Использование наглядности на уроках СБО
статья на тему
СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т.д.).
На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
На уроках СБО используются все виды наглядности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО «Кимовская ОШ-И»
Использование наглядности на уроках СБО
Выступление на МО
Учитель СБО: Бурлай С.В.
2014 год
СБО – социально-бытовая ориентировка, это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров, услуг, бюджет семьи и т.д.).
На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий и службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
На уроках СБО используются все виды наглядности: натуральная (посуда, одежда, предметы и средства личной гигиены, электробытовые приборы, продукты, куклы , мебель и др.);
образная (рисунки, плакаты, картинки, инструкционные карты, технологические карточки) ;
символическая ( например: условные обозначения для ухода за одеждой, а также температурных режимов работы электроутюга, электроплиты, миксера , служб железнодорожного вокзала, карты) ;
графическая ( бланки квитанций, таблицы, инструкции) ;
схематическая ( схема линий метро, городского пассажирского транспорта).
Уроки СБО в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, самоконтроле выполненной работы. Наглядность может служить опорой обучающимся при самостоятельной деятельности. Если условные обозначения, используемые в наглядности, понятны и доступны школьникам, то такая наглядность активизирует познавательную деятельность, способствует пониманию ими связей между изучаемыми понятиями.
Пользуясь наглядными средствами обучения, необходимо соблюдать следующие требования:
- Подбирать только такую наглядность, которая служит решению основной задачи обучения;
- Заранее определять место и вид наглядности, используемый на уроке;
- Строго ограничить количество наглядности на уроке, так как с каждым видом наглядности должна быть проведена соответствующая работа;
- Всю подобранную наглядность демонстрировать последовательно;
- Необходимо подбирать доступные средства наглядности, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными ее видами;
- Самодельные наглядные пособия должны быть выполнены качественно и соответствовать требованиям;
- Демонстрируемая наглядность должна быть хорошо видна всем ученикам.
На уроках СБО обучающимся приходится пользоваться как доступными средствами наглядности, так и сложными ее видами. К числу сложных видов наглядности относятся квитанции, чеки, бланки, билеты, инструкции и рецепты. Простая демонстрация документа не дает желаемых результатов, так как школьникам сложно выделить необходимые сведения из наглядного средства. В помощь обучающимся, при анализе каждого нового документа, нужно составить вопросы, отвечая на которые, дети смогут под руководством учителя научиться ориентироваться в наглядности. Например, беседуя с обучающимися о железнодорожном транспорте, направлениях поездов, правилах покупки и возврата билетов, учитель должен предусмотреть знакомство учеников с билетом на поезд. Демонстрируя билет (увеличить его размер), учитель последовательно задает ряд вопросов, которые помогают школьникам получить полную информацию. Например: Что это? Что можно узнать по этому билету? Какого числа отправление? В какое время? и т.д.
Для занятия по СБО используется разнообразный дидактический раздаточный материал: это билеты в театр, в цирк, товарные ярлыки, этикетки, упаковки от разнообразных видов продуктов, квитанции, выдаваемые за оказанные услуги( ремонт телефона, холодильника, прокат и др.) Работа с такого рода материалами необходима для обучающихся, так как она направлена на формирование у них умений извлекать нужную информацию и расширять свои знания и словарный запас.
На уроках СБО, при изучении темы «Питание» , школьники работают с учебными технологическими картами и инструкциями. Они могут быть текстовые, иллюстративно-текстовые, иллюстративные. Та или иная форма карты предлагается детям с разным уровнем развития как один из способов помощи ученику, не справившемуся со словесной инструкцией. Технологические карты представляют собой таблицы, в которых перечисляются:
- оборудование (инвентарь и посуда);
- материалы (продукты);
- последовательность работы (технология приготовления блюда).
В технологических картах по приготовлению пищи приводится расчет продуктов на одну порцию. Технологические карты - это учебный материал для индивидуальной и групповой работы.
При обучении выполнению двигательных трудовых приемов работы применяются плакаты, показывающие правильные приемы работы с помощью кухонных инструментов.
