Педагогический проект "Мотивация учащихся на уроках географии с помощью приёмов технологии критического мышления"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Кузнецова Наталья Алексеевна

исследовательский Педагогический проект "Мотивация учащихся на уроках географии с помощью приёмов технологии критического мышления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx781.96 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лапшинская основная общеобразовательная школа»

Вохомского муниципального района Костромской области.

Педагогический проект

«Мотивация учащихся на уроках географии

 с помощью приёмов

технологии критического мышления».

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный, краткосрочный.

Временные рамки проекта: декабрь 2022-2023 учебный год.

E:\зажглась лампочка.jpg

Разработала: Кузнецова Наталья Алексеевна,

учитель географии первой кв, категории,

 почётный работник общего образования РФ.

село Лапшино, 2022

Паспорт проекта.

Название

«Мотивация учащихся на уроках географии с помощью приёмов технологии развития  критического мышления»

Автор разработчик

Кузнецова Наталья Алексеевна, учитель географии, биологии, изо, ОБЖ, технологии.

 Телефон: 89607453195 .

Эл. адрес: kuznetsovanatalia@list.ru

Цель

Практическая: изучение и практическое применение в педагогической деятельности методов и приёмов технологии развития критического мышления.

Педагогическая. Создание комфортных условий для формирования мотивации на уроках географии с помощью технологии развития  критического мышления.

Задачи

Для педагога:

  1. Повысить собственную педагогическую компетентность в вопросе формирования мотивации на уроках географии.
  2. Проанализировать уровень самостоятельности, критичности.

3.  Разработать серию уроков в технологии критического мышления.

4. Создать сборник «Мотивация через ТРКМ»

Для семиклассников:

  1. Создать благоприятные комфортные условия для работы в классе.
  2. Повысить  мотивацию для изучения предмета география.
  3. Научить находить ошибки в тексте, составлять опорные конспекты, схемы, кластеры, отвечать на толстые и тонкие вопросы.
  4. Повысить  мотивацию для изучения своего края.
  5. Создать условия для подготовки учащихся  к сдаче ОГЭ.
  6. Расставить приоритет интересов каждого обучающегося и учесть интеллектуальные  и психофизические особенности.
  7. Научить  отбирать необходимую информацию из большого количества.
  8. Формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения и способности реализовать эти решения;
  9.  воспитывать толерантное отношение в сообществе.

Для родителей.

  1.  Понизить тревожность родителей за детей, находящихся в школе, через создание спокойной атмосферы на уроках.

2.    Познакомить с  ТРКМ для  практической работы с детьми.

3. Вовлечь в совместную с детьми подготовку к экзамену по географии.

Тип проекта

Исследовательский, практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта

Декабрь  2022 – июнь 2023 г.

Участники проекта

Семиклассники, педагоги, родители (законные представители)

Аннотация

     Актуальность в формировании критического мышления у школьников,  возникла  с требованием новых ФГОС  в приоритете системно – деятельностный подходе. Ученики должны уметь самостоятельно выполнять различные задания, но не все с этим легко справляются, расстраиваются если что - то не получается.   Технология развития критического мышления формирует готовность к планированию, гибкость к чужим высказываниям, настойчивость в решении проблем, готовность исправлять свои ошибки, наблюдать за своей мыслительной деятельностью, искать компромиссные решения.

        Целью проекта поставлена мотивация учащихся на уроках географии с помощью технологии критического мышления через чтение и письмо.

       Для достижения поставленных целей в основе организации учебного процесса лежат педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса.

       Для формирования критического мышления разработана система задач, которые иллюстрируют проблемные задачи, при анализе которых учащиеся будут использовать традиционный материал школьного курса географии и материал кружка «Мой родной край».

    Результат проекта заключается в сформированности умений: самостоятельно работать, задавать вопросы, выслушивать чужое мнение, иметь своё мнение и защищать его, критически относиться к мнению оппонента, анализировать и классифицировать, осуществлять рефлексию своей деятельности.

    Проект реализуется в три этапа, на каждом из которых решается определённая задача.

 Организационный: декабрь – январь.

Обнаружение проблемы, подбор материала по выявлению уровня сформированности критического мышления. Подбор методических и дидактических средств для формирования критического мышления на уроках географии в 2022-23 учебном году. Разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Деятельностный: февраль – май.

 Формирование критического мышления при помощи различных дидактических заданий.

Развитие творческих способностей на основе критического мышления

  • Создание учебных предметных моделей.
  • Создание базы творческих работ учащихся.
  • Создание презентации.

Аналитический (обобщающий): Июнь.

Анализ результативности, мониторинг. Создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии критического мышления, оценивание результатов творчества (тестирование). Внесение коррективов (по необходимости).

Проект будет выполнять учитель географии.

Проект нужен ученикам седьмого класса, потому что они не в полной мере умеют работать самостоятельно.

Проект краткосрочный, будет длиться с декабря 2022 года по июнь 2023 года.

Материально-техническое:  мультимедийная техника, выход в Интернет, наличие электронных носителей информации.

Кадровое: навыки компьютерной грамотности учителя географии, консультационная помощь учителя информатики, методическая помощь руководителя районного методического объединения.

Социальное: учащиеся 7 кл - создание собственного банка творческих работ по географии в технологии ТРКМ, учитель географии – дополнительные материалы к собственным урокам, родители (законные представители) учащихся 7 кл систематический контроль знаний и умений ребёнка по проекту.

Информационно-методическое: книги, презентации, атлас, контурные карты, видеоролики, таблицы, учебник, методическая литература по географии, электронные методические ресурсы.

Финансовое: в рамках бюджета, без дополнительного финансирования.

Временной: 40 мин,  1 раз в две недели

Предполагаемые продукты проекта

Для педагога:

  1. Более высокий уровень педагогической компетенции в вопросе критического развития.
  2. Методическое пособие, которое включает в себя программу курса «Мой родной край», календарно-тематическое планирование и рекомендации по использованию пособия.
  3. Сборник заданий по географии на тему «Мотивация на уроках географии».

Для семиклассников:

  1. Созданы благоприятные комфортные условия для работы в классе.
  2. Улучшена мотивация для изучения предмета география.
  3. Умеют находить ошибки в тексте, составлять опорные конспекты, план параграфа, схемы, кластеры, отвечать на толстые и тонкие вопросы
  4. Умеют работать самостоятельно, имеют своё мнение, критически относятся к мнению оппонента, умеют задавать вопросы, осуществлять рефлексию.
  5. Улучшена мотивация для изучения своего края.
  6. Созданы условия для подготовки учащихся  к сдаче ОГЭ.
  7. Расставлен приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей
  8. Умеют отбирать необходимую информацию из большого количества.

