«Инклюзивный подход в образовании и воспитании»
статья на тему
Выступление на заседании МО классных руководителей 5-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenieinklyuzobraz.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
г. о. Саранск
Республики Мордовия
Выступление на заседании
МО классных руководителей 5-11 классов
по теме:
«Инклюзивный подход в образовании и воспитании»
Подготовила: Елисеева А.Н.,
руководитель методического объединения
классных руководителей 5-11 классов
г.о. Саранск
2014 г.
Этот учебный год запустил в действие новый Закон об образовании, который определяет целую веху развития и изменения нашего образования.
В проекте «Школа цифрового века» Вы, уважаемые коллеги, уже познакомились с новым инклюзивным подходом в образовании.
(Слайд 1) Инклюзия – (inclusion—«включение») Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.
Инклюзия требует (и без этого она невозможна) осознания, понимания, ценностных изменений.
Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии. Быть инклюзивным – означает искать пути для всех детей.
(Слайд 2 ВСЕ Дети Разные)
(Слайд 3) Инклюзия базируется на восьми принципах:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
4. Все люди нуждаются друг в друге.
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Существование обычных школ с установкой на инклюзию - это обеспечение возможности всеобщего образования и воспитания и самый эффективный способ формирования толерантных отношений в школьных сообществах, способ борьбы с дискриминацией, построения общества, приемлемого для всех.
Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.
Администрация, педагоги школы создают детям условия на основе психолого–педагогических приёмов, ориентированные на их потребности.
(Слайд 4- Модель Инклюзивного образования)
(Слайд 5) Правила инклюзивного образования
- Все ученики равны в школьном сообществе.
- Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения и воспитания в течение дня.
- У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
- Планируется и проводится эффективное обучение и воспитание.
- Работники, вовлечённые в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения.
- Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика.
- Семья активно участвует в жизни школы.
- Вовлечённые работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
(Слайд 6) Образовательное и воспитательное пространство включает в себя:
- Личностно-деятельностную основу
- Специфичные формы обучения и воспитания
- Средства включения детей
- Соорганизацию деятельности субъектов образовательного процесса
- Правовую поддержку
(Слайд 7) Одним из примеров правовой поддержки является разработка и внедрение «Единой концепции специального федерального государственного стандарта(СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)»
- Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования.
- Специальный образовательный стандарт - базовый инструмент реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
- В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства.
- Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.
(Слайд 8) Рассмотрим ситуацию в школе (Таблица)
В нашей школе обучается 32 ребенка с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Из них 2 ребенка находятся на индивидуальном обучении (надомное и экстернатурное обучение). Остальные дети учатся в стенах школы. Получается практически все учителя задействованы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А значит, всем учителям – предметникам и классным руководителям необходим переход на систему инклюзивного (интегрированного) образования, испольование принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании.
(Слайд 9) Принцип индивидуального подхода в системе инклюзивного (интегрированного) обучения превалирует над другими принципами. В этом направлении педагогический коллектив школы работает над следующими задачами:
* адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе (а в дальнейшем – в обществе);
* развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе толерантности, терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
* создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
(Слайд 10) Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития Этот принцип ориентирует на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а так же способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем.
Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:
- привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
- участие в системе дополнительного образования.
(Слайд 11) Реализация воспитательного влияния происходит как в кратковременном воздействии на детей, так и в организации совместной деятельности, основанной на принципах:
- природосообразности - закономерность развития ребёнка;
- целостностное - воспитание и обучение являются равноправными взаимодействующими компонентами;
- сотрудничество – единство целей жизни ребёнка и воспитательных целей педагога;
- гуманизма – ребёнок не объект воспитания, а неповторимая личность;
- дифференциации – отбор содержания, форм, методов воспитания с учётом индивидуальных особенностей и интересов ребёнка.
Те классные руководители, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образования, разработали следующие способы включения:
1) принимать учеников с ОВЗ "как любых других детей в классе",
2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи
3) вовлекать учеников в коллективные формы участия - игры, конкурсы, совместные проекты, субботники, классные и школьные мероприятия.
