Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
статья на тему

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает  реализацию инклюзивных подходов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями.

 Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Каждый человек способен чувствовать и думать. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. Все люди нуждаются друг в друге. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Поэтому сегодня очень важно создать благоприятные  возможности социализации и развития всем учащимся.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает  реализацию инклюзивных подходов в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации (2008–2020 годы) гласит, что стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В качестве некоторых из задач модернизации институтов системы образования указываются: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Миссия инклюзивного образования. Обеспечить детей с разными типами ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе в их диапазоне возможностей. Чтобы они могли жить, занимаясь осмысленной, интересной продуктивной деятельностью. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям и развивающиеся в специальном образовании.

 Инклюзивный подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями можно проассоциировать с интегрированным или коррекционным подходом. Важным этапом формирования инклюзивного подхода в образовании является социальная интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями. Суть этого – постепенный переход от концепции интеграции к концепции инклюзивной реорганизации школьной системы с прохождением цикла преобразований и приобретением возможности адаптироваться к особым образовательным потребностям учащихся. Коррекционный подход в инклюзивной практике предусматривает вариативные формы получения образования. Каждое направление коррекционной работы должно быть направлено на создание благоприятной психологически безопасной среды для каждого учащегося.  

Инклюзивное образование рассчитано на детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития). Этому свидетельствует понятие об инклюзивном образовании. Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. 

  При планировании и организации уроков в рамках инклюзивного обучения думаю необходимо включать как общеобразовательные задачи так и коррекционно-развивающие задачи, выяснить,  какая деятельность приносит ребёнку удовольствие (чтение, письмо, рисование и др.), каковы его результаты, каковы  возможности, способности ребёнка, выяснить его сильные стороны, характер ожидаемого результата от познавательных действий, какие могут возникнуть препятствия, как их устранить, выбрать мотив к заинтересованности уроком, методов, форм, содержания  обучения, уровень сложности заданий, учитывать психолого-педагогическую характеристику на ребёнка, задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, уровень подготовленности ребёнка, состояние здоровья, сведения об актуальном психолого-педагогическом сопровождении, режим и длительность занятий, использовать тактильные, зрительные поддержки, правильно подобрать тактику, приёмы деятельности учителя. Планирование должно быть направлено на развитие ребёнка.

В ход урока включаются повторение пройденного, контроль знаний, умений, изложение нового материала. При фронтальной форме обучения учитывается уровень знаний. Повторение или закрепление строится на разном, индивидуально подобранном дидактическом материале (карточки, тексты, упражнения). Если совместная работа невозможна, то сначала объясняется новый материал для детей без ограничения здоровья, а детям с ОВЗ можно задать самостоятельную работу на закрепление ранее пройденной темы.

Затем самостоятельную работу на закрепление нового материала выполняют дети без ограничения здоровья, а с детьми с ОВЗ производится проверка выполненных работ, объяснение ошибок, помощь в их ликвидировании и дальше объясняется новый материал, используя наглядность, речевое сопровождение, постепенный переход от одного к другому, пошаговое выполнение заданий и т.п.

 ПМПк. Целью ПМПк (консилиума) является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием здоровья обучающихся, воспитанников.

В состав специалистов ПМПк ОУ должны входить завуч по инклюзии, руководитель ОУ, психолог, логопед, дефектолог, учителя или воспитатели, непосредственно работающие с ребёнком,  соцпедагог, педагоги дополнительного образования, медработник.

Создание психолого-медико-педагогического консилиума в школе является необходимым условием приёма детей с ОВЗ и реализации инклюзивной практики. Консилиум ставит общие комплексные задачи по включению ребёнка с ограничением здоровья в образовательный процесс. Консилиум необходим для грамотного, профессионального подхода к ребёнку и его семье, для достоверного информирования о продвижении ребёнка, динамики его развития, для чёткой организации действий в ситуациях, для привлечения дополнительных методических, материальных и других ресурсов. Консилиум осуществляет консультативную, диагностико-аналитическую, развивающую, коррекционную, учебно-воспитательную, профилактическую, просветительскую работу, создают условия для адаптации, обучения, социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной школе. Консилиум необходим для разработки и принятия Программы коррекционной работы как части Основной образовательной программы  общего образования (в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения), индивидуальных образовательных маршрута, программы для ребёнка с ОВЗ.

Консилиум необходим для детей с временной задержкой психического развития, для детей, испытывающих трудности при адаптации, в обучении, для детей с нервно-психическими расстройствами, с отклонениями в развитии, для детей с дефектами речи, для детей из семей «группы риска», для детей с нарушением эмоционально-волевой сферы, с отклонением поведения…

  Выбирая педагогические технологии важно помнить, что – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. Это: метатехнологии, макротехнологии, мезотехнологии, микротехнологии (технология развивающего обучения, технология преподавания учебного предмета, технология изучения темы, повторения, усвоения, техника формирования навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств…), научные технологии, формально-описательные, процессуально-действенные ( описание целей, решение определённых проблем, анализ результатов…). Необходимо  учитывать критерии: системность, научность. структурированность, воспроизводимость, эффективность, управляемость; уровни: концептуальный, технологический, инструментальный, процедурный.

Наиболее подходящей, считаю, в инклюзивном образовании является технология «портфолио». Она позволяет качественно и тактично реализовать дифференцированный подход, осуществлять индивидуализацию учебного процесса с учётом умственных, физических данных учеников, не акцентрируя на этом их внимание, не выделяя их «ограниченные возможности».Применение данных методов и технологий обеспечит каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения познавательных потребностей, развития личностных компетенций в процессе освоения содержания образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система инклюзивного образования с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Встатье рассмотрены вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях внедрения инклюзивного образования детей сограниченными возможностями здоровья. Представлены практическиерекомендации...

Аспекты инклюзивного образования как реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование

Данная работа представляет интерес для учителей  и логопедов, осуществляющих инклюзивное образование детей с ОВЗ  в общеобразовательных учреждениях. Работа дает представление об инклюзии как...

Образование детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лицея №211 им. Пьера де Кубертена.

Особенности профилактической  работы и инклюзивного образования в Лицее 211 всоответствии с требованиями ФГОС»...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Обучить функциональной грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит ко...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

В современном быстро меняющемся мире наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэ...

Доклад на тему: ПОДХОДЫ И РЕШЕНИЯ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Данный доклад посвящен проблеме развития профессионального детского самоопределения в системе дополнительного образования. Для обучения детей с особыми образовательными потребностями рассматривается с...