Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.
учебно-методический материал
Авторская методическая система учителя русского языка и литературы Борисовой А.Л.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnedrenie_nrk_v_programmu_po_literature.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.
Авторская методическая система учителя русского языка и литературы Борисовой А.Л.
«Мы должны изучать Россию,
любовно вглядываясь в ее черты,
вырывать в ее земле закопанные клады».
Г.П. Федотов
У каждого народа есть свои неповторимые особенности культуры. Все, что окружает ребенка с детства: тепло родительского дома, красота природы,образность родного слова, «впитывается в него с молоком матери, становится неотъемлемой частью его жизни, источником духовной зрелости и любви к Отечеству.
Вот почему, проблема сохранения этого историко-культурного великого наследства является одной из актуальных для современного человека.
Особенно важным видится утверждение в том, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек, а не отвлеченный человек»(Н.Бердяев).
Духовные силы, способствующие сохранению своей социально-культурной самобытности и неповторимости, наиболее ярко и полно проявились в судьбе русского старообрядчества, локальной субэтнической культуре русского народа.
Необходимость создания программы.
Субэтнические образования и общности - уникальное явление в культуре
любого народа. Возникающие под действием природно-климатических,
исторических условий, традиционно-хозяйственных занятий, этнические общности сохраняют свою неповторимую особенность. Они как бы «консервируют» и в особой чистоте доносят до наших дней те или иные культурно-исторические ценности этноса, будь то языковые архаизмы, фольклорные произведения, воспитательные традиции или отдельные обряды и ритуалы.
Приверженность традициям, следования своим этико-религиозным убеждениям и народно педагогическим принципам, с одной стороны, и осознание необходимости и пользы контактов в хозяйственной деятельности, торговые и т. д., с другой стороны, формировали особый характер личности.
Сохранению, изучению и развитию старообрядческой культуры и призван факультативный курс «Художественная литература семейских Забайкалья».
Основные принципы и методы литературного образования
Цели и задачи программы основываются на ряде принципов, которые согласуются с общими принципами дидактики.
Принцип научности предполагает достоверную информацию об условиях жизни человека. Решение этических, социально-исторических и нравственно-философских проблем опирается на научные знания в области литературы, истории географии.
Принцип гуманизации нацелен на развитие гуманных черт личности, таких, как доброта, отзывчивость, сочувствие, сострадание, гражданская ответственность. Эти качества отражают духовное богатство личности и связаны с потребностью, знать себя, свои исторические корки. Методической основой этого принципа является утверждение о единстве и противоречии в отношениях человека к человеку и человека к природе. Человек - высшая ценность, поэтому принцип гуманизации направлен на гармонически развитую личность, на индивидуальность и самобытность его характера.
Принцип интеграции вытекает из педагогической необходимости объединения таких предметов, как «Русская литература», «Русский язык», «История России» и др. в одну программу для более эффективного и логически завершенного умозаключения школьника о свой деятельности и взаимосвязи человека и человеком, обществом, природой.
Для реализации задач использованы следующие методы:
изучение и анализ художественного произведения, наблюдение, анкетирование, беседа, лекция, семинарские занятия, сравнительно-сопоставительный анализ, учебные дискуссии, создание и решение проблемной ситуации, исследование материалов газет, журналов, архивов, работа в фольклорных экспедициях, опытно-экспериментальная работа.
Национальное обоснование программы
Цели и задачи программы
Факультативный курс «Художественная литература семейских Забайкалья» для учащихся 10-11 классов ставит своей целью обобщение и углубление знаний учащихся по проблеме худ. культуры семейских, для углубления изучения русской литературы.
Уроки литературы помогают в становлении духовного мира человека, в создании условий для формировании внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.Изучение литературы как искусство слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой родной страны, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над постеленными автором проблемами.
Этим целям подчинено содержание программы.
В качестве основных элементов, показывающих единство тематического характера, выступают отношение героев произведения к основным нравственным нормам, определяющим жизнь семейского народа. Можно выделить следующие нормы:
честь и достоинство как отношение самому себе
общинность как отношение к семье, роду, общине (обществу)
традиции трудовые, как отношение к труду, природе
человеколюбие как отношение к человеку, близким, людям другой
национальности.
Исходя из этого, морально-этнические традиции можно считать истоками (начало, первоисточник чего-либо) нравственного воспитания личности.
Возрождение старообрядческой (русской) культуры является важнейшим стимулом освоения национальной культуры народа.
Сегодня, пожалуй, нет проблем важнее, чем возрождение утраченных ценностей, воспитания чувства исторических традиций и ответственности за национальную культуру и народное искусство.
В процессе их решения личность способна обрести свою внутреннюю свободу и творческую инициативу. Познавая традиционные формы культуры, человек глубоко проникает в духовные ее начала, учится бережно, относится к самобытности народа.
Семейские принесли в Забайкалье богатые духовные и трудовые традиции, многовековый крестьянский опыт, наблюдательность и смекалку земледельцев, прилежание и любовь к земле, выносливость в освоении природы, деловой практицизм и трезвый расчет.
Дух крепко сплоченной общины, прочные начала жизни-основы, на которых держится преданность старине, позволили сохранить нравственные традиции, их своеобразие.
У меня есть и небольшие наброски на продолжение своего факультативного курса.Можно дополнить данный курс:
1). Изучение творчества писателями и поэтами-классиками, выходами из старообрядчества: Н. Клюев, С. Есенин, М. Ломоносов, Н. Кузьмин, И. Шмелев, Б. Корнилов, П. Мельников-Печерский, Г. Успенский, Лесков и др.; Сибирские писатели: Е.Пермитин, А. Коптелов;
2). О старообрядцах писатели-современники: В.Распутин, А.Солженицын, А. Платонов, академик Д.С. Лихачев (кстати, выходец из старообрядчества).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского
Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского...
Внедрение национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс (на материале искусства народов ЯНАО)
Курсовая работа...
«Компьютерные технологии как средство внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс»
Теоретические основы внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс с использованием компьютерных технологий...
Отзыв на методическую разработку «Компьютерные технологии, как средство внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс». г.Губкинский
Отзыв педагогических работников...
Отзыв на методическую разработку «Компьютерные технологии, как средство внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс». г.Алматы
Отзыв педагогических работников...