Методический проект "Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов
рабочая программа на тему
Рабочая программа. Региональный компонент в курсе литературы 5-7 классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Н.В. Денисова, учитель русского языка и литературы
Н.А. Шуралёва, учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 25» г. Нижневартовск
Реализация национального компонента в системе преподавания русского языка и литературы
Методический проект «Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов»
1. Структура документа.
Методический проект по литературе представляет собой целостный документ, включающий 4 раздела: пояснительную записку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, УМК, КТП.
2. Пояснительная записка.
Настоящий методический проект предназначен для общеобразовательных учреждений и входит в образовательную область «Филология». В базисный учебный план 2011 года на основании «Приказа о внесении изменений в региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Департамента и науки ХМАО-Югры от 31.01.2007 № 99» от 2011 включен национально-региональный компонент, который усиливает значимость проблемы развития духовной культуры подрастающего поколения в школьном обучении. На региональный компонент рекомендовано отводить не более 10% - 15% программного содержания. Методический проект использования регионального компонента каждого курса (класса) составлен в соответствии с «Программой для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2007.»
Основной целью литературного образования, как указано в Программе по литературе, является формирование духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире.
Цель проекта: приобщение обучающихся к искусству слова, богатству литературы края, знакомство с историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений, развитие интереса и уважения к истории, культуре и литературе народов, населяющих Югру.
Специальными целями преподавания литературы в школе (в том числе и литературы регионального компонента) являются формирование ключевых компетенций: анализ и интерпретация произведения, составление плана, выразительное чтение, поиск информации, пересказ, владение навыками создания письменных работ, создание устного монологического ответа.
Знание культуры и литературы своего края может способствовать становлению национального самосознания ученика, формированию интеллектуальных и духовных основ его личности. Общечеловеческое легче и глубже воспринимается через национальное и региональное. Через постижение малой Родины, ее истории, культуры формируется отношение к себе, к другим, к стране и миру в целом. Все это содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры.
3. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- иметь региональные литературные знания - о местном фольклоре, о литературной жизни родного края, о связях с ним писателей;
- авторов родного края, факты их биографии, содержание художественных произведений писателей Югры;
- основные теоретические понятия.
Учащиеся должны уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст, владеть навыками хорошей, образной речи и выразительного чтения художественного произведения;
- уметь определять особенности языка и речи народов, проживающих на территории Алтайского края, на примере литературных произведений;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения; выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- применять разные виды чтения и способы предъявления информации об изученном литературном материале;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания (отзывы) в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою, использовать основные приемы аргументации и способы устранения речевой агрессии;
- создавать тексты публичных выступлений разных видов и жанров.
Использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для осознания литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа, приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- увеличения словарного запаса;
- расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования коммуникативных способностей, развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Место методического проекта в федеральном базисном учебном плане.
На региональный компонент, согласно ФБУП, рекомендовано отводить не более 10% - 15% программного содержания. Методический проект «Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов» предусматривает изучение литературы регионального компонента в объёме 30 часов в 5-7 классах.
Задачи обучения:
- Формирование представления о художественной литературе писателей Югры и ее месте в культуре страны и народа;
- Осознание своеобразия и богатства литературы писателей Югры;
- Освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
- Формировать чувство любви к родной земле, сопричастности к ее жизни;
- Знакомить с проблемами современной жизни родного края,
- Овладение знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика;
- Использование различными формами общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.
Данный методический проект дает примерное распределение учебных часов по разделам, которые интегрированы в курс литературы 5-7 классов в соответствии с количеством часов программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
4. Список методической литературы.
5. Содержание программы учебного курса
5 класс.
«Священное сказание о сотворении земли» (мансийский миф) «Сотворение мира» (хантыйский миф)
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира представления ханты и манси о сотворении вселенной. Представление ханты и манси о происхождении вселенной.