Для родителей

  1. Знают технологию развития критического мышления, используют на практике со своими детьми.
  2. Успешная сдача экзаменов детьми.
  3. Понижена тревожность родителей за детей находящихся в школе, через создание спокойной атмосферы на уроках.

График работы над проектом

      Проект реализуется в три этапа, на каждом из которых решается определённая задача.

 Организационный: декабрь – январь.

Обнаружение проблемы, подбор материала по выявлению уровня сформированности критического мышления. Подбор методических и дидактических средств для формирования критического мышления на уроках географии в 2022-23 учебном году. Разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Деятельностный: февраль – май.

 Формирование критического мышления при помощи различных дидактических заданий.

Развитие творческих способностей на основе критического мышления

  • Создание учебных предметных моделей.
  • Создание базы творческих работ учащихся.
  • Создание презентации.

Аналитический (обобщающий): Июнь.

Анализ результативности, мониторинг. Создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии критического мышления, оценивание результатов творчества (тестирование). Внесение коррективов (по необходимости).

Ключевые мероприятия проекта

Проведение уроков географии и занятий кружка «Мой родной край», на которых будут включены задания, формирующие критическое мышление.

Проведение практических заданий по формированию критического мышления на уроках и занятиях.

Ресурсное обеспечение

Материально-техническое:  мультимедийная техника, выход в Интернет, наличие электронных носителей информации.

Кадровое: навыки компьютерной грамотности учителя географии, консультационная помощь учителя информатики, методическая помощь руководителя районного методического объединения.

Социальное: учащиеся 7 кл - создание собственного банка творческих работ по географии в технологии ТРКМ, учитель географии – дополнительные материалы к собственным урокам, родители (законные представители) учащихся 7 кл систематический контроль знаний и умений ребёнка по проекту.

Информационно-методическое: книги, презентации, атлас, контурные карты, видеоролики, таблицы, учебник, методическая литература по географии, электронные методические ресурсы.

Финансовое: в рамках бюджета, без дополнительного финансирования.

Временной: 40 мин,  1 раз в две недели

Использованная литература и Интернет источники

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

4. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57

5. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

7. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23

8. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24

Оглавление.

1. Паспорт проекта___________________________________________ стр 2

2. Краткая аннотация_________________________________________ стр 3

3. Актуальность проекта ______________________________________стр 8

4. Стратегия достижения поставленных целей__________________стр 10

5. Участники проекта________________________________________стр 14

6. Ожидаемые результаты____________________________________ стр 14

7. Риски проекта и пути их устранения_________________________ стр 17

8. Мониторинг результативности реализации проекта___________стр 16

Приложение № 1_____________________________________________стр 20

Приложение № 2_____________________________________________стр 21

Приложение № 3_____________________________________________стр 24

Приложение № 4_____________________________________________стр 26

Приложение № 5_____________________________________________стр 27

Приложение № 6_____________________________________________стр 28

Приложение № 7_____________________________________________стр 29

Приложение № 8_____________________________________________стр 41

Приложение № 9_____________________________________________стр 44

Приложение № 10____________________________________________стр 44

Приложение № 11____________________________________________стр 45

Приложение № 12____________________________________________стр 50

Введение.

Обоснование актуальности.

«В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания».
Л.С. Выготский
  

По моим наблюдениям с каждым годом ученики всё  меньше интересуются школьными предметами, в том числе и географией. Они сейчас больше  увлечены компьютерными играми, телефонами. Поэтому я решила по возможности увлечь своим предметом, ведь каждый год девятиклассники нашей школы  выбирают ОГЭ по географии. В этот год я начала работать с семиклассниками. За основу выбрала технологию критического мышления, на мой взгляд, она самая многогранная. Эта технология позволяет детям всесторонне развиваться, учит проявлять интерес к предмету.

Использую на уроках формирующее оценивание, ученикам нравится видеть результат своей деятельности на каждом этапе урока, а не только в конце.

Я считаю, что познавательный интерес у семиклассников есть, они внимательно слушают урок, но мотива к самостоятельной деятельности у них нет.

           Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя» Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить желание « напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность?

          Педагогическая практика использует различные пути активизации, основной среди них - разнообразие методов и приемов обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях повышают уровень учебной мотивации  школьников. Создать мотив – значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников.

            Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к определенной деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат.

            В своей работе я использую разнообразные приемы критического мышления, игровые ситуации, использую ребусы, головоломки, кроссворды,  которые  способствуют повышению уровня учебной мотивации  школьников.

Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их деятельность.  Жан  - Жак Руссо когда-то отметил: " Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока".

Современный урок должен быть:

- уроком взаимодействия учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний.

- уроком, на котором каждый ученик учится с интересом, не боясь сделать ошибку, сказать что – то не правильно.

- уроком, который должен строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов.

-уроком, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся, на использовании современных технологий.

Моё мнение, что приёмы технологии критического мышления помогут получить современный урок по всем перечисленным параметрам.

 Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной проектной работы, опробованы мной. Я замечала, что такие уроки проходили оживлённее, дети были заинтересованы. Я применяла всего несколько приёмов:  «Инсерт», «Знаю, хочу узнать, узнал» и «Кластер». Этих приёмов оказалось недостаточно. В данном проекте я расширяю количество использованных приёмов в технологии критического мышления,  и уже  заметила, что на  таких уроках нет монотонности, (которая быстро утомляет ребят)   редко бывают низкие результаты,  все активны. Усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного самостоятельного поиска. Таким образом, снимается нервозность, неуверенность в себе и повышается продуктивность на уроках.

         Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовывать свою деятельность и самообразование. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Для успешной реализации этих целей в основном я использую Технологию Развития Критического Мышления. Технология развития критического мышления реализуется в 29 страницах мира.

Использование в педагогической деятельности ТРКМ,   способствует повышению мотивации школьников, и стала основой для проведения цикла уроков по географии.

Получая новую информацию на уроках, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения критически, делать выводы относительно её точности и ценности.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Объект моего исследования: педагогический процесс совершенствования мотивации на уроках географии с помощью технологии критического мышления.

Предмет исследования: условия формирования мотивации на уроках географии с помощью технологии критического мышления.

При проведении уроков географии заметила, что некоторые  учащиеся стараются пассивно отсидеться на уроках, им не хочется что - то искать в атласе, заполнять контурную карту. Таким образом, я увидела проблему, которую решила исправить с помощью технологии критического мышления.

Гипотеза: технология критического мышления поможет сформировать интерес к предмету география.

Новизной проекта является то, что формирование критического мышления учеников осуществляется на основе построения прямой связи между получением знаний  и их практическим применением, пониманием и использованием развивающей информации на настоящий момент, в долгосрочном периоде, и ориентирует на формирование самостоятельной деятельности.

