интерактивный урок "ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО" 8 класс , обществознание с раздаточным материалом, рабочим листом, презентацией
методическая разработка (8 класс) на тему

Талалаева Светлана Владимировна

Интерактив в действии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analitiki.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon gruppy.doc26 КБ
Microsoft Office document icon issledovateli.doc27 КБ
Microsoft Office document icon lingvisty.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon list_otsenki.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list_chelovek_priroda_obshchestvo.doc40.5 КБ
Microsoft Office document icon razdatochnyy_material.doc1.53 МБ
Microsoft Office document icon urok_chelovek_priroda_obshchestvo.doc67.5 КБ
Microsoft Office document icon yuristy.doc35 КБ
Office presentation icon 1.ppt2.08 МБ
Office presentation icon 2.ppt2.7 МБ
Office presentation icon 3.ppt2.21 МБ
Office presentation icon 4.ppt2.54 МБ
Файл 5.pptx377.44 КБ
Office presentation icon 6.ppt965 КБ

Предварительный просмотр:

5 группа «Аналитики» – нарисовать  сферы общества и объяснить  : как они связаны между собой. Какая из сфер главнее?

Ф.И. уч-ся, которые работали

Самооценка

Оценка капитана

Оценка учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

«Исследователи»

Капитан 1 группы-

Астахова Татьяна 

(Артемов Кирилл, Барсегян                                                                Юлиан, Гриценко Алина)

«Исследователи»

Капитан 2 группы- 

Филина Кристина 

(Болотин Павел,

КобзеваСветлана,                                                     Калошин Игорь)

«Исследователи»

Капитан-3 группы- 

Калинина Карина (ФедосовДмитрий,

Золотарева Екатерина,

Барсегян Эдуард)

«Исследователи»

Капитан 4 группы- Французова Галина (Командирова Марина,

Молчанов Иван,

Дажин Родион)

«Аналитики»

Капитан 5 группы-

Круглова Екатерина

(Селиверстов Иван)

«Лингвисты»

Капитан 6 группы- 

Музалева Маргарита

(Карев Игорь,

Яценкова Эвелина,                                                         Волохов Андрей)

«Юристы»

Капитан 7 группы-

Комарь Степан

(Пигарева Валерия,

 Шкурков Николай ,

Сенчурова Александра)



Предварительный просмотр:

Оценочный лист «Исследователи» 

Ф.И. уч-ся, которые работали

Самооценка

Оценка капитана

Оценка учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Задание для «Лингвистов» - используя телефон (для выхода в Интернет), учебники по назначению , для поиска новых терминов сегодняшней темы урока:

-экология

-природа (в узком и широком смысле0

-биосфера

-ноосфера

-глобальный

Термины

Ф.И. уч-ся, которые работали

Самооценка

Оценка капитана

Оценка учителя.

-экология

 

 

 

 

-природа (в узком и широком смысле0

 

 

 

 

-биосфера

 

 

 

 

-ноосфера

 

 

 

 

      -глобальный

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Ф.И. уч-ся, которые работали

Самооценка

Оценка капитана

Оценка учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществознание :      «Человек, природа, общество»

Оценочный лист группы



Предварительный просмотр:

              Рабочий лист на тему: «Человек, природа, общество» 8 класс

/ЗАПОЛНЯЕТСЯ ПО ХОДУ УРОКА/

Фамилия ___________________Класс_________ Дата_________________

Тема____________________________________________________

        Природа (в узком смысле)-________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Природа (в широком смысле)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биосфера_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ноосфера_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экология___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глобальный _________________________________________________________________

Три тайны жизни

1._______________________________________________________________

2._______________________________________________________________

3._______________________________________________________________

Глобальный_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           

ОСОБЕННОСТИ  ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ.

Носят

          планетарный

характер

Результат

развития

нтп и нтр

Угрожают

гибелью всему человечеству

Требуют

коллективных

усилий

мирового

сообщества

Результат

интеграции мирового

сообщества

Тесно

между собой

взаимосвязаны

Глобальные проблемы человечества________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа.

