Формирование универсальных учебных действий у воспитанников в процессе подготовки и проведению классных часов ( или других мероприятий).
статья (9 класс) на тему

Жижка Александр Валерьевич

Универсальные учебные действия, Что это такое? Виды, Как они применяются на практике ( классный час)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pouud.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

          Формирование универсальных учебных действий у воспитанников в процессе подготовки и проведению классных  

                         часов ( или других мероприятий).

                                                                         Жижка Александр Валерьевич-

                                                         воспитатель-классный руководитель учебного курса

                                                    ФГКОУ «Нахимовское военно-морское  училище МО РФ»

                  За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. Сегодня появилось понимание обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.. В соответствии с ФГОС, приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Для этого учитель (воспитатель) должен создать условия, в которых стало бы возможным для учащихся развитие их интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных ситуациях (познавательных, социальных), т.е. развитие их компетентности. Следовательно, основная задача педагогов и воспитателей  состоит в том, чтобы помочь нахимовцу выработать те способы действий, которые позволят ему максимально реализовать себя, исходя из своей индивидуальности, осознать и понять, зачем ему то, что он изучает, и как это влияет на его отношения с миром, на его мир. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют работу педагогов и воспитателей на становление личностных характеристик выпускника. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования конкретизирует требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин.

                 Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»

         

                       Что же дают универсальные учебные действия?

Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

 Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основные блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

 

            Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Следует выделить три вида действий:

 

       самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

       смыслообразование - установление учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

       нравственно-этическая ориентация - действие нравственно– этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

               Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

 

       целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

       планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

       прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

       коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

       оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

               Познавательные УУД включают общеучебные,  логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

 

         Общеучебные универсальные действия:

       самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

       поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

       структурирование знаний;

       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

       смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

       постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

       моделирование;

       преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

      Логические универсальные действия:

       анализ;

       синтез;

       сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

       подведение под понятие, выведение следствий;

       установление причинно-следственных связей;

       построение логической цепи рассуждений;

       доказательство;

       выдвижение гипотез и их обоснование.

       Постановка и решение проблемы:

       формулирование проблемы;

       самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

          Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 

       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

             Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Особенностью современного классного часа становится не только решение неких воспитательных или организационных задач, но и передача «инструментов» – способов их решения.

       Данная методика применена при подготовке к классному часу на тему «Портрет класса». Накануне, взводам была предложена тема классного часа, обрисована проблема. Сгруппировавшись в группы (взвода) нахимовцы самостоятельно составили план, поставили цель, провели обсуждение как  сделать?, что показать?, распределили обязанности и приступили к подготовке. Одни собирали фото и видеоматериал, другие готовили звуковое сопровождение, третьи монтировали собранный материал, четвёртые писали текст и т.д. Каждый воспитанник принимал активное участие, при этом  использовали интернет, библиотеку и другие СМИ. Тут мы видим что применялись  и Коммуникативные УУД  и Познавательные УУД  и Регулятивные УУД  и  Личностные УУД  В ходе подготовке к классному часу каждый взвод составил свой «портрет класса» в виде художественной презентации. В процессе классного часа воспитанники участвовали в обсуждениях, аргументировано оценивали презентации других взводов. По окончанию провели рефлексию, совместно обсудили что получилось, а что нет

                 Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности учащихся: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения учебного предмета технологии

Учебный предмет «Технология» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий:  личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных....

Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС. Подготовка к ГИА по русскому языку.

Эта статья- результат совместного творчества с учителем русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №60" города Каменска-Уральского Шулпиной Светланой Николаевной.В данной стат...

Использование компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) в учебном процессе как инновационного средства формирования универсальных учебных действий

C 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институто...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ АУДИРОВАНИЮИ ЧТЕНИЮ

Целью данной статьи является описание этапа формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки школьников аудированию и чтению на уроках английского языка. Так как изучение иностранного...

Формирование универсальных учебных действий у обучающихся в процессе изучения английского языка

Важнейшая задача современного образования-формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию "научить учиться"....

Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ.

Формирование универсальных учебных действий младшего школьника в процессе обучения с применением ИКТ....