Использование наглядных пособий при изучении темы: «Дикорастущие растения Ленинградской области»
методическая разработка по теме
методическая разработка предназначенная для того, чтобы научить детей по виду узнавать растение, знать к какой группе оно относится(лекарственное, ядовитое, съедобное, редкое, занесенное в Красную Книгу)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_dikorastushchie_rasteniya.doc | 724.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дворец детского (юношеского) творчества Выборгского района
Методическая разработка
Использование наглядных пособий при изучении темы:
«Дикорастущие растения Ленинградской области»
в программе «Начальная туристская подготовка»
Автор: педагог дополнительного образования
ДЮТ Выборгского района
Поташева Татьяна Валентиновна
Санкт-Петербург
2012 год
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…3-5стр.
1.1 Обоснование темы…………………………………………..3стр.
1.2 Цель…………………………………………………………..4стр.
1.3 Задачи……………………………………………………...4стр.
1.4 Формы работы…………………………………………..4-5стр.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ….…………………………...........6-10стр.
2.1 Наглядное пособие – набор карточек «Дикорастущие растения Ленинградской области»………………………………………...6стр.
2.2 Способы использования данного наглядного пособия…..6-10стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……...11стр.
ЛИТЕРАТУРА.…………………………………………………........12стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Пример карточек…………………………..13-15стр.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Легенды, сказки, народные поверья,
исторические события, связанные с
растениями Ленинградской области………16-20стр.
1.ВВЕДЕНИЕ.
1.1 Обоснование темы.
Ребята, занимающиеся по программе «Начальная туристская подготовка» непосредственно сталкиваются с миром растений. Умение ориентироваться в этом мире, пользоваться съедобными и лекарственными растениями, бережно относиться к редким растениям им просто необходимо.
К сожалению не редки случаи отравления детей ядовитыми растениями. Педагог, который научит ребят определять эти растения, оградит их от опасности отравления.
Ребята, занимающиеся первый год, имеют очень разнообразный круг интересов, и на второй год обучения они могут продолжить заниматься не только по программе «Спортивный туризм», но и по программам других педагогов отдела туризма, краеведения и спорта, в объединениях отдела биологии. Эти знания пригодятся им и помогут выбрать дальнейшее направление Легенды, сказки, связанные с теми или иными растениями помогут запомнить большее количество новых названий, так как идет опора на психологические особенности детей (конкретность и образность мышления, большую впечатлительность, эмоциональность).
Наши предки одушевляли мир природы, а детям это близко.
Попадая из городских условий в условия леса(поход) дети должны адаптироваться в этих новых для них условиях, а легенды и сказки помогают им в этом, делая лес роднее. Рассказы и легенды, скрашивают дорогу, трудности пути становятся незаметными. Узнавание же в лесу растений, изученных на лекции, доставляет ребятам огромную радость. Обостряется интерес к наблюдениям и исследованиям, что способствует творческому развитию. Дети начинают задавать педагогу всё новые и новые вопросы о растениях, ответы на которые педагогу приходится искать, тем самым постоянно повышать и свой профессиональный уровень.
Тест по растениям очень распространенное задание на туристских соревнованиях и слётах различного уровня (школьных, районных, городских…). У ребят изучивших растения по данной методике не вызывает затруднений пройти подобный тест.
На тему «Дикорастущие растения Лен.области» в программе «Начальная туристская подготовка» отводится один час занятий.
1.2. ЦЕЛЬ: Знакомство с природой родного края.
1.3. ЗАДАЧИ:
Образовательные:
1. Научить детей по виду узнавать растение, знать к какой группе оно относится(лекарственное, ядовитое, съедобное, редкое, занесенное в Красную Книгу).
23. Знакомство с природой родного края.
3. Повышение лексического запаса детей(названия растений).
4. Расширение кругозора.
5. Знакомство с некоторыми легендами разных народов.
Развивающие:
1. Развить память, наблюдательность, любознательность.