  1. Рассмотрите  перо.
  2. Какой вес имеет перо (тяжелое, легкое, очень легкое) Подчеркните ответ
  3. Какое значение имеют перья для птиц ?__________________________
  4. Откройте пробирку и с помощью палочки нанесите нефть на небольшой участок пера.
  5. Попробуйте очистить с помощью ватного тампона и воды (сделайте вывод:  удалось ли вам это ?___________________________________
  6. Рассмотрите еще раз перо. Осталось ли оно прежним ?____________
  7. Что произойдет с птицей, если она опустилась на воду с нефтью, маслом ?____________________________________________________

КТО  МОЖЕТ РЕШИТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите характер отношений по нашей теме

Человек убил дикого зверя__________________________________________
Град побил урожай на дачном участке________________________________
Человека осудили за преступление __________________________________
Человек выдвинул свою кандидатуру на пост мэра____________________
На Буровой вышке компании  Бритиш Петролиум произошла авария, и в воду вылились миллионы тонн нефти_______________________________
Лесные пожары заставили пересмотреть систему работы МЧС и его финансирование ________________________________________________
Жилец сгоревшего при лесном пожаре дома подал прошение о возмещении ему ущерба______________________________________________________.

В прочем, всё это достаточно условно. Человек неотделим от общества, а общество - от природы.

.

Домашнее задание №2 , РТ №1,5


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 8 классе

Человек, природа, общество

Цель: Цель урока:  дать учащимся представление о взаимосвязи человека, общества и природы; продолжить формирование экологической культуры учащихся; сформировать активную экологическую  позицию по защите природы.

Учебное оборудование:

Презентация, рабочие листы

4 ватмана для коллажей, 1 ватман для схемы, маркеры,

пробирки с нефтью, пробирки с водой, вата, кювет, ожерелье.

Оформление доски:

Тема урока новые слова (природа, биосфера, ноосфера, глобальный), домашнее задание

Ход урока:

  1. Орг . момент
  2. Опрос домашнего задания

         Здравствуйте! Рада вас видеть. Мы продолжаем наше путешествие по страницам обществознания. Работаем в группах.

«Исследователи»

Капитан 1 группы- Астахова Татьяна (Артемов Кирилл, Барсегян

                                                                    Юлиан, Гриценко Алина)

Капитан 2 группы- Филина Кристина (Болотин Павел, Кобзева Светлана,

                                                                       Калошин Игорь)

Капитан-3 группы- Калинина Карина (Федосов Дмитрий, Золотарева                

                                                                     Екатерина, Барсегян Эдуард)

Капитан 4 группы- Французова Галина (Командирова Марина,    

                                                                 Молчанов Иван, Дажин Родион)

«Аналитики»

Капитан 5 группы- Круглова Екатерина,(Селиверстов Иван)

«Лингвисты»

Капитан 6 группы- Музалева Маргарита, (Карев Игорь, Яценкова Эвелина,

                                                                          Волохов Андрей)

«Юристы»

Капитан 7 группы- Комарь Степан (Пигарева Валерия, Шкурков Николай ,Сенчурова Александра)

-Назовите тему прошлого урока и домашнее задание

(Мы изучали сферы общества и нужно было найти картинки, характеризующие ту или иную сферу общества.)

Задание для 4-х групп:

На ваших столах лежат ватманы , на каждом указана сфера. Приклеиваем картинки , соответствующие вашей сфере. Один из членов вашей команды объяснит нам ваш выбор .

5 группа «Аналитики» – нарисуют сферы и объяснят : как связаны сферы общества между собой. Какая из сфер главнее?

6 группа «Лингвисты» - используют  телефон (для выхода в Интернет), учебники по назначению , для поиска новых терминов сегодняшней темы урока:

-экология

-природа (в узком и широком смысле)

-биосфера

-ноосфера

-глобальный

7 группа «Юристы» - подготовят материал о законах защищающих окружающую среду в нашей стране.

Итак, коллажи готовы, прошу к доске

1 группу ( 1 ученик поясняет выбор)

2 группу( 1 ученик поясняет выбор)

3 группу( 1 ученик поясняет выбор)

4 группу( 1 ученик поясняет выбор)

- Как взаимосвязаны эти сферы?

(Выступает группа 5 )

 Мы провели невидимые связи и увидели,  что, порвав одну ниточку, в человеческом обществе все может рухнуть как карточный домик. Но такие связи  существуют и с природой . Как вы знаете, человек, общество не может жить изолировано от природы. Итак , тема нашего урока: «Человек, природа, общество». (Запись в тетрадь)

- Что появилось первым в этой цепочке?

