Игровые технологии как средство мотивации к обучению
методическая разработка по теме
игровые технологии -средство мотивации к обучению и воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_kak_sredstvo_motivacii.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии как средство мотивации к обучению
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках и классных часах при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Имеется несколько классификаций игровых технологий, мы пользуемся классификацией Г.К.Селевко.
В первую очередь выделяются игры по виду деятельности:
- физические,
- интеллектуальные,
- трудовые,
- социальные
- и психологические.
По характеру педагогического процесса:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие.
- Репродуктивные, продуктивные, творческие.
- Познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие.
- Комммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
По игровой методике различают предметные, сюжетные, ролевые, деловые, оргдеятельностные, эвристические, имитационные, драматизации, тренинговые.
По содержанию игры с готовыми правилами: предметные, музыкальные, театральные, трудовые, технические, спортивные, военные, обществоведческие и т. д.
Специфику игровой деятельности во многом определяет игровая среда: различают игры с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные и с ТСО, технические, со средствами передвижения. Игровая модель имеет собственную структуру.
Элементы игровой модели | Конструктивные приемы |
Цели игры | Формулирование игровых целей |
Сценарий игры | Создание « катастроф». Задание поведенческих противоречий. Сжатие или растяжение игрового времени по отношению к реальному времени протекания процесса в объекте имитации. Повышение импровизационности игры. |
Комплект ролей и функций игроков | Введение противоположных по интересам ролей. Введение двойных ролей ( смена ролей в процессе игры) Создание портрета роли. Градация роли по оттенкам. Введение персонажа Икс в игру. Конструирование игровых прав и обязанностей игроков. |
Правила игры | Конструирование игровых правил ( в дополнение к реальным). |
Комплект игровой Документации | Игровая « упаковка» документации. Создание опознавательных знаков, символов, эмблем. Оформление материалов игры с использованием графики. |
Система оценивания | Система критериев, баллов, визуальное представление результатов оценивания. |
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет ( содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреактивными возможностями. В том и состоит феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современном обучении, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы ( иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока ( занятия) или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Понятие « игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной деятельностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр( см. Приложение № 2 ).
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические ( двигательные) , интеллектуальные( умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.
Обширная типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь некоторые из них: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры – драматизации. По предметной области выделяются игры по всем обучаемым дисциплинам.
И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Спектр целевых ориентаций.
- Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
- Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комуникативности.
- Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ как средство повышения мотивации к обучению и активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках английского языка (5 класс)
Использование ИКТ для эффективного обучения в режиме сотрудничества учитель-ученик...
Методическое сообщение на тему: "Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению"
В основу образовательного процесса ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительских навыков и умений находится в неразрывной...
Проект "Вундеркиндами рождаются, а успешными - становятся ( Дни Науки как средство мотивации к обучению школьников 5-11 классов)"
Данный проект реализуется в нашей школе с 01.01.2013 года. Актуальность проекта: для инновационного развития экономики Московской области требуются новые кадры, обладающие навыками и умениями, обеспеч...
Применение технологий проблемного обучения и учебных ситуаций как средство мотивации к обучению учащихся на этапе актуализации знаний по биологии в 6 классе
Материал предложеный в этой работе поможет учителю создать проблемную ситуацию на укорах биологии в 6 классе при изучении темы "Строение растений"...
"Коллективное музицирование как средство мотивации к обучению. На примере опыта работы в ансамбле РНИ».
В данной презентации представлены некоторые способы развития мотивации в обучении через инструментальное ансамблевое исполнительство. Показаны методы работы с колективом ансамбля, направленные на разв...
ИГРА КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях проблема мотивации приобретает особую значимость, ибо только при условии положительной мотивации создаются оптимальные условия успешности учебной деятельности ребенка. Решение п...