Воспитывающие:
1. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
2. Учит ценить дары леса.
1.4. ФОРМЫ РАБОТЫ.
Основная форма: ИГРА.
Оборудование к игре: с применением наглядных пособий и пояснениями педагога.
Тема позволяет использовать не только время занятий в помещении, но и по 10-15 минут на выездах в лес. Во время учебно-тренировочных походов и сборов, возможно, использовать разнообразные формы работы с детьми:
-экскурсия;
-игра;
-беседа;
-элементы исследовательской деятельности.
ПРИМЕРЫ:
№1.УТП ж/д ст. Лемболово. Осень.
Форма проведения: экскурсия.
…Здесь можно встретить уже у самой станции кустики брусники и толокнянки. Педагог обращает внимание детей на эти два растения. «Это толокнянка, а это брусника», говорит он. «Посмотрите, чем они отличаются?»
- У толокнянки ягода чуть приплюснутая, по форме похожа на маленькую репку
- И листья у нее не такие как у брусники, да и вкус мучнистый.
Чуть подальше от станции встречаем на дороге веточку с крупными оранжевыми бусинками-ягодами.
- А что это за ягоды?
- Это всем вам хорошо известный ландыш, только в мае он был с белоснежными цветами, а сейчас на их месте ягоды. Ягоды эти ядовиты, из них делают лекарство.
Фома оценки результативности: тест-карточка, конкурс.
№2. Конкурс «Узнай растение».
На огражденном участке за определенное время школьникам предлагается выписать на лист названия всех знакомых растений, которые они видят на этом огражденном участке. Побеждает команда, узнавшая большее количество растений.
№3. Тест «Проверь себя».
Для проведения этого теста используется наглядный материал, карточки с изображениями растений (фотографии, рисунки, гербарий).Детям предлагается назвать растение изображенное на карточке. На обдумывание дается 10 секунд. Ответить может любой из команды. Через 10 секунд карточка убирается, при этом оглашается правильный ответ. После выполнения этого задания ребята, по карточкам с растениями, названия которых они отгадали, отвечают на вопрос: «К какой группе растений они относятся?»
За каждый правильный ответ они получают баллы. Выигрывает команда, заработавшая наибольшее количество баллов.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Наглядное пособие – карточки «Дикорастущие растения Ленинградской области».
На карточках с одной стороны находится изображение растения (рисунок или фотография или гербарий), с другой стороны крупным шрифтом название растения и обозначения групп растений.
Редкие растения, занесенные в Красную Книгу.
Лекарственные растения
Ядовитые растения
Съедобные растения
Примеры карточек приведены в приложении№1.
Предполагаются различные варианты использования карточек с растениями.
2.1 Способы использования наглядного пособия «Дикорастущие растения Ленинградской области».
ВАРИАНТ№1.
Форма проведения: беседа-лекция.
Во время вводной части педагог объявляет цель занятия: изучение дикорастущих растений родного края; обосновывает необходимость изучения данной темы.
Обстановка на занятиях должна быть непринужденной, поэтому ребята садятся вокруг стола. Педагог передает по кругу карточку с растениями, ребята рассматривают ее. Педагог произносит название растения и рассказывает ребятам, где применяется это растение, интересную информацию о нём, легенды, исторические события, народные поверья, связанные с этим растением, вызывающие ассоциативное представление о нём.
Часть растений уже известны детям поэтому, рассказывая о них, педагог дает возможность высказаться самим ребятам.
Например: Карточка «Зверобой».
«П. - Кто знает, что это за растение?
Ребята называют, например, зверобой.
П. - А что вы о нём знаете?
Р. - Оно лекарственное, из него заваривают чай.
П. - Правильно, молодцы. Есть даже народная поговорка: «Травка зверобойная от 99 недугов, 7 богатырей братьев верная подруга.» А знаете ли вы, как точно убедиться, что это зверобой, а не какой-нибудь похожий цветок?»