(природа, человек, общество)

- А что такое природа? Давайте спросим у лингвистов

Запись в рабочий лист

( В узком смысле природа- совокупность естественных условий существования человеческого общества. Ее еще можно назвать биосферой.

В широком смысле – все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений (материя, универсум, Вселенная)

-А что такое биосфера?

(Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами)

-Ноосфера?

(Ноосфе́ра (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы,)

- Природа тесно связана с понятием «экология». Что оно обозначает?

(Экология – это наука о связях между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой)

Наша задача на сегодня понять, как связаны между собой человек, природа, общество.

А помогут нам в этом 3 тайны жизни.

-«Экология» - слово греческое    экос   – дом ;логос – учение.

     -Экология – это наука, которая изучает связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между человеком и природой.

      -Чем отличаются тела живой природы от  неживой природы ?

      Я расскажу вам легенду о племени. Легенда о племени , которое называло себя  «Дети Солнца». Она поможет нам понять какие связи существуют между живой и неживой природой, между человеком и природой.

     «Племя жило на своих землях много лет, так много, как песчинок в горсти песни, сосчитать их невозможно. Оно владело бескрайними лесами, полями, лугами, долгое время люди жили привольно и спокойно. Но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили воды, там, где когда-то была плодородная пашня , простиралась безжизненная пустошь, а там, где когда-то царила красота и гармония в природе, стало голо и уныло. Тогда старейшина  созвал племя и обратился со словами: «Беда к нам пришла от того, что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благодарные люди, которые найдут разгадку тайны и помогут нам выжить».

     Вышли юноши и девушки. И было их столько, сколько вас сейчас в классе.

     Старейшина отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода была еще чистой, птицы радовали слух своим пением. Там в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку.

     «Вы отправитесь вниз по реке»- сказал старейший, по пути познаете три тайны жизни, они должны помочь вам  вернуть красоту и гармонию в природе. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро в поисках истины, вы будите превращаться в различных живых существ.

     (Каждому выдаются коробочки, в которых 3 разноцветные бусинки и шнур)

     На своем пути вы трижды подвергнетесь испытанию. Внимательно следите за  тем, что с вами случится. Все превращения помогут вам понять три тайны жизни  и как они взаимодействуют между собой ?

     Как только вы будите готовы к тому, чтобы познать тайну напишите на шнур белую бусину, познав цветную. Наша задача соединить три тайны в единое целое – жизнь.

     Итак, мы отправляемся в путь по волшебной реке.

     Внимание,  река делает неожиданный поворот и перед вами виден луг.

     Вы готовы к испытаниям ? (наденьте на шнур белую бусину).

(слайд «Одуванчик»)

     Ноги ваши увязли в почве и превратились в корни одуванчика. Вам за несколько минут предстоит прожить жизнь растения за год.

Корень одуванчика всю зиму провел земле в ожидании солнечного света и тепла, сейчас весной, он стал впитывать воду и питательные вещества

- Откуда растение получает питательные (минеральные вещества) и воду?

Под воздействием солнечного тепла и света  у одуванчика вскоре зазеленели листья, а еще через некоторое время появился цветочный бутон, расцвел желтый огонек

- Поздно вечером, когда солнце уже садится, что происходит с цветком?

Летняя жара иссушила растение, листья стали засыхать, но вот прошел дождь, и одуванчик вновь зазеленел, а на месте желтого огонька появилась пушистая головка, которая по дуновением ветра рассыпалась на мелкие парашутики. Ветер унес их далеко от этого луга.

- Какое значение для растения имеет это явление?

     Дни становились холоднее, наступила осень, затем зима. Теплое пушистое одеяло укрыло растение.

 

     -Почему я сравнила снег с теплым одеялом ?  (заслушиваются ответы).

 

Путешественники вновь стали людьми. Они познали 1 тайну жизни- выяснили, чем является солнце для растений и какое значение имеет почва и ветер

- Что дает солнце, почва, ветер, дождь? Сделайте вывод:

      Солнце – источник тепла и света.

      Почва – источник питательных веществ и воды.

      Ветер – распространяет семена

      Дождь - дает влагу

- К какой природе относится одуванчик?

-А солнце, почва, воздух?

