Анализ работы ШМО физико-математического цикла за 2012-2013 учебный год
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 13
Анализ работы интегрированного школьного
методического объединения учителей
физико-математического цикла
за 2012 - 2013 учебный год.
В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, происходит смещение усилий с усвоения знаний на формирование компетентностей, акцент переносится на личностно-ориентированное обучение. Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Учебная деятельность учащихся в значительной мере сосредоточена на уроке. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.
Вот поэтому методической темой ШМО физико-математического цикла в этом учебном году стала тема «Использование ИКТ на уроках математики, физики, информатики» и соответственно поставлены задачи:
1.Изучение нормативных документов, касающихся организации учебного процесса.
2.Дальнейшее внедрение ИКТ на уроках математики, физики, информатики.
3.Работа с Единой Коллекцией Цифровых Образовательных ресурсов, создание школьной коллекции.
4.Углубление знаний учителей по вопросам педагогики, теории предмета, психологии.
5.Анализ состояния преподавания предметов, результатов подготовки учащихся и сдачи ГИА и ЕГЭ.
Но в процессе работы в связи с внедрением ФГОС ООО на обсуждение были вынесены и вопросы, касающиеся новых Стандартов.
ИШМО физико-математического цикла состоит из 6 членов: 3 учителя математики, один учитель физики и два учителя информатики (см. приложение).
Повышение квалификации в этом учебном году проходило за счёт обучения в творческих группах района, на различных курсах ПК и взаимопосещения уроков. По сравнению с прошлым годом работа по повышению квалификации проходила менее активно (см. приложение). Данная система повышения квалификации позволила повысить профессиональный уровень учителей: Кустаревой М.И, Дёминой Г.А. и Бовт Л.В.районные семинары по подготовке к ГИА и ЕГЭ помогли в подготовке к итоговой аттестации по математике и физике и в работе с хорошо успевающими детьми.
Большая работа проводилась учителями по темам самообразования: учителяКустарёва М.И., Бовт Л.В., Дёмина Г. А. и Соловей Д.И. разработали планработы по темам самообразования и пути их реализации на уроках и во внеурочной деятельности. На уроках информатики учителя Соловей Д.И. дети используют подготовленные дома материалы для выполнения лабораторных и практических работ как по одному, так и в группах. Во внеурочной деятельности по информатике дети учатся разбираться в информационных потоках и находить нужную информацию быстро. В своей работе Соловей Д.И. широко использует он-лайн тестирование с разбором
неполучившихся заданий на компьютере, просмотр он-лайн уроков.
Кустарёва М.И. закончила курсы на базе ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)»,
широко применяет на уроках работу с проектором, продолжает применять в работе лекционно- семинарскую систему с применением опор, постоянно совершенствуя её. Данная система работы была представлена педагогом в рамках обмена опытом работы на муниципальном семинаре учителей математики. К урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Кустарева М.И. предлагает учащимся выполнить проектные и творческие работы.
Учитель физики Дёмина Г.А. в своей работе также широко использует возможности компьютера, при использовании адаптированных к нему дополнительных технологий: программных продуктов, Интернета, сетевого и демонстрационного оборудования составляет материальную базу информационно-коммуникативных технологий. Учащиеся с помощью интернет-ресурсов, книги «Биофизика», журнала «Наука и жизнь» готовят сообщение о жизнедеятельности учёных, интересных фактах из физики, по применению физики в животном мире, технике и медицине. Во внеурочной деятельности на элективных курсах и групповых заданиях учащиеся защищают проекты, посвящённые жизнедеятельности различных учёных.
На заседании ШМО Дёмина Г.А представила свой опыт работы по теме « Применение ИКТ при подготовке к ГИА и ЕГЭ»
Бовт Л.В. в этом учебном году успешно прошла аттестацию на 1 квлификационную категорию.
Все учителя ШМО практикуют раздачу учащимся адресов информационных сайтов при подготовке домашних и контрольных работ, к ГИА и ЕГЭ, проводят обучение поиска информации по интернету, а также использования справочной литературы, работу с учебником и печатными изданиями, применяют в работе контрольные работы в новом формате в виде тестов. Огромную помощь учащимся оказывает сайт Internet.Urok.ru , на котором представлены не только видеоуроки по многим темам, но и уроки-повторения крупных тем программы и разборы демовариантов ГИА и ЕГЭ. Свою работу по темам самообразования учителя представили в виде творческого отчёта на заседаниях ШМО (см. приложение).
