Банк методических приемов
методическая разработка на тему
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bank-metodicheskih-priemov-sot.docx | 70.55 КБ |
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_spetsialnoe_korrektsionnoe_obrazovatelno_uchrezhdenie.pptx | 187.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
способствующих успешному усвоению слепыми и слабовидящими
ФГОС второго поколения на разных этапах урока
Проверка домашнего задания (составитель - Зинукова О.А.)
№ | Технология | Название приема | Алгоритм |
РКМ | Интеллектуальная разминка | Таблички с понятиями и терминами учитель вывешивает на доске и предлагает учащимся раскрыть их содержание. | |
РКМ | Своя шпаргалка – своя опора. | Учащийся может отвечать теоретический материал по подготовленной дома «шпаргалке», если:
По итогам изучения темы может быть проведен конкурс на лучшую шпаргалку. | |
РКМ | «Лови ошибку» в домашнем задании | Учащийся получает текст (или скажем, разбор решения задачи) со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». | |
РКМ | Вопросы к автору |
| |
Дебаты | Игра - диспут | Ученику предлагается представить себя учителем, а материал, по которому он дома готовился к опросу, новым, и выбрать оптимальный, с его точки зрения, вариант объяснения. Например, с точки зрения формы его подачи (через рисунок, схему, таблицу и т.п.) или с позиции особенностей аудиального восприятия (объяснение, доклад заранее подготовленного ученика, беседа, семинар, диспут, дискуссия). | |
РКМ | Коллективная дискуссия | Класс разбивается на группы, каждая из котоҏыҳ будет отстаивать свою позицию, свой взгляд на проблему | |
РКМ | Кроссворд | Разгадывание подготовленного учителем кроссворда по пройденным понятиям. | |
РКМ | «Ромашка вопросов» или «ромашка Блума». | Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:
| |
РКМ | Сам-самыч | Всем ученикам без исключения после изучения темы, предлагается дома составляет пять заданий домашней контрольной работы для себя, и самим их решить. Задания нельзя заимствовать из учебника или из классной работы. Они должны быть двух уровней: первые три – из обязательного уровня, а два других – конструктивного и творческого характера. | |
РКМ | Активного слушания | Во время ответа одного ученика остальные учащиеся обобщают сказанное, заполняя карту ответа товарища, выставляя в ней напротив каждого из пунктов плана ответа плюсы или минусы, дополняя сказанное товарищем. |
Определение темы и целей урока (составитель - Шевченко И.Ю.)
№ | Технология | Название приема | Алгоритм |
РКМ | Видеоряд | Учащимся показываются картинки. Нужно выявить логическую связь между ними. Это и будет тема урока. | |
РКМ | Загадки | Загадывается загадка. Отгадка и будет темой урока. | |
РКМ | «Выглядит как…», «Звучит как…» | На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и звуковые ассоциации, которые у них возникают при данном слове или в связи с данным понятием. Например, «Крестовые походы». | |
РКМ | Таблица «толстых» и «тонких» вопросов | Учащиеся записывают те вопросы, на которые они хотели бы получить ответы в процессе изучения новой темы. | |
РКМ | Кластеры | Этот прием может быть применен на стадии вызова при систематизации известной информации до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Таким образом учащиеся выходят на собственное целеполагание, на выбор направлений изучения темы. | |
РКМ | «Список известной информации» | На стадии вызова учащимся предлагается в течение 3-5 минут записать все, что они знают или им кажется, что они знают по данной теме. Важно записать все, что приходит на ум. Работа проводится в парах. | |
ТРИИК | Проблемные задания | Учитель дает задание. Учащиеся во время обсуждения путей решения приходят к выводу, что им не хватает для этого знаний. Формулируются цели. | |
ТРИИК | «Задом наперед» | Учащимся предлагается решить вариант контрольной работы по новой теме, ученики понимают, что для этого им не хватает знаний. Формулируются цели. | |
РКМ | «Знаю» - «Повторить» - «Хочу узнать» | У каждого учащегося есть рабочий лист с заданиями и таблица. Задания выполняются, проверяется правильность выполнения по ключу. Если ошибок нет, то номер задания записывается в колонку «Знаю». Если возникли трудности, то номер записывается в колонку «Повторить». Если задание не знакомо, его невозможно выполнить, то его номер записывается в колонку «Хочу узнать». | |
Технология проблемного диалога | «Выбор цели по маршруту» | Постановка цели осуществляется учащимися на основе маршрутной карты изучения темы. Учитель: Перед вами маршрут изучения новой темы. Прочитайте его. Особенно обратите внимание на темы уроков, а также на то, что потребуется для успешного освоения содержания модуля, и на те знания и умения, которые вы приобретете, изучив эту тему. Сформулируйте собственную цель: что вы узнаете нового, чему научитесь, а что вам необходимо повторить. |
Изучение нового материала (составитель - Цыбульская А.Д.)
