Анализ работы методического объединения" Естественно - математическое образование"
статья на тему
Материал содержит анализ работы ШМО естественно - математического цикла за 2013-2014 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_mo_2014.docx | 47.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы методического объединения
« Естественно-математическое образование»
за 2013 – 2014 учебный год.
В МО « Естественно-математическое образование» входят 6 человек
№№ п/п | Ф.И.О. | Образование | Стаж | Предмет | Категория |
1. | Мищенко Вера Федоровна | высшее | 41 год | математика | высшая |
2. | Евглевская Вера Ивановна | высшее | 29 лет | математика | высшая |
3. | Кунаева Ирина Васильевна | высшее | 35 лет | химия | первая |
4. | Горохно Ольга Ильинична | высшее | 27 лет | биология, география | первая |
5. | Макова Галина Владимировна | высшее | 32 года | физика, информатика | высшая |
6. | Короткова Елена Васильевна | н/высшее | 12 лет | география | вторая |
В условиях модернизации образовательного процесса реализация целей и задач в работе учителей методического объединения естественно-математического цикла осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых. Работая в этом ключе, учителя обращали внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывали психологические особенности учащихся, обращали особое внимание на работу по схеме «учитель – ученик» в процессе решения конфликтных ситуаций и создания благоприятных условий для обеих сторон.
Тема, над которой работают учителя нашего методического объединения: «Использование современных инновационных процессов для творческого развития учащихся». На текущий год были поставлены следующие задачи:
- Повышение профессиональной компетенции учителя через совершенствование традиционных и развитие новых педагогических технологий.
- Изучение Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования.
- Обеспечение мер по повышению качества образования учащихся по предметам естественно-математического цикла.
- Углубление работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе и к ГИА в 9 классе с учётом результатов экзамена прошлого года.
- Совершенствование методов обучения и воспитания, способствующие развитию и поддержанию у учащихся интереса к предмету и стремления к успеху.
Для решения поставленных задач в 2013 – 2014 учебном году было запланировано и проведено 5 заседаний методического объединения, на которых рассматривались основные вопросы учебной деятельности, а также проходило обсуждение организационных вопросов.
В августе на организационном заседании «О новых подходах к планированию урока в условиях введения образовательных стандартов нового поколения» Евглевской В.И. был представлен анализ работы ШМО за 2012-2013 гг. и утверждён план работы МО на 2013-2014 гг. Были утверждены рабочие программы по предметам, спецкурсам, элективным курсам и факультативам. Учителя сделали анализ итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Педагогов ознакомили с изменениями в КИМах ЕГЭ в 2014 году.
Ноябрьское заседание прошло в форме круглого стола на тему: «Развитие познавательного интереса учащихся во внеклассной деятельности», на котором были рассмотрены следующие вопросы:
1. «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса учащихся» (Евглевская В.И.)
2. «Активизация познавательного интереса учащихся во внеурочной деятельности» (Кунаева И.В.)
3. Анализ диагностических срезов на начало учебного года (Евглевская В.И.)
В январе заседание прошло в форме теоретического семинара на тему «Роль школьного методического объединения в формировании ценностной культуры учебно-воспитательного процесса». Своим опытом поделилась Горохно О.И. «Использование современных педагогических технологий - одна из форм повышение педагогического мастерства». О стандартах нового поколения в предметах естественно-математического цикла рассказала Евглевская В.И.
Педагоги проанализировали промежуточные контрольные работы за 1-ое полугодие 2013-2014 учебного года и обсудили вопросы подготовки к итоговой аттестации.
Мартовское заседание МО прошло по теме «Развитие самостоятельности при реализации компетентного подхода в обучении предметов ЕМЦ», на котором педагоги представили презентации своих уроков, методических находок и приёмов:
1. Вопросы теории и практики в проблеме контроля и самоконтроля в обучении (Евглевская В.И.)
2. Организация самостоятельной работы на уроках информатики с применением ИКТ (Макова Г.В.)
3. Новые подходы к контрольно – оценочной деятельности на уроках математики в свете ФГОС (Мищенко В.Ф.)
Также анализировалась готовность учащихся к государственной итоговой аттестации.
На майском заседании был представлен отчет о результатах работы МО учителей предметников, анализ работы МО за 2013-2014 учебный год, а также проведён анализ итоговых контрольных работ.
Вопросы, вынесенные на заседания ШМО, позволили учителям расширить и углубить свои знания в области педагогики и методики преподавания, подробнее изучить опыт своих коллег, пополнить свою методическую копилку.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются: постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Каждый учитель в течение года продолжил работу над темой по самообразованию
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Тема самообразования |
1. | Горохно О.И. | Использование ИКТ в преподавании биологии и географии |
2. | Евглевская В.И. | Здоровьесберегающие технологии в преподавании математики |
3. | Короткова Е.В. | Использование ИКТ в преподавании географии |
4. | Кунаева И.В. | Использование тестового контроля как средство повышения качества знаний |
5. | Макова Г.В. | Проектная деятельность учащихся как основа их саморазвития на уроках физики |
6. | Мищенко В.Ф. | Формирование математических компетенций для подготовки к ГИА |
Все учителя выполнили намеченный на начало учебного года план по самообразованию. На протяжении учебного года учителя давали открытые уроки с использованием ИКТ, для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям по предмету использовались учебные диски, Интернет- ресурсы.
Учителя МО выезжают в другие школы района для участия в семинарах, где знакомятся с инновационными методиками преподавания предметов. В этом учебном году Евглевская В.И., Макова Г.В., Горохно О.И. прошли повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «ФГОС основной школы как условие совершенствования качества образования в современной школе». Евглевская В.И., Макова Г.В., Горохно О.И., Кунаева И.В. участвовали в работе вебинаров «Подготовка к ЕГЭ". Евглевская В.И. и Макова Г.В. были аттестованы на высшую квалификационную категорию, Кунаева И.В. на первую, Короткова Е.В. на вторую квалификационную категорию. Педагоги активно участвуют в мероприятиях различного уровня.
№ п/п | Ф. И. О. учителя | Мероприятие |
1. | Горохно О.И. | Районный этап конкурса «Созвездие». Международная педагогическая олимпиада «Современное образование: от теории к практике». Мастер-класс «Пять шагов навстречу Wiki». |
2. | Евглевская В.И. | Краевой семинар «Современные подходы к обучению математике в условиях внедрения ФГОС». Проект интернет-портала ProШколу.ru «Источник знаний». |
3. | Кунаева И.В. | Организатор ГИА и ЕГЭ. |
4. | Макова Г.В. | Председатель жюри районного этапа Всероссийской олимпиады школьников по физике. Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку урока. Краевой конкурс среди уполномоченных по правам ребёнка. |
Одним из главных предметов обсуждения в МО является диагностика успеваемости и результаты срезов знаний. Систематически проводился мониторинг знаний по предметам, а в конце года - итоговый мониторинг. Эта работа имеет для нас огромное значение, т. к. наши выпускники сдают экзамен в формате ЕГЭ. Анализ результатов мониторинга позволяет каждому учителю вовремя выявить проблемы и внести коррективы в свою работу.