Одним из факторов, стимулирующих труд педагогов, является материально-техническая база кабинетов. С оснащением кабинетов физики, математики и информатики открылись новые перспективы к подходу в обучении данных дисциплин. Но это в свою очередь выдвигает новые требования к профессиональной подготовке учителя, чему уделялось особое внимание в этом году. Наглядные пособия, дидактический, раздаточный и иллюстративный материал пополняются самими учителями, а рабочие тетради и тесты приобретаются за счет родителей учащихся.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптималь-ных режимов применения технических средств обучения и, в том числе, ИКТ.
Учитывая то, что в кабинетах математики и физики всего одно автоматизированное рабочее место учителя, и не все ученики имеют доступ к ПЭВМ вне школы, вследствие этого, отсутствуют возможности привлече-ния к работе с ИКТ учащихся всего класса — потенциал ИКТ используется лишь частично.
Все учителя ШМО принимали участие в школьном семинаре «Современные образовательные технологии как фактор совершенствования форм и методов учебно – воспитательного процесса», в работе теоретического семинара «Нормативно-правовая база и методические рекомендации по вопросу аттестации», круглом столе «ФГОС ООО: требования к структуре образовательной программы», семинаре «ФГОС: цели и задачи основного общего образования. Компетентностный подход»
В 2012 – 2013 уч.году было проведено 5 тематических заседаний ИШМО:
Заседание №1
1. Актуальные проблемы образования
( обсуждение нормативных документов по ФГОС).
2. Утверждение рабочих программ, элективных курсов, групповых занятий, кружков учителей методического объединения
3. Исследование оценки образовательных достижений учащихся.
4. Применение ИКТ при подготовке к ГИА и ЕГЭ
5. Итоги ЕГЭ и ГИА за 2012 год
Заседание №2
1.Утверждение плана работы ШМО учителей математики, физики, информатики на 2012 - 2013 учебный год.
2. Групповые и индивидуальные формы развивающего обучения.
3. Проведение стартового контроля и анализа адаптации учащихся 5-х классов в системе обучения и требований в основной школе.
4. Подготовка и проведение Первого (школьного) этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике и физике
5.Обсуждение и утверждение плана проведения Неделей математики и физики
Заседание №3
1. Подведение итогов обучения в 1 триместре.
2. Как на уроке математики развивать исследовательские умения.
3. Возрастные особенности одаренности.
Заседание №4
1. Организация консультаций для выпускников по итоговой аттестации.
2.Проведение среза знаний в 9, 11 классах.
3. Могут ли оценки служить показателем качества знаний работы учителя.
4. Итоги работы за 1 полугодие.
5. Семинар «Системно-деятельностный подход в изучении математики»
Заседание №5
1. Интерактивная доска на уроках информатики
2. Проведение предэкзаменационных работ.
3. Отчёты учителей ШМО по темам самообразования в 2012 – 2013 учебном году
4. Работа с Единой Коллекцией Цифровых Образовательных курсов, создание школьной коллекции. 5.Анализы диагностических и тренировочных работ
Учителя Кустарёва М.И.Бовт Л.В., Максимова В.Е., Соловей Д.И. и Дёмина Г.А. в течение года, используя материалы фестиваля «Открытый урок» издательства «Первое сентября», Интернет-ресурсы и материалы других методических источников, внедряли достижения педагогической науки в практику преподавания. Для формирования творческой атмосферы в коллективе проводились различные конкурсы-смотры методических разработок, обмен опытом работы, творческие отчеты по темам самообразования.
Для привития интереса к предмету в 9 классах успешно работал математический кружок «Математические чудеса и тайны» ( учителя КустарёвА М.И., Бовт Л.В..). Индивидуально-групповые занятия в 11 классе по физике помогали глубже изучить материал. Кроме того в 5-8 классах проводились групповые занятия по математике, которые позволили дифференцировать работу с учащимися, а в 10, 11 классах – элективные курсы. В течение года были проведены по математике и физике все тренировочные и диагностические работы в системе СТАТ-ГРАД.
Педагогическими затруднениями по информатике являются отсутствие учебников и сложность в разработке и проведении лабораторных работ. По математике такими затруднениями является работа с родителями слабоуспевающих учащихся, а также снижение интереса к обучению многих ребят.
Учителями осваиваются здоровьесберегающие, мультимедийные технологии, технологии проектного обучения и информационно-коммуникативные технологии.
Большое значение для роста методического мастерства учителей-предметников имеет участие в общероссийском проекте «Школа цифрового века» Издательского дома «Первое сентября».
Для успешного осуществления всеобщего образования детей необходимо улучшить материально-техническое обеспечение кабинетов математики новыми мультимедийными и компьютерными средствами. Это позволит вывести преподавание математики на современный уровень.