Следовательно, 1 тайна жизни- взаимосвязь живой и неживой природы

-Нанизываем желтую бусинку на нить, как символ этой связи

Человек тоже относится к живой природе, и тоже находится под влиянием неживой природы

     

 Глаза путешественников устали , потребовался отдых.

(физкультминутка)

     Путешественники поплыли дальше, вскоре они увидели лес, дубраву. Могучие дубы росли, широко раскинув свои ветви.

     Пришло время второй белой бусинки, они нанизали ее и почувствовали, что их руки деревенеют, ноги вязнут в почве, становясь могучими корнями каждый из молодых людей стал деревом этого леса.

 

     Попробуйте почувствовать, что в листве, коре, около дерева  кто может жить и кто может здесь найти пищу.

       Кто на дереве живет ?

      Для кого дерево столовая ?

       Если исчезнет дуб ?

    Заселите Дуб.

    Произошло обратное превращение деревьев в людей. Они познали 2 тайну жизни – тайну связи внутри живой природы . (запись в тетрадь)

     Путешественники нанизали зеленую бусинку, символ связи внутри живой природы и поплыли дальше вниз по реке.

- Какую глобальную проблему можно здесь выделить? Но сначала давайте выясним, что значит «глобальный»

 (выступают лингвисты)

Глобальный – касающийся всех и каждого

(1 глобальная проблема исчезновения биологических видов)

     Вскоре река вынесла лодку в открытое море. Если вы готовы к приключению, то наденьте третью белую бусину. Внимание ваши руки стали белыми крыльями. Вы превратились в морских чаек.

(музыка «Крики чаек»)

Птицы лишь на несколько секунд садились на воду передохнуть и вновь кружились, кружились над морем. Увидев темное пятно, не придали ему значения. Черное пятно разливалось по воде, а чайки продолжали нырять в поисках рыбы. Вдруг крылья отяжелели, взлететь чайки не могли, перья были черные, маслянистые, грязные.

 

      Лабораторная работа.

  1. Рассмотреть под лупой перо.
  2. Какой вес имеет перо (тяжелое, легкое, очень легкое).
  3. Какое значение имеют перья для птиц ?
  4. Откройте пробирку и с помощью палочки нанесите нефть на небольшой участок пера.
  5. Попробуйте очистить с помощью ватного тампона и воды (сделайте вывод:  удалось ли вам это ?)
  6. Рассмотрите еще раз перо. Осталось ли оно прежним ?
  7. Что произойдет с птицей, если она опустилась на воду с нефтью, малом ?

 

      Заслушать выступления групп.

 

      Путешественники вновь превратились в людей и благодаря чайкам они познали 3 тайну жизни- «тайну связи человека с природой», ведь это по его вине погибли чайки и нанизали они красную бусинку- как символ этой связи.

 -К каким глобальным проблема в природе привела деятельность человека.

2 глобальная проблема: климатические изменения, вызванные деятельностью человека ( парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди)

     IY. ОБОБЩЕНИЕ, закрепление знаний

      Появился старейшина и сказал: «Что означает бусины, вы открыли тайны ?»

 

    А теперь  завяжите крепким узлом шелковый шнур и пусть этот узел никогда не развяжется, пусть эти 3 тайны будут крепко связаны в вашем ожерелье и составляют единое целое. 

Переберем наши бусины:

(отвечают дети)

     Жёлтая бусина символ связи живого и неживого.

  Пусть на одуванчик проливаются только чистые дожди, а не кислотные, ветер несет чистое дыхание, а не ядовитую пыль с заводов, почва будет питательной и плодородной

                         

    Зелёная бусина – символ связи внутри живой природы.

    Пусть всегда растут могучие дубы и другие деревья, а рядом с ними обитают различные живые существа

 

     Красная  бусина -  символ связи человека с природой.

Пусть действия человека в природе будут строго продуманы и неопасны для нее

Наденьте это ожерелье и помните о трех тайнах жизни, и о тех испытаниях , которые вы прошли.

Но главное испытание впереди , настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ними восстановить плодородие почвы, чистоту воздуха, вод разнообразие растений и животных

Восстановить те хрупкие природные связи , которые были разрушены по нашей вине. Племя должно понять – либо оно будет жить в мире и гармонии с природой , либо ему не жить вообще.

Мультфильм «Экологическая корова»

- Это может быть решением всех наших проблем?

 

КТО  МОЖЕТ РЕШИТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ?

  • ПРАВИТЕЛЬСТВА СТРАН И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ  ОРГАНИЗАЦИИ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
  • ЛИЧНО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК

-А теперь слово юристам : Какие законы защищают окружающую среду в нашей стране?

(конституция РФ, «Об охране окружающей природной среды», Конвенция о сохранении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. В стране действуют Международный союз охраны природы, Всемирный фонд охраны диких животных , Всероссийское общество охраны природы)

-Какую ответственность несут люди, нарушающие законы о защите природы7

( За нарушение в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность )

- Итак, как связаны между собой : человек, природа, общество?

  1. Подведение итогов.

Определите характер отношений по нашей теме

Человек убил дикого зверя( человек-природа)
Град побил урожай на дачном участке( природа-человек)
Человека осудили за преступление ( общество -человек)
Человек выдвинул свою кандидатуру на пост мэра( человек общество)
На Буровой вышке компании  бритиш петролиум произошла авария, и в воду вылились миллионы тонн нефти ( общество-природа).
Лесные пожары заставили пересмотреть систему работы МЧС и его финансирование ( природа-общество).
Жилец сгоревшего при лесном пожаре дома подал прошение о возмещении ему ущерба( взаимосвязь всех трёх элементов).
В прочем, всё это достаточно условно. Человек неотделим от общества, а общество - от природы.

     4. Домашнее задание №2 , РТ №1,5

.



Предварительный просмотр:

7 группа «Юристы» - подготовить материал о законах защищающих окружающую среду в нашей стране (используя Интернет, учебники)

законы

Ф.И. уч-ся, которые работали

Самооценка

Оценка капитана

Оценка учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юристы

-А теперь слово юристам : Какие законы защищают окружающую среду в нашей стране?

(конституция РФ, «Об охране окружающей природной среды», Конвенция о сохранении климата и Конвенция о биологическом разнообразии. В стране действуют Международный союз охраны природы, Всемирный фонд охраны диких животных , Всероссийское общество охраны природы)

-Какую ответственность несут люди, нарушающие законы о защите природы?

( За нарушение в сфере охраны окружающей среды и использования природных ресурсов предусмотрена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Природа (в узком смысле) - совокупность естественных условий существования человеческого общества. Ее еще можно назвать биосферой.

Слайд 5

Природа (в широком смысле) – все сущее, весь мир в многообразии его форм и проявлений (материя, универсум, Вселенная )

Слайд 7

Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли , заселённая живыми организмами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ноосфе́ра ( греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар ) — сфера разума; сфера взаимодействия общества и природы

Слайд 5

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающим их миром, между человеком и природой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 глобальная проблема –проблема исчезновения биологических видов

Слайд 3

Глобальный – касающийся всех и каждого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

2 глобальная проблема: изменения, вызванные деятельностью человека ( парниковый эффект, озоновые дыры, кислотные дожди, загрязнение нефтью морей и океанов)

Слайд 3

КТО МОЖЕТ РЕШИТЬ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ? ПРАВИТЕЛЬСТВА СТРАН И МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНО КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздаточные материалы для урока-мастерской по стихотворениям о родной природе поэтов 20 века (6 класс)

Материалы, помеченные цифрой 1, предназначены для более сильных групп учащихся, цифрой 2 - для тех, кто послабее...

Авторские дидактические материалы (рабочие листы) по истории Древней Греции. 5 класс

Материал включает в себя рабочие листы по трём темам: "Олимпийские игры в древности", "В Афинских школах и гимнасиях" и "В театре Диониса"...

Авторские дидактические материалы (рабочие листы) по истории Средних веков. 6 класс

Дидактические материалы по истории Средних веков (6 класс) включают в себя авторские рабочие листы с заданиями по темам:- "В рыцарском замке" - "В средневековом городе"...

Воздействие человека на природу 7 класс Обществознание

Воздействие человека на природу 7 класс Обществознание...

Закон на страже природы 7 класс обществознание. Урок для учащихся с ЗПР

Это не простой урок в плане подготовки со стороны учителя, но интересный....

Воздействие человека на природу 7 класс. обществознание. Подходит для учащихся с ЗПР

Часть урока 2.4 можно заменить чем-то другим, менее затратным и трудоемким....