Современные образовательные технологии на уроках физической культуры
статья на тему
Я считаю, что внедрение фитнес - технологий в образовательный процесс является одним из путей модернизации физической культуры. Технологии фитнеса давно используются великими спортсменами мира. В этом можно убедиться, посещая их мастер-классы или просматривая видео в интернете. К примеру, известный боксер Константин Цзю, часами работая с гантелями небольшого веса, добился очень быстрых, точечных сильных ударов, что немаловажно для профессионального бойца. Такую многочасовую работу с гантелями не может выдержать ни один спортсмен пауэрлифтинга или бодибилдинга. Современные фитнес-технологии имеют огромный потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модернизация ФК в ОУ | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии
на уроках физической культуры
Прокофьева Елена Анатольевна
учитель физической культуры
ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта
г.о. Новокуйбышевск
«Путь в тысячу миль начинается с одного маленького шага..»
Франческо Тотти
Сегодня привычное понятие «физкультура» заменил более броский термин – «фитнес». Теперь уже редко услышишь: «Я занимаюсь физкультурой три раза в неделю», а вместо этого чаще всего: «Я занимаюсь фитнесом в клубе».
Что же такое фитнес? Это система занятий физической культурой, включающая не только поддержание хорошей физической формы, но и интеллектуальное, эмоциональное, социальное и духовное начало. Фитнес решает задачи оздоровления, сохранения здоровья, а также реабилитации организма. Сегодня фитнес – это увлекательные и полезные занятия спортом для людей разных возрастов.
Особенно популярны и востребованы инновационные технологии в школе. Следует отметить необходимость реорганизации системы физического воспитания детей и подростков в учебных заведениях. На это указывает и Дмитрий Медведев: «Коренной модернизации требует система физического воспитания в образовательных учреждениях. Большинство школьников ведут малоподвижный образ жизни или после уроков проводят время за компьютером. Цена такой неповоротливости – ухудшение здоровья учащихся и физическая, нравственная деградация».
Я считаю, что внедрение фитнес - технологий в образовательный процесс является одним из путей модернизации физической культуры. Технологии фитнеса давно используются великими спортсменами мира. В этом можно убедиться, посещая их мастер-классы или просматривая видео в интернете. К примеру, известный боксер Константин Цзю, часами работая с гантелями небольшого веса, добился очень быстрых, точечных сильных ударов, что немаловажно для профессионального бойца. Такую многочасовую работу с гантелями не может выдержать ни один спортсмен пауэрлифтинга или бодибилдинга. Современные фитнес-технологии имеют огромный потенциал:
- они дают разнообразные подходы в подготовке спортсменов практически всех видов спорта (борцы с помощью фитболов отрабатывают броски и кувырки, лыжники и легкоатлеты развивают силовую выносливость); позволяют объединить работу спортсмена на статику и на динамику;
- открывают большие возможности для людей с ограниченными возможностями здоровья;
- большое разнообразие видов фитнеса способствует их применению в любой части урока по разным видам спорта, при этом каждый занимающийся имеет возможность работать по индивидуальной программе.
В настоящее время существует множество оздоровительных программ фитнеса, различающиеся между собой по целевым установкам, составу средств, возрастным особенностям занимающихся (аэробика для детей, подростков, взрослых), уровню их подготовленности (для начинающих, для самосовершенствования, для представителей различных видов спорта и др.), проведению в различных условиях (в зале, на открытых площадках, в воде), применению различных снарядов (степ-аэробика, слайд-аэробика и др.), использованию различных предметов: мячей, скакалки (короткой и длинной), гимнастической палки и т.п.
Фитбол-аэробика – это одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с использованием больших разноцветных мячей, направленная на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки.
Мячи большого размера - фитболы - появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд, утяжелитель или опора. При грамотном использовании мяча на одном занятии в различных вариантах можно достичь высоких результатов в процессе оздоровления в зависимости от поставленных задач.
Комплексы упражнений на мячах имеют различную направленность:
- укрепление сердечно - сосудистой системы, мышц опорно-двигательного аппарата;
- увеличение гибкости и подвижности суставов;
- развитие равновесия и вестибулярного аппарата;
- формирование осанки, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- развитие ловкости и координации движений;
- способствуют расслаблению и релаксации.
При классификации упражнений с фитболом уместно выделить несколько групп:
- Упражнения, стоя с мячом удобно использовать во время разминки или вначале основной части занятия, задача которой разогреть организм и подготовить его для более интенсивной работы. Сюда можно отнести различные наклоны, повороты, круговые движения руками, подбрасывание и прокат мяча по полу в сочетании с танцевальными элементами.
- Упражнения, сидя на мяче, включают в себя передвижения, прыжки, выполнение статических комбинаций. Прыжковые упражнения необходимо чередовать с упражнением на растяжение, гибкость.
- Упражнения, лежа, с использованием фитбола выполняются из различных исходных положений (лежа на животе, лежа на спине, лежа на боку). Они проводятся в основной части занятия, направлены на укрепление мышечного корсета и опорно-двигательного аппарата. Для достижения оптимального результата следует чередовать упражнения так, чтобы они воздействовали на разные группы мышц.
Для большей эффективности и разнообразия оздоровительного процесса необходимо:
- комбинировать применение различных фитнес - технологий во время одного урока (например, скакалка-степ-платформа-фитбол); создавать комплексные программы. Наиболее распространенными их вариантами являются: (Basic class format): 15 мин. аэробной тренировки, 15 мин. – силовой, 10 мин. – стретчинг; популярна степ-аэробика в сочетании с упражнениями с гантелями, штангой, резиновым амортизатором.
- применять разнообразные формы двигательной деятельности в зависимости от возраста (игры, эстафеты, показательные выступления, мастер-классы) в любой части урока;
- интегрировать упражнения с фитболом с другими видами спорта (баскетбол, волейбол, футбол, гимнастика);
- осуществлять музыкальное сопровождение для поддержания эмоционального фона занятия;
- развивать творчество, инициативу, креативную гимнастику через самостоятельные тренировки.
Заниматься фитбол-аэробикой можно не только в учебных заведениях и в спортивных клубах, но и в домашних условиях. При составлении комплексов упражнений с фитболом желательно проконсультироваться со специалистами (инструкторами по фитнесу), необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности организма, состояние физического развития, медицинские противопоказания. Большое значение имеет правильно выбранный спортивный инвентарь: размер фитбола и гимнастического коврика должны соответствовать росту занимающегося.
Во время занятий фитнесом не следует забывать о технике безопасности, страховке и самостраховке; контролировать свое самочувствие, не допуская переутомления; повышать нагрузки по принципам постепенности, от простого к сложному.
Учет вышеперечисленных рекомендаций обеспечит каждому занимающемуся хорошую физическую форму, отличное самочувствие, поможет сохранить и укрепить свое здоровье, получить заряд бодрости и хорошего настроения!
Используемая литература
- Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика.- М.: Федерация аэробики России. 2002
- Лисицкая Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные требования к уроку физической культуры
Современные требования к уроку физической культуры...
"Современные требования к уроку физической культуры. Анализ учебного занятия с позиции здоровъесбережения"
Знание современных требований к урокам физической культуры позволит педагогам проводит занятия на более высоком профессиональном уровне....
Современные образовательные технологии уроков физической культуры.
Современные образовательные технологииВ последние годы отличительными особенностями системы образования стали информатизация, независимая оценка качества обучения, формирование сопос...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
использование современных образовательных техногогий на уроках физической культуры...
Современные образовательные технологии по физической культуре.
Обоснование применения современных образовательных технологий....
Современные образовательные технологии по физической культуре
Современные образовательные технологии по физической культуре...
Современные образовательные технологии по физической культуре
Создание комфортных условий обучения, таких, при которых ученик успешен, проявляет свою интеллектуальную состоятельность и самостоятельность...