С целью прослеживания уровня повышения (понижения) математической подготовки одного класса в течение учебного года в 5-х,6-х и 8-х классах по математике и в 11 классах по физике был осуществлён стартовый, промежуточный и итоговый контроль (см. Приложение).
В этом году проводилась работа с одаренными детьми. Всеми учителями использовались дополнительные задания, обеспечение дополнительной литературой этих учащихся, обмен интернет-информацией, электронными литературными научными источниками, проводилась работа по проектной деятельности, индивидуальная подготовка к олимпиадам и предметным неделям. Кроме того, многие учащиеся школы приняли участие в международном конкурсе «Кенгуру».
Улучшилась работа со слабоуспевающими учащимися. Для ликвидации пробелов в ЗУН учащихся, предупреждению ошибок и организации самостоятельной работы учащихся над ошибками учителями Кустарёвой М.И., Максимовой В.Е. и Дёминой Г.А. используются индивидуальные задания на уроках, проводятся дополнительные занятия и консультации, бригадные и парные методы работы. На заседаниях ШМО учителя постоянно обмениваются опытом работы со слабоуспевающими учащимися и вырабатывают общий подход в работе с этими детьми.
Слабыми сторонами работы ИШМО считаю пассивное отношение некоторых педагогов к совершенствованию качества преподавания, приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса, отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации обучения детей с девиантным поведением и неэффективная работа с мотивированными учащимися, а также игнорирование участия членов ИШМО в конкурсах и семинарах муниципального и регионального уровня.
В течение учебного года проводилась внеклассная работа по предметам. По математике, информатике и физике были проведены школьные олимпиады и прошли Недели математики и физики, в проведение которых были вовлечены учащиеся начальной школы.
Учебные программы по физике, математике и информатике выполнены полностью.
Отношения между членами ИШМО строятся на взаимопомощи, взаимоуважении и доброжелательности.
По итогам методической работы следует заключить, что методическая тема, по которой работало ИШМО, выполнена полностью. Уровень деятельности объединения – оптимальный.
ПРИЛОЖЕНИЯ К АНАЛИЗУ РАБОТЫ ИШМО
- АНАЛИЗ КАДРОВ
- Возраст
Всего | Возраст | ||||
до 20 лет | 20 – 30 лет | 30 – 40 лет | 40 – 50 лет | 50 лет и старше | |
5 | - | 2 | - | 1 | 3 |
- Образование
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Преподаваем. предмет в ОУ | Какое учебное заведение окончил | Факультет | Год оконча ния | Квалифика ция по диплому |
1 | Кустарёва М.И. | математика | Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской | математики | 1981 | математика |
2 | Соловей Д.И. | информатикагеография | Московская государственная геолого-разведовательная академия им. С.Орджоникидзе | Геолого-разведочный | 2000 | Горный инженер |
3 | Максимова В.Е. | математика | Тернопольский пед институт | математики | 1972 | математика |
4 | Дёмина Г.А. | физика | Горьковский государственный педагогический институт им. М.А. Горького | физико-математический | 1967 | преподаватель физики и звание учителя средней школы |
5
| Бовт Л.В. | математика | Ферганский Государственный педагогический университет | Математика и информатика | 1992 | Учитель математики и ИКТ |
- Педстаж
Всего | Педстаж | ||||||
до 5 лет | 6 – 10 лет | 11-15 лет | 16-20 лет | 21-25 лет | 26-30 лет | более 30 лет | |
4 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | 2 |
- Квалификационная категория
Всего | Категория, разряд | ||||||
высшая | первая | вторая | |||||
5 | 3 | 1 | 1 | - |
- Повышение квалификации
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Повышение квалификации | |||||
2007/08 уч.год | 2008/09 уч.год | 2009/10 уч. год | 2010-11 уч.год | 2011-12 уч.год | 2012-13 уч.год | ||
1 | Кустарёва М.И. | «Геометрия на профильном уровне», «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики», Дистанционные курсы при Педагогическом университете 1 сент. | «Реализация федерального компонента Госстандарта ОО по математике в условиях профильного обучен.» ГОУ Педагогической академии | - | «Методика применения средств информационных технологий при обучении математике», ПАПО | «Решение текстовых задач в 5-9 классах (издат. 1 сентяб.) | «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности учителя математики (в условиях реализации ФГОС)», ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления» |
2 | Соловей Д.И. | - | - | - | «Использование современных компьютерных и программных средств в образовании и воспитании учащихся», ГОУ Педагогической академии | «Человек и общество», «Электронные образовательные ресурсы на уроке» (ПАПО) | |
