Начинающему исследователю-ученику - о проектной деятельности
методическая разработка по теме

Работа содержит  краткое изложение  основ исследовательской (проектной) работы учащихся  общеобразовательной школы, где представлены    этапы   подготовки и реализации исследовательского  проекта. Особое внимание уделено структуре проектной работы, ее компонентам, даны примерные требования к исследовательской работе школьника.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachinayushchemu_issledovatelyu_o_proektnoy_deyatelnosti.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы кафедры  научно-исследовательской  деятельности

с обучающимися МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги

_________________________________________________________________________

Методический комплекс по теме:

«Учебно-исследовательская деятельность школьников»

                НАЧИНАЮЩЕМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ  -   О  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОТИ

 

 Разработчик:

Сальникова Галина Дмитриевна, руководитель кафедры НИР, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 1

Полное наименование организации:  

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

         

    Работа содержит  краткое изложение  основ исследовательской (проектной) работы учащихся  общеобразовательной школы, где представлены    этапы   подготовки и реализации исследовательского  проекта. Особое внимание уделено структуре проектной работы, ее компонентам, даны примерные требования к исследовательской работе школьника.    

Ключевые слова: метод проектной деятельности школьников, исследовательская работа       

                                                       

                                                                   Метод проектов

  • Сущность метода -  в стимулировании интереса к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки целей и задач, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений.

  • Проект – это совокупность  определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания теоретического продукта.

                                               Этапы подготовки  и реализации проекта

  • Этап ориентирования (определение направленности проекта, создание творческих групп);
  • Этап разработки (определение целей, индивидуальных задач, ресурсов);
  • Этап реализации  ( обсуждение и выбор методов исследования, поиск информации, собственно исследование);
  • Этап оформления и презентации  (подготовка к защите проекта)4
  • Этап защиты проекта;
  • Этап   проведения плана мероприятий по реализации проекта;
  • Этап корректировки хода реализации проекта;
  • Анализ результатов работы над проектом;
  • Информирование общественности о результатах работы.

При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах:

Компонент

Краткое описание компонента

Подробное описание компонента 

1

Проблема

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.

Проблемная ситуация – это развернутая проблема.

Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

2

Тема

Тема  отражает характерные черты проблемы.

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. Это «визитная карточка» исследования

3

Актуальность

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

Практическая значимость

 Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. В необходимости проверки новых методов и получении новых знаний.

4

Цель

Запланированный результат ваших исследований

Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде научной статьи, компьютерной программы, модели, макета...

5

Задачи

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута, это шаги по реализации цели

Определяя задачи исследования, Вы составляете план работы, её этапы:
- изучение м анализ  литературы;
- материалы проектов других авторов ;
- интернет .архив, музеи...;

-проведение анкетирования.

6

Методы

Как решать задачи, проводить исследование

Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью...

7

Гипотеза

Предположение, требующее доказательств

 Гипотеза дает возможность на основе ряда фактов сделать вывод о существовании объектов, связи или причины явлений, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным

(если…., то….)

8

Теоретические основания

Теории, в рамках которых проводится исследование

 В работе желательны ссылки, характеристика используемых теоретических источников для подготовки работы

9

Объект

Что исследуется?

 Объект  это совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике, служит источником необходимой для исследователя информации.

10

Предмет

Как, в каком аспекте исследуется объект?

Предмет исследования более конкретен

Предмет  включает только те связи и отношения, которые подлежать непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования определяет цель и задачи самого исследования.

11

Выводы

Тезисное изложение результатов работы

Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, являться ответом на вопросы, поставленные в них

                                                           Метод проектов

  • Сущность метода -  в стимулировании интереса к обучению через организацию их самостоятельной деятельности, постановки целей и задач, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений;
  • Проект – это совокупность  определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания теоретического продукта.

                                                    Этапы подготовки  и реализации проекта

  • Этап ориентирования (определение направленности проекта, создание творческих групп);
  • Этап разработки (определение целей, индивидуальных задач, ресурсов);
  • Этап реализации  ( обсуждение и выбор методов исследования, поиск информации, собственно исследование);
  • Этап оформления и презентации  (подготовка к защите проекта)4
  • Этап защиты проекта;
  • Этап   проведения плана мероприятий по реализации проекта;
  • Этап корректировки хода реализации проекта;
  • Анализ результатов работы над проектом;
  • Информирование общественности о результатах работы.

                                                              Использованная литература

  1. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2004.
  2.  Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.
  3. Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003 - № 3

                         Приложение 1

                   Требования к содержанию  исследовательских работ обучающихся

           В работе должна быть сформулирована цель исследования. Полезно выделить гипотезу исследования, для придания работе большего смысла и конкретизации предмета исследования. В ходе работы гипотеза может быть обоснованной, т.е. подкрепляться  научными данными и логическими соображениями.

        Необходимо сформулировать задачи исследования. Если цели означают то, чего автор хочет достичь, то задачи показывают, что он собирается делать для достижения цели.

В работе должен присутствовать обзор литературы по теме, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении  и в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре ученик должен показать, что знаком с областью исследования по нескольким источникам, что он ставит новую задачу. Написание обзора литературы помогает более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время защиты.

        В работе должны быть представлены собственные результаты исследования. Рабочие данные должны быть обработаны (если они важны, можно их представить в приложении). В тексте представляются необходимые данные (например, в графической форме), на основании которых сделаны интерпретации и выводы.

 Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с уже имеющимися в различных источниках и проанализировать, т.е. установить связь и сформулировать тенденции, закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

 Завершается работа выводами, в которых в тезисном виде излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования, являться ответом на поставленные в них вопросы.

Приложение 2

Требования к  оформлению исследовательских работ школьников

Допускается только машинописный вариант текста - компьютерный набор. Текст печатают 12-м размером шрифта, с интервалом 1,5. Отступ от левого края 3 см; правый, верхний и нижний - 2 см. Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4 (размер - 210 х 297). Объем работы - 10-25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.

Титульный лист содержит следующие атрибуты:  название учебного заведения; название работы, населенного пункта; год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и  руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации.

Содержание/Оглавление - это вторая страница работы. Она также не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании/оглавлении все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница». Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими цифрами.

Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу верхнего или нижнего поля страницы.

Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение, литература, приложения) должны начинаться с новой страницы. Параграфы продолжают текст после 2 строк пробела.

После названия темы, подраздела, главы, параграфа (и таблицы, рисунка тоже) точка не ставится. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы - строчными буквами. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен пяти знакам (или 1-1,5 см). В заголовках не допускается разрыв слова. После каждого заголовка должна быть пропущено две строки (через пробел). Текст форматируется «по ширине».

Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных.

Количество источников литературы для работы не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга. Таким образом, один сборник может оказаться упоминаемым в списке литературы и 2, и 3 раза, если  использованы в работе 2-3 статьи разных авторов из одного сборника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...