Педагогическая этика учителя
презентация к уроку на тему

Выступление для педсовета о педагогической этике, в частности речевой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_etika_uchitelya.docx33.32 КБ
Office presentation icon pedagogicheskaya_etika_uchitelya.ppt619 КБ

Предварительный просмотр:

                           Педагогическая этика учителя (речевая этика).

 Темой моего выступления является педагогическая этика, в частности, речевая.

 В настоящее время, когда происходит становление новой системы образования, главная роль отведена личности педагога, составляющими которого являются высокий уровень профессиональной культуры, педагогическая этика.

 В Кодексе нашей школы записаны основные принципы профессиональной этики и основных правил поведения, которыми рекомендуется руководствоваться педагогическим работникам в своей деятельности.

 Есть профессии (их неслучайно называют «разговорными»), где умение общаться не роскошь, а жизненная необходимость. Такой профессией является педагог. Значение общения велико: в процессе общения устанавливаются отношения доверия, взаимной симпатии. От умения общаться зависит психологический комфорт в учебном заведении.

Всегда ли с полной ответственностью понимают это сегодняшние учителя?

 Почему возникают конфликтные ситуации? Откуда барьеры в общении педагога с классом, с отдельными учениками? Почему к одному учителю на урок дети идут с удовольствием, а к другому просто идти не хотят?

   Чаще всего сами учителя, их поведение, способствует этому. Учитель всегда должен помнить о речевой этике педагога.

Например, учитель входит в класс после звонка. Как входит? По-разному! Часто вместо приветствия учитель начинает разбираться, выяснять, обвинять и т. д. А где же приветствие? Приветствие, от которого зависит многое, включая и то, состоится или не состоится урок.

В приветствии учитель задаёт тон общению, «заражает» учеников своим

настроением, энергией, передаёт им своё доброжелательное отношение.

- Здравствуйте, ребята!

 - Доброе утро, дети!

 С этого, невзирая ни на что, должен начинаться урок. Это самое первое

 правило речевой этики педагога.

Ещё один пример. Учитель входит в класс и начинает урок:

 «Садитесь. Сегодня… Впрочем, в начале урока проверим домашнее задание.

 Иди к доске, Иванов. Нет, у тебя уже много оценок. А вот у Петрова оценок

 нет. К доске пойдёт Петров. Но вначале самостоятельная работа». Согласитесь, что такое начало урока уже способствует созданию барьера в общении, а иногда и ведет к конфликту.

Иванов, уже приготовившийся идти к доске: «Ну, всегда

 так. Ну и что, что много оценок».

 Петров: «Вы же сказали, что я пойду к доске».

 Весь класс: «Какая самостоятельная? Мы не готовились! Вы нас не

 предупреждали!»

 И учитель, разразившийся тирадой по поводу того, что он лучше знает, что

 делать, что к самостоятельной работе учащиеся должны быть готовы всегда.

Таким образом, учитель, сам того не желая, непоследовательностью своей речи создаёт почти конфликтную ситуацию. Учитель, входя в класс, уже должен знать, с чего начнёт урок, в какой форме сообщит об этом классу.

Это второе правило, которое должен помнить и никогда не забывать учитель,

 входящий в класс.

 Каждый элемент урока, в том числе и выставление оценки, комментарий к

 ответу, похвала, порицание имеет свою специфическую интонацию.

 «Иванов! К доске!» Звучит как «Иванов! К барьеру!»

 И совсем по- другому: «Иванов, пожалуйста, иди к доске».

Или: «А Петров сегодня опять не готов?» Вопрос как приговор.

Учитель ведёт урок. Говорит как бы невзначай : «Вы, конечно, этого не

 знаете».«Вы, конечно, ещё не слышали, не читали и т.д.». Для учителя это

 подчас безобидные слова, а представим класс, постоянно такое слушающий.

А скажи учитель по-другому и никого не обидит: «Вы, возможно, этого не

 знаете».

 Таким образом, сам того не замечая, учитель подчёркивает эрудиционные

 различия, а порою просто оскорбляет класс, отдельных учеников: «Впрочем, вы этого и не можете знать». «Я сомневаюсь, чтобы кто-то из вас прочитал

 дома эти главы. К тому же некоторые до сих пор читать не научились».

Доброжелательность в общении с классом, отдельными учениками – главное

 правило речевой этики педагога.

 И совсем недопустимо, когда учитель к одним ученикам в классе обращается только по именам, к другим – только по фамилии.

 Такая «дискриминация» вряд ли будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе.

Если в классе Саши, Маши, Кати, то Ивановых и Петровых быть не должно.

 Неудачное речевое поведение учителя, его недоброжелательность могут привести к откровенной неприязни, к тому, что учитель оказывается не на высоте, к тому, что урок бывает сорван.

Существуют совершенно определённые «нельзя», входящие в речевой этикет педагога.

НЕЛЬЗЯ:

 - менять характер обращения к учащемуся в зависимости от его подготовленности и конкретного ответа;

- делать замечания одновременно большинству учащихся; делать замечания в виде долгих структур, периодов, отвлекающих внимание класса от темы;

- упрекать учащихся в недостатках, которые они не в состоянии исправить, тем более превращать их в объект насмешек;

- читать неудачные работы с указанием имени автора, стремясь не исправить

 сделанные ошибки, а развеселить аудиторию;

- формировать негативную мотивацию при введении задания или вызове к доске  (отсутствие оценок, двойка за контрольную, сомнения в подготовленности);

- произносить слова приветствия без оптимизирующей, настраивающей на работу интонации, а слова прощания – с радостью по поводу завершения учебного занятия.

Учитель должен всегда помнить, что речевая этика – это не только отбор

 речевых средств, но и показатель профессиональной культуры педагога, его человеческих и личностных качеств.

  И в заключении своего выступления хочу еще раз напомнить основные правила и обязанности в работе с учеником:

1.Быть оптимистом.

2.Быть честным и правдивым.

3.Не забывать  о шутке в общении с учеником.

4.Не стараться казаться умнее и лучше .

5.Любить учеников как своих детей.

6.Знать себе цену.

Освоив и применив на практике все эти обязанности  мы найдем  общий  язык с детьми - а это главное для педагога.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика

Презентация к педагогическому совету "Личность учителя"...

соблюдение норм педагогической этики

в данных  методических рекомендациях отражены нормы педагогической этики...

педагогическая этика

слайд-презентация...

Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.

Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрица...

Презентация "Педагогическая этика"

презентация "Педагогическая этика"...

Педагогическая этика и этикетные особенности речи учителя

Дя каждого учителя очень важно уметь риторически выстроить свою речь в каждой ситуации учебного занятия. Так как только овладев этим навыком, педагог сможет организовать общение с учащимися так, что о...

Сообщение для воспитателей с элементами тренинга на тему: «Специфические нормы педагогической морали. Педагогическая этика в работе с воспитателями».

Консультация о нормах педагогической морали и педагогической этике в работе с воспитанниками с элементами  тренинга...