Составляем план урока
консультация на тему

Карпекина Светлана Петровна

Методический материал можно использовать при подготовке к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlyaem_plan_uroka.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Составляем  план урока

Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется

  • уровнем проведения урока;
  • содержательной частью;
  • методической наполненностью;
  • атмосферой.

Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель  в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

 Чётко определить для себя и сформулировать его тему;

 Определить место темы в учебном курсе;

 Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

 Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными.

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

 Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей;

 Обобщить и систематизировать знания о.... (или по конкретной теме);

 Отработать навыки (какие?);

 Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ   предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

 воспитание патриотизма;

 воспитание интернационализма;

 воспитание гуманности;

 воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

 воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

 воспитание дисциплинированности;

 воспитание эстетических взглядов.

ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ

предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ

  выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий

РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА

развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать

РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

- развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.

3. Уточнение типа урока.

 Урок изучения нового материала;

 Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;

 Урок формирования умений и навыков;

 Урок повторения;

 Урок проверки знаний;

 Урок применения знаний, умений и навыков;

 Повторительно-обобщающий урок;

 Комбинированный урок.

4. Уточнение вида урока.

 Урок- лекция;

 Урок-беседа;

 Кино-урок;

 Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

 Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.);

 Урок лабораторных работ;

 Урок практических работ;

 Урок - экскурсия;

 Урок - семинар;

 Дидактическая игра;

 Анализ ситуаций;

 Устный опрос;

 Письменный опрос;

 Контрольная работа;

 Зачет.

5. Выбор методов и приёмов обучения.

К таким методам относятся:

1. Метод монологического изложения (монологический метод);

2. Метод диалогического изложения (диалогический метод);

3. Метод эвристической беседы (эвристический метод);

4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);

5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);

6. Метод программированных заданий (программированный метод).

6. Спланировать учебный материал урока.

Для этого надо:

-  Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

-  Подобрать учебные задания, целью которых является:

 Узнавание нового материала;

 Воспроизведение;

 Применение знаний в знакомой ситуации;

 Применение знаний в незнакомой ситуации;

 Творческий подход к знаниям.

-  Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

 задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала;

 задания, способствующие осмыслению материала студентом;

 задания, способствующие закреплению материала студентом.

-  Подготовить оборудование для урока.

Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.

-  Продумать изюминку урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.

-  Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать:

 Что контролировать;

 Как контролировать;

 Как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе.

Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель.

7. Составить конспект с учётом структуры   урока.

Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.

 Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;

 формирование новых понятий и способов действий;

 формирование умений и навыков;

 домашнее задание.

Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся   к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.

10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и учениками, оценка знаний.

11. Домашнее задание к следующему уроку.

Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.

12. Подведение итогов урока.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....

Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».

     На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...

Конспект урока в 5 классе по УМК: «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English» Биболетова М.З. Трубанева Н.Н. (5-6 класс) по теме: «Составляем план на неделю»

УМК: «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English» Биболетова М.З. Трубанева Н.Н. (5-6 класс) Урок общеметодологической направленности (тренировка в применении) Тема: «Со...

Как составлять план

Вспомните, что такое сложный план? Узнайте, какие требования к составлению сложного плана применяются в ЕГЭ? Не забывайте, что хороший план должен быть логичен, целостен и  конкретен...

Урок географии в 5 классе. Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности

Урок географии в 5 классе "Составляем план местности" разработан в соответствии  тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда". На уроке проводится работа с основными эл...

План конспект урока. Требования к плану урока.

План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...

Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.

В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...