Цели и задачи

Цель проекта: создание комфортных условий для формирования мотивации на уроках географии с помощью технологии критического мышления через письмо и чтение.

Задачи:

Для педагога:

1. Повысить собственную педагогическую компетентность в вопросе формирования мотивации на уроках географии.

2. Разработать серию уроков в технологии критического мышления.

Для семиклассников:

1. Создать благоприятные комфортные условия для работы в классе.

2. Повысить  мотивацию для изучения предмета география.

3. Научить находить ошибки в тексте, составлять опорные конспекты, схемы, кластеры, отвечать на толстые и тонкие вопросы.

4. Повысить  мотивацию для изучения своего края.

5. Создать условия для подготовки учащихся  к сдаче ОГЭ.

6. Расставить приоритет интересов каждого обучающегося и учесть интеллектуальные  и психофизические особенности.

7. Научить  отбирать необходимую информацию из большого количества.

Для родителей.

  1.  Понизить тревожность родителей за детей, находящихся в школе, через создание спокойной атмосферы на уроках.

2.    Познакомить с  ТРКМ для  практической работы с детьми.

3. Вовлечь в совместную с детьми подготовку к экзамену по географии.

Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный, краткосрочный.

Участники проекта: семиклассники, педагоги, родители (законные представители)

Срок реализации проекта: декабрь 2022 г – июнь 2023 г.

Стратегия и механизмы достижения поставленной цели.

Для достижения поставленной цели выбрала учащихся 7 класса. В этом классе есть кружок по краеведению «Мой родной край», рассчитанный на 17 (18) часов и по основной программе изучаются «Материки», «Страны», можно совершать различные путешествия.

 Для реализации содержания данного курса у меня есть авторская программа кружка «Мой родной край» (который я веду уже более 5 лет), календарно - тематическое планирование, а также общеобразовательная основная программа для учащихся 7 кл  и тематическое планирование. Планирую при проведении уроков использовать технологию критического мышления и другие технологии для лучшей мотивации учащихся.

Семиклассники  любознательные, я хочу их увлечь своим предметом, потому что по основной программе они  изучают все материки, океаны, страны мира  - это 50%  вопросов ОГЭ. Если у них вызвать интерес к предмету сейчас, я надеюсь, он не пропадёт к  9 классу.

Что собой представляет технология критического мышления? «Критическое мышление, есть принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить», - заметил Роберт Эннис.

      Критическое мышление – оценка результатов своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились с поставленной задачей. 

     Термин «критическое мышление» известен давно из работ известных психологов Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л.С. Выготского, в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно.

Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Любой ли человек может мыслить критически? Жан Пиаже писал, что от 11-12 лет к 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. С 11 лет до 14 резко возрастает значимость причинных связей в мышлении ребенка.

Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Краткая характеристика действий

Сроки

Организационный

Обнаружение проблемы, подбор материала по выявлению уровня сформированности критического мышления. Подбор методических и дидактических средств для формирования критического мышления на уроках географии в 2022-23 учебном году. Разработка основных направлений деятельности участников проекта (учителей, родителей, учащихся), выявление и учет индивидуальных творческих способностей.

Декабрь - январь

Деятельностный

Формирование критического мышления при помощи различных дидактических заданий.

Развитие творческих способностей на основе критического мышления

  • Создание учебных предметных моделей.
  • Создание базы творческих работ учащихся.
  • Создание презентации

февраль –

май

Аналитический

(обобщающий)

 Анализ результативности, мониторинг. Создание банка наиболее эффективных приемов и методов технологии критического мышления, оценивание результатов творчества (тестирование). Внесение коррективов (по необходимости). Сравнительный качественный анализ развития умений и навыков школьников.

июнь

Рабочий план реализации проекта

Этап

Содержание деятельности

Срок реализации

Планируемые результаты

Организа-

ционный

Задача этапа:

Обнаружение проблемы, подбор материалов по выявлению уровня сформированности критического мышления, определение содержания и объема тем и заданий.

Декабрь - январь

Обнаружена проблема - у детей снижается мотивация к учёбе, к самостоятельной деятельности.

Приложение №1.

Составление методических пособий, таблиц, схем (инсерт, синквейн, фишбоун и т.д.), необходимых для реализации проекта.

Создание необходимого методического арсенала.

Приложение №2.

Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта по технологии развития критического мышления

Глубокое изучение и понимание современной педагогической технологии развития критического мышления.

Приложение №3.

Диагностика учащихся по заинтересованности предметом география.

Составлена диагностическая работа по выявлению у школьников интереса к предмету. Приложение №4.

Выявлен уровень заинтересованности школьников предметом география.

Анализ заданий, приёмов в различных методических пособиях по развитию критического мышления.

Составлен список заданий, выбраны приёмы для развития критического мышления.

Приложение №5.

Отбор тем по основной программе географии и кружка «Мой родной край» для разработки уроков с применением ТРКМ.

Составлен список тем по основной программе географии и кружка,  которые можно включить в задания по географии с применением ТРКМ.

Приложение №6

Составление сборника заданий «Мотивация на уроках географии»

Составлен сборник заданий по формированию критического мышления.

Разработка анкет для родителей

Разработка анкеты  для коллег

Разработана анкета для родителей. «Знаете ли вы, что такое критическое мышление»

Приложение № 8.

Разработана анкета для родителей .«Мотивация ребёнка к учёбе».

Приложение № 9

Разработана анкета  для коллег «Используете ли в своей работе ТРКМ»

Приложение № 10

Разработка серии уроков в ТРКМ.

Разработана серия уроков по географии основного образования и во внеурочной деятельности.

Приложение № 11.

Разработка системы мониторинга.

Разработан мониторинг по оцениванию развития критического мышления у детей. Приложение №12 .

Деятель -

ностный

Задача этапа:

формирование основ критического мышления при помощи выполнения различных заданий, содержащих приёмы ТРКМ, учащиеся будут использовать традиционный материал школьного курса географии  и материал кружка «Мой родной край».

разработка серии уроков географии и занятий кружка «Мой родной край» с использованием технологии критического мышления.

Февраль - май

Повышение критичности, формирование самостоятельно думающего ученика.

Приложение № 13

апробация методических приемов формирования критического развития на уроках географии в 7 классе.

У учащихся сформированы умения: находить главное и коротко его формулировать, умение ставить вопросы и находить на них ответы.

включение заданий по развитию критического мышления на уроках географии и кружке:

Оперировать понятиями «синквейн», фишбоун, ЗХУ, 6 шляп, кластер.

проведение внеклассных мероприятий по формированию навыков критического мышления

Повышение эффективности восприятия информации, повышение интереса к изучаемому материалу, умение работать в сотрудничестве с другими.