№ | Технология | Название приема | Алгоритм |
РКМ | «Паучки» | К обведенному в овал слову – названию понятия - дети подбирают ключевые слова, которые характеризуют его. Эти слова образовывают «ножки паучка». | |
Обучение в сотрудничестве | «Видимо-невидимо» |
| |
Обучение в сотрудничестве | Концентрация |
| |
Игровая технология | «Вопрос-ответ» |
| |
Игровая технология | «Цепочка» |
| |
РКМ | Чтение с остановками и вопросы Блума |
| |
РКМ | «Зигзаг» |
Этот прием применяется и на текстах меньшего объема. В этом случае текст изучается всеми учениками, принцип деления на группы - вопросы к данному тексту, их количество должно совпадать с количеством участников группы. В экспертные группы собираются специалисты по одному вопросу: для более детального его изучения, обмена мнениями, подготовки подробного ответа на вопрос, обсуждения формы его представления. Вернувшись в рабочие группы, эксперты последовательно представляют варианты ответов на свои вопросы. | |
ТРИЗ (Технология решения изобретательских задач) | МФО (метод фокальных объектов) |
Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации. | |
Fishbone | Стратегия Фишбоун |
| |
Коллективные способы обучения | Ривин-методика |
| |
РКМ | Инсерт INSERT (в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) |
|
Закрепление изученного (составитель - Голикова А.А.)
№ | Технология | Название приема | Алгоритм |
Обучение в сотрудничестве | Вопросы в парах | Каждый ученик придумывает вопрос по изученной теме и задает его соседу по парте. | |
РКМ | Кроссворд | Создание учащимися кроссворда по пройденным понятиям. | |
РКМ | «Лови ошибку» | Учитель зачитывает отрывки из пройденного материала и в некоторых местах намеренно допускает ошибку. Ученики внимательно слушают и исправляют ошибки учителя. | |
Ученик-учитель | Презентация | Ученики на время урока становятся учителями и придумывают, как бы они рассказали эту тему младшим ребятам, и составляют презентацию или план урока. | |
ИДЕАЛ | Стратегия ИДЕАЛ | Любое задание, предложенное на этапе закрепления, выполняется поэтапно согласно стратегии:
| |
РКМ | Словарь | Создание учащимися словаря по теме. | |
Развитие критического мышления | «Корзина идей, понятий, имен"" | На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. | |
Дебаты | «Генераторы-критики» |
| |
Коллективные способы обучения | Консультанты на опросе. |
| |
РКМ | «Круги по воде» |
|
Повторение и обобщение материала (составитель - Мозгунова Ю.И.)
№ | Технология | Название приема | Алгоритм |
ТРИЗ | «Да-нет-да» |
| |
Игровая технология | «Точка зрения» |
| |
Игровая технология | «Математическая викторина» | Доска разделена на три части по числу команд. На каждой части доски учитель записывает баллы, которые «зарабатывает» во время викторины соответствующая команда. Каждый вопрос имеет свою «стоимость», ее заранее сообщают классу: вопрос, проверяющий знание определений, оценивается в один балл, задача – в два балла, нестандартное задание - в три балла. | |
Игровая технология | «Угадай-ка» |
После 2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ученики, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят. | |
РКМ | “Лови ошибку” |
| |
Игровая технология | “Я беру тебя с собой» |
| |
Игровая технология | Пинг-понг «Имя – Значение» |
| |
«Послушать – сговориться – обсудить». |
| ||
Игровая технология | «Жокей и лошадь» |
| |
Игровая технология | «Волшебная шляпа» |
|
Подведение итогов урока или занятия (рефлексия) (составитель - Петрова Т.В.)