Теория литературы: миф
Устное народное творчество ханты и манси. Пословицы. Поговорки. Загадки.
Богатство отражения мира в произведениях фольклора ханты и манси. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народов Севера.
Теория литературы: фольклор, пословица, поговорка, загадка.
М. Анисимкова «Сказы»
Отражение в сказах представлений и верований народов Югры. Связь человека и природы.
Теория литературы: сказ
Юрий Афанасьев «Сказка о добром сердце»
Страницы биографии и творчества. Герои сказки, сюжет. Утверждение нравственных идеалов. Доброта и всепрощение, как главные достоинства человека.
М.Вагапова. Сказки
Герои сказок. Отражение в сказках быта и верований народов Югры.
Стихотворения о природе (Владимир Мазин «Хороши ларьякские дорожки…», В. Овсянников-Заярский «Северный апрель», Юван Шесталов «Русская березка» и др.)
Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.
Геннадий Колотовкин «Медвежатники» (рассказ).
Страницы биографии и творчества. Фрагмент произведения, как приложение к рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Маринка и ее схватка с медведем. Смелость, находчивость девочки.
Андрей Тарханов «Медвежатник» (стихотворение)
Прославление силы, ловкости охотника на медведя.
М.Конькова. «Сказки бабушки Аннэ»
Страницы биографии и творчества. Историческое прошлое народов манси. Национальная специфика сказок о животных. Тема борьбы добра со злом
6 класс
Роман Ругин Легенды
Характерные черты народов ханты, традиции и обычаи в легендах.
Теория литературы: легенда
Сказы и поверья народов ханты и манси.
Любовь к родному краю в сказах югорских народов. Отражение в них представлений и верований ханты и манси.
Станислав Мальцев «Мы с Митяем» (главы из повести)
Тема детства в произведении. Взаимоотношения друзей, проблемы и размышления подростка.
Ю. Вэлла (Айваседа). Стихи.
Страницы биографии и творчества. Особенности стиля писателя. Тема защиты родной природы в стихах автора. Нравственные проблемы стихотворений: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству.
Человек и природа в стихах нижневартовских поэтов
Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.
С. Динисламова «Полина».
Образ матери в рассказе. Любовь ко всему живому.
Маргарита. Анисимкова «Солнечная земля» (избранные рассказы)
Особенности изображения Великой Отечественной войны в рассказах Маргариты Анисимковой.
7 класс
Жанры фольклора ханты и манси
Современная жизнь малых жанров фольклора. Драматические произведения фольклора.
Теория литературы: Жанры современного фольклора.
Ю. Шесталов Стихи
Поэтические картины родной природы в лирике , Шесталова. Автор и его отношение к природе в строках стихов.
Теория литературы: рифма
М. Вагатова. Стихи
Нравственная проблематика в стихотворениях автора.
Теория литературы: тематика лирики
Анна Конькова «И лун медлительный поток…»
Идейно – тематическое и художественное своеобразие сказок и сказаний ханты и манси.
Е.Айпин. Рассказы.
Страницы биографии и творчества. Эстетические, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказах.
В. Овсянников-Заярский «Созвездие», Л. Гельмер «Похолодало. Меркнет. Веет осень», Леонид Шкода «Над озером закат горит» и др.
Поэтические картины родной природы в лирике поэтов Нижневартовска. Автор и его отношение к природе в строках стихов.
Иван Ермаков «Богиня в шинели»
Вехи жизни и творчества. Особенности изображения войны в произведении. Сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны.
