Использование современных методов и технологий при реализации учебных программ по ФГОС
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на городском семинаре учителей биологии и химии по теме:
«Использование современных методов и технологий при реализации учебных программ по ФГОС»
Подготовила:
учитель биологии
МБОУ СОШ № 31
Мельникова О.В.
13.01.2015 г.
Проектная деятельность учителя в учебном процессе
Технология планирования учителем работы по организации выполнения учащимися проектов
Эффективность использования метода проектов зависит от качества подготовки педагогов к организации и руководству учебным проектированием. Это обусловлено в первую очередь тем, что усвоение школьниками новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектирования, организации и координации этой деятельности учащихся, еще не имеющих большого опыта самостоятельного выполнения проектов. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.
В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах: как «идеальная» (мыслительная) деятельность и как деятельность по реализации замысла. Первая включает целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (В.С. Безрукова), вторая - организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (Е.С. Заир-Бек). Проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).
Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
1. Учитель сам выбирает, будет ли он работать с помощью метода проектов.
2. Учитель полностью отвечает за детей, участвующих в проекте, за их успех и безопасность.
3. Учитель доверяет ученикам, считает их равноправными участниками общей созидательной работы и постоянно подчеркивает своим поведением это доверие.
4. Учитель предоставляет возможности детям для самостоятельной работы.
5. Учитель вырабатывает новую позицию. Происходит смена позиции лектора и контролера на позицию помощника, наставника.
6. Учитель следит за своей речью (не «Ты сделал это неправильно!», но «Почему ты это сделал так?»).
7. Учитель вмешивается в самостоятельную работу детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства или сами ученики об этом просят.
Преимущества метода проектов
В чем преимущество проекта?
Прежде всего в том, что ограниченный временными рамками урок «выплескивается» во внеурочную деятельность. Возрастная логика обучения, основанная на принципе «Великой дидактики» идти от простого к сложному, предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу (подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Следует отметить, что выбранная форма должна соответствовать содержанию. Иногда же именуют рефератами и соответственно оценивают простые сообщения на заданную тему, к тому же буквально списанные из энциклопедии или словаря.
Основные понятия:
Сообщение - краткое освещение факта, события; известие.
Доклад - публичное, развернутое освещение определенной темы.
Реферат - краткое изложение содержания книги или анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме.
Исследование - научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс. Можно рассматривать исследование как сумму приемов и методов, дающих информацию для анализа, который способствует обоснованию, осмыслению факта, процесса, события и т.д.
Проект - план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, отношение, программу, книгу, фильм, модель, сценарий и т.д.
Перечислим еще некоторые достоинства метода проектов:
• Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
• Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
• При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
Алгоритм работы над проектом
1. Формулировка учителем темы проекта
2. Выбор возрастной категории учащихся
3. Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы
4. Формулировка дидактических целей проекта
5. Формулировка методических задач
6. Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
7. Выдвижение гипотез решения проблем
8. Определение творческого названия проекта
9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
10. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
12. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
13. Самостоятельная работа групп
14. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
15. Защита полученных результатов и выводов
16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем Рефлексия.
«Технология проведения мастер - класса» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние годы, - мастер-класс, основная цель которого - передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь педагогу наибольших результатов в педагогической деятельности. Что означает понятие «мастер – класс»? Этимология словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов». А «класс» — это показатель высокого качественного уровня. Мастер-класс - это не просто демонстрация знаний и умений, это передача опыта, который оттачивается на протяжении долгих лет. Важно, что мастер-класс является разовой формой работы, которая объединяет небольшие группы педагогов по предварительной записи и носит, как правило, платный характер. Мастер класс - это главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы, другими словами, это форма обобщения и распространения педагогического опыта. Цель: знакомство с авторскими наработками педагога-мастера, освоение и отработка практических умений по различным методикам и технологиям обучения и воспитания. Особенность МК как формы ПК
2) освоение содержания и проблематики мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Что необходимо учитывать при подготовке к мастер – классу? Педагогическое мастерство предполагает педагогические способности, общую культуру, компетентность, широкую образованность, психологическую грамотность и методическую подготовленность. Всё эти компоненты мастерства проявляются в ходе проведения мастер - классов. Важно не только умело показать элементы своей работы с детьми, педагогами или родителями, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им, при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. Перед педагогом, готовящимся к мастер - классу, стоит реальная практическая задача - поиск адекватных форм и способов представления своего опыта. Данное мероприятие отличается от обычных. Мероприятию присуща наглядность, подтверждающая опыт. В этом случае мастер-класс выполнит свою основную задачу - поделиться опытом за короткий промежуток времени. Педагог-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу; действия взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач. Признаками системы работы педагога являются целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на участников с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики. Требования к проведению мастер-класса - в ходе МК педагог демонстрирует конкретные методические приемы, методы, методику преподавания, технологию обучения и воспитания - МК состоит из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны, им необходимо осуществить выбор, пути исследования средств для достижения поставленной цели, выбора темпа работы - МК всегда начинается с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме Основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса (автор Русских Г. А) 1-й шаг. Презентация педагогического опыта мастера 1.1. Краткое обоснование основных идей и технологий (методик), применяемых педагогом 1.2. Доказательство результативности деятельности детей, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии. 1.3. Описание достижений Мастера, который зафиксированы на республиканском, российском, международном уровнях. 