Также при изучении тем : «Одежда и обувь», «Питание», « Жилище» школьники знакомятся и изучают электробытовые приборы и оборудование - это холодильник, электроплита, микроволновая печь, миксер, электрочайник, электроутюг, пылесос, а также правила работы и техника безопасности при работе на них.
На уроках СБО так же используется «Тематический словарь в картинках», который подготовлен в виде книжек с дидактическими карточками, каждая из которых содержит определенные темы ( например: транспорт, квартира, мебель, посуда, продукты питания). Материал пособия используется в рамках работы по ознакомлению обучающихся с окружающим миром, социальной адаптацией и по развитию устной речи. Карточки представляют собой изображения отдельных предметов или иллюстрации. На обороте каждой карточки даются короткие рифмованные тексты, а также вопросы и задания. Речевые задания, игры ориентированы на детей среднего звена и способствуют обогащению социальных знаний, а так же словаря, формированию грамматического строя речи ученика. Ученикам демонстрируются предметные карточки для закрепления в речи новых понятий. По всем темам в пособии предлагаются схемы для составления описательного рассказа.
При работе со схемами я включаю обучающегося в игровую деятельность. На уроках СБО у ребят всегда вызывает интерес игра « Забывчивый покупатель». Предлагается составить рассказ о предмете, не называя его. Затем из класса выбирают «покупателя» и «продавца». Перед продавцом на столе разложены предметы или картинки, изображающие предметы, продукты питания, посуда. «Покупатель» говорит, что он забыл название предмета , который хочет купить. «Продавец» просит описать этот предмет.
Игра «Веселый повар». Ученики делят на две группы картинки с изображением продуктов питания в зависимости от того, готовы эти продукты к употреблению или нуждаются в приготовлении. Затем каждый обучающийся рассказывает о том, какие блюда он будет готовить из продуктов, нуждающихся в приготовлении.
Итак, под воздействием обучения и воспитания, с использованием наглядности, у обучающихся постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация.
Для успешной социальной адаптации я стараюсь расширять бытовой и социальный опыт школьников, учу применять полученные знания и умения в собственной жизни, что и является основной целью уроков социально-бытовой ориентировки в школе.
Используемая литература:
1.Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова
«Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Владос, Москва, 2008г.
2.А.А. Хилько, М.Е. Ермащенко
«Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».
Просвещение, 2006г.
3. В.В. Воронкова, С.А. Казакова
«Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII
Владос, Москва, 2006г.
4. С. А. Васильева, В.И. Мирясова
«Тематический словарь в картинках. Мир человека. Посуда. Продукты питания».
Школьная пресса, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование наглядного и раздаточного материала на уроках иностранного языка".
Для Для доступности и посильности изучения иностранного языка учителю помогают наглядность, различный дидактический материал, карточки разного типа.Учитывая большую роль принц...
Использование наглядных пособий и проверочных тестов при изучении биографий композиторов на уроках музыки.
В работе раскрывается один из методов изучения биографий композиторов. В комплектах: наглядные пособия (раздаточный материал), тесты в форме презентации (составлены на основе наглядных пособий), ключи...
Использование наглядных пособий при изучении темы: «Дикорастущие растения Ленинградской области»
методическая разработка предназначенная для того, чтобы научить детей по виду узнавать растение, знать к какой группе оно относится(лекарственное, ядовитое, съедобное, редкое, занесенное в Красную Кни...
Консультация для воспитателей на тему: «Использование наглядности для формирования связной монологической речи у детей с ОНР».
Данная консультация адресована воспитателям логопедических групп. Систематическая, пошаговая работа по обучению детей с ОНР связной речи, даёт хорошие результаты и положительную динамику....
« Использование наглядного моделирования (декодирования) в развитии связной речи у детей с ОНР и ЗПР»
Успешное обучение в школе предполагает понимание обращённой к ребёнку речи, умения связно излагать свои мысли и суждения. В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребёнок всегда мож...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми, имеющими нарушения речи состоит в том, что:во-первых, ребёнок очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерн...
Методические приёмы использования наглядного материала на уроках иностранного языка в 5-ом классе при изучении темы « Das Haus. Die Wohnung.»
Данный вид карточек может использоваться на этапе введения, закрепления лексики, а также как один из способов контроля, повышающий мотивацию, способствует более эффективному усвоению и закреплению лек...