Методические приемы в преподавании информатики
статья по информатике и икт (10 класс) по теме
В статье описана методика организации и проведения урока-викторины и урока-семинара, защиты творческих проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya..doc | 663 КБ |
Предварительный просмотр:
Сороко Е.В., учитель информатики, лицей №1им.Г.С.Титова, г.Краснознаменск
Методические приемы в преподавании информатики.
Задача учителя – воспитать творческую, активную личность, умеющую самостоятельно думать, принимающую решения и нести за них ответственность. Для этого педагог должен предоставить ученику максимум возможностей для получения новых знаний, сформировать у ученика потребность в обучении.
Для решения поставленных задач вашему вниманию предлагаются следующие методические приемы обучения:
- урок-викторина;
- урок-семинар, защита творческих проектов.
Методика организации и проведения урока-викторины.
Из нестандартных форм урока в старших классах можно применять урок-викторину. Это заметно оживляет работу учащихся, стимулирует их к поиску решений поставленной задачи, позволяет проявить как свою индивидуальность, так и умение работать в команде.
Тема урока-викторины: "Компьютер и программное обеспечение"
Тип урока: комбинированный обобщающий урок
Вид урока: урок-викторина.
Технология урока: игровая технология.
Участники урока: учащиеся 10 класса
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение компьютера», «Операционная система: назначение и состав», «Файловая структура».
- Научиться использовать полученные знания и умения на практике.
- Развивать мышление, память, внимательность.
- Формировать творческое отношение к выполнению заданий, интерес к предмету, умения работать в команде.
Учащиеся должны знать:
- основные характеристики процессора, памяти компьютера, устройств ввода-вывода.
- программное обеспечение компьютера
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные теоретические знания на практике;
- определять основные характеристики устройств компьютера.
- оперировать терминами и понятиями по темам «Аппаратная реализация компьютера», «Программное обеспечение компьютера», «Операционная система: назначение и состав», «Файловая структура».
Программно-дидактическое обеспечение урока:
- Презентация;
- Раздаточный материал с заданием;
- Наличие компьютеров;
Подготовительный этап: выбрать членов команды, капитанов команд, названия команд. Приготовить места для зрителей.
План урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей урока.
3. Викторина «Компьютер и программное обеспечение»
Поясните правила игры. Призы определите сами. Команде победителей –пятерки в журнал. Названия конкурсов:
- Разминка.
- Конкурс «История в лицах».
- Конкурс «Самый сообразительный».
- Конкурс «Мудрые капитаны».
- Конкурс «Собери компьютер»
- Конкурс “Перевертыши”.
- Конкурс «Дружная команда».
4. Подведение итогов викторины.
5. Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подведем обобщающий урок по теме «Компьютер программное обеспечение» в виде игры-викторины. Представляю команду №1 и ее капитана, а также команду№2 и ее капитана.2. Постановка целей урока: в игровой форме повторить и обобщить знания, полученные в течение III четверти
Викторина «Компьютер и программное обеспечение»
Напомню правила: игра состоит из семи конкурсов, в каждом из которых команды получают некоторое задание, за выполнение которого начисляются очки. Итак, начнем игру!
Разминка. Дайте правильный ответ на вопрос:
- Какие виды CD-дисков вы знаете? (CD-ROM, CD-R, CD-RW: то есть компакт-диски для чтения, для однократной записи, для многократной записи).
- Что такое компьютер? (Устройство для хранения и обработки информации).
- При помощи чего происходит запись и считывание информации с CD-диска? (При помощи лазерного луча).
- Из каких частей состоит имя файла? (Из собственно имени и расширения, между которыми ставится точка). Каков тип файла с расширением TXT и DOC? (Это текстовые файлы).
- Назовите виды принтеров. (Матричные, струйные, лазерные).
- Что такое каталог? (Это обособленное место на диске для хранения файлов).
- Из каких двух основных частей состоит компьютер? (Из системного блока и периферийных устройств).
- Что такое дисковод? (Устройство для записи и считывание информации с дискеты).
- Для чего предназначена память компьютера, и какие виды памяти вы знаете? (Память компьютера предназначена для хранения информации). (Виды памяти - внутренняя и внешняя).
- Назовите виды программ. (Системные, прикладные, инструментальные).
- Назовите логические имена дискеты и винчестера. (А: и С:)
- Какой интерфейс имеет операционная система MS-DOS? (Интерфейс командной строки).
Конкурс «История в лицах».
Беббидж Джон фон Нейман Паскаль Лебедев
Конкурс «Самый сообразительный».
Задание : Составить как можно больше новых слов из словосочетания
«ИНФОРМАЦИОННАЯ МАГИСТРАЛЬ».
Конкурс «Собери компьютер»
Задание : Одной команде предлагается «собрать» системный блок, второй – периферию из предложенных каждой команде карточек:
Конкурс «Мудрые капитаны».
Задание :Капитаны команд должны выбрать понятие из информатики, соответствующее предложенным «крылатым выражениям».
«Были когда-то и вы рысаками…».
1) Компьютер с процессором типа 286.
2) Программа, выполняющая расчеты быстрее других.
3) 12 скоростной CD-ROM.
