Правила педагогической этики во взаимодействии с родителями.
методическая разработка по теме
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.
Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие то подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.
Контакт между учителем и родителем возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому необходимо руководствоваться некоторыми правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_ped_etiki.zip | 161.16 КБ |
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
«Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»
В. А. Сухомлинский.
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями.
Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие то подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.
Контакт между учителем и родителем возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому необходимо руководствоваться некоторыми правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
СЛАЙД 3
Правило первое: В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
СЛАЙД 4
Правило второе: Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
СЛАЙД 5
Правило третье: Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитанными ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания в семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
СЛАЙД 6
Правило четвертое: Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
СЛАЙД 7
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями должен продумать:
- Цель;
- Содержание беседы;
- Манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Может быть два варианта такого обращения:
- По инициативе учителя;
- По инициативе родителей.
СЛАЙД 8
Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.
СЛАЙД 9
- Постановка психологической цели.
- Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?)
При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т.к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи.
Вызывать родителей стоит, если учитель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т.д., т.е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
СЛАЙД 10
- Организация начала диалога.
Церемония приветствия.
Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени-отчеству.
СЛАЙД 11
- Установление согласия на контакт. Это означает, что учитель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т.к. он все равно не будет усвоен.
СЛАЙД 12
- Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – за ученическим.
Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.
Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки в поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т.д.).
СЛАЙД 13
Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщать цель вызова, например:
« Мне хотелось лучше узнать (Васю), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно лучше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я ещё не очень хорошо знаю (Васю), вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т.д.
Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.
СЛАЙД 14
Проведение диалога.
Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: « у Вас хороший мальчик, но… (дальше идет отрицательная информация на 10 минут)», а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т.е. о профессионале.
СЛАЙД 15
Факты о поведении или успеваемости, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т.д.»
Так же не следует после положительной информации об ученике продолжить рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».
СЛАЙД 16
Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я ещё не очень хорошо знаю Васю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».
При сообщении негативных фактов, рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка,
СЛАЙД 17
поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т.е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени-отчеству как можно чаще.
Самым важным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.
От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушателя, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.
СЛАЙД 18
Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на..», «Меня удивило..», «Я огорчена..» и т.д.
Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.
СЛАЙД 19
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.
СЛАЙД 20
Завершение диалога.
Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе рефлексивного слушания – «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени-отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.
СЛАЙД 21
Проведение беседы учителем по инициативе родителей.
Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о её приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в … минут, если маму это устроит, то можно и поговорить, если нет, то он выслушает её в любое удобное ей время.
Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.
СЛАЙД 22
Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т.к. иначе ситуация может стать неуправляемой.
Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью Васи…», «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся» - придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.
СЛАЙД 22
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.
Литература:
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: Учеб.пособие.- СПб.: Питер, 2003.
2. Бордовская Н.В. Педагогика: Учеб.для вузов.- СПб.: Питер, 2003, 2004.
3. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов /И.А. Колесникова и др.- М.: Академия, 2005.
4. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ.вузов.- М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004.
7. http://allforchildren.ru/pictures/school.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила педагогической этики при взаимодействии с родителями
Доклад о правилах педагогического общения с родителями....
Педагогическая этика во взаимодействии с родителями.
Доклад на ЦМК...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...
Эссе на тему "Психолого-педагогические основы профессионального взаимодействия. Нормы профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений".
В эссе говорится о психолого-педагогических основах профессионального взаимодействия. Нормах профессиональной этики при взаимодействии с участниками образовательных отношений....