проведение занятий кружка «Мой родной край» в технологии РКМ.

Установка причинно-следственных связей, умение строить умозаключения.

выполнение проекта по ТРКМ

Выполнен проект «Мотивация школьников на уроках географии с помощью технологии критического мышления»

Проведение похода до оврага, реки, луга, леса.

Повышение интереса к родному краю и предмету география.

Повышение эффективности восприятия информации.

Выполнение творческих работ.

Умение самостоятельно ставить цели и выполнять их.

Аналитический

Задача этапа: Анализ результативности, мониторинг.

Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов

Проведен анализ результативности. Подведены итоги, внесены коррективы в систему заданий. Составлен перспективный план. Оформлены результаты проекта в виде методических материалов.

Открытый урок с использованием технологии критического мышления.

Эффективное использование данной педагогической технологии в своей дальнейшей работе.

Демонстрация методов и приёмов ТРКМ. Изучение и внедрение современных педагогических технологий в рамках реализации ФГОС.

Участники проекта

Участники

Функции

Администрация ОО

Создание условий для реализации проекта. Привлечение социальных партнеров к реализации проект

Педагоги Классный руководитель

Участие в реализации проекта ТРКМ.

 Разработка сборника заданий по географии

Обучающиеся

Участие в мероприятиях проекта

Социальные партнеры

Проведение бесед, экскурсий

Ожидаемые результаты

Для педагога:

1. Более высокий уровень педагогической компетенции в вопросе критического развития.

2. Методическое пособие, которое включает в себя программу курса «Мой родной край», календарно-тематическое планирование и рекомендации по использованию пособия.

3. Сборник заданий по географии на тему «Мотивация на уроках географии».

Для семиклассников:

1. Созданы благоприятные комфортные условия для работы в классе.

2. Улучшена мотивация для изучения предмета география.

3. Умеют находить ошибки в тексте, составлять опорные конспекты, план параграфа, схемы, кластеры, отвечать на толстые и тонкие вопросы

4. Умеют писать эссе,  глоссарий, составлять описания реки, горной системы.

5. Улучшена мотивация для изучения своего края.

6. Созданы условия для подготовки учащихся  к сдаче ОГЭ.

7. Расставлен приоритет интересов каждого обучающегося и учет его интеллектуальных и психофизических особенностей

8. Умеют отбирать необходимую информацию из большого количества.

Для родителей

  1. Знают технологию развития критического мышления, используют на практике со своими детьми.
  2. Успешная сдача экзаменов детьми.

Основные риски

Риски

Меры по их устранению

Отсутствие методической базы уроков географии в ТРКМ.

Создание банка данных методических ресурсов.

Низкая мотивация учащихся.

Подбор заданий, который позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

Недостаточный уровень профессиональной компетентности в вопросе формирования критического развития.

Изучение эффективных педагогических практик по формированию критического развития обучающихся.

Механизм оценки эффективности реализации проекта для учащихся.

Показатели

Индикаторы (%)

Способы отслеживания показателей

1.Сформированность умения критически мыслить: выбирать источники информации,  видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других.

Доля обучающихся, которые умеют выбирать источники информации.

Доля обучающихся, способные строить и видеть причинно-следственные связи.

Доля обучающихся, которые могут обобщать и структурировать информацию.

Доля обучающихся, способных  аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других.

Работа на уроке, творческие задания, практические работы, исследовательские проекты, домашние задания.

  1. 2. Положительная динамика активности обучающихся, связанная  с повышением   интереса к предмету через  высокую мотивацию.

Доля обучающихся, участвующих в конференциях, олимпиадах, конкурсах по географии.

Доля обучающихся, которые стали уделять особое внимание предмету активнее работать на уроке, рассуждать, делать выводы.

Доля учащихся, которые выбрали географию для сдачи ОГЭ.

Наблюдение, проблемные ситуации, творческие задания. Конкурсы, олимпиады, конференции

  1. 3. Положительная динамика активности обучающихся, посещающих кружок « Мой родной край».

Доля обучающихся, посещающих кружок «Мой родной край».

Доля обучающихся, участвующих в конкурсах, олимпиадах, выставках, посвящённых родному краю.

Конкурсы, олимпиады, конференции, выставки.

Механизм оценки результативности проекта

Показатели

Индикаторы

Способ отслеживания показателей

Для педагога

Достигнут более высокий уровень компетентности в вопросе формирования критического мышления.

Доля обучающихся, имеющих положительный результат в освоении курса «Мой родной край».

Уроки, внеклассные мероприятия.

Методическое пособие, которое  включает в себя программу курса «Мой край», календарно-тематическое планирование и рекомендации по использованию пособия.

Доля положительных отзывов педагогического сообщества.

Презентация пособия.

Сборник заданий по географии на тему: «Мотивация учащихся на уроках географии».

Доля положительных отзывов педагогического сообщества.

Презентация сборника заданий.

Для учащихся

Сформированность умения решать проблемный вопрос, составлять кластер, фишбоун, таблицу «ЗХУ», отвечать на «толстые» и «тонкие» вопросы, верные и неверные утверждения, заполнять «Корзину идей», выполнять ранжирование, используют приём «Инсерт», «Жокеи и лошади», умеют устанавливать причинно- следственные связи, оценивать себя.

Доля обучающихся, которые умеют решать проблемные вопросы, составлять кластер, фишбоун, таблицу «ЗХУ», отвечать на «толстые» и «тонкие» вопросы, верные и неверные утверждения, заполнять «Корзину идей», выполнять ранжирование, используют приём «Инсерт», «Жокеи и лошади», умеют устанавливать причинно- следственные связи, оценивать себя.

Уроки, внеклассные мероприятия.

Сформированность умения составлять глоссарий по теме, составлять план параграфа.

Доля обучающихся, умеющих составлять глоссарий по теме, план параграфа (пункта, рассказа)

Уроки, внеклассные мероприятия.

Сформированность умения решать проблемный вопрос, фишбоун (причинно - следственные связи)

Доля учащихся умеющих решать проблемные вопросы, причинно-следственные связи.

Уроки, внеклассные мероприятия.

Проявляют чувство гордости за свой родной край.

Доля обучающихся проявляющих  чувство гордости за родной край.

Уроки, внеклассные мероприятия.

Для родителей.

Владение приёмами критического мышления в жизни.

Доля родителей, которые помогают детям в учёбе, интересуются их достижениями.

Домашние задания, общешкольные мероприятия.

Положительная сдача экзамена.

Доля родителей, которые помогают детям в учёбе, интересуются их достижениями, помогают при подготовке к огэ.

Домашние задания.

Критерии и показатели развития критического мышления

Критерии

Показатели

Методы измерения

Способность к сравниванию

Преобладание  навыков сравнительно-сопоставительного анализа. Уметь давать оценку.

