Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность преподавателя и учеников в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется - уровнем проведения урока;
- содержательной частью;
- методической наполненностью;
- атмосферой.
Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. 1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку: ✓ Чётко определить для себя и сформулировать его тему; ✓ Определить место темы в учебном курсе; ✓ Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; ✓ Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем. 2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока. Цели урока должны быть максимально конкретными. ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п. ✓ Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств, особенностей; ✓ Обобщить и систематизировать знания о.... (или по конкретной теме); ✓ Отработать навыки (какие?); ✓ Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов). ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. ✓ воспитание патриотизма; ✓ воспитание интернационализма; ✓ воспитание гуманности; ✓ воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду; ✓ воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; ✓ воспитание дисциплинированности; ✓ воспитание эстетических взглядов.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ | предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности. | РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ | умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике. | РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ | выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты. | РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ | нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий | РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА | развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать | РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ | - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели. |
|
|
3. Уточнение типа урока. ✓ Урок изучения нового материала; ✓ Урок закрепления и развития знаний умений и навыков; ✓ Урок формирования умений и навыков; ✓ Урок повторения; ✓ Урок проверки знаний; ✓ Урок применения знаний, умений и навыков; ✓ Повторительно-обобщающий урок; ✓ Комбинированный урок. 4. Уточнение вида урока. ✓ Урок- лекция; ✓ Урок-беседа; ✓ Кино-урок; ✓ Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); ✓ Урок самостоятельных работ (репродуктивного типа - устных или письменных упражнений.); ✓ Урок лабораторных работ; ✓ Урок практических работ; ✓ Урок - экскурсия; ✓ Урок - семинар; ✓ Дидактическая игра; ✓ Анализ ситуаций; ✓ Устный опрос; ✓ Письменный опрос; ✓ Контрольная работа; ✓ Зачет. 5. Выбор методов и приёмов обучения. К таким методам относятся: 1. Метод монологического изложения (монологический метод); 2. Метод диалогического изложения (диалогический метод); 3. Метод эвристической беседы (эвристический метод); 4. Метод исследовательских заданий (исследовательский метод); 5. Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод); 6. Метод программированных заданий (программированный метод). 6. Спланировать учебный материал урока. Для этого надо: - Подобрать по теме литературу. При этом если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли обязательный учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. - Подобрать учебные задания, целью которых является: ✓ Узнавание нового материала; ✓ Воспроизведение; ✓ Применение знаний в знакомой ситуации; ✓ Применение знаний в незнакомой ситуации; ✓ Творческий подход к знаниям. - Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: ✓ задания, подводящие учащихся к воспроизведению материала; ✓ задания, способствующие осмыслению материала студентом; ✓ задания, способствующие закреплению материала студентом. - Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта. - Продумать изюминку урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр. - Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать: ✓ Что контролировать; ✓ Как контролировать; ✓ Как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать студентам подлинный интерес преподавателя к их работе. Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и преподаватель. 7. Составить конспект с учётом структуры урока. Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. ✓ Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний; ✓ формирование новых понятий и способов действий; ✓ формирование умений и навыков; ✓ домашнее задание. Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. 2. Проверка домашнего задания. 3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме. 4. Постановка цели занятия перед учащимися. 5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. 6. Первичная проверка понимания. 7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу. 8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений. 9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений. 10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой преподавателем и учениками, оценка знаний. 11. Домашнее задание к следующему уроку. Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры. 12. Подведение итогов урока. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у них искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание. |