Часто кто-нибудь из детей знает, что если растереть желтый цветок этого растения, то выделится сок чернично-красного цвета. Если ребята этого не знают, то педагог сам рассказывает им этот факт и дополняет его легендой о зверобое.
Народное название этого растения «Иванова кровь», связанно с легендой о смерти Иоанна-Крестителя. Царь Галилеи Ирод заключил Иоанна-Крестителя в темницу за то, что Иоанн обличил Ирода в прелюбодеянии и сказал, что он не должен женится на Иродиаде – жене своего брата. Иродиада возненавидела Крестителя и, в тайне желая его погубить, всячески настраивала ирода против пророка. Ирод же боялся Иоанна, считая его святым и прислушиваясь к его проповедям, но в то же время страшился народного гнева, если с Иоанном случится что-то не доброе.
Однако Иродиада сумела выждать момент.
По случаю своего дня рождения Ирод давал пир приближенным. Коронным номером программы была пляска дочери Иродиады – красавицы Саломеи. Растроганный и восхищенный царь Ирод сказал девице, что исполнит любое ее желание. Саломея, посоветовавшись с матерью, попросила голову Иоанна-Крестителя. Царю не понравилась эта просьба, но слово было дано при таком количестве свидетелей, что отступить было не возможно. И Вынужден был Ирод послать оруженосца с приказаньем принести голову Крестителя на блюде, что и было исполнено. Но пока палач нес голову пророка во дворец, на землю упало несколько капель крови, и на том месте выросла трава, впитавшая кровь Иоанна. Эта трава зверобоя. Листья и лепестки венчика зверобоя содержат черничного цвета пигмент, похожий на кровь.
П. - Итак, запоминаем: Зверобой. Лекарственное растение.
Не обо всех растениях нужно рассказывать так подобно. Самые известные детям, можно просто вспомнить.
Например: карточка « Подорожник».
Педагог показывает следующую карточку.
Р. - Это подорожник. Он лекарственный. Его листья кладут на раны, и так останавливают кровь.
Есть растения, общеизвестные названия которых, являются ошибочными. Это кислица, которую неправильно называют заячья капуста, поповник и невянник, которые называют ромашками, шиповник, который называют розой и некоторые другие растения. В этих случаях важно предупредить ошибку у детей. Для этого нужно предоставить детям возможность сравнить растения, которые они путают.
Например: карточка «Поповник».
На следующей карточке, изображен поповник. Здесь многие дети неправильно называют это растение ромашкой, это очень распространённая ошибка. Поэтому педагог показывает ещё две карточки, на которых изображены ромашка аптечная и ромашка лекарственная. Дети сравнивают эти три растения, а педагог называет им, как правильно называется каждое из них.
Стоит обратить внимание на листья растений, количество цветков на стебле, а также отсутствие лепестков на цветке ромашки аптечной.
В подобном диалоге педагог рассказывает ребятам информацию о дикорастущих растениях Ленинградской области.
Классификация дикорастущих растений Ленинградской области.
Ядовитые:
Аконит, лютик едкий, борщевик, ландыш майский, вороний глаз, волчье лыко, цикута или вех ядовитый, ветреница, калужница, дурман, багульник (список можно продолжать по мере возрастания интереса детей и накоплению информации педагога).
Лекарственные:
Подорожник, шиповник. Зверобой. Калина, боярышник, таволга, пижма, тысячелистник. Лопух, мать-и-мачеха, крапива, Иван-чай, ромашка лекарственная, ромашка пахучая (аптечная), полынь
(список можно продолжить).
Съедобные:
Брусника, клюква, смородина, рябина, черника, морошка, костяника, кислица, одуванчик, щавель, и т.д.
Редкие и записанные в Красную Книгу :
Венерин башмачок, прострел (сон-трава), кувшинка белая, Любка двулистная, печеночница благородная, безвременник осенний, купальница, медуница, и т.д.
Растения, не вошедшие ни в одну из предыдущих групп:
Вереск, манжетка, сныть-трава, и т. д.
Занятия завершаются повторным просмотром карточек. При этом дети должны называть растение и сказать, к какой группе оно относится.
Легенды, сказки о растениях, а также интересная информация о них находится в приложении №2.
ВАРИАНТ №2.
Этот вариант можно использовать в различных условиях: в классе, в электричке, в палатке, у костра и др.
Форма проведения: игра.
Карточки сложены стопкой на середине, так, чтобы на всех карточках сверху были изображения растений, а названия были не видны. Пример карточки в приложении№1. Ребята сидят вокруг стола. Педагог объясняет правила игры.
Правила игры.
Ход передается по кругу.
Во время своего хода игрок может попытаться назвать растение, карточка с изображением которого лежит сверху.
После ответа игрока, ведущий переворачивает карточку и показывает всем название растения, при этом называет растение сам – громко и четко.
Если ответ игрока был правильным, то карточку отдают этому игроку.
Если ответ был ошибочным, то карточку убирают вниз стопки.
Возможен вариант, когда игрок отказывается дать ответ (правильный или неправильный), говоря: «Я не знаю.» В этом случае ведущий оставляет карточку с растением в стопке, не перекладывая и не называя растения, а ход переходит к следующему игроку.
Во время игры педагог может помочь детям вспомнить название растений. Если они сами затрудняются. Для этого , не произнося самого названия, рассказать им о том откуда появилось название, или же рассказать самую яркую по впечатлениям информацию об этом растении.
Например: карточка «Брусника».
Есть известные строки А.С.Пушкина:
«Боюсь..….вода,
Мне не наделала б вреда…»
Например: карточка «Аконит»
Около города Аконе был совершен одиннадцатый подвиг Геракла. Из пены пса Кербера, упавшей на землю, выросла трава, которую назвали…»
Или, напоминая второе название этого растения, борец:
«верхний лепесток этого растения напоминает шлем римского воина, поэтому он и называется…»
Игра заканчивается, когда в стопке не остается ни одной карточки. Выигрывает тот, кто набрал наибольшее количество карточек.
Во время повторной игры подсказки, которые во время первой игры делал педагог, теперь делают сами дети, а педагог может дополнять игру новой информацией о растениях.
Например: та же карточка «Аконит»
«Это растение настолько ядовито, что от 0,003-0,004 гр вещества находящегося в его корне погибает человек. Древние галлы и германцы натирали наконечники стрел и копий для охоты на волков, пантер и других хищников».
Так в непринужденной форме дети получают большое количество интересной информации.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Результатом первого варианта занятия (форма беседа-лекция) является: получение общего представления о мире растений родного края, ребята запоминают названия растений, могут классифицировать их по группам: съедобные, лекарственные, ядовитые, занесенные в Красную Книгу.
Знания, полученные на таком занятии, требуют закрепления. Без закрепления, часть названий, выученных ребятами, через некоторое время забудутся. В качестве закрепления следует провести занятие по второму варианту.
Результатом второго варианта занятий (форма – игра) являются основательные знания детей по изученной теме. Ребята с легкостью вспоминают название растения, группу к которой оно относится, могут рассказать интересную информацию о большинстве изученных ими растений.
Достигнуть такого результата можно после 5-6 занятий по второму варианту. Поэтому рекомендуется повторное и неоднократное проведение игры. При этом время проведения одной игры сокращается, т. к. узнавание проходит быстрее, количество ошибок уменьшается. Интерес детей к игре не ослабевает, а возрастает. Это обусловлено психологическими особенностями детей, чем большее количество названий они запомнили, тем с большим азартом играют. Успех вдохновляет.
Пример:
На практике ребята просят дать им поиграть в эту игру в любую свободную минутку, выдавшуюся им между тренировками. Это является отличным стимулом к тому, чтобы они быстрее накололи дров, прибрали стоянку и т. Д. Игра для них – отдых.