Работа с образцом Приложение №8.

Приложение №10

Способность к логическим суждениям

Осознанность мыслительной деятельности. Способность исправлять ошибки.

Найди ошибку.

Приложение №6.

Приложение №11.

Способность к прогнозированию.

Ясность изложения. Умение аргументировать. Готовность к планированию.

Работа с картинками.

Приложение №9.

Приложение №12

Уровни развития критического мышления.

Уровень

Проявление уровня

Зарождающийся критичности (низкий)

Слабые умения давать оценку, доказывать свою правоту. Низкий уровень сформированности мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение). Не способность выделять очевидные ошибки.

Проясняющийся критичности (средний)

Невысокий уровень организованности и целенаправленности, неокрепший опыт доказательства и опровержения, отсутствие активной позиции, возможность отчётливо фиксировать противоречия (ошибки)

Позитивной критичности

(высокий)

Способность обнаруживать и объяснять причины и источники замеченных ими ошибок, но и предлагать способ их устранения, устойчивые умения и навыки основных мыслительных операций, умения логически обосновывать оценку и самооценку.

Ресурсное обеспечение проекта

Ресурс

Содержание

Нормативно-правовое обеспечение

- Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 29.12 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (о введении на территории Российской Федерации в учебный план регионального компонента по географии п 6. 6)

Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г №1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО» п 18. 3.1.

Материально-техническое обеспечение

Средства информационно0коммуникативных технологий.

Материалы для критического развития.

Организационное обеспечение

Анализ собственных ресурсов, необходимых для реализации проекта.

Учебно - методическое обеспечение

Передовой педагогический опыт.

Интернет ресурсы.

Методические и дидактические материалы.

Дальнейшее развитие проекта. Выводы

Результаты и материалы проекта могут быть использованы педагогами школ при изучении курса географии и регионального компонента. Можно использовать и на других предметах, так как критическое (творческое, самостоятельное) мышление в современном мире очень необходимо. Планирую представить свой опыт на школьном уровне.

Список литературы

1.Географический  атлас Костромской области: Кострома КОИРО, 2021 год.

2. Атлас по географии. 8-9 класс, изд-во Просвещение, 2017 год.

3.КОИРО  География Костромской области. Учебное пособие для основной школы, Кострома: 2019 г.

4. КОИРО География Костромской области Учебное пособие для начальной школы  Кострома 2020.

5. Письмеров А.В. Природа Костромской области и её охрана. – Ярославль:Верх.- Волж. Изд-во, 1987г.

6. Редкие и охраняемые животные Костромской области (материалы к Красной книге области в 2 томах). Кострома, 2009.  https://ecoportal.info/krasnaya-kniga-kostromskoj-oblasti/

7. http://kos-obl.kmtn.ru/ Информация о Костромском крае на сайте Администрации Костромской области.

                          Список литературы по теме «Развитие критического мышления»

  1.  Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке:

Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011.

2. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Санкт - Петербург,

изд-во КАРО, 2013.

3. Полное собрание стихотворений С.А. Есенина 2013.

4. Загашев И.О. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Изд-во» 2012.

5. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое

осмысление // Методист. 2013. № 2.

6. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Про-Пресс, 2014.

7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб.: Альянс

«Дельта», 2011.

8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.:

Альянс «Дельта», 2013.

9. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2014 / http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/thechnology

Приложения.

Приложение № 1.

Опросник «Учебная мотивация школьников»

(для обучающихся 13-14 лет)

(модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой)

Цель: выявить уровень мотивации и определить особенности отношения детей к школе,  учебному процессу на основе эмоционального реагирования на школьную ситуацию.

Вопросы зачитываются ответственным за опрос вслух,  предлагаются варианты ответов, а школьники должны записать те ответы, которые им подходят, или указать буквенное обозначение ответа.

Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и обведите его в кружок,  соответствующего номера вопроса». 

Вопросы для опроса:

1. Тебе нравится в школе? 

а) не очень

б) нравится 

в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? 

а) чаще хочется остаться дома 

б) бывает по-разному 

в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? 

а) не знаю 

б) остался бы дома 

в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 

а) не нравится 

б) бывает по-разному 

в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? 

а) хотел бы 

б) не хотел бы 

в) не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 

а) не знаю 

б) не хотел бы 

в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 

а) часто 

б) редко 

в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 

а) точно не знаю 

б) хотел бы 

в) не хотел бы

9. У тебя в школе много друзей? 

а) мало 

б) много 

в) нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники? 

а) нравятся 

б) не очень 

в) не нравятся

Ключ:

В протоколе отмечается количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты. 

№ вопроса оценка за ответ а) оценка за ответ б) оценка за ответ в)

1                                  1                            3                                     0

2                                  0                            1                                     3

3                                  1                            0                                     3

4                                  3                            1                                     0

5                                  0                            3                                     1

6                                  1                            3                                     0

7                                  3                            1                                     0

8                                  1                            0                                     3

9                                  1                            3                                     0

10                                3                            1                                     0

По количеству набранных баллов определяем уровень сформированности мотивации к обучению: 

0 - 10 баллов – низкая школьная мотивация, негативное отношение к школе, школьная дезадаптация; 

11 - 20 баллов – хорошая школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;

21 - 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

В процентном соотношении определяем долю обучающихся с высоким уровнем школьной мотивации к обучению, средним и низким.

Приложение №2.

Некоторые приёмы для реализации технологии критического развития.

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. Смысл этого приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Составление «кластера» позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.  Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

 

Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Концептуальная таблица — это один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов через создание сравнительной таблицы       (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной оценки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). В заголовке таблицы может размещаться проблемный вопрос.

Фишбоун  ( англ. Fishbone  - рыбья кость)  -  представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.     В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) - японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно - следственных связей. Она позволяет наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. В этой таблице можно  ранжировать факторы по степени их значимости.
Составление схемы Фишбоун.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. Голова - проблема, вопрос, тема, которая  подлежит анализу, сравнению, обсуждению.

Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
         Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост-ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
         Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
hello_html_m3a887c00.png

Перепутанные логические цепочки.

В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.

В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста (как правило, историко-хронологического или естественно-научного). Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.

Приём «Синквейн»

Слово синквейн происходит от французского " пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это делать:

Название (обычно существительное)___________________________

Описание (обычно прилагательное)____________________________

Действия___________________________________________________

Чувство (фраза)_____________________________________________

Повторение сути____________________________________________

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:

Австралия

Жаркая, сухая.

манит, завораживает, интересует.

Ну почему этот материк от нас так далеко!

Материк.

Приём "Тонкие и толстые вопросы"

Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

Толстые ?

Тонкие ?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?

Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа (Например: В каком году Христофор Колумб открыл Америку?). В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа. Например, где он побывал на каких материках?

«Мозговая атака»

Мозговая атака – очень быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которые служат основой для серьезного поиска решений. Так как диапазон мнений разнообразен, то мозговая атака способствует проявлению разветвленного мышления.

Приложение №3.

1. Глоссарий технологии критического мышления

Критическое мышление - (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Мышление - высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений). 

Приём - это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

2. Стадии развития критического мышления.

Технология критического мышления формирует навыки работы с информацией по географии через чтение и письмо, она представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания. В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель, состоящая из трех фаз, которая вписывается в урок:

Первая фаза   (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету.

Вторая фаза   (осмысление) - активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания.    

   Третья фаза (рефлексия) направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле.    Базовая модель ("Вызов – Осмысление - Рефлексия") задает не только определенную логику построения урока, но и последовательность, и способы сочетания конкретных методических приемов.


3. Приёмы позволяющие развивать умения работать с информацией.

Умение систематизировать и анализировать информацию:

  • кластеры;
  • таблица «Инсерт»;
  • прием «общее — уникальное»;
  • составление таблиц: концептуальной, сводной, «ПМИ» или «ПМ?»;
  • стратегия «Фишбон»;
  • «бортовой журнал».

Умение вдумчиво читать и погружаться в информацию:

  • «Инсерт»;
  • дневники: двухчастный и трехчастный;
  • чтение с остановками;
  • стратегия «Идеал»;
  • стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов;
  • таблица «ПМИ» или «ПМ?»;
  • таблица «Сравнение источников».

Умение формулировать и решать проблемы:

  • стратегия «Фишбон»;
  • стратегия «Идеал».


Умение работать с понятиями:

  • синквейн;
  • концептуальное колесо;
  • денотативный граф.

Умение вести аргументированную дискуссию:

  • таблица «перекрестной дискуссии».

Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, рефлексировать:

  • синквейн;
  • кластеры;
  • эссе и другие приемы рефлексивного письма;
  • прием «общее — уникальное»;
  • сводная таблица.

Коммуникативные умения:

  • приемы парной и групповой работы: «зигзаг», таблицы (концептуальная, сводная, стратегии решения проблем и др.).

 Остановимся более подробно на тех приёмах и стратегиях технологии развития критического мышления, которые я применяю на уроках географии, развивая критическое мышление и формируя культуру работы с текстом.

Приложение № 4.

«Исследование мотивации к изучению предмета» (географии)

Анкета для учащихся

Инструкция: «Внимательно прочитай высказывание и оцени каждое из них по пятибалльной системе. Поставь «+» или галочку в соответствующей колонке индивидуального бланка ответов».

С высказыванием полностью согласен

(5 баллов)

с выска-зыванием больше согласен,

чем

не согласен

(4 балла)

ни «да»,

ни «нет» — нечто среднее;

(3 балла)

с выска-зыванием больше

не согласен,

чем согласен

(2 балла)

с выска-зыванием полностью

не согласен

(1 балл)

Данный предмет мне интересен

Мне нравится как преподает учитель

Предмет заставляет меня думать

Я могу применять в жизни знания по этому предмету.

Я получаю удовольствие при изучении предмета

Знания по предмету позволяют мне больше узнать об окружающем мире

Я принимаю участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях по этому предмету.

Знания по этому предмету понадобятся мне в моей будущей профессии.

На уроках по этому предмету я часто отвечаю, выступаю с докладами, работаю в группе.

Для меня на уроках по этому предмету важнее узнавать, понимать, разбираться в материале, чем получать отметки.

Итого:

Обработка результатов:

Все баллы суммируются. Общее количество баллов позволяет сделать вывод об уровне развития мотивации к изучению предмета.

Интерпретация результатов:

41 – 50 баллов – очень высокая мотивация к изучению предмета

31 – 40 — баллов – высокая мотивация к изучению предмета

21 — 30 баллов – средняя мотивация к изучению предмета

11 — 20 баллов — низкая мотивация к изучению предмета

0 – 10 баллов — очень низкая мотивация к изучению предмета.

Приложение № 5. Приёмы,  используемые на уроках географии.

Фаза  урока

Используемые приемы технологии РКМЧП

Вызов

         мозговой штурм

         кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения

         Игра-упражнение «Веер»

         Прием «Поясните цитату»

         Прием «Как вы объясните народную мудрость»

         Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

         Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

         Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

         Прием «Верите ли вы, что…»

         Прием «З-Х-У» («знаю - хочу узнать - узнал»)

         Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Осмысление

         Прием инсерт (пометки на полях)

         Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

         Чтение со стопами

         Прием «Сводная таблица»

         Прием «Тонкие и толстые вопросы»

         Прием «Зиг-заг»

         Прием «Мое мнение»

         Прием «Мозговой штурм»

         Прием «Фишбоун»

         Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

         Стратегия решения проблем «Идеал»

         Прием «Мудрые совы»

Рефлексия

         Написание эссе

         Рефлексивный экран вопросов

         Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

         Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

         Что нового вы узнали на уроке

         Написание синквейна

Приложение №6 Уроки и занятия, планируемые для проведения  с элементами ТРКМ.

Уроки по основной программе

Занятия кружка «Мой родной край»

Народы, языки, религии.

Знакомство с понятиями «История», «Краеведение», «Родина», «Малая Родина», «Отчий дом».

Источники краеведческих знаний. Виды источников

Города и сельские поселения.

Знакомство с понятиями «природа», «экология», «погода». Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Связь с Костромской областью.

Страны мира.

Знакомство с Красной книгой России и Костромской  области. Экскурсия в сельскую библиотеку.

Развитие земной коры.

Животный мир Костромской области и нашей природной зоны.

Природные ресурсы земной коры.

Растительный мир Костромской области и нашей природной зоны.

Температура воздуха на разных широтах.

Ядовитые и лекарственные растения нашего края.

Реки и озёра Земли.

Изучение народов России, Костромской обл.

Океаны.

Знакомство с понятиями «океан», «море», «река», «озеро», «болото», «водохранилище».

Материки.

Изучение озер Костромской области. Знакомство с легендами Галичского озера.

Африка. Образ материка.

Австралия, образ материка.

Китай.

Германия

Приложение № 8.

 Анкета для родителей.

Знаете ли вы, что такое критическое мышление?

  1. Умеет ли ваш ребёнок сравнивать предметы, находить общие признаки и отличия?

А) да

Б) нет

В) иногда

2. Умеет ли ваш ребёнок выражать своё собственное мнение, основываясь на личном опыте?

А) да

Б) нет

В) иногда

3. Умеет ли Ваш ребёнок выражать свои мысли уверенно и корректно по отношению к окружающим?

А) да

Б) нет

В) иногда

4. Считаете ли Вы, что развитие критического мышления необходимо у детей старшего  школьного возраста?

А) да

Б) нет

В) иногда

5. . Может ли Ваш ребёнок выполнять задания самостоятельно?

А) да

Б) нет

В) иногда

6. Развиваете ли Вы мышление у своего ребёнка (умение анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления)?

А) да

Б) нет

В) иногда

7. Покупаете ли Вы игры и игрушки по развитию мышления у ребёнка?

А) да

Б) нет

В) иногда

8.Возможно ли развивать мышление у  детей на уроках географии?

А) да

Б) нет

В) иногда

9.Считаете ли Вы, что развитием мыслительных операций должны заниматься учителя?

А) да

Б) нет

В) иногда

10.Считаете ли Вы, что развитием критического мышления должны заниматься родители?

А) да

Б) нет

В) иногда

Благодарим за сотрудничество!

Итоги анкетирования родителей «Развитие критического мышления у школьников».

Результат:

ответы «да» оцениваются в 2 балла,

 ответы «частично (иногда)» -1 балл,

«нет» - 0 баллов

Если количество баллов больше 18 баллов – родители отмечают важность развития критического мышления , стимулируют мыслительную активность детей, опираясь на мыслительные операции. Обеспечивают подбор географических игр и других игр по развитию критического мышления ребёнка, как анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение.

От 7 до 18 баллов – родители понимают важность стимулирования развития критического мышления ребёнка, но недостаточно уделяют внимания организации логических игр и развивающих игр. Приоритет в формировании мышления у школьников отдают учителям.

Менее 7 баллов – родители не имеют представление о теме анкетирования, не считают важным развитие критического мышления у ребёнка. Не уделяют достаточного внимания организации игр по развитию мышления  для обучения ребёнка умению сравнивать, обобщать, анализировать предметы и явления.

Приложение № 9. Анкета для родителей «Мотивация ребёнка к учёбе в школе»

Анкета

  1. Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?________________________________
  2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?_____________________________
  3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.    ______________,   ______________.
  4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу?_______________________________________________
  5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?_________________________________________________________________
  6. Назовите, что в течение последней недели, географического узнали  вы и ваш муж (жена)?_________________________
  7. Назовите, что географического узнал в течение последней недели ваш ребёнок?_________________________________
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком просмотренные, телепередачи?__________________
  9. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?________________________________________

Любит ли ваш ребёнок учиться?____________________________________________________________

Приложение № 10. Анкета для учителей.

 Уважаемые коллеги! Просим Вас ответить на несколько вопросов.

 

1.Используете ли Вы в своей педагогической деятельности технологию развития критического мышления:

а) всегда

 в) часто

 с) иногда

д) редко

 е) никогда

2. Планирование какой стадии (фазы) технологии развития критического мышления при подготовке к уроку у Вас вызывает наибольшие затруднения:

  а) вызов 

  в) осмысление  

 с) рефлексия

 3. С чем связаны возникающие трудности:

Стадия вызова: а) формулировка учащимися темы урока

                           в) формулировка учащимися целей урока

                           с) формулировка проблемного вопроса

                           д) выбор приемов ТРКМ

                          

Благодарим за сотрудничество!

 

Приложение № 11.

  1. Разработка урока по географии (7 кл тема «Океаны») с использованием технологии развития критического мышления

1

Стадия «Вызов»

«Да», «нет»

Да, нет  «Тихий океан»

  1. В Тихом океане самое большое количество островов? (Да)
  2. Тихий океан находится на одной литосферной плите? (да)
  3. Тихий океан самый древний? (Да)
  4. Тихий океан самый глубокий? (Да)
  5. Тихий океан, на самом деле вовсе не тихий? (Да)
  6. Тихий океан лежит во всех климатических поясах? (Нет, не лежит в Арктическом)
  7. По восточному побережью Евразии проносятся тайфуны? (Да)
  8. В Тихом океане ведётся промысел анчоуса, трески, скумбрии? (Да)
  9. В Тихом океане проходит 180  меридиан? (Да)
  10. Тихий океан на севере ограничен Беринговым проливом? (Да)

«Да», «Нет» «Тихий океан». (Карточка для учеников)

Вопрос

Ваш ответ до чтения параграфа

Ваш ответ после прочтения параграфа

1

В Тихом океане самое большое количество островов?

2

Тихий океан находится на одной литосферной плите?

3

Тихий океан самый древний?

4

Тихий океан самый глубокий?

5

Тихий океан, на самом деле вовсе не тихий?

6

Тихий океан лежит во всех климатических поясах?

7

По восточному побережью Евразии проносятся тайфуны?

8

В Тихом океане ведётся промысел анчоуса, трески, скумбрии?

9

В Тихом океане проходит 180  меридиан?

10

Тихий океан на севере ограничен Беринговым проливом?

Оценка своих знаний

 

Где красный цвет «Отлично»

Желтый цвет «Хорошо»

Зелёный цвет «Неплохо»

2

Стадия «Осмысление»

(концептуальная таблица, сравнение)

Тихий океан

Сравнительный признак

Северный ледовитый океан

Географическое положение

Рельеф дна

Климат

Характер океанических течений

Глубина

Размеры (площадь)

Возраст океана

Литосферные плиты

Ветра

Органический мир

Население

Вывод

Оценка своих знаний.

Красный «Отлично»

Жёлтый «Хорошо»

Зелёный «Неплохо»

        

3

Стадия «Рефлексия»

1. Возвращаемся к таблице «Да», «Нет». Параграф прочитан, и учащиеся легко самостоятельно проверяют правильность ответов.

2.Проверяем записи в концептуальной таблицы Океаны. Один ученик читает про Тихий океан, другой про СЛО. Третий зачитывает вывод.

3.Работа с параграфом учебника стр 86. «Описание океана» по выбору.

4

Д/З

1. П 22. Стр 86 задания.

2. Составить кроссворд по любому океану.

2. Разработка урока по теме "Как мир делится на части и как объединяется?". 7-й класс

Предмет: География

Класс: 7

Цель: Создать условия для восприятия, осмысления новой информации 

Обучающие цели:

  • сформировать знания о целостности и дифференциации суши.
  • создать образные представления о крупных частях земной поверхности - материках, частях света.

Развивающие цели:

  • продолжить развитие картографической грамотности.
  • развивать навыки работы с атласом и контурной картой

Воспитательная цель: повышение учебной мотивации путем использования на уроке технологии критического мышления

Тип урока: Комбинированный (изучение нового материала, практикум, систематизация знаний и умений)

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный, продуктивный, эвристический, развивающий.

Методы познания: картографический, сравнительный, исторический

Средства обучения: физическая карта мира, глобус,

Содержание учебного материала.

Технологическая карта.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Проверяют готовность к предмету, наличие учебников, тетрадей, атласов, контурных карт.

2. Целеполагание

Поставьте цель сегодняшнего урока, прочитав название параграфа

Сегодня на уроке нам с вами нужно будет вспомнить что такое «материки» и как они называются, как они делятся?

В течение урока мы будем выполнять практическую работу в контурных картах.

Читают название параграфа.

Ставят цель урока.

Слушают учителя. 


3.Стадия «Вызов»

 -  Вы знаете тему сегодняшнего урока. Используя метод «Корзина идей», запишите в тетрадь всё, что вам известно по данной теме.

Слушает, хвалит (без комментарий)

- Оказывается, есть материк, который лежит  в 4х полушария. Можете ли вы ответить на этот вопрос сейчас?

- Я надеюсь, после прочтения параграфа, вы сможете ответить на этот вопрос.

 Записывают в тетрадь все известные данные о материках, о их делении, о путешественниках…

Озвучивают свои идеи.

Удивляются. Думают.

4. Стадия «Осмысление».

- Составьте кластер «Материки», пользуясь параграфами 8 и 23.

- Всегда ли земная поверхность делилась только на материки?

- Когда и почему сушу стали делить на части света?

- Что такое «часть света»?

- Составьте кластер «Части света»

- Почему количество частей света, в отличие от материков, менялось со временем?

- Используя приём «Фишбоун», ответьте на этот вопрос и запишите вывод.

 

 

- В параграфе 24 найдите, пожалуйста, условную границу между Европой и Азией. Нанесите ее на контурную карту. Условная граница Европа – Азия показывает нам деление мира не только на материки, но и на части света. Подпишите на контурной карте части света, которые вы узнали.

 - Постарайтесь показать «Части света» по мере их возникновения.

Составляют кластер «Материки».

Отвечают на вопросы.

Составляют кластер «Части света» в тетради.

В тетради зарисовывают голову рыбы, скелет, косточки и хвост.

Голову рыбы заполняют вопросом (проблемой). На косточках записывают вверху причины в низу факты. Хвост заполняют своим выводом.

Работают с п 24, находят условную границу между Европой и Азией, наносят ее на контурную карту. 

Один ученик  показывает  по карте:

«условная граница проходит по восточному склону Уральских гор, реке Эмбе, северной части Каспийского моря, Кумо - Манычской впадине севернее Кавказа , по Азовскому и Черному морям и проливам между Черным и Средиземным морями.

Другой ученик показывает части света так, как они открывались со временем.

5. Стадия «Рефлексия»

 

Обмен мнением.

Побуждение к дальнейшему расширению знаний.

-В начале урока я вам сказала, что есть материк, который находится в 4х полушариях, вы уже можете на него ответить?

Вопросы:

1. Какие материки лежат в 4 полушариях?

2. Какие материки лежат в 3 полушариях?

3. Какие материки лежат в 2

полушариях?

1. Какая часть света состоит из 2 материков?

2. Какой материк состоит из 2 частей света?

3. Что такое «Старый Свет»?

4. Что такое «Новый Свет»?

Ответьте на вопрос.

- А как можно объединить мир?

Молодцы.

-В начале урока, вы создавали корзину идей. Посмотрим, в чём вы были правы, а может быть есть неточности.

-Ребята, вы знаете, что символ олимпийских игр, это 5 колец объединённых вместе. Что они обозначают, вы поинтересуетесь дома.

- Мы с вами хорошо сегодня поработали. Расставьте свои фигурки на «Лесенке успеха». Если всё поняли, вы занимаете верхнюю ступеньку. Что то осталось не понято, на вторую. И если совсем ничего с урока не запомнили, то встаете на первую ступеньку.

 

 

Отвечают на вопросы.

Ответы:

1. Африка

2. Евразия, Южная Америка, Антарктида.

3. Северная Америка, Австралия.

Ответы.

1.Америка.

2.Евразия.

Ответы.

ООН, СНГ, БРИКС, Лат Америка, Вест-Индия, Англо-Саксонская.

Над каждой идеей ставят +, если она была правильная и – если не верная.

Выходят по очереди к доске, и на магнитную доску вывешивают выбранную фигурку. (На доске нарисована лесенка с 3 ступеньками)

8. Домашнее задание

1. Ответить на вопросы в конце параграфа стр10-11.

2. Выполнить задание 2 на стр.11

3. Закончить практическую работу в контурной карте. 4.Подписать географические объекты, которые находятся в Европе и Азии : Скандинавский полуостров, п-ов Индостан, Аравийский п-ов, п-ов Индокитай, моря: Средиземное, Черное, Каспийское, Балтийское.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Приложение № 12.

  1. Мониторинг наблюдений за развитием критического мышления у детей

Виды умений

Умение находить недостающую информацию

Умение делать и оценивать логические умозаключения

Умение оценивать последовательности умозаключений

Умение анализировать содержание текста

Умение находить главную информацию на фоне избыточной

Суммарный результат по тесту

Макс. балл

3

 балла

12

 баллов

3

 балла

12

 баллов

2

балла

32

Кузнецов Алексей

 

Скрябина Вера

  1. Морально-психологический микроклимат на уроках с применением критического развития.

(Методика А.Н. Лутошкина)

Количество учащихся принявших в обследовании -6 человек (100%)

№ п/п

Критерии

6-8 классы

Январь 2023

Удовлетворённость (человек %)

1.

Доброжелательность

2.

Теплота

3.

Согласие

4.

Уважение

5.

Сотрудничество

6.

Взаимопомощь

7.

Творческая атмосфера

8.

Конфликтность

9.

Соперничество

Приложение №13.

E:\работы детей ТРКМ\кластер Материки 2.JPG

        https://goo.su/IfIU

Ссылка на вашу работу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных УУД на уроках географии через использование элементов технологии критического мышления

Обобщение собственного опыта по применению технологии критического мышления на уроках географии 6-11 классов, которое бы позволило создать основу для перехода на стандарты второго поколения. Материал ...

Презентация по английскому языку на тему "Повышение уроков английского языка с помощью приёмов технологии критического мышления"

Способы повышения эффективности уроков английского языка с помощью приёмов технологии критического мышления...

Использование методов и приёмов технологии критического мышления, как средство развития мыслительной деятельности учащихся при изучении географии

Мой отчет по применению методов и приемов технологии критического мышления.Эти методы помогут разнообразить  уроки  географии(и других предметах) сделать их более интересными и занимательным...

План работы по внедрению в педагогическую практику приёмов технологии «Критического мышления»

Целью данной программы является выявление особенностей и уровня эффективности методов «критического мышления» на уроках русского языка и литературы....