Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС. Подготовка к ГИА по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Плотникова Анна Николаевна

Эта статья- результат совместного творчества с учителем русского языка и литературы МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №60" города Каменска-Уральского Шулпиной Светланой Николаевной.

В данной статье мы обобщили опыт своей работы по подготовке к заданию С2 ГИА. Применение данной методики  позволило учащимся   9 классов успешно и без труда справиться с этим заданием и с экзаменом в целом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анна Николаевна Плотникова,

Светлана Николаевна Шулпина

учитель русского языка и литературы,  

МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа №35», 

МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа №60»,

  г. Каменск-Уральский, Свердловская область.

Формирование универсальных учебных действий как основа реализации ФГОС.

Подготовка к ГИА по русскому языку.

В связи с введением ФГОС второго поколения к выпускнику общеобразовательного учреждения предъявляются особые требования. К концу 9 класса выпускник должен обладать набором универсальных учебных действий (УУД). Эти умения проверяются в процессе прохождения ГИА. Каждый блок экзаменационных заданий проверяет сразу несколько УУД в комплексе, но одним из самых сложных заданий является С2 – написание сочинения на лингвистическую тему. Успешное выполнение этого задания позволяет выпускнику существенно увеличить количество полученных баллов. В данной статье мы обобщили опыт своей работы по подготовке к заданию С2 ГИА. Применение данной методики  позволило учащимся трех наших 9 классов успешно и без труда справиться с этим заданием и с экзаменом в целом.

 1. Блок тем «Лексика»

Цель: формировать навык написания сочинения на лингвистическую тему.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

     

2. Опрос.

- Что значит лингвистическое сочинение? В чем его особенность?

-Структура сочинения-рассуждения.

-Чем отличается структура лингвистического сочинения от структуры любого сочинения–рассуждения?(схема)

- Что такое тезис?

- Что такое довод?

-Всегда ли будет 2 довода?

-Где мы берем примеры?

- Каким должен быть вывод?

3. Целеполагание.

Сегодня мы увидим, как можно знания , полученные при работе над одним сочинением, применить в другой ситуации. Для того, чтобы перейти к работе, еще раз рассмотрим нашу схему.

Вы видите, что цитаты для сочинений распределены по группам (схема)

Мы будем работать с блоком цитат «Лексика». Работаем с 1 темой блока.

Тест 7

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

 Константин Георгиевич Паустовский

1 этап. Перевод цитаты «с русского на русский». Выделение ключевых слов.

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

Составляем полное простое предложение из ключевых слов – это и будет тезисом сочинения (Для любых звуков, красок, образов, мыслей всегда найдется точное выражение)

2 этап. Отбор лингвистического материала.

Поскольку тема по лексике, обратимся к тем лексическим явлениям, с помощью которых мы можем доказать наш тезис.

А теперь попробуем найти в тексте яркие примеры тех лексических явлений, которые мы рассмотрели.

Текстовыделителем обозначаем все лексические явления, которые   помогут доказать тезис. Выбираем самые показательные примеры(2). Объясняем их роль в этом тексте. Если не получается, ищем другой.

3 этап. Берем шаблон-заготовку сочинения, начинаем оформлять текст рассуждения.

                 Шаблон сочинения на лингвистическую тему.

Z Я полностью согласен (-а) со словами К.Г.Паустовского, потому что_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратимся к тексту.

Z В предложении _____автор использует      (лескическое явление 1)___________, для того, чтобы____________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________.

        Z А в предложении ____ употреблен(-о) (лексическое явление2), чтобы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

        Z Таким образом, работа с текстом убедила меня в правильности слов К.Г.Паустовского.

4 этап. Групповая работа.  Каждая группа получает высказывание о языке. Самостоятельно пишем сочинение, опираясь на полученные сегодня знания и умения.

5 этап. Чтение и анализ полученных текстов.

Тексты и цитаты берем из книги «ГИА. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов». Под ред. И П.Цыбулько.- М., Национальное образование, 2012.

Работа над другими блоками тем ведется по тому же алгоритму, что и работа над блоком тем «Лексика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта и их формирование в урочной деятельности.

Доклад о формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы  ( из опыта работы)...

Формирование универсальных учебных действий на основе использования приемов критического мышления на уроках английского языка.

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который...

Формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся

Выступление на тему: формирование универсальных учебных действий – необходимое условие реализации ФГОС основного общего образования и социализации обучающихся...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...

Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта

Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта...

Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвое...


 

Комментарии

Гаврикова Елена Федоровна

Анна Николаевна! Очень полезный материал, особенно для подготовки к ГИА.