УМК Теория вероятности и математическая статистика рабочая программам
методическая разработка (11 класс) на тему
Данный материал предназначен для преподавателей дисциплины "Теория вероятности и математическая статистика" 230701 "Прикладная информатика" на 2 курсе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_tv.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
“Железнодорожный колледж №52»
( ГБОУ СПО ЖК №52)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
специальности среднего профессионального образования
230701 Прикладная информатика
2013 г.
Одобрена Предметной (цикловой) Комиссией естественно научных дисциплин Наименование комиссии | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии/специальности начального/среднего профессионального образования 230701 Прикладная информатика |
Код, наименование профессии/специальности |
Протокол № 1
От «27» августа 2013г.
Председатель предметной (цикловой) Комиссии Рузанкова И.А. Подпись ФИО | Заместитель директора по учебной работе Морковина Н.А. Подпись ФИО |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06Теории вероятностей и математическая статистика
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 230701 Прикладная информатика (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Собирать и регистрировать статистическую информацию;
- Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- Рассчитывать вероятность событий, статистические показатели и формировать основные выводы;
- Записывать распределения и находить характеристики случайных величин;
- Рассчитывать статистические оценки параметров распределения по выборочным данным и проверять метод статистических испытаний для решения отраслевых задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- Основы комбинаторики и теории вероятностей;
- Основы теории случайных величин;
- Статистические оценки параметров распределения по выборочным данным;
- Методику моделирования случайных величин, метод статистических испытаний;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 156 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 104 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 156 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 104 |
в том числе: | |
практические занятия | 52 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.06. Теории вероятностей и математической статистики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Элементы комбинаторики | 18 | 1 | |||||
Ведение | Цели, задачи дисциплины. Значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы. | 2 | |||||
Тема 1.1. Элементы комбинаторики | Содержание учебного материала | 6 | 2 | ||||
1 | Упорядоченные выборки (размещения). Правило произведения. | ||||||
2 | Размещения и сочетания с повторениями. Размещения и сочетания без повторений. Перестановки. | 2 | |||||
3 | Размещения с заданным количеством повторений каждого элемента. Неупорядоченные выборки | 2 | |||||
Практическое занятие
| 6 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Расчет количества выборок заданного типа в заданных условиях. | 4 | ||||||
Раздел 2. Основы теории вероятностей | 28 | ||||||
Тема 2.1. Случайные события. Классическое определение вероятности | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Случайные события. Классическое определение вероятности. | 2 | |||||
2 | Вероятности сложных событий. Схема Бернулли. | 2 | |||||
3 | Пространство элементарных событий. Составные события, действия над событиями. | 2 | |||||
4 | Алгебра событий как одна из интерпретаций алгебры Буля. Диаграммы Венна. | 2 | |||||
Практическое занятие
| 8 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата. Расчетная работа. Презентация. | 12 | ||||||
Раздел 3. Дискретные случайные величины (ДСВ) | 24 | ||||||
Тема 3.1. Дискретные случайные величины (ДСВ) | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1. | Понятие ДСВ. Распределение ДСВ. Функции от ДСВ. Характеристики ДСВ и их свойства | 2 | |||||
2. | Биномиальное распределение. Геометрическое распределение. | 2 | |||||
3. | Функция плотности распределения и ее свойства. Связь между дифференциальной и интегральной функцией распределения. Равномерное, нормальное, показательное распределение. | 1 | |||||
4. | Числовые характеристики случайных величин (математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратическое отклонение, начальные и центральные моменты, мода, медиана, коэффициенты асимметрии и эксцесса) и их свойства. | 2 | |||||
Практические занятия
| 6 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Контрольная работа | 10 | ||||||
Раздел 4. Непрерывные случайные величины (НСВ) | 26 | ||||||
Тема 4.1. Непрерывные случайные величины (НСВ). | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Понятие НСВ. Равномерно распределенная НСВ. Геометрическое определение вероятности | 2 | |||||
2 | Функция плотности НСВ. Интегральная функция распределения НСВ. Характеристики НСВ | 2 | |||||
3 | Нормальное распределение. Показательное распределение | 2 | |||||
Практические занятия
| 12 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка опорного конспекта. Расчетная работа. | 8 | ||||||
Раздел 5. Центральная предельная теорема. Закон больших чисел. Вероятность и частота | 12 | ||||||
Тема 5.1. Центральная предельная теорема. Закон больших чисел. Вероятность и частота | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Центральная предельная теорема (общесмысловая формулировка и частная формулировка для независимых одинаково распределённых случайных величин) | 2 | |||||
2 | Неравенство Чебышева. Закон больших чисел в форме Чебышева. Понятие частоты события. Статистическое понимание вероятности. Закон больших чисел в форме Бернулли | 2 | |||||
Практические занятия
| 8 | ||||||
Раздел 6. Выборочный метод. Статистические оценки параметров распределения | 24 | ||||||
Тема 6.1. Выборочный метод. Статистические оценки параметров распределения | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Генеральная совокупность и выборка. Сущность выборочного метода. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Полигон и гистограмма. Числовые характеристики выборки. | 2 | |||||
2 | Понятие точечной оценки. Точечные оценки для генеральной средней (математического ожидания), генеральной дисперсии и генерального среднеквадратического отклонения. | 2 | |||||
3 | Понятие интервальной оценки. Надежность доверительного интервала Интервальная оценка математического ожидания нормального распределения при неизвестной дисперсии. | 2 | |||||
4 | Точечная оценка вероятности события. Интервальная оценка вероятности события. доверительного интервала. Интервальная оценка математического ожидания нормального распределения при известной дисперсии. | 2 | |||||
Практические занятия
| 8 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Статистическое исследование | 8 | ||||||
Раздел 7 Моделирование случайных величин | 24 | ||||||
Тема 7.1. Моделирование случайных величин | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Примеры моделирования случайных величин с помощью физических экспериментов. Таблицы случайных чисел. Генератор значений случайной величины, равномерно распределённой на отрезке [0,1]. | 2 | |||||
2 | Моделирование сложных испытаний и их результатов (в том числе моделирование биномиальной ДСВ и геометрической ДСВ). Сущность метода статистических испытаний. | 1 | |||||
3 | Моделирование случайных величин; моделирование случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике; моделирование сложных испытаний и их результатов. | 2 | |||||
Практические занятия 24. Моделирование случайных величин. 25. Моделирование случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике. 26. Моделирование случайной точки, равномерно распределённой в прямоугольнике. | 6 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся Контрольная работа | 10 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинетаматематики.
Оборудование учебного кабинета:
- Персональные компьютеры.
- Периферийные устройства: принтеры, сканеры, (интерактивная доска).
Технические средства обучения:
- Видеопроектор.
- Интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная | |||
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Теория вероятности и математическая статистика | Павлов С.В. | М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010 |
2 | Моделирование сложных вероятностных систем | В.Г. Лисиенко, О.Г. Трофимова, С.П. Трофимов, Н.Г. Дружинина, П.А. Дюгай | Екатеринбург: УРФУ, 2011 |
3 | Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования | М.С. Спирина, П.А. Спирин | М.: Издательский центр «Академия», 2010 |
Дополнительная | |||
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Сборник задач по математике. | Богомолов Н. В. | М.: Дрофа, 2009 |
2 | Сборник задач и упражнений по обыкновенным дифференциальным уравнениям: Учебное пособие | Кочетков Е.С., Смерчинская С.О., Соколов В.В. | СПб.: Форум, 2011 |
3 | Сборник дидактических заданий по математике | Богомолов Н. В. | М.: Дрофа, 2012 |
Интернет ресурсы:
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Теория_вероятностей
- http://www.ksu.ru/infres/volodin/
- http://do.rksi.ru/library/courses/ms/
- http://www.uchites.ru/tvims/bazovyi_kurs
- http://www.pm298.ru/mverstat.php
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (самостоятельная работа).
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, которую проводит в виде контрольной работы.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Собирать и регистрировать статистическую информацию | Тестирование, расчеты |
Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения | Тестирование, расчеты |
Рассчитывать вероятность событий, статистические показатели и формировать основные выводы | Тестирование, расчеты |
Записывать распределения и находить характеристики случайных величин | Тестирование, расчеты |
Рассчитывать статистические оценки параметров распределения по выборочным данным и проверять метод статистических испытаний для решения отраслевых задач | Тестирование, расчеты |
Владеть основами комбинаторики и теории вероятностей | Тестирование, расчеты |
Владеть основы теории случайных величин | Тестирование, расчеты |
Применять статистические оценки параметров распределения по выборочным данным | Тестирование, реферирование (презентация) |
Усвоить методику моделирования случайных величин, метод статистических испытаний | Тестирование, реферирование (презентация) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"
Рабочая программа по предмету "Теория вероятностей и математическая статистика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего професси...
Рабочая программа "Основы теории вероятностей и математической статистики" для 10-11 класса
Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей п...
Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика"
Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для студентов специальности "Компьютерные системы и комплексы"...
Рабочая программа учебной дисциплины: ЕН.03 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.07 Информационные системы и программирование...
Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс
Рабочая программа по предмету "Теория вероятности и математическая статистика" СПО 2 курс для специальности Информационные технологии...
Рабочая программа дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» УГС: 09.00.00 Информатика и вычислительная техникаСпециальность:09...