Статья "Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы"
статья на тему

В данной статье рассмотрена проектная деятельность студентов на занятиях русского языка и литературы через работу в малых группах. Интересна будет начинающим преподавателям и не имеющим большого опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektnaya_deyatelnost.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Грехова Татьяна Валерьевна,

преподаватель

ГБОУ СПО «Сахалинского

 промышленно-экономического техникума»

Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы

«Образование — это индустрия, направленная в будущее»»

С.П. Капица

“Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться” [2, с.12] Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.

Проектное обучение – это “путь замысла или способ планирования”. Поэтому преподавателю важно развить способности студента к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь студенту в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате преподаватель  должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.

В литературе определены при работе над проектом шесть стадий [2, с.23]. Схематично это выглядит так:

Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти и многие другие вопросы волнуют меня как  преподавателя русского языка и литературы.

Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока предполагает, что  студенты имеют опыт квазиисследования. Но результаты диагностики также показывают, что у  учащихся не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение студентов в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что студенты  будут затрудняться

  • намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  • искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • осуществлять и аргументировать выбор;
  • предусматривать последствия выбора;
  • действовать самостоятельно (без подсказки);
  • сравнивать полученное с требуемым;
  • корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
  • объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.

Здесь много трудностей и нерешенных проблем, которые отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.

Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.

Например, при повторении курса русского языка студентка 3 курса,гр ОД-1001 Анна С. взяла тему “Орфография”. Проблемой для нее явилась систематизация материала. Чтобы найти для себя точку отсчета, она проанализировала несколько научно-популярных текстов (Русский язык. “Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы” М. Дрофа”,2012г.). Проследив за проявлением “ошибкоопасных” мест, пришла к выводу, что наиболее часто повторяющаяся орфограмма – гласная. Затем проверила частотность употребления гласной в значимых частях слова и подразделила их на правописание гласных в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях. В результате наметила первый цикл работы: “Изучение безударных гласных в разных частях слова”. Затем появились такие циклы:

  • правописание согласных;
  • правописание приставок, суффиксов;
  • н и нн в разных частях речи;
  • не с разными частями речи;
  • правописание числительных;
  • правописание ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных, глаголах, наречиях;
  • правописание служебных частей речи;
  • дефисное написание разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, наречие)

В рамках содержания материала определила учебную задачу и способы ее решения:

Овладение практической грамотностью путем ликвидации пробелов (уточнение области незнания), составление конспекта по орфографии (через “блоки”).

Роль учителя – уточнить смысл проектного подхода, мотивацию и помочь в

постановке цели.

Следующий этап – планирование самостоятельной работы. Вначале были определены ресурсы, имеющиеся в наличии:

1. Собственные знания.

2. Ранее составленные конспекты по темам русского языка.

3. Учебники русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой; Практика. Теория. М.М.Разумовской.

4. Орфографический словарь Академии Наук СССР, Института русского языка.

5. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Орфография и пунктуация.

6. Русский язык. 5-9 классы. Орфография-1. Орфография-2. Шаг за шагом. Рабочие тетради.

7. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство. Части1-3.

Затем – анализ информационной литературы. Как ею лучше пользоваться? Сколько времени потратить на ее анализ? В каком виде и когда представить отчет о работе?

При планировании  студентка поняла, что недостаточно точно может спланировать свое время, и обратилась за помощью к учителю. Тогда было решено, что на повторение и отработку всей темы она берет первое полугодие. Если учесть, что она выделила 9 блоков-тем, а работа началась в октябре, то в ее распоряжении было 9-10 недель. Одна неделя – один блок. Вот ориентир, который выделила Анна.

Последняя неделя – составление теста.

Каждую неделю совместно с  преподавателем проходило обсуждение продвижения как в составлении конспектов-схем, так и в решении практических задач, намечались конкретные шаги на следующую неделю.

В течение всего этого времени  преподаватель был консультантом, наставником, который исподволь направлял деятельность студентки, советуя, задавая ей вопросы и оценивая (качественно) усилия.

В данном проекте анализ шел поэтапно. После составления теста (по делению материала на тематические блоки), который с первого раза не получился, студентка  попыталась сделать самоанализ, узнать, почему первоначальный тест не удался. И пришла к выводу, что трудно подобрать 10 примеров на целый блок тем. Еще раз отобрав слова, согласовав их с преподавателем,  раздробив некоторые блоки на более мелкие темы, она пришла к завершению результата. Подготовив тестированные задания, она провела их с отдельными группами студентов. Кроме того был составлен словарный диктант отдельно на каждый блок.

Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому отсюда прямой выход на внеклассную деятельность по предмету. Например, возможен выход на научную деятельность ребят. Но это лучше осуществлять на третьей ступени обучения.

Но в то же время проектная деятельность возможна и на уроке. На вводных занятиях (при изучении личности писателя) фрагменты проектной деятельности вводятся на уроке литературы, она возможна на уроках сопоставительного анализа и интерпретации текстов…

Интересен, на мой взгляд, выход на проектную деятельность группы студентов 1-ого курса. После прочтения повести А.Платонова “Котлован” ребята обратили внимание на “странноязычие” писателя. Студенты проявили желание поработать со словарем произведения. Появились своеобразные словарики словосочетаний и выражений повести (“героическая тварь”, “темнота усталых вечеров”, “сгорбленный способ”, “разрушительный брат” и т.д.), а затем выявилась потребность углубленно поработать с текстом. Но как? Какие отрывки наиболее выразительны? Согласовав выбор отрывков с учителем и проанализировав их, вышли на стиль писателя.

Исследование велось с группой  студентов параллельно с работой на учебных занятиях над романом М.Шолохова “Поднятая целина”.

После выступления  студентов со своим проектом совместно вышли на анализ общих сцен в романе:

  • “общее собрание”
  • “раскулачивание”
  • “агитация в колхоз”
  • “убой скота”
  • “расставание со своим добром”
  • “статья Сталина”
  • “суд над человеком”

Таким образом, поработав в малых группах, одни студенты вышли на реалистическое изображение жизни, другие – на символику.

Затем попытались выйти на авторскую позицию через осмысление литературоведческих категорий, подготовив доклады и выступив с ними перед студентами.

Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет отстудента. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие преподавателя, так как необходима поддержка и поощрение студентов. И без координации действий преподавателем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.

Работать над проектом могут только способные к планированию студенты. Поэтому дело  преподавателя – выращивание этих студентов. На первом этапе возможна, на мой взгляд, работа по “подрядам” (термин взят из школы лабораторного метода), сначала предложенным преподавателем, а потом составляемым студентами. И лишь затем - составление проектов.

Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения студентам , видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих студентов  дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества. Поэтому проектную деятельность рекомендую использовать как дополнение к классно-урочной системе, которая создает условия для обращения личности “внутрь себя”.

Литература:

  1. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. – 2009 - № 4 - с.21-25.
  2. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 2005. - № 6
  3. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 . - № 2 - с.113-121
  4. Методика мозгового штурма// Интернет… Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе управления и организации учебного процесса. М.: 2011
  5. Мурашковска И.Н. Неделя проектов.//Директор школы – 2005. - № 3 - с 184-188.
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003
  7. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.// Методический вестник. - Опыт учителей школ г.Чайковского. – 2012 - № 4 – с.21-28//
  8. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы . -2008. - № 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"

Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....

Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...

Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.

"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.

Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"

Опыт работы  учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....

Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности

Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...