1.4. Определение проблем и перспектив в работе педагога. 2-й шаг. Представление системы занятий 2.1. Описание системы занятий, уроков в режиме эффективной педагогической технологии. 2.2. Определение основных приемов работы, которые Мастер будет демонстрировать слушателям. 2.3. Ответы на вопросы участников мастер-класса 3-й шаг. Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми Формы проведения: - имитационная игра (педагог-мастер проводит занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с детьми). - лекция с показом приемов - практическое занятие - интегрированное занятие (лекционно-практическое занятие) Слушатели одновременно играют две роли: детей экспериментальной группы и экспертов, присутствующих на открытом занятии. 4-й шаг. Моделирование 4.1. Самостоятельная работа участников по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной технологии (мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею). 4.2. Обсуждение авторских моделей занятия. 5-й шаг. Рефлексия 5.1. дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей. 5.2. заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям Элементы технологий проведения МК (по А.В. Машкову) а) первый этап - "индуктор". Постановка проблемной ситуации (начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника МК) в виде задания вокруг слова, предмета, рисунка, воспоминания (чаще всего неожиданное для участников, в чем-то загадочное и обязательно личностное) б) второй этап – «самоконструкция» (работа с проблемным материалом). На этом этапе участники мастер-класса сталкиваются с проблемой, пробуют решить ее, используя свой педагогический арсенал, апробируют методику мастера (его секрет) и убеждаются в ее эффективности. На данном этапе работа проходит в группах: - Малые группы могут определяться мастером, образоваться стихийно, по инициативе участника - Мастер может корректировать состав группы, регулировать равновесие методического мастерства и психических качеств участников (экстра и интровертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство) - Мастер разбивает задание на ряд задач и группам предстоит придумать способ их решения - Участники свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска в) третий этап - "инсайт". Это внутреннее осознание участников МК неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, настраивающий на углубление в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с информационными источниками. Участники переживают ситуацию озарения, построения нового видения предмета мастер-класса, происходит запечатление способа решения проблемы, который был предложен мастером и осознание его эффективности. г) четвертый этап - "рефлексия". Рефлексия – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе МК. Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.). Виды рефлексии: - рефлексия в действии - рефлексия после действия Примерный вариант описания мастер-класса - Тема МК - ФИО, должность мастера - Полное наименование образовательного учреждения, город - Введение (вводное слово) - Цель, задачи, принципы организации МК - Описание содержания, этапы МК - Описание форм, методов, средств, используемых в МК - Комментарии мастера по практическому использованию материала - Заключение - Список литературы Примерная структура проведения МК - выделение проблемы мастером - актуализация знаний участников в данной проблемной плоскости (панель) предоставляющая возможность высказываться каждому участнику - объединение в группы для решения проблемы - работа с материалом - представление результатов работы - обсуждение и корректировка результатов работы (рефлексия) Критерии качества подготовки МК:
Критерии оценки мастер-класса - Мотивационная осознанность деятельности всех кто принимал участие в работе мастер-класса - Методическая грамотность построения показа форм, методов организации педагогической деятельности Виды методической продукции Методические рекомендации – вид метод продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятий, мероприятий Методические разработки – это логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятий Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть, отличительные особенности и методику какого-либо образовательного курса Тематический подборка материала - подбор текстового и наглядно- иллюстративного материала по определенной теме (подборка стихов, песен, игр, цитат, послов, поговорок, слайдов, видеоклипов). Инструктивно методический плакат – плакат-схема, включающий в определенном сочетании текст, рисунки, схематические изображения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и «ИСТОРИЯ» ЗА ПЕРИОД 2011-2014 ГОДЫ
Организация образовательного процесса по рабочим программам общеобразовательных дисциплин «Обществознание» и «История» проводится преподавателем на основании разработанной им конц...
Презентация "Использование современных методов и технологий при реализации учебных программ по ФГОС"
Выступление на городском семинаре учителей биологии и химиии. Представление опыта работы по ФГОС....
Использование современных методов и технологий при реализации учебных программ по ФГОС
Выступление на городском методическом обьединении....
Доклад на тему: "Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"
"Использование современных методов и технологий в рамках реализации ФГОС"...
Проведение мастер-класс по теме "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"
Проведение мастер-класс по теме "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"...
Тема выступление "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"
Тема выступление "Использование в учебном процессе современных методов и технологий обучения"...
Мастер-класс на тему "Использование современных методов обучения и воспитания при реализации ФООП. Комиксы-инновационный инструмент в воспитании обучающихся"
Цель-познакомить с возможностями применения комиксов в воспитательной деятельности...