Технологии дифференциации и индивидуализации обучения
статья на тему

Михеева Лариса Александровна

Теоретический материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения

Дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путём организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Содержательная основа уровневой дифференциации - наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объёмом материала. Ученикам с различными типами проблем предлагается усвоить адекватную программу (вариант). При этом целевая установка учебного процесса изменяется от ориентировки на усвоение всего, что даёт наиболее полный вариант программы к установке “возьми, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного”.

Это имеет следующие преимущества:

  • исключается уравниловка и усреднение детей;
  • повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
  • в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;
  • создаются щадящие условия для слабых;
  • у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
  • отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
  • появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я - концепция ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Различают следующие виды дифференциации:

  • региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
  • внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
  • в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
  • межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
  • внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).

Внутриклассную дифференциацию называют ещё “внутренней” в отличие от всех других видов “внешней” дифференциации.

Индивидуальных подход - это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, особенно в проектном, продуктивном обучении.

Индивидуализация образования в школе осуществляется через:

  • Вариативность содержания:

базовый компонент;

школьный компонент;

личностный компонент образования (ДОУ) - разнообразие предметов, курсов, тем по запросам учащихся.

  • Организацию образовательного процесса:

занятия по индивидуальному выбору;

уроки;

индивидуальный план (мастер-классы, кейс);

интенсив (английский язык);

индивидуальное обучение;

семинары;

практикумы;

лекции;

консультации;

экскурсии;

тренинги.

  • Формы образовательного процесса:

коллективные;

групповые;

индивидуальные;

самостоятельные

бригадные.

  • Методы образовательного процесса:

проблемно-поисковые;

проблемные;

экспериментальные;

проектные;

аналитические;

самостоятельные;

фронтальные.

Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дифференциация и индивидуализация обучения

различные приемы работы на уроках как средство развития потенциала школьника....

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...

Презентация к педсовету на тему "Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника"

Данная презентация может быть использована для выступления на педсовете по теме "Дифференциация и индивидуализация обучения"...