3 | Максимова В.Е. | «Геометрия на профильном уровне», «Уравнения и неравенства в школьном курсе математики», Дистанционные курсы при Педагогическом университете - | «Реализация федерального компонента Госстандарта ОО по математике в условиях профильного обучен.» ГОУ Педагогической академии | - | - | ||
4 | Дёмина Г.А. | «Предпрофильная подготовка и профильное обучение по физике в ОУ», Педагогическое отделение последипломного образования. «Информационные технологии в деятельности учителя предметника», МГОУ | - | - | - | ||
5 | Бовт Л.В. | «Методика применения средств информационных технологий при обучении математике», ПАПО | «Актуальные проблемы при применении ФГОС в обучении математики» (ПАПО) |
1.6 Аттестация
№ п/п | Ф.И.О. педагога | Аттестация | |||||
2008/09уч.год | 2009-2010уч.год | 2010-2011уч.год | 2011- 2012 уч | 2012-2013 | 2013-2014 | ||
1 | Кустарёва М.И. | + | - | - | + | ||
2 | Максимова В.Е. | + | - | - | + | ||
3 | Дёмина Г.А. | - | - | + | - | ||
4 | Соловей Д.И. | - | - | - | - | ||
5 | Бовт Л.В. | - | - | - | - | + | |
2. Сведения о темах самообразования ШМО учителей физико-математического цикла (физики, математики, информатики)
на 2012-2013 учебный год
Ф.И.О. учителя | Тема самообразования | Цели | Задачи | Реализация | Форма отчёта |
Кустарева М.И. | Информационные и компьютерные технологии в системе личностно-ориентированного обучения | Изучение нормативных документов, связанных с введением ФГОС второго поколения; использование системно–деятельностного подхода при формировании ЗУН и УУД на каждом этапе урока и во внеурочной деятельности; | Разработка и ввод в учебно-воспитательный процесс системы мониторинга, оценки и самооценки знаний и сформированности УД и УУД; изучение, систематизация и использование в своей практике приёмов формирования УУД; разрабатывать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках темы по самообразованию | Открытый урок для членов ШМО | Выступление на ШМО (май) |
Бовт Л.В. | Система подготовки к итоговой аттестации на уроках математики, реализующая разноуровневый подход и учет индивидуальных достижений учащихся. | Подготовка учащихся к итоговой аттестации | Разработка дифференцированной системы подготовки к аттестации | Открытый урок | Выступление на ШМО (май) |
Максимова В.Е. | Технология личностно – ориентированного обучения на уроках математики. | Повышение качества преподаваемого предмета | формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности | Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы); комплекта раздаточного материала по предмету | Обмен опытом на ШМО (февраль) |
Дёмина Г.А. | Развитие УУД на уроках физики в рамках введения ФГОС | Разработка новых методов и форм проведения современного урока по физике в условиях ФГОС | 1.Разделение содержания учебного материала на два уровня 2.Совершенствование проектной деятельности в рамках развития УУД | Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой проблеме | Выступление на ШМО (март) |
Соловей Д.И. | Создание и использование ЦОР на уроках информатики. | Повышение качества преподаваемого предмета | Создание собственной коллекции ЦОР | Проекты | Выступление на пед. совете. |
- СИСТЕМА РАБОТЫ ШМО
Мероприятие | Запланировано (количество) | Выполнено | Причины невыполнения | Примечания | |
количество | % | ||||
Заседания ИШМО | 5 | 5 | 100 | ||
Круглые столы | 3 | 3 | 100 | ||
Дискуссионные клубы | 2 | 2 | 100 | ||
Творческие отчеты | 5 | 5 | 100 | ||
Презентации | 2 | 2 | 100 | ||
Конкурсы «Учитель – учителю» | 2 | 2 | 100 |
Руководитель ШМО Кустарёва М.И
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2012 - 2013 учебный год
Тематика заседаний Ш МО...
План работы методического объединения гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
План включает в себя 11 заседаний МО, на которых будут рассматриваться различные вопросы, например,* утверждение УМК по предметам гуманитарного цикла, * анализ (программно-методического обе...
План работы МО учителей гуманитарного цикла на 2012-2013 учебный год
Планирование работы МО осуществляется на основе анализа работы за истекший период....
Анализ работы МО учителей гуманитарного цикла за 2012/2013 учебный год
Данный материал включает анализ работы МО за 2012/2013 учебный год, план работы на 2013/2014учебный год....
Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 уч. год
Анализ методической работы ШМО естественно-гуманитарного цикла за 2012-2013 уч. год...
Анализ МО учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год
Анализ работы МО естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год...
Анализ МО учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год
Анализ работы МО естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год...