Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии
статья на тему
Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tekhnologii_kak_sredstvo_motivatsii_uchashchikhsya_na_urokakh_geografii.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии
(учитель географии Я.О. Горяйнова)
Активные формы обучения, в том числе и игровые, получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Более развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Возможность совещаться, обсуждать проблемы позволяет также удовлетворять потребность подростков в общении.
Назначение игр на уроках географии – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках.
Актуальность применения игровых технологий на уроках географии я вижу в том, что:
- Игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения и присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.
- В игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности.
- Игры очень хорошо «уживаются» с серьезным учением.
- Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
- Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
- Игры оказывают большое влияния на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, и характеризуются учебно-познавательной деятельностью. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры по географии в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования. Но даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игры необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Перед традиционными формами и приемами обучения деловая игра имеет преимущества – она развивает творческие способности учащихся, организует групповую деятельность, коллективный поиск решений. В такой игре ребята учатся делать выводы, отстаивать свое мнение.
Игры, основанные на соревновании, показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации.
Учащиеся разного возраста имеют сходные основные мотивы. Первые позиции занимают следующие мотивы:
- -интерес к такой форме урока;
- усвоение новых знаний;
- более лёгкое усвоение и запоминание материала.
Мотивация учащихся 8-9 классов
- Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества).
- Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде.
Мотивы общения:
Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей. Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.
Моральные мотивы:
В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
Познавательные мотивы:
Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). В игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.
Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Достоинства игровых форм обучения:
- повышение интереса;
- активизация учащихся;
- лучшее усвоение;
- объединение коллектива;
- развитие мышления;
- разрядка напряжения, смена деятельности;
- соревновательность, доступность;
- развитие творческих способностей;
- формирование ответственности;
- хороший способ закрепления.
Урок обобщающего повторения и коррекции по теме: «Европейская часть России» в 9 «В» классе, итоговый урок раздела.
Цели и задачи урока:
Образовательные – Обобщение знаний о географических природно-хозяйственных комплексах Западной экономической зоны России; способствовать расширению кругозора учащихся
Развивающие – Развитие внимания, памяти, логического мышления; создание условий для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения, создание ситуации успеха
Воспитательные – Развитие умений работать в коллективе; создание ситуации сотрудничества.
Тип урока: урок обобщающего повторения и коррекции знаний
Метод: частично-поисковый (эвристический);
Форма обучения: учебно-познавательная игра
Форма деятельности учащихся: групповая
Этап обучения, на котором использовалась игра: обобщение - повторение и коррекция знаний.
Игровая технология на данном уроке выступает как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Данная педагогическая технология дает результаты на уроках обобщения благодаря тому, что процесс обучения проходит интересно и занимательно, у учащихся создается бодрое рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении и закреплении учебного материала в коррекционных классах.
Активность учащихся во время урока обеспечивалась интересом к данному виду деятельности. Хорошая психологическая атмосфера и общение поддерживались за счет совместной работы учащихся в группах (обсуждение, выбор правильного ответа).
В учебно-познавательной игре использовались разноплановые, разноуровневые задания, посильные для всех учащихся. Команды получили оценку, соответствующую предложенной балльной системе. Для улучшения результата учащимся были предложены дополнительные задания.
В ходе урока был решен на необходимом уровне комплекс поставленных учебно-воспитательных задач. Результаты учебно-познавательной игры показали удовлетворительное усвоение материала учащимися по теме «Европейская часть России».
Таким образом, игровые технологии в 9-ых классах целесообразно применять на уроках обобщающего повторения и в дальнейшем, продумывая интересные варианты заданий. Также можно использовать и деловые игры при изучении межотраслевых комплексов и экономических районов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии как средство мотивации к обучению
игровые технологии -средство мотивации к обучению и воспитанию....
Здоровьесберегающие образовательные технологии как фактор повышения мотивации учащихся на уроках географии
По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью». Один из самых травматичных факторов для здоровья школьников является общая стрессогенная сист...
Использование ИКТ как средство повышения мотивации учащихся на уроках географии и во внеклассной деятельности
Выступление на городском методическом объединении с темой самообразования...
Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС
выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...
Формирование мотивации учащихся на уроках географии
Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям. География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и п...
Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...
Педагогический проект "Мотивация учащихся на уроках географии с помощью приёмов технологии критического мышления"
исследовательский Педагогический проект "Мотивация учащихся на уроках географии с помощью приёмов технологии критического мышления"...