«Делу время, потехе – час».
При изучении ребятами растений по фотографиям, появился результат, которого не предполагалось. Ребята заинтересовались съёмкой растений. Интерес ребят к фотографии – хорошая опора для педагога при изучении одной из тем программы второго года обучения «Должность «Фотограф» в туристском походе».
4. ЛИТЕРАТУРА.
Головкин Б.М., О чём говорят названия растений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Колос. 1992.
Елина Г.А. Аптека на болоте: Путешествие в неизведанный мир. СПб.: Наука. 1993.
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной Книги СССР): Кн.1. М.: 1989.
Красников С.П. Легенды о цветах. М.: Молодая гвардия.1990.
Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. Киев: Довiра.1994.
5. ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Пример карточек.
ЧЕРНИКА
ЧЕРЁМУХА
ВЕТРЕННИЦА ДУБРАВНАЯ
КУВШИНКА ЧИСТО-БЕЛАЯ
6. ПРИЛОЖЕНИЕ №2.Легенды, сказки, народные поверья, исторические события, связанные с растениями Ленинградской области.
1. Купальница.
Древнее сказание поясняет, что желтая россыпь купальниц ни что иное, как проросшие золотые монеты жадного купца. Их в отчаянии раскидала его дочь, когда отец отказался выдать её замуж за бедного рыбака.
Во время цветения этого растения вода в реках прогревается настолько, что можно купаться. За это цветок и получил своё название. Цветёт растение на 9-ый год.
2. Калужница.
Название калужница – народное, оно происходит от слова Калуга, что означает грязь, болото. Своё имя цветок получил из-за влажных мест, где он предпочитает расти. Калужница – ядовитое растение. Свежие стебли и листья могут вызвать отравление.
3. Печёночница, перелеска благородная.
Одно из немногих растений, у которых ещё с осени «заготовлены» бутоны. Их можно увидеть в крупных почках, расположенных у земли.
4. Кислица.
Растение открывает цветки только в солнечную погоду. Листья такие же кислые как у щавеля. Если ударить по тройчатому листу, то через несколько минут дольки сложатся и опустятся вниз.
5. Медуница.
Её цветки разной окраски. Розовые, через несколько дней превращаются в синие. Растение занесено в Красную Книгу, также является лекарственным растением.
6. Ветреница ( с белыми цветками – дубравная, с желтыми – лютиковая).
На Руси весной молодые крепостные люди, которым пришёл срок идти в солдаты, расцарапывали кожу на спине и на груди и натирали соком ветреницы свои раны. На месте ран образовывались язвы, не заживавшие на продолжении 15-ти лет.
7.Селезёночник.
Цветки мелкие и незаметные, а ярко желтый цвет имеют «лепестки» - прицветники, которые после цветения опять приобретают зеленую окраску.
8. Лютик (народное название – куриная слепота).
Ядовито. Вещества, находящиеся в растении вызывают сильную резь в глазах, слезоточение и временное ослепление. В первую очередь опасны для животных: коз, коров, овец.
Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте,
И люди помнят вот уж сколько лет,
Что яда лютика сильнее нет.
Великий писатель Шекспир знал, что яды лютиков совсем не опасны, если умело их использовать себе на пользу. Снадобье из этих растений получает Джульетта. Приняв его, она погружается в глубокий сон, который родственники принимают за смерть. План девушки удался, но финал повести весьма печален.
9. Борщевик (Сосновского).
Растение это появилось не давно. Оно было выведено искусственным путём. Предполагалось использовать это растение на корм скоту, так как оно имеет большую биомассу, но в определенные периоды это растение становится страшно ядовитым, не редки случаи отравления. Вывести это растение по сей день не удается, оно очень живуче и в больших количествах растёт по обочинам дорог.
10. Аконит.
