Статья "Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы"
статья на тему
В данной статье рассмотрена проектная деятельность студентов на занятиях русского языка и литературы через работу в малых группах. Интересна будет начинающим преподавателям и не имеющим большого опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_proektnaya_deyatelnost.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Грехова Татьяна Валерьевна, преподаватель ГБОУ СПО «Сахалинского промышленно-экономического техникума» |
Проектная деятельность на занятиях русского языка и литературы
«Образование — это индустрия, направленная в будущее»»
С.П. Капица
“Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто помогает овладеть способами, как ребенку учиться” [2, с.12] Это задача личностно-ориентированной педагогики, где ценят не только результат, но и сам процесс учения. Это возможно в рамках учебного проекта, где большая роль отводится самостоятельной работе учащихся.
Проектное обучение – это “путь замысла или способ планирования”. Поэтому преподавателю важно развить способности студента к целеполаганию и планированию. Необходимо также создать условия для составления плана и помочь студенту в его реализации, учитывая действия, методы, способы и результаты. И в конечном результате преподаватель должен способствовать развитию способностей и умению анализировать свою деятельность.
В литературе определены при работе над проектом шесть стадий [2, с.23]. Схематично это выглядит так:
Когда можно применить метод проектов? Насколько он органически вписывается в классно-урочную систему? Эти и многие другие вопросы волнуют меня как преподавателя русского языка и литературы.
Учебная деятельность в режиме личностно-ориентированного урока предполагает, что студенты имеют опыт квазиисследования. Но результаты диагностики также показывают, что у учащихся не в полной мере сформированы компоненты учебной деятельности. Включение студентов в создание учебных проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности, поскольку метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, смоделировать. Необходимо иметь в виду, что студенты будут затрудняться
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
- осуществлять и аргументировать выбор;
- предусматривать последствия выбора;
- действовать самостоятельно (без подсказки);
- сравнивать полученное с требуемым;
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результаты проектирования.
Здесь много трудностей и нерешенных проблем, которые отчасти реализуются в учебном проекте или элементах проектной деятельности.
Самый важный и трудный этап – это выбор темы. Это процесс интенсивного размышления, серьезной умственной работы.
Например, при повторении курса русского языка студентка 3 курса,гр ОД-1001 Анна С. взяла тему “Орфография”. Проблемой для нее явилась систематизация материала. Чтобы найти для себя точку отсчета, она проанализировала несколько научно-популярных текстов (Русский язык. “Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы” М. Дрофа”,2012г.). Проследив за проявлением “ошибкоопасных” мест, пришла к выводу, что наиболее часто повторяющаяся орфограмма – гласная. Затем проверила частотность употребления гласной в значимых частях слова и подразделила их на правописание гласных в приставках, корнях, суффиксах и окончаниях. В результате наметила первый цикл работы: “Изучение безударных гласных в разных частях слова”. Затем появились такие циклы:
- правописание согласных;
- правописание приставок, суффиксов;
- н и нн в разных частях речи;
- не с разными частями речи;
- правописание числительных;
- правописание ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных, глаголах, наречиях;
- правописание служебных частей речи;
- дефисное написание разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, наречие)
В рамках содержания материала определила учебную задачу и способы ее решения:
Овладение практической грамотностью путем ликвидации пробелов (уточнение области незнания), составление конспекта по орфографии (через “блоки”).
Роль учителя – уточнить смысл проектного подхода, мотивацию и помочь в
постановке цели.
Следующий этап – планирование самостоятельной работы. Вначале были определены ресурсы, имеющиеся в наличии:
1. Собственные знания.
2. Ранее составленные конспекты по темам русского языка.
3. Учебники русского языка под редакцией В.В. Бабайцевой; Практика. Теория. М.М.Разумовской.
4. Орфографический словарь Академии Наук СССР, Института русского языка.
5. Розенталь Д.Е., Голуб И.Б. Орфография и пунктуация.
6. Русский язык. 5-9 классы. Орфография-1. Орфография-2. Шаг за шагом. Рабочие тетради.
7. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. Русский язык. Практическое руководство. Части1-3.
Затем – анализ информационной литературы. Как ею лучше пользоваться? Сколько времени потратить на ее анализ? В каком виде и когда представить отчет о работе?
При планировании студентка поняла, что недостаточно точно может спланировать свое время, и обратилась за помощью к учителю. Тогда было решено, что на повторение и отработку всей темы она берет первое полугодие. Если учесть, что она выделила 9 блоков-тем, а работа началась в октябре, то в ее распоряжении было 9-10 недель. Одна неделя – один блок. Вот ориентир, который выделила Анна.
Последняя неделя – составление теста.
Каждую неделю совместно с преподавателем проходило обсуждение продвижения как в составлении конспектов-схем, так и в решении практических задач, намечались конкретные шаги на следующую неделю.