Сравнительная таблица результативности итоговых контрольных работ выглядит следующим образом
Класс | Математика | Информатика | География | Физика | Химия | Биология | В среднем | ||||||||
обучен | качест | обучен | качест | обучен | качест | обучен | качест | обучен | качест | обучен | качес | обучен | качес | ||
2012-2013 учебный год | |||||||||||||||
5 | 100 | 80 | 100 | 83 | 100 | 82 | |||||||||
6 | 82 | 55 | 100 | 82 | 100 | 91 | 82 | 45 | 91 | 68 | |||||
7 | 78 | 50 | 100 | 78 | 100 | 78 | 86 | 38 | 75 | 75 | 88 | 64 | |||
8 | 100 | 64 | 100 | 93 | 79 | 72 | 93 | 36 | 86 | 64 | 85 | 54 | 91 | 64 | |
9 | 89 | 56 | 90 | 50 | 80 | 60 | 90 | 40 | 90 | 60 | 100 | 60 | 90 | 56 | |
10 | 75 | 50 | 100 | 100 | 75 | 50 | 75 | 50 | 100 | 100 | 100 | 75 | 88 | 71 | |
11 | 80 | 50 | 100 | 100 | 90 | 70 | 91 | 55 | 90 | 40 | 100 | 60 | 92 | 63 | |
86 | 58 | 99 | 84 | 81 | 70 | 87 | 44 | 92 | 66 | 90 | 62 | 91 | 67 | ||
2013-2014 учебный год | |||||||||||||||
5 | 100 | 78 | 88 | 63 | 94 | 70 | |||||||||
6 | 100 | 83 | 83 | 50 | 100 | 83 | 83 | 66 | 92 | 71 | |||||
7 | 92 | 55 | 72 | 36 | 100 | 91 | 73 | 36 | 70 | 60 | 81 | 56 | |||
8 | 100 | 75 | 88 | 38 | 100 | 75 | 88 | 38 | 100 | 43 | 71 | 43 | 91 | 52 | |
9 | 83 | 50 | 92 | 62 | 77 | 46 | 85 | 46 | 85 | 54 | 92 | 31 | 86 | 48 | |
10 | 100 | 83 | 100 | 67 | 100 | 67 | 83 | 67 | 100 | 67 | 83 | 67 | 94 | 75 | |
11 | 75 | 50 | 100 | 75 | 100 | 50 | 100 | 75 | 100 | 50 | 100 | 50 | 96 | 58 | |
93 | 68 | 89 | 56 | 91 | 69 | 89 | 52 | 96 | 56 | 83 | 53 | 90 | 76 |
Из этой таблицы видно, что повысились результаты по математике, физике, географии, произошло снижение результатов по информатике, химии, биологии. Для того, чтобы предупредить снижение результатов обучения учителям – предметникам необходимо активизировать работу со слабоуспевающими учащимися:
- в начале года определить фактический уровень знаний слабоуспевающих по итогам входного контроля;
- выявить пробелы в знаниях учеников, которые требуют быстрой ликвидации;
- давать задания по ликвидации пробелов в знаниях,
- вести мониторинг успеваемости по итогам письменных работ, выполнение работы над ошибками после каждой работы
- прослеживать динамику успеваемости по результатам индивидуальной работы.
Вести работу по выявлению способных учащихся, развитию их творческого потенциала, стимулировать творческую деятельность учащихся, активизировать работу с детьми, проявляющими интерес к предмету.
Особое внимание было уделено подготовке учащихся к сдаче экзаменов в 9 классе в форме ОГЭ и в 11 классе к сдаче ЕГЭ по математике, так как другие предметы не были выбраны. Учащиеся и их родители были ознакомлены с основными положениями по проведению и проверке экзаменационных работ. В течение всего учебного года с учетом дифференцированного подхода проводились консультации и велась индивидуальная работа по подготовке к итоговой аттестации. Евглевская В.И. использовала материалы МИОО системы СТАТГРАД, открытый банк заданий ФИПИ, обучающие системы Д. Гущина «Решу ЕГЭ», «Сдам ГИА».
Результаты ГИА по математике в 9 классе
Учебный год | Обученность | Качество знаний | ||||
2011- 2012 | 100% | 50% | ||||
Математика | Алгебра | Геометрия | Математика | Алгебра | Геометрия | |
2012- 2013 | 100% | 100% | 100% | 100% | 70% | 60% |
2013- 2014 | 100% | 100% | 100% | 14% | 28% | 14% |
Из этой таблицы видно, что в этом году получен самый низкий результат. Результаты экзамена показывают, что базовая математическая подготовка, составляющая основу общего образования, у учащихся сформирована. Для повышения качества знаний необходимо вести индивидуальную работу с учащимися, углублять изучаемый материал на элективных курсах и факультативах.
Результаты ЕГЭ в 11 классе
Учебный год | Средний балл | Ниже минимального порога | 24 - 44 балла | 45 - 60 баллов | Более 60 баллов | ||||
2011/2012 | 47,6 | - | 0% | 4 чел | 40 % | 6 чел | 60 % | - | 0% |
2012/2013 | 45.8 | - | 0% | 6 чел | 55 % | 5 чел | 45 % | - | 0% |
2013/2014 | 30.8 | 1чел | 25% | 2 чел | 50 % | 1 чел | 25% | - | 0% |
Из этой таблицы видно, что в этом году получен самый низкий результат. Это объясняется объективными причинами:
- уровень математической подготовки этого класса значительно ниже по сравнению с предыдущими классами;
-в этом году экзамен проходил в более жёстком режиме.
