение в культуру. Данный вид работы представляет собой выполнение творческих заданий по культуре народов.

Уроки проходят в форме представления группами творческих заданий. Учитель лишь начинает и заканчивает уроки, то есть создаёт эмоциональный настрой и проводит рефлексию в конце. Во время урока он может задать вопрос, что-то прокомментировать, но в основном его функция лишь организаторская. Основная работа учителя — помочь группам подготовиться к творческому отчету.

Например, в старших классах при изучении произведений Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургенева можно предложить исследовать эпоху, убранство жилища простого крестьянина и хакасской юрты.

Творческими заданиями могут быть следующие:

- снять фрагмент видеофильма;

- собрать информцию, найти фотографии по особенностям одежды («Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина и роман «Шелковый пояс» И. Костякова);

- найти описание жилища и юрты в художественных произведениях (в романе «В далеком аале» Н.Г.  Доможакова и в произведении Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»);

- инсценировать отрывок литературного произведения, характерного той эпохе, о которой идет речь;

- написать творческое произведение в той же творческой манере, используя слова, характерные для этой эпохи и др.

Таким образом, создается творчески развитая, поликультурная личность. Каждый ученик начинает понимать, что каждый этнос имеет свою культуру, свой стиль, свои традиции, свои особенности нравственных и эстетических ценностей.

Список литературы

1. Гессен С.И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья: Сб. статей и материалов. М.: ИНПО, 1995. с. 211

2. Кольчикова Н.Л. Изучение хакасского фольклора в школе. – Абакан, 2002г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой поликультурной личности на уроках иностранного языка.

Развитие поликультурной творческой личности на уроках иностранного языка есть требование современности....

Приемы формирование поликультурной личности на уроках русского языка и литературы

обобщение опыта работы по формированию поликультурной личности на уроках русского языека и литературы...

Статья "Приемы формирования функциональной гоамотности на уроках литературы"

Современная школа должна научить учащегося применять полученные знания  для решения повседневных жизненных задач в различных сферах жизнедеятельности, для выстраивания социальных отношений. У шко...

Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"

В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...