дифференциация и индивидуализация обучения
статья на тему

Федотова Светлана Михайловна

различные приемы работы на уроках как средство развития потенциала школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differenciaciya_obucheniya.docx36.12 КБ
Файл metody_obucheniya.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация и индивидуализация обучения  как средство эффективности   развития            потенциала школьника.

Приемы обратной связи с учеником на уроке.

  1. Базовый лист контроля – перечислены все понятия, формулировки,  правила, которые обязан знать ученик. Но разделен на несколько вариантов ответов. Учащиеся получают свободу выбора ответа.
  2. «Светофор» - при опросе ученик сигнализирует о своей готовности к ответу, каждый раз оценивая свои знания.
  3. Опрос по цепочке – ответ ученика прерывается и передается другому (применим в случае, когда предполагается развернутый, логический связанный ответ).
  4. Тихий опрос – беседа с учеником происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом. (Контролировать знания у отстающих или тех, кто болел вовремя изучения материала).
  5. Программируемый опрос – ученик выбирает верный ответ из нескольких предложенных.
  6. Магнитофонный опрос – ответ записывается, чтобы потом прослушать  ответ ученика.
  7. Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга по базовым листам. (Ученик – эксперт, сильный - слабый).
  8. Защитный лист – куда ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят.
  9. Идеальный опрос – ученик сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом учителю.

Приемы письменного контроля.

  1. Фактологический диктант – проводится по базовым вопросам.
  2. Выборочный контроль – проверка работ выборочно.
  3. Тренировочная контрольная работа – проводится как обычно, но отметки в журнал идут по желанию учеников. Можно пользоваться учебником, тетрадью.
  4. Блиц – контрольная – контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков. Проверка производится сразу: диктуются верные ответы.
  5. Релейная контрольная работа – проводится по текстам ранее решенных задач.

Приемы повторения на уроке.

  1. Повторяем с контролем – ученики составляют контрольные вопросы к изученному на уроке материалу (отвечают и ученики, и учитель).
  2. Повторяем с расширением – ученики составляют серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу.
  3. Опрос – итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока.
  4. Обсуждаем домашнее задание – учитель вместе с учениками обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен.

Виды домашних заданий в условиях дифференциации.

  1. Три уровня домашнего задания: обязательный минимум (по силам любому ученику), тренировочный (для желающих хорошо знать предмет), творческое задание (в зависимости от темы урока, выполняется на добровольных началах).
  2. «Снежный ком» - из большого числа заданий ученик выбирает то, что способен выполнить.
  3. Особое домашнее задание – в классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания. (участники олимпиады, слабые по здоровью дети).

Оценивание учащихся.

  1. Оценка – не отметка – главная цель - стимулировать познания.
  2. Знакомство с критериями оценки – учитель знакомит с критериями, по которым выставляются отметки.
  3. Рейтинг – ученик сам ставит себе отметку через дробь отметка учителя.


Предварительный просмотр:

Методы обучения

1.Словесный. Достоинства:

  1. образность суждений
  2. возможность сравнения с чем-либо
  3. точная формулировка материала или явления
  4. развитие речи
  5. возможность решения качественных задач методом индукции
  6. составление развернутого ответа в результате поставленных вопросов
  7. применение теории явления на практике

2. Наглядно - иллюстративный. « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!». Метод опорных сигналов. Отделить главное от второстепенного.

3. Экспериментально-исследовательский метод. Постановка эксперимента дает больше знаний, практические навыки сохраняются в памяти лучше, чем теоретические. Этот метод можно использовать при:

  1. проверке теоретического материала
  2. установлении зависимости между физическими величинами
  3. постановке опыта и прогнозировании его результата
  4. проведении лабораторной работы или практического исследования, закрепляющих материал. (постановка цели, задачи, проблемы; материальное обеспечение этой проблемы; порядок проводимого исследования; обработка полученных данных; установление зависимостей; построение графиков; выводы).

4. Алгоритмический и дедуктивный метод. Сравнение различных по своей природе физических явлений позволяет выявить общие закономерности и вывести алгоритм, устанавливающий связь между, казалось бы, не связанными друг с другом явлениями.

Формы обучения

  1. лекционная
  2. фронтальная
  3. индивидуальная
  4. практическая
  5. контроль знаний

Творческие задания

  1. практические работы
  2. программированные задания с заданными ответами
  3. разноуровневые контрольные задания
  4. самостоятельное решение определенного количества задач

Подведение итогов урока

  1. словесное
  2. схематическое
  3. творческое (практическое)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И  ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ  ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...

Дифференциация и индивидуализация обучения английскому языку в школе как средство эффективности развития потенциала школьников

   В данной работе представлен материал о необходимости использования различных подходов к обучению учащихся.          Одной из актуальных проблем препод...

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.

Дифференциация и индивидуализация обучения - важнейший фактор повышения качества образования.В каждом классе нашей школы , как в любой школе учатся ученики разные по своему уровню развития, и по...

Презентация к педсовету на тему "Дифференциация и индивидуализация обучения как средство эффективности развития потенциала школьника"

Данная презентация может быть использована для выступления на педсовете по теме "Дифференциация и индивидуализация обучения"...

Доклад к педсовету «Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе».

«Дифференциация и индивидуализация обучения, как условия творческой самореализации учащихся в современной школе»....