Начинающему исследователю-ученику - о проектной деятельности
методическая разработка по теме
Работа содержит краткое изложение основ исследовательской (проектной) работы учащихся общеобразовательной школы, где представлены этапы подготовки и реализации исследовательского проекта. Особое внимание уделено структуре проектной работы, ее компонентам, даны примерные требования к исследовательской работе школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachinayushchemu_issledovatelyu_o_proektnoy_deyatelnosti.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы кафедры научно-исследовательской деятельности
с обучающимися МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги
_________________________________________________________________________
Методический комплекс по теме:
«Учебно-исследовательская деятельность школьников»
НАЧИНАЮЩЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ - О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТИ
Разработчик:
Сальникова Галина Дмитриевна, руководитель кафедры НИР, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 1
Полное наименование организации:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
Работа содержит краткое изложение основ исследовательской (проектной) работы учащихся общеобразовательной школы, где представлены этапы подготовки и реализации исследовательского проекта. Особое внимание уделено структуре проектной работы, ее компонентам, даны примерные требования к исследовательской работе школьника.
Ключевые слова: метод проектной деятельности школьников, исследовательская работа
Метод проектов
- Сущность метода - в стимулировании интереса к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки целей и задач, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.
- Проект – это совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания теоретического продукта.
Этапы подготовки и реализации проекта
- Этап ориентирования (определение направленности проекта, создание творческих групп);
- Этап разработки (определение целей, индивидуальных задач, ресурсов);
- Этап реализации ( обсуждение и выбор методов исследования, поиск информации, собственно исследование);
- Этап оформления и презентации (подготовка к защите проекта)4
- Этап защиты проекта;
- Этап проведения плана мероприятий по реализации проекта;
- Этап корректировки хода реализации проекта;
- Анализ результатов работы над проектом;
- Информирование общественности о результатах работы.
При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах:
№ | Компонент | Краткое описание компонента | Подробное описание компонента |
1 | Проблема | Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. Проблемная ситуация – это развернутая проблема. | Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях... |
2 | Тема | Тема отражает характерные черты проблемы. | Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Это «визитная карточка» исследования |
3 | Актуальность | Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. Практическая значимость | Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. В необходимости проверки новых методов и получении новых знаний. |
4 | Цель | Запланированный результат ваших исследований | Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде научной статьи, компьютерной программы, модели, макета... |
5 | Задачи | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута, это шаги по реализации цели | Определяя задачи исследования, Вы составляете план работы, её этапы: -проведение анкетирования. |
6 | Методы | Как решать задачи, проводить исследование | Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью... |
7 | Гипотеза | Предположение, требующее доказательств | Гипотеза дает возможность на основе ряда фактов сделать вывод о существовании объектов, связи или причины явлений, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным (если…., то….) |
8 | Теоретические основания | Теории, в рамках которых проводится исследование | В работе желательны ссылки, характеристика используемых теоретических источников для подготовки работы |
9 | Объект | Что исследуется? | Объект это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике, служит источником необходимой для исследователя информации. |
10 | Предмет | Как, в каком аспекте исследуется объект? Предмет исследования более конкретен | Предмет включает только те связи и отношения, которые подлежать непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования. |
11 | Выводы | Тезисное изложение результатов работы | Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них |
Метод проектов
- Сущность метода - в стимулировании интереса к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки целей и задач, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений;
- Проект – это совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания теоретического продукта.
Этапы подготовки и реализации проекта
- Этап ориентирования (определение направленности проекта, создание творческих групп);
- Этап разработки (определение целей, индивидуальных задач, ресурсов);
- Этап реализации ( обсуждение и выбор методов исследования, поиск информации, собственно исследование);
- Этап оформления и презентации (подготовка к защите проекта)4
- Этап защиты проекта;
- Этап проведения плана мероприятий по реализации проекта;
- Этап корректировки хода реализации проекта;
- Анализ результатов работы над проектом;
- Информирование общественности о результатах работы.
Использованная литература
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
- Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
- Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003 - № 3
Приложение 1
Требования к содержанию исследовательских работ обучающихся
В работе должна быть сформулирована цель исследования. Полезно выделить гипотезу исследования, для придания работе большего смысла и конкретизации предмета исследования. В ходе работы гипотеза может быть обоснованной, т.е. подкрепляться научными данными и логическими соображениями.
Необходимо сформулировать задачи исследования. Если цели означают то, чего автор хочет достичь, то задачи показывают, что он собирается делать для достижения цели.
В работе должен присутствовать обзор литературы по теме, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении и в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре ученик должен показать, что знаком с областью исследования по нескольким источникам, что он ставит новую задачу. Написание обзора литературы помогает более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время защиты.
В работе должны быть представлены собственные результаты исследования. Рабочие данные должны быть обработаны (если они важны, можно их представить в приложении). В тексте представляются необходимые данные (например, в графической форме), на основании которых сделаны интерпретации и выводы.
Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с уже имеющимися в различных источниках и проанализировать, т.е. установить связь и сформулировать тенденции, закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
Завершается работа выводами, в которых в тезисном виде излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования, являться ответом на поставленные в них вопросы.
Приложение 2
Требования к оформлению исследовательских работ школьников
Допускается только машинописный вариант текста - компьютерный набор. Текст печатают 12-м размером шрифта, с интервалом 1,5. Отступ от левого края 3 см; правый, верхний и нижний - 2 см. Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4 (размер - 210 х 297). Объем работы - 10-25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: название учебного заведения; название работы, населенного пункта; год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации.
Содержание/Оглавление - это вторая страница работы. Она также не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании/оглавлении все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница». Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими цифрами.
Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу верхнего или нижнего поля страницы.
Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение, литература, приложения) должны начинаться с новой страницы. Параграфы продолжают текст после 2 строк пробела.
После названия темы, подраздела, главы, параграфа (и таблицы, рисунка тоже) точка не ставится. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы - строчными буквами. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен пяти знакам (или 1-1,5 см). В заголовках не допускается разрыв слова. После каждого заголовка должна быть пропущено две строки (через пробел). Текст форматируется «по ширине».
Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных.
Количество источников литературы для работы не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга. Таким образом, один сборник может оказаться упоминаемым в списке литературы и 2, и 3 раза, если использованы в работе 2-3 статьи разных авторов из одного сборника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...