№ | Технология | Название приема | Алгоритм |
«Дерево творчества» | По окончании урока учащиеся прикрепляют на дерево, нарисованное на доске, листья, цветы, плоды: Плоды – урок прошел полезно, плодотворно; Цветок – не во всем разобрался; Листики – тема осталась неясной. | ||
РКМ | «Плюс – минус – интересно» | По окончании урока учащиеся заполняют таблицу из трёх граф: В графу «П» («плюс») записывается всё, что понравилось на уроке, интересное и полезное. В графу «М» («минус») записывается всё, что не понравилось на уроке, было скучным и бесполезным. В графу «И» («интересно») вписываются интересные факты, рассмотренные на уроке, вопросы и планы: что хотели бы узнать ещё по данной теме. | |
РКМ | «Двухрядный круглый стол» |
| |
РКМ | «Синквейн» | Составление пятистишья:
| |
РКМ | “Конкурс шпаргалок” | Участники за определённое время (5 минут, например) должны качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию на небольшом листке бумаги. Побеждает тот, кто сможет, соблюдая все условия, "запротоколировать" наибольшее количество текста, и кто воспроизведёт по шпаргалке свой текст бегло, без ошибок. | |
РКМ | “Метод пяти пальцев ” | По окончании урока учащиеся называют, загибая пальцы:
| |
РКМ | «Волшебный мешочек», или «Короб знаний» | Учитель показывает ученикам мешочек или короб. Предлагает записать на листочках ответ на вопрос: «Что нового узнал и что самое интересное было на уроке?» и положить в мешочек. | |
РКМ | «Кластер» |
| |
РКМ | «В ресторане» | Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого... - Больше всего мне понравилось... - Я почти переварил... - Я переел... - Пожалуйста, добавьте...итог | |
РКМ | «Паучок» | Всю работу класса на уроке учащимся предлагается оценить по десятибальной системе с трёх позиций:
|
Оценка деятельности учащихся (составитель - Афанасьев А.В.)
№ | Технология | Название приема | Алгоритм |
Оценка предметных результатов. | Поурочный балл. |
| |
Оценка предметных результатов. | Выборочная оценка предметных результатов. |
| |
Оценка предметных результатов. | Дифференцированная оценка предметных результатов. |
| |
Оценка метапредметных результатов | Выборочная оценка метапредметных результатов. |
| |
Оценка метапредметных результатов | Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий |
| |
Оценка предметных и метапредметных результатов | Итоговая оценка |
| |
Портфолио (оценка личностных результатов) | Портфолио внешних достижений | Учащийся совместно с родителями собирает «Портфолио внешних достижений», которое состоит из трех блоков – портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. Основное назначение каждого из этих блоков заключается в накоплении документальных данных, свидетельствующих об успешности во внеучебной деятельности школьника и динамике ее развития. | |
Портфолио (оценка личностных результатов) | Портфолио личностного развития | Учащийся самостоятельно или с помощью педагога-психолога изучает особенности своей личности в системе ее социальных отношений, заносит результаты в «Портфолио личностного развития» и планирует работу по самосовершенствованию для достижения новых качеств личности. | |
Портфолио (оценка личностных результатов) | Линейка достижений |
| |
Психолого-педагогическое сопровождение | Комплексная диагностика |
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Образовательные технологии Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса ( Б.Т.Лихачев ).
Зачем нужны образовательные технологии? Основа современного урока в соответствии с ФГОС второго поколения Позволяют достигнуть стабильных результатов обучения, воспитания, развития Позволяют минимизировать затраты на организацию образовательного процесса
Некоторые общие особенности детей, поступающих на обучение в школу-интернат Н аличие различных дефектов зрения разной степени выраженности; О слабленное физическое и психическое здоровье – наличие помимо офтальмологических диагнозов соматических и неврологических заболеваний (сочетанная патология); Недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой моторики; Б ольшой разброс значений общего интеллектуального показателя: от нормальных значений до значений, соответствующих умственной отсталости; Н арушения различной степени выраженности в развитии познавательной и -речевой деятельности у значительной части детей; Н едостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания;
Сложность контингента обучающихся Психологические проблемы: несформированность произвольного и непроизвольного внимания неспособность к волевому напряжению низкая учебная мотивация или полное ее отсутствие проявления агрессии повышенная тревожность неадекватная самооценка бедность представлений несформированность простейших понятий скудный словарный запас узкий кругозор несформированность коммуникативных навыков
Н аличие указанных особенностей и вторичных отклонений в развитии, состоянием органов зрения у слепых и слабовидящих детей реализация образовательных технологий в большинстве случаев возможна частично, с использованием отдельных методов и приемов .
Банк методических приемов
Критерии отбора приемов Соответсвие приема целям и задачам этапа урока Возможность реализации приема в соответствии со спецификой контингента
Этап проверки домашнего задания
П олный вариант БАНКА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ http:// grot-school.ru в разделе «инновационный продукт»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы в преподавании информатики
В статье описана методика организации и проведения урока-викторины и урока-семинара, защиты творческих проектов....
Методические приемы, облегчающие применение сказок в психологической работе
Методические приемы работы с текстами сказок в сказкотерапии можно разделить на три группы в соответствии с задачами....
Методическая разработка «Методические приемы формирования коммуникативных УУД»
материал на тему: "Методические приемы формирования коммуникативных УУД"...
Методическая разработка «Методические приемы формирования коммуникативных УУД»
материал на тему: "Методические приемы формирования коммуникативных УУД"...
Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."
В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....
Банк методических приемов
Применяется для развития коммуникативной компетенции с учетом особенностей обучения и результатов успешности учащихся на уроках английского языка В приложении даны методические приемы...
Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...