Выводы:
- при подготовке к ЕГЭ создать условия для овладения базовыми знаниями всеми учащимися класса;
- вести дифференцированную работу с учащимися с учётом их способностей;
- наладить тесную связь с родителями учащихся: своевременно знакомить их с ходом подготовки к ЕГЭ, информировать о результатах диагностических и тренировочных работ.
Учителя вели активную внеклассную работу. Подготовка и проведение различных внеклассных мероприятий по предметам расширяет и углубляет знания учащихся, развивает их познавательную активность, обеспечивает возможность применения знаний на практике, развивает творческие способности, познавательную деятельность, логическое мышление и формирует профессиональный интерес. Через совместное творчество перед учащимися раскрываются возможности самореализации и самовыражения, обеспечивается развитие потенциальных возможностей. Использование занимательных опытов и заданий и игровых конкурсов оживляет работу по предмету, создаёт атмосферу праздничности и эмоционального настроя, повышает интерес к предмету. Традиционными видами работы МО являются предметные недели, которые проходили организованно и результативно, на высоком научно-методическом уровне. Наиболее интересными были викторина «Наш край Ставрополье», конкурс поделок из природного материала (Горохно О.И.), ролевая игра «Суд над никотином», физико-химический КВН (Кунаева И.В.), игра «Найди фарватер», физический хоккей (Макова Г.В.). При проведении предметных недель соблюдалась преемственность между ступенями обучения. Все учителя планировали мероприятия с участием начальных классов.
Комплексно решить задачи, стоящие перед МО, помогает использование в полном объеме регионального и школьного компонентов учебного плана, реализующих вариативность содержания образования предметов естественно-математического цикла. В этом учебном году учителя продолжают вести элективные курсы и спецкурсы, факультативы, что способствует развитию способностей учащихся.
№ п/п | Название | Класс | ФИО учителя | ||
Спецкурсы | |||||
1 | Элементарная математика в ЕГЭ | 10 | Евглевская В.И. | ||
2 | Уравнения и неравенства с параметрами | 11 | Евглевская В.И. | ||
3 | Физика и экология | 8 | Макова Г.В. | ||
4 | Физика в задачах | 10 | Макова Г.В. | ||
5 | Методы решения задач по физике | 11 | Макова Г.В. | ||
6 | Организм человека | 11 | Горохно О.И. | ||
7 | Экология животных | 7 | Горохно О.И. | ||
8 | Изучение органической химии | 10 | Кунаева И.В. | ||
Факультативы | |||||
1 | Основы экологии и охрана природы | 10 | Короткова Е.В. | ||
Элективные курсы | |||||
1 | Решение расчётных задач по химии | 8 | Кунаева И.В. | ||
2 | Химия окружающей среды | 11 | Кунаева И.В. | ||
3 | Неравенства и их применение | 11 | Евглевская В.И. |
Учителями – предметниками ведётся работа с сильными детьми, через привлечение их к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
№ п/п | Название | Предмет | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников | Математика | Чернова Т.- 3 место в районе |
2 | Краевая многопредметная дистанционная олимпиада «Интеллект» | Математика | Василенко И.- 2 место в районе Шишкина И., Арутюнян Э., Уварова Е.- 3 место в районе |
Химия | Василенко И.- 3 место в крае Короткова М., Чернова Т., Шишкина И.- 2 место в районе Иванов М., Моисеенко Д.- 3 место в районе | ||
3 | Общероссийский конкурс логического мышления | Математика | Кузнецов Г., Арутюнян М.- дипломы экспертов |
4 | Всероссийский «Молодёжный чемпионат по математике» | Математика | Переверзев Р.- диплом регионального победителя |
5 | Общероссийская предметная олимпиада Олимпус | Математика, биология, география | Дипломы участия |
6 | Международный математический конкурс «Кенгуру» | Математика | Переверзев Р., Дукоян Т., Короткова М.- 1 место в районе |
7 | Интернет-конкурс «КИТ» | Информатика | Дипломы участия |
8 | Интернет-конкурс «Удивительный мир физики» | Физика | Дипломы участия |
9 | Дистанционная эколого-биологическая олимпиада | Биология | Сертификаты участия |
10 | Международный дистанционный конкурс проекта «Новый урок» | Биология | Сертификаты участия |
11 | Интернет-проекты «Дерево дружбы», «Кольцо дружбы» | Биология, экология | Сертификаты участия |
Учащиеся под руководством Маковой Г.В. в течение нескольких лет занимаются исследовательской деятельностью. В этом году Балакирев В. принял участие в районном конкурсе «Таланты 21 века» и занял 3-е место.
Предметное методическое объединение учителей как форма коллективной работы предполагает объединение учителей для достижения целей и задач, стоящих перед системой народного образования в условиях модернизации в целом и перед каждым учителем конкретно: обмен опытом работы по учебно-методическим комплексам, обсуждение наиболее творческих находок в области форм и средств обучения, применение новых технологий, аттестация, повышение квалификации и другие актуальные аспекты работы.
Несмотря на то, что на выполнение поставленных на этот учебный год задач была направлена деятельность всех учителей МО, всё же есть отдельные недостатки и упущения в работе по развитию мотивации учебной деятельности учащихся. Не всегда удаётся добиваться от учащихся необходимого прилежания в учёбе и творческого подхода в решении проблемных задач. Работа по обеспечению усвоения знаний, умений и навыков в необходимом объёме всеми учащимися через более рациональное построение урока и дифференциацию его содержания с учётом реальных способностей и возможностей учащихся будет продолжена в следующем учебном году.
Для повышения уровня знаний учащихся выпускных классов усилить и систематизировать зачѐтную форму работы, проводить поэлементный анализ школьного пробного ЕГЭ, с учѐтом результатов которого строить дальнейшую учебную работу, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками. На уроках проводить контрольные работы по материалам и в форме ЕГЭ. Начиная с 5-х классов проводить контроль в форме тестов.
К сожалению, результаты муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников весьма скромные. Поэтому при подготовке школьников к олимпиаде необходимо значительно глубже рассматривать изучаемый в школе материал, выходить на уровень высшей школы, знакомиться с терминологией, учиться применять знания для решения практических задач. Обратить внимание на вопросы интегративного характера. Развивать логические операции и процессы теоретического мышления, такие как анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизации, умение делать умозаключение на основе имеющихся суждений, использовать процессы индукции и дедукции при определении правильности суждений. Больше внимания обратить на практическую подготовку учащихся, на применение знаний в практической деятельности.
Задачи методического объединения
на 2013- 2014 учебный год.
Цель:
повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности.
Задачи:
- Повышать теоретическое, методическое и профессиональное мастерство учителя.
- Продолжить работу по повышению качества образования через использование ИК – технологий, стимулирующих активность учащихся, раскрывающих творческий потенциал личности ребенка.
- Продолжить работу по повышению качества обучения через совершенствование системы личностно ориентированного обучения: создания ситуации успеха для каждого ученика, развитие у учащихся познавательной компетентности самостоятельно приобретать и усваивать знания.
- Углубить работу по подготовке учащихся 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2012 - 2013 год.
Методическое объединение работало над темой "Повышение качества образования через использование новых современных технологий и ИКТ"...
Анализ работы ШМО физико-математического цикла за 2012-2013 учебный год
Материал предназначен для руководителей ШМО....
План работы, протоколы, анализ работы ШМО естественно-математического цикла.
Планы работы, протоколы, анализы работы ШМО ....
Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год.
Анализ работы методического объединения естественно-математического цикла за 2014-2015 учебный год....
Анализ работы методического объединения естественно - математического цикла за 2015 - 2016 учебный год
Анализь работы МО ЕМЦ...
Анализ работы методического объединения учителей естественно-математического цикла
Данный анализ составлен по итогам работы за 2018-2019 учебный год...
Анализ работы методического объединения специалистов дошкольного образования КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат» за 2021 – 2022 учебный год
Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ...