«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Текстовой документ
методическая разработка на тему
Обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию».
Поиск информации для педсовета осуществлялся с помощью открытых источников Интернета.
В процессе подготовки было проработано большое количество документов по самообразованию: программы, планы работы, как текстовые, так и электронные в виде презентаций. В приоритете была информация, по которой мнение большинства специалистов совпадало. Эта информация фиксировалась. Доклад библиотекаря сопровождался показом презентации. Рекомендуется педагогам, воспитателям, воспитателям дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_seminar.docx | 75.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное образовательное казенное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом г. Спасска – Дальнего»
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПЛАНА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
го Спасск – Дальний, 2015
Выступление библиотекаря КГОКУ «Детский дом г. Спасска-Дальнего» Бояренцевой Ж.Д. на педагогическом совете по вопросам самообразования, который проводился 20 января 2015 года.
Вниманию присутствующих был предложен обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию».
Поиск информации для педсовета осуществлялся с помощью открытых источников Интернета.
В процессе подготовки было проработано большое количество документов по самообразованию: программы, планы работы, как текстовые, так и электронные в виде презентаций. В приоритете была информация, по которой мнение большинства специалистов совпадало. Эта информация фиксировалась. Доклад библиотекаря сопровождался показом презентации. Рекомендуется педагогам, воспитателям, воспитателям дошкольного образования.
74
П 69
Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана воспитателя по самообразованию [Текст]: доклад / КГОКУ «Детский дом г. Спасска-Дальнего»; сост. Ж.Д. Бояренцева. – Спасск-Дальний, 2015. – 17 с.
Я не педагог, не воспитатель, я – библиотекарь. Поиск, отбор, систематизация и классификация информации – одна из моих функций. В процессе работы над темой, было просмотрено довольно таки большое количество документов – это и программы развития и планы работы по самообразованию, как текстовые, так и в виде презентаций. В приоритете была информация, по которой мнение большинства специалистов совпадала. В результате получилась довольно таки логичная и последовательная схема работы по самообразованию, с которой я вас сейчас познакомлю.
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием? Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать.
В современном мире отмечается огромное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества.
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
СЛАЙД №2
Система непрерывного повышения квалификации воспитателей предполагает разные формы: наиболее популярные, те, которые на слуху
обучение на курсах (один раз в пять лет);
самообразование;
участие в методической работе учреждения, города.
В период между обучением на курсах необходимо заниматься самообразованием, которое расширяет и углубляет знания, полученные на курсах, способствует осмыслению опыта на более высоком теоретическом уровне.
Самообразование, как понятие:
СЛАЙД №3
Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, с целью приобретения систематических знаний в области педагогики, психологии.
СЛАЙД №4
Самообразование педагога важное условие профессиональной деятельности;
Самообразование непрерывный процесс.
В основе самообразования - интерес занимающегося в сочетании с самостоятельным изучением материала.
Если процесс образования:
1. Осуществляется добровольно;
2. Осуществляется сознательно;
3. Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
4. Необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.
Потребности, мотивы, побуждающие воспитателя к самообразованию:
СЛАЙД №5,6
И ваша мотивация может быть самой разнообразной: начиная от амбициозной: «Да, я хочу быть лучше всех, и я буду!» или материальной: «А я хочу получать такую зарплату, какую я заслуживаю и я добьюсь этого». Может быть, это не удачные, зато яркие примеры мотивации, в отличие, например от таких: «Я люблю свою работу, я люблю своих учеников, своих воспитанников и ради этого я буду меняться, узнавать что-то новое, может быть благодаря этому кто-то станет умнее, добрее, успешнее».
Ведь как говорил Константин Дмитриевич Ушинский: «Учитель живет до тех пор, пока учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».
Каковы же основные направления в системе самообразования?
СЛАЙД №7
Составляющие процесса самообразования:
СЛАЙД №8
Формы работы по самообразованию: многообразны
СЛАЙД №9
ВЫБОР ТЕМ ДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ
СЛАЙД №10
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
СЛАЙД №11
• Телевидение
• Газеты, журналы
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
• Интернет
• Видео, аудио информация на различных носителях
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Мероприятия по обмену опытом
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
Несколько советов занимающимся самообразованием:
СЛАЙД №12
ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося, сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
СЛАЙД №13
ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами, это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
СЛАЙД №14
ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Мнение большинства специалистов сходятся в том, что самообразование воспитателя – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю, воспитателю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию не формируется у воспитателя, вместе с дипломом. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного человека. Однако, как бы ни были высоки способности человека к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике должным образом.
Причины – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др., т.е. отсутствие потребности.
Но в тоже время, специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть психологией, педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков он не может эффективно учить и воспитывать, иметь приличную зарплату.
Если представить деятельность воспитателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.
Процесс можно условно поделить на этапы самообразования
СЛАЙД №15
1. Интерес (Чего хочу?)
- определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)
- формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
СЛАЙД №16
2. План (Как достигну?)
- отбор действий (Что надо сделать?)
- установка их последовательности (В какой последовательности?)
- определение сроков (Когда?)
СЛАЙД №17
3. Работа
- обучение и воспитание (Что делаю?)
- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- сбор информации для анализа (Как получается?)
СЛАЙД №18
4. Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?)
- подбор методик анализа
- проведение анализа
- выводы
СЛАЙД №19
5. Будущее (Что дальше делать?)
- задачи на будущее
На основании этого каждый воспитатель составляет личный план самообразования для профессионального роста.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?