«На ошибках учатся»:
1) написание программы;
2) резервное копирование программ на дискету;
3) отладка программ .
«Возмутитель спокойствия»:
1) звуковой сигнал на ПК;
2) антивирусная программа;
3) компьютерный вирус.
«Как белка в колесе»:
1) зацикливание программы ;
2) использование в программе повторения;
3) «зависание» ПК.
Конкурс “Перевертыши”.
Задание: Вашему вниманию будут приведены словосочетания, полученные из словосочетаний, связанных с компьютерами и информатикой. Слова в них заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т. п.
Перевертыш Исходное словосочетание
- Видимая папка. Жесткий диск.
- Гибкое кольцо. Оперативная память.
- Долговременный склероз. Скрытый файл.
- Разгрузочный винчестер. Персональный компьютер.
- Коллективные счеты. Материнская плата
- Отцовский транзистор. Черно – белый монитор.
- Первый сектор. Соединительный кабель.
- Пиратский алгоритм. Системный блок.
- Единичная деталь. Нулевая дорожка.
- Цветная клавиатура. Лицензионная программа.
- Разъединительная нить. Загрузочная дискета.
Конкурс «Дружная команда».
Задание: Каждому участнику команды предлагается индивидуальное задание, которое следует выполнить с помощью компьютера.
Темы заданий:
- Основные характеристики компьютера.
- Основные характеристики процессора.
- Характеристики внешних носителей.
- Программное обеспечение компьютера.
Задача капитана: обобщить полученную информацию и предоставить её учителю.
Подведение итогов. На экране диаграмма с полученными баллами. Высказать свое мнение об игре всех команд, выслушать мнения членов команд. Награждение победителей.
Домашнее задание: подготовить ребус из 10 вопросов на тему «Компьютер и программное обеспечение».
Методика организации и проведения урока-семинара, защиты творческого проекта.
Тема урока-семинара: "Базы данных"
Тип урока: обобщающий урок
Вид урока: урок-семинар.
Технология урока: личностно - ориентированная.
Участники урока: учащиеся 11 класса
Цели урока:
1. Повторить и обобщить знания о создании базы данных в среде MS Access, правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала;
2. Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
3. Развитие у школьников умения излагать мысли, моделировать ситуацию;
4. Воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, волю к победе, находчивость.
Задачи урока:
1.Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления;
2.Учебная – обобщение и повторение знаний по теме.
3.Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.
Подготовительная работа.
Учащиеся в течение III четверти готовят творческие проекты по теме «Создание базы данных». Ученик сам выбирает интересующую его тему, согласовав ее предварительно с учителем.
Ход урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Постановка задачи семинара.
Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем урок- семинар по теме: «Базы данных». На протяжении III четверти мы изучали эту тему. Были выполнены индивидуальные творческие работы, подготовлены презентации по данным темам. Докладчики представляют свою работу (время ограничено 5 минутами для представления работы), а оппоненты, просмотрев задание и выслушав ответы на интересующие вопросы, оценят ее. Ученик, представляющий свое творческое задание – докладчик, а учащиеся за столами и гости нашего урока – оппоненты.
3. Выступления.
Представлены следующие темы творческих работ:
Тема: « База данных «Библиотека»
Тема: « База данных «Видеотека»
Тема: « База данных «Фонотека»
Тема: « База данных «База данных «Учащиеся лицея №1 им.Г.С.Титова»
Фрагмент работы «База данных «Учащиеся лицея №1 им.Г.С.Титова»
Тема: « База данных «Автомобили»
Тема: « База данных «Турфирмы»
После выступления докладчика следовало обсуждение работы, ответы на вопросы.
4. Работа счетной группы и подведение итогов.
Счетная группа подведет итоги голосования. Учитель: Победителем стала работа «База данных «Учащиеся лицея №1 им.Г.С.Титова». Данный проект и будет представлен на школьной научно-практической конференции, проводимой в нашем лицее ежегодно. Вручение грамоты победителю.
5. Заключительное слово учителя.
Учитель: Сегодня на уроке информатики мы успешно провели семинар, который наверняка был всем полезен и интересен. Все ученики хорошо подготовились к семинару, достойно защищали свои работы.
Я верю, что знания, полученные на уроках информатики вы с успехом сможете применить и в других областях науки и техники.
Литература.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии 10-11 классы. Учебное пособие для 10-11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г.
- Н.Угринович,Л. Л. Босова, Н.И. Михайлова. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001 г.
- Золотова С.И. "Практикум по Access", Финансы и татистика, Москва, 2002.- 144с.
- О.Б.Ставрова Использование компьютеров в школьных проектах: методическое пособие по созданию проектов по технологии – М.:Интеллект-Центр, 2005 – 95 с.
- С.И. Мелехина Проектная деятельность учащихся 8-9 классов на уроках технологии- Вятка.: Вятский госуниверситет, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"
В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....
Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики
Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...
мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»
система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...
Методические приемы преподавания английского в начальных классах
Использование различных приемов преподавания английского языка в младших классах...
Методические приемы в преподавании информатики
Использование парной работы на уроках информатики...
Некоторые эффективные методические приемы в преподавании математики
Мастер-класс для молодых специалистов "Научить открывать знания"...
Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе
Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста,...