«Инклюзивный подход в образовании и воспитании»
статья на тему

Елисеева Алла Николаевна

Выступление на заседании МО классных руководителей 5-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenieinklyuzobraz.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №8»

г. о. Саранск

Республики Мордовия  

Выступление на заседании

МО классных руководителей 5-11 классов

по теме:

 «Инклюзивный подход в образовании и воспитании»

                                                                Подготовила: Елисеева А.Н.,

                                                                 руководитель методического объединения

                                                                 классных руководителей 5-11 классов

г.о. Саранск

2014 г.

Этот учебный год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения нашего образования.

В проекте «Школа цифрового века» Вы, уважаемые коллеги, уже познакомились с новым  инклюзивным подходом в образовании.

(Слайд 1)    Инклюзия – (inclusion—«включение») Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

Инклюзия требует (и без этого она невозможна) осознания, понимания, ценностных изменений.

Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех  детей. 

(Слайд 2 ВСЕ Дети Разные)

(Слайд 3)      Инклюзия базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться  только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Существование обычных школ с установкой на инклюзию - это обеспечение возможности всеобщего образования и воспитания и самый эффективный способ формирования толерантных отношений в школьных сообществах, способ борьбы с дискриминацией,  построения общества, приемлемого для всех.

Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.

Администрация,  педагоги школы создают детям условия на основе психолого–педагогических приёмов, ориентированные на их потребности.

(Слайд 4- Модель Инклюзивного образования)

(Слайд 5)       Правила инклюзивного образования  

  • Все ученики равны в школьном сообществе.
  • Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения и воспитания в течение дня.
  • У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Планируется и проводится эффективное обучение и воспитание.
  • Работники, вовлечённые в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения.
  • Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
  • Семья активно участвует в жизни школы.
  • Вовлечённые работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.

(Слайд 6) Образовательное и воспитательное пространство включает в себя:

- Личностно-деятельностную основу

- Специфичные формы обучения и воспитания

- Средства включения детей

- Соорганизацию деятельности субъектов образовательного процесса

- Правовую поддержку

(Слайд 7)      Одним из примеров правовой поддержки является разработка и внедрение  «Единой концепции специального федерального государственного стандарта(СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)»

- Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.

- Специальный образовательный стандарт - базовый инструмент реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

- В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.

  • Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.

(Слайд 8) Рассмотрим ситуацию в школе (Таблица)

В нашей школе обучается 32 ребенка с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ).  Из них 2 ребенка находятся на индивидуальном обучении (надомное и экстернатурное обучение). Остальные дети учатся в стенах школы. Получается практически все учителя задействованы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А значит, всем учителям – предметникам и классным руководителям необходим переход на систему инклюзивного (интегрированного) образования, испольование принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании.

(Слайд 9) Принцип индивидуального подхода в системе инклюзивного (интегрированного) обучения превалирует над другими принципами. В этом направлении педагогический коллектив школы работает над следующими задачами:

* адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
* развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
* создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

(Слайд 10) Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития Этот принцип  ориентирует на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.

Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:

  • привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
  • участие в системе дополнительного образования.

(Слайд 11) Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и в организации совместной деятельности, основанной на принципах:

  • природосообразности - закономерность развития ребёнка;
  • целостностное - воспитание и обучение являются равноправными взаимодействующими компонентами;
  • сотрудничество – единство целей жизни ребёнка и воспитательных целей педагога;
  • гуманизма – ребёнок не объект воспитания, а неповторимая личность;
  • дифференциации – отбор содержания, форм, методов воспитания с учётом индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.

Те классные руководители, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",

2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи

3) вовлекать учеников в коллективные формы участия - игры, конкурсы, совместные проекты, субботники, классные и школьные мероприятия.

Так ученики 5«Б» класса(______________), обучающийся на дому, неоднократно принимали активное участие в различных школьных конкурсах рисунков и поделок. Ученик 2«Б»(__________) учавствовал в конкурсе «Фабрика Деда Мороза». Практически все ребята 3Б класса, имеющие ОВЗ, влючились в школьный конкурс - праздник «В семье единой».

Все это результат кропотливой индивидуальной работы классных руководителей с детьми и родителями.      К сожалению, не все родители осознают необходимость тесного контакта с  классным руководителем и скрывают информацию о ребенке при переходе из начального в среднее звено школы. В результате фактически диагноз остается, ребенок нуждается в индивидуальном  подходе и пути развития, как в образовании, так и в воспитании, но требования к нему предъявляются как к другим.

Инклюзия во многом изменяют роль классного руководителя,  который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них и создавая благоприятную психологическую среду.

Среда влияет на формирование отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Отношения в коллективе, где есть  дети с ограниченными возможностями здоровья можно и нужно формировать на принципах толерантности, гуманизма и взаимопонимания, не показывая на них пальцем, потому что ты не такой, как все.

Именно классный руководитель формирует и воспитывает детский коллектив. Эта работа постепенная, трудоемкая, требует больших физических, эмоциональных и временных затрат. Проходит год, два, три – и каждый день мы скрупулезно должны объяснять своим ученикам правила поведения и воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям. Но, я надеюсь, в школе случайных людей нет. Выбрав профессию педагога, придя работать в школу, знаешь, что работаешь с детьми, а они разные (любознательные, открытые, настырные, тихие, замкнутые, воспитанные и не очень воспитанные, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья). Но учатся все они в одном классе, в одной общеобразовательной школе. И потому ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это современная концепция в развитии образования не только детей с  ограниченными возможностями здоровья, но и всей системы образования.

В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья только с сохранным интеллектом (школа не имеет дополнительной лицензии на ведение специальной коррекционной образовательной деятельности). Поэтому все учащиеся обучаются в соответствии с обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ, основными требованиями государственных федеральных образовательных стандартов по предметам и учебным планом. При этом важной целью обучения и воспитания является:

* адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе;
* создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
* воспитание гражданственности, трудолюбия;
* уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
* формирование здорового образа жизни.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе обучаются и воспитываются  по индивидуальным  планам, согласованным на методических объединениях и утвержденным администрацией школы.

Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом. Понятно, что эти дети постоянно ходить в школу не могут. Поэтому практически все находятся на интегрированной форме обучения, то есть:

1) частично они посещают уроки с классом (по расписанию класса) –групповые занятия;
2) частично занимаются с педагогами индивидуально (особенно, если этого требует специфика предмета – лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии, которые возможно выполнить только в классе-лаборатории со специальным оборудованием) –
индивидуальные занятия,;
3) частично педагоги ходят заниматься к учащимся домой (есть заболевания, при которых дети не могут выйти из дома, а иногда из-за погодных условий не могут добраться самостоятельно до школы) –
надомное обучение.

Но во всех вышеизложенных случаях школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями данных учащихся.


В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.

И совсем не обязательно требовать от этих детей результатов, само их участие – это уже результат их трудолюбия и целеустремленности. Но это не значит, что результатов нет.

Таким образом, благодаря поддержке учителей, родителей  и огромному желанию самих учащихся трудиться, творить работа с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное воспитательное значение в системе инклюзивного (интегрированного) образования в нашей школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивный подход в образовании

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурс...

Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает  реализацию инклюзивных п...

Развитие системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС

Итоговая аттестационная работа на курсах повышения квалификации. Московская академия профессиональных компетенций "Педкампус"....

Вариативный подход обучения в общей системе образования и воспитания

Методы обучения могут тогда называться активными, когда осуществляется совокупность педагогических приёмов, способствующих организации учебного процесса и создании мотивации обучающихся к самостоятель...