В течение всего этого времени преподаватель был консультантом, наставником, который исподволь направлял деятельность студентки, советуя, задавая ей вопросы и оценивая (качественно) усилия.
В данном проекте анализ шел поэтапно. После составления теста (по делению материала на тематические блоки), который с первого раза не получился, студентка попыталась сделать самоанализ, узнать, почему первоначальный тест не удался. И пришла к выводу, что трудно подобрать 10 примеров на целый блок тем. Еще раз отобрав слова, согласовав их с преподавателем, раздробив некоторые блоки на более мелкие темы, она пришла к завершению результата. Подготовив тестированные задания, она провела их с отдельными группами студентов. Кроме того был составлен словарный диктант отдельно на каждый блок.
Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому отсюда прямой выход на внеклассную деятельность по предмету. Например, возможен выход на научную деятельность ребят. Но это лучше осуществлять на третьей ступени обучения.
Но в то же время проектная деятельность возможна и на уроке. На вводных занятиях (при изучении личности писателя) фрагменты проектной деятельности вводятся на уроке литературы, она возможна на уроках сопоставительного анализа и интерпретации текстов…
Интересен, на мой взгляд, выход на проектную деятельность группы студентов 1-ого курса. После прочтения повести А.Платонова “Котлован” ребята обратили внимание на “странноязычие” писателя. Студенты проявили желание поработать со словарем произведения. Появились своеобразные словарики словосочетаний и выражений повести (“героическая тварь”, “темнота усталых вечеров”, “сгорбленный способ”, “разрушительный брат” и т.д.), а затем выявилась потребность углубленно поработать с текстом. Но как? Какие отрывки наиболее выразительны? Согласовав выбор отрывков с учителем и проанализировав их, вышли на стиль писателя.
Исследование велось с группой студентов параллельно с работой на учебных занятиях над романом М.Шолохова “Поднятая целина”.
После выступления студентов со своим проектом совместно вышли на анализ общих сцен в романе:
- “общее собрание”
- “раскулачивание”
- “агитация в колхоз”
- “убой скота”
- “расставание со своим добром”
- “статья Сталина”
- “суд над человеком”
Таким образом, поработав в малых группах, одни студенты вышли на реалистическое изображение жизни, другие – на символику.
Затем попытались выйти на авторскую позицию через осмысление литературоведческих категорий, подготовив доклады и выступив с ними перед студентами.
Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет отстудента. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие преподавателя, так как необходима поддержка и поощрение студентов. И без координации действий преподавателем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.
Работать над проектом могут только способные к планированию студенты. Поэтому дело преподавателя – выращивание этих студентов. На первом этапе возможна, на мой взгляд, работа по “подрядам” (термин взят из школы лабораторного метода), сначала предложенным преподавателем, а потом составляемым студентами. И лишь затем - составление проектов.
Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения студентам , видящим свой результат, но это не панацея от всех бед в деле обучения. Это хорошая альтернатива классно-урочной системе, это способ выйти за пределы урока с вопросами, связанными с углубленным изучением интересующих студентов дисциплин, это выход на олимпиады, научные общества. Поэтому проектную деятельность рекомендую использовать как дополнение к классно-урочной системе, которая создает условия для обращения личности “внутрь себя”.
Литература:
- Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. – 2009 - № 4 - с.21-25.
- Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. //Директор школы. - 2005. - № 6
- Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 . - № 2 - с.113-121
- Методика мозгового штурма// Интернет… Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе управления и организации учебного процесса. М.: 2011
- Мурашковска И.Н. Неделя проектов.//Директор школы – 2005. - № 3 - с 184-188.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – Academa. – 2003
- Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.// Методический вестник. - Опыт учителей школ г.Чайковского. – 2012 - № 4 – с.21-28//
- Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.// Директор школы . -2008. - № 3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Игра и игровая деятельность на уроках русского языка и литературы"
Использование игровых технологий на уроказ русского языка и литературы....
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...
Активизация мыслительно-речевой деятельности на уроках русского языка и литературы. Урок. Имя существительное.
"Активизация мыслительно-речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" - эта тема не давала мне покоя долгие годы. Как мотивировать ребёнка на учёбу? Известно, что мотивация к у...
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы .МОУ «Филимоновская СОШ» Учитель русского языка и литературы Мешкова В.Н.
Актуальность проектной деятельности в современной школе.Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возмож...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....
Статья "Работа над изобразительно-выразительными средствами языка на занятиях русского языка и литературы"
В статье подробно рассмотрена работа с эпитетами....
Использование исследовательской и проектной деятельности на уроках русского языка и литературы во внеурочной деятельности
Доклад на районную НПК "Педагогический поиск:теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности" по теме "Использование исследовательской и проектной деятельности ...