5 класс | ||||
№ п/п | Раздел (произведение) программы | Произведение регионального компонента | Количество часов | Материалы для работы |
1 | Мифы народов мира. Мифы о сотворении земли. | «Священное сказание о сотворении земли» (мансийский миф) «Сотворение мира» (хантыйский миф) | 1 | «Сибирские сказания/ Пер., перелож. И вступ. Ст. А. Преловского; - М.; Современник, 1991. |
2 | Устное народное творчество. Пословицы. Поговорки. Загадки. | Устное народное творчество ханты и манси. Пословицы. Поговорки, загадки. | 1 | Творчество народов Севера: составители Л.М. Кузнецова, Л.В. Пудикова – Нижневартовск, 2001 |
3 | Н. В. Гоголь. Детство и юность. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». | М. Анисимкова «Сказы» | 2 | |
4 | Сказки писателей ХХ века. | Ю Афанасьев «Сказка о добром сердце» | 1 | Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс. |
5 | Сказки писателей ХХ века. | М.Вагапова. Сказки | 1 | |
6 | Родная земля в лирике русских поэтов XIX века. | Стихотворения о природе (Р. Ругина, В. Мазина, В. Овсянникова-Заярского, Ю. Шесталова и др.) | 2 | Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс. |
7 | В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | Г. Колотовкин «Медвежатники», А. Тарханов «Медвежатник» | 1 | Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс. |
8 | Путешествия и приключения | М.Конькова. «Сказки бабушки Аннэ» | 1 | |
6 класс | ||||
№ п/п | Раздел (произведение) программы | Произведение регионального компонента | Количество часов | Материалы для работы |
1 | История человечества в произведениях литературы | Р.Ругин. Легенды | 1 | |
2 | И.С. Тургенев «Бежин луг» | Сказки и поверья народов ханты и манси | 1 | |
3 | Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы) | С. Мальцев «Мы с Митяем» (главы из повести) | 1 | Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс. |
4 | А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Айваседа. Стихи | 2 | |
5 | Родная природа в стихах русских поэтов | Человек и природа в стихах нижневартовских поэтов | 1 | |
6 | А. Грин «Гнев отца» | С. Динисламова «Полина» | 2 | |
7 | Великая Отечественная война | М. Анисимкова «Солнечная землянка» (избранные рассказы) | 2 | М.Анисимкова «Солнечная землянка», повести и рассказы, Екатеринбург, «Пакрус», 2005 |
7 класс | ||||
№ п/п | Раздел (произведение) программы | Произведение регионального компонента | Количество часов | Материалы для работы |
1 | Фольклор и его жанры | Жанры фольклора ханты и манси | 1 | |
2 | М.Ю. Лермонтов «Мцыри» | Ю. Шесталов Стихи | 1 | |
3 | М.Е. Салтыков –Щедрин. Сказки. | А. Конькова «И лун медлительный поток…» | 2 | Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс. |
4 | Нравственная проблематика в лирике 20 века | М. Вагатова Стихи | 1 | |
5 | Ф.Абрамов «О чём плачут лошади» | Е Айпин. Рассказы | 2 | |
6 | А.Т. Твардовский. Лирика (картины родной природы) | В. Овсянников-Заярский «Созвездие», Л. Гельмер «Похолодало. Меркнет. Веет осень», Л. Шкода «Над озером закат горит» и др. | 2 | «Зори Самотлора» - Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во |
7 | Великая Отечественная война в художественной литературе | И. Ермаков «Богиня в шинели» | 1 | Литература Тюменского края, хрестоматия 5-7 класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.
Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1. Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...
Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе
Национально-региональный компонент в преподавании литературы в школе Знание литературы живущих рядом народов воспитывает уважение к культуре, традициям, дает основу для развития интеллектуальных ...
Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.
Авторская методическая система учителя русского языка и литературы Борисовой А.Л....
Методическая разработка "Национально-региональный компонент на уроках информатики в рамках ФГОС"
На протяжении более чем 15 лет преподавания информатики у меня накопилось достаточное количество материала (тексты, картинки, таблицы и т.д.), содержащего те или иные элементы национально-региональног...
Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)
Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся...
Программа элективного курса по национально-региональному компоненту с методическими материалами для применения на факультативе по литературе в 9 классе
В методических материалах -разработках занятий даны анализы лирических и прозаических текстов - произведений народных писателей и поэтов Бурятии из Тункинского района - членов литературного объединени...