Ядовитое растение. Выращивается как декоративное растение. В диком виде встречается на старых финских хуторах. Это очень красивое растение называли раньше «мать – королева ядов». Древние галлы и германцы натирали наконечники стрел и копий для охоты на волков, пантер и других хищников. Это растение настолько ядовито, что от 0,003-0,004 гр вещества находящегося в его корне погибает человек. В средние века аконит использовали для отравления осужденных на казнь преступников. Название этого растения произошло от названия города Аконе, являющегося родиной одного из видов этого растения, около этого города совершил свой 11-ый подвиг Геракл.
По приказу царя Микен Еврисфей, Геракл спускается в царство Аида – бога подземного царства, чтобы привести адского стража пса Кербера, у которого было три головы, на шее извивались змеи, а хвост заканчивался головой дракона. Аид выслушал просьбу Геракла, но поставил условие: без оружия, одними руками укротить Кербера. Геракл выполнил это условие, чудовище упало к ногам героя, Геракл повел его к выходу из подземного царства. Испугался пес дневного света, покрылся потом. Клочья пены падали на землю, а из этой пены выросла трава, которую назвали аконитом. Геракл привел Кербера к вратам Микен. Испугался Еврисфей, увидев чудовище, умолял увести его обратно. Геракл вернул пса Аиду.
11. Лопух.
Растение съедобное, лекарственное. В Японии это растение называют «габо». В этой стране можно увидеть аккуратные грядки лопуха на крестьянских полях. Корни первого года перемалывают в муку, из неё делают хлеб, кладут в суррогат кофе. Из листьев делают супы, варенье, лепешки, котлеты. Но если употреблять в больших количествах, то возможно отравление. «Трава лопух, от нее живот распух».
12. Любка двулистная.
Это растение также называют бальзам дикий, ночная фиалка, ночная красавица, любовный корень. Цветок обладает нежным ароматом, который усиливается ночью. Ворожеи и гадалки используют корень этого растения для своих обрядов, с его помощью привораживают любимых. Растение очень редкое, занесено в Красную Книгу.
13. Ландыш майский.
Греческое название в дословном переводе звучит так – лилия долин. Цветущая в мае.
Ягоды ландыша едят лиса и пятнистый олень, без всякого вреда для себя, но эти ягоды ядовиты для людей, птиц и других животных.
Старинная русская легенда рассказывает о безнадёжной любви Водяной царевны Волхвы к удалому Садко. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, Она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго ходила Волхва по лугам и опушкам, но Садко нигде не было. Как вдруг увидела она двоих среди стройных берез – это они, Садко и Любава. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море глаз. Жемчужинами падали они на землю и превращались в ароматные серебристые цветы – символ верности, любви и нежности. Обездоленная горем, навсегда ушла Волхва в своё холодное подводное царство.
Ландыш с древних времён использовался в лечебных целях. Коперник, известный своим современникам как врач, изображен на портрете с ландышем в руках – символом врачебного искусства.
14. Крапива двудомная.
Это растение на века запечатлено Ганцем Христианом Андерсеном в сказке «Дикие лебеди». Издавна люди считали, что крапива охраняет от злых наговоров, колдовства. Растение лекарственное, используется в современной медицине, косметологии.
15. Брусника.
«Листики с глянцем, ягодки с румянцем, а сами кусточки не выше кочки». Брусничная вода из ягод обладает легким слабительным действием, в связи с чем, понятно беспокойство Евгения Онегина: «Боюсь брусничная вода, мне б не наделала вреда».
16. Василёк.
Василёк – влюблённая душа, частичка небесной и водной стихии, стремящаяся к земле.
Наибольшей любовью и популярностью василёк пользуется у немцев. Тяжелыми для германцев были годы наполеоновских воин, когда Наполеон Бонапарт, сделавшись повелителем всей Европы, жестоко мстил немецким королям, примкнувшим к коалиции. С 1806 по 1808гