Содержание ФГОС применительно к школьному курсу математики.
статья на тему

Емельянова Ирина Владимировна

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание ФГОС ООО применительно к школьному курсу математики. Фундаментальное ядро содержания общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_fgos.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на Школьном методическом объединении

учителей математики, информатики и физики

по теме: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание ФГОС ООО применительно к школьному курсу математики. Фундаментальное ядро содержания общего образования.»

учитель математики МБОУ СОШ

 № 14 г. Красногорска

Емельянова Ирина Владимировна

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

 Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи ставятся в трех направлениях: в сфере личностного развития; в сфере общественных отношений; в сфере государственных отношений.

Базовые национальные ценности. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации  являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей: патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество.

 Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания. Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога; социально-педагогического партнёрства; индивидуально-личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

2. Содержание ФГОС ООО применительно к школьному курсу математики.

ФГОС ООО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Стандарт выдвигает три группы требований: требования к результатам освоения основной образовательной программы ООО; требования к структуре основной образовательной программы ООО; требования к условиям реализации основной образовательной программы ООО.

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося ("портрет выпускника основной школы"). В соответствии с предлагаемой моделью ключевым является ориентация на способность не заучивать, а применять знания, реализовывать собственные проекты, на овладение умениями коммуникации, анализа, понимания, принятия решений.

Поскольку в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, то важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная на выявление и поддержку новых результатов, и распространение нового. В этой оценке должны найти место не только стандартизированные экзамены, но и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальный прогресс ребенка. Помимо Единого государственного экзамена необходимо развивать и другие инструменты оценки результатов общего образования школьников.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу ООО, даёт разъяснение личностным, метапредметным и предметным результатам.

Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности, обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях; овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т. е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ученика данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно - волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно создавать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математических отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает волю и настойчивость, умение преодолевать трудности. Содержание примерной программы по математике позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии.

         3.Фундаментальное ядро содержания общего образования.

         Необходимость определения Фундаментального ядра содержания общего образования вытекает из новых социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале.

        Фундаментальное ядро содержания общего образования – базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

       Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

  • сохранение единства образовательного пространства, преемственности

ступеней  образовательной системы;

  • обеспечение равенства и доступности образования при различных

стартовых возможностях;

  • достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста

социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования  российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

  • формирование общего деятельностного базиса как системы

универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

        Ключевое отличие  нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет  переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования.

Создание Фундаментального ядра - начальный этап разработки нового содержания общего образования.

      Важнейшая цель современного образования и   одна из приоритетных  задач общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу  учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.  Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично  включено в него.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач.

      Воспитательное и обучающее пространство общеобразовательной школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным концессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны. Эти ценности,  являющиеся основой духовно-нравственного развития воспитания и социализации личности,  могут быть определены как базовые национальные ценности.  Они сохраняются  в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для  образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность содержания геометрической линии в школьном курсе математики

Выступление на заседании районного методического объединения учителей математики Центрального района города Челябинска. Прилагается к выступлению презентация....

Методологические основы построения содержания школьного курса математики

Методологические основы построения содержания школьного курса математики...

Содержание и роль уравнений в школьном курсе математики

Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. Это объевляется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики, в решении важных пр...

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики   Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»  5класс. Учебник: «Математика...

Методологические и теоретические основы построения содержания школьного курса математики

    Тема: «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»  5класс. Учебник: «Математика, 5 класс», Н. Я. Виленкин...