Так ученики 5«Б» класса(______________), обучающийся на дому, неоднократно принимали активное участие в различных школьных конкурсах рисунков и поделок. Ученик 2«Б»(__________) учавствовал в конкурсе «Фабрика Деда Мороза». Практически все ребята 3Б класса, имеющие ОВЗ, влючились в школьный конкурс - праздник «В семье единой».
Все это результат кропотливой индивидуальной работы классных руководителей с детьми и родителями. К сожалению, не все родители осознают необходимость тесного контакта с классным руководителем и скрывают информацию о ребенке при переходе из начального в среднее звено школы. В результате фактически диагноз остается, ребенок нуждается в индивидуальном подходе и пути развития, как в образовании, так и в воспитании, но требования к нему предъявляются как к другим.
Инклюзия во многом изменяют роль классного руководителя, который вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них и создавая благоприятную психологическую среду.
Среда влияет на формирование отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Отношения в коллективе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья можно и нужно формировать на принципах толерантности, гуманизма и взаимопонимания, не показывая на них пальцем, потому что ты не такой, как все.
Именно классный руководитель формирует и воспитывает детский коллектив. Эта работа постепенная, трудоемкая, требует больших физических, эмоциональных и временных затрат. Проходит год, два, три – и каждый день мы скрупулезно должны объяснять своим ученикам правила поведения и воспитывать внимательное, чуткое отношение к людям. Но, я надеюсь, в школе случайных людей нет. Выбрав профессию педагога, придя работать в школу, знаешь, что работаешь с детьми, а они разные (любознательные, открытые, настырные, тихие, замкнутые, воспитанные и не очень воспитанные, дети с девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями здоровья). Но учатся все они в одном классе, в одной общеобразовательной школе. И потому ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - это современная концепция в развитии образования не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и всей системы образования.
В школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья только с сохранным интеллектом (школа не имеет дополнительной лицензии на ведение специальной коррекционной образовательной деятельности). Поэтому все учащиеся обучаются в соответствии с обязательным минимумом содержания общеобразовательных программ, основными требованиями государственных федеральных образовательных стандартов по предметам и учебным планом. При этом важной целью обучения и воспитания является:
* адаптация детей с ОВЗ к жизни в обществе;
* создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
* воспитание гражданственности, трудолюбия;
* уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;
* формирование здорового образа жизни.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе обучаются и воспитываются по индивидуальным планам, согласованным на методических объединениях и утвержденным администрацией школы.
Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в школе строится следующим образом. Понятно, что эти дети постоянно ходить в школу не могут. Поэтому практически все находятся на интегрированной форме обучения, то есть:
1) частично они посещают уроки с классом (по расписанию класса) –групповые занятия;
2) частично занимаются с педагогами индивидуально (особенно, если этого требует специфика предмета – лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии, которые возможно выполнить только в классе-лаборатории со специальным оборудованием) – индивидуальные занятия,;
3) частично педагоги ходят заниматься к учащимся домой (есть заболевания, при которых дети не могут выйти из дома, а иногда из-за погодных условий не могут добраться самостоятельно до школы) – надомное обучение.
Но во всех вышеизложенных случаях школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями данных учащихся.
В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.
И совсем не обязательно требовать от этих детей результатов, само их участие – это уже результат их трудолюбия и целеустремленности. Но это не значит, что результатов нет.
Таким образом, благодаря поддержке учителей, родителей и огромному желанию самих учащихся трудиться, творить работа с детьми-инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет огромное воспитательное значение в системе инклюзивного (интегрированного) образования в нашей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивный подход в образовании
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Обладает ресурс...
Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает реализацию инклюзивных п...
Развитие системно-деятельностного подхода в образовании и воспитании как основа реализации ФГОС
Итоговая аттестационная работа на курсах повышения квалификации. Московская академия профессиональных компетенций "Педкампус"....
Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию
Выступление на методическом объединении учителей...
Вариативный подход обучения в общей системе образования и воспитания
Методы обучения могут тогда называться активными, когда осуществляется совокупность педагогических приёмов, способствующих организации учебного процесса и создании мотивации обучающихся к самостоятель...
Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
Психолого педагогические особенности социализации детей с ДЦП...