СЛАЙД №20
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования
СЛАЙД №21
разработка новых форм, методов и приемов обучения
СЛАЙД №22
доклады, выступления
СЛАЙД №23,24,25,26,27,28,29
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
СЛАЙД №30
разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
СЛАЙД №31
проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА САМООБРАЗОВАНИЯ
План самообразования педагогов
СЛАЙД №32
Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:
Этапы работы
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
Теоретический этап – прописываете, как Вы будете изучать свою тему, с помощью каких материалов | ||
Практическое решение темы самообразования – прописываете мероприятия | ||
Оценочный этап – прописываете мероприятия по анализу своей деятельности в течение года или нескольких лет, в зависимости от того сколько времени вы будете работать по данной теме | ||
Для того чтобы администрация могла прослеживать и оценивать Вашу работу, в течение всего периода самообразования ведется и заполняется таблица, более подробно и детально, раскрывающая Вашу тему по содержанию:
СЛАЙД №33
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, выступления, открытые мероприятия и т.д.) |
ЛИЧНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ
СЛАЙД №34
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы
• цели
• задачи
• предполагаемый результат
• этапы работы
• сроки выполнения каждого этапа
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• способ демонстрации результата проделанной работы
По окончании работы над темой каждый воспитатель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей. В отчете отражаются все пункты плана работы по самообразованию.
СЛАЙД №35
АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Дата начала работы над темой
- Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне
СОДЕРЖАНИЕ ПАПКИ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
СЛАЙД №36
Параметры оформления страниц:
- Поля – обычное
- Ориентация - книжная
- Первая строка - отступ на 1,25
- Интервал после – 12 пт.
- Междустрочный интервал – множитель – 1,15
- Выравнивание основного текста – по левому краю
- Шрифт для основного текста – Times New Roman – кегль 13
- Написание глав – шрифт Times New Roman – кегль 13 заглавные буквы, начертание полужирное, выравнивание по центру, заголовков, подзаголовков - шрифт Times New Roman – кегль 13, начертание полужирное, выравнивание по центру, как в предложениях
- Колонтитул для титульной страницы – особый
- Номер страницы – положение – внизу страницы – простой номер №3
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОБЛОЖКИ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
СЛАЙД №37
ОФОРМЛЯЕМ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ КАРТИНКОЙ, РИСУНКОМ
Внизу страницы надпись – го Спасск – Дальний, 2014
СЛАЙД №38
На обратной стороне титульного листа располагаем визитную карточку:
Визитная карточка – надпись размещаем по центру
Воспитатель:
Образование:
Закончила:
Квалификация:
Стаж работы:
Педагогический стаж:
Стаж работы в учреждении:
ПРИ ЖЕЛАНИИ МОЖНО ВСТАВИТЬ ФОТОГРАФИЮ
СЛАЙД №39
Далее идёт содержание.
Заполняем содержание в соответствии с Вашим планом
СЛАЙД №40
На следующей странице располагаем тему, по которой будем работать:
Далее, прописывается, АКТУАЛЬНОСТЬ Вашей темы, приводятся убедительные рассуждения и доказательства, критерии эффективности.
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, в какой степени она важна и значима для практики обучения и воспитания?
В содержании данный раздел (актуальность) можно обозначить, как введение.
Следующий этап – прописываем, цели и задачи, которые отражаем в содержании с указанием страниц, на которых располагается материал.
СЛАЙД №41
Формулирование цели:
ЦЕЛЬ - это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.
СЛАЙД № 42
Например: тема
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Формулирование задачи:
СЛАЙД № 43
ЗАДАЧИ - ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы достигнуть целей Вашего самообразования.
Далее, располагаются уже знакомые Вам таблицы:
СЛАЙД № 44
Этапы работы
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
Теоретический этап – прописываете, как Вы будете изучать свою тему, с помощью каких материалов | ||
Практическое решение темы самообразования – прописываете мероприятия | ||
Оценочный этап – прописываете мероприятия по анализу своей деятельности в течение года или нескольких лет, в зависимости от того сколько времени вы будете работать по данной теме | ||
СЛАЙД № 44
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, выступления, открытые мероприятия и т.д.) |
Папка по самообразованию ведется в течение нескольких лет.
Помимо перечисленного выше в папке хранятся материалы, собранные в процессе самообразования, их целесообразно разделять на отдельные темы и отражать в содержании. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.
Составитель:
библиотекарь КГОКУ «Детский дом г. Спасска – Дальнего»
Бояренцева Ж.Д.
Краевое государственное образовательное казенное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом г. Спасска – Дальнего»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2014 – 2016 ГОДЫ
го Спасск – Дальний, 2014
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ОБРАТНАЯ СТОРОНА ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Визитная карточка – надпись размещаем по центру
Воспитатель:
Образование:
Закончила:
Квалификация:
Стаж работы:
Педагогический стаж:
Стаж работы в учреждении:
ПРИ ЖЕЛАНИИ МОЖНО ВСТАВИТЬ ФОТОГРАФИЮ
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание__________________________________________ | стр. |
Введение ___________________________________ здесь указываются страницы, на которых Вы раскрываете актуальность своей темы | стр. |
Цели ___________________________________________ | стр. |
Задачи _______________________________________________ | стр. |
______________________________________________ | стр. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
ТЕМА:
«ИСПОЛЬЗОВАН ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
Актуальность темы:
Критерии эффективности:
Цели:
Задачи:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя английского языка на 2012-2013 учебный год...
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Занятия лепкой из соленого теста и их влияние на развитие мелкой моторики рук"...
«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию».
Обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию». Поиск информации для педсовета осуществлялс...
«Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы воспитателя по самообразованию». Часть 2
Обзор информации по теме «Практические рекомендации: схема составления и оформления индивидуального плана работы по самообразованию». Поиск информации для педсовета осуществлялс...
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя татарского языка и литературы
Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, спосо...
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
В презентации представлены рекомендации по состалению индивидуального плана работы по самообразованию педагога...
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
В данной разработке предложены методические рекомендации по выбору темы и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем....