Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
статья на тему
Теоретический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologii_differentsiatsii_i_individualizatsii_obucheniya._doc.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.
Это имеет следующие преимущества:
- исключается уравниловка и усреднение детей;
- повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
- в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;
- создаются щадящие условия для слабых;
- у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
- отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
- появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Различают следующие виды дифференциации:
- региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
- внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
- межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
- внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассную дифференциацию называют ещё “внутренней” в отличие от всех других видов “внешней” дифференциации.
Индивидуальных подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.
Индивидуализация образования в школе осуществляется через:
- Вариативность содержания:
базовый компонент;
школьный компонент;
личностный компонент образования (ДОУ) - разнообразие предметов, курсов, тем по запросам учащихся.
- Организацию образовательного процесса:
занятия по индивидуальному выбору;
уроки;
индивидуальный план (мастер-классы, кейс);
интенсив (английский язык);
индивидуальное обучение;
семинары;
практикумы;
лекции;
консультации;
экскурсии;
тренинги.
- Формы образовательного процесса:
коллективные;
групповые;
индивидуальные;
самостоятельные
бригадные.
- Методы образовательного процесса:
проблемно-поисковые;
проблемные;
экспериментальные;
проектные;
аналитические;
самостоятельные;
фронтальные.
Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференциация и индивидуализация обучения и воспитания как средство эффективности развития школьника в ограниченными возможностями здоровья.
Материалы Методического совета....
дифференциация и индивидуализация обучения
различные приемы работы на уроках как средство развития потенциала школьника....
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников
В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся. Одной из актуальных проблем препод...
Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.
Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...
Презентация к педсовету на тему "Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника"
Данная презентация может быть использована для выступления на педсовете по теме "Дифференциация и индивидуализация обучения"...
Дифференциация и индивидуализация обучения, как одна из составляющих личностно-ориентированных технологии обучения
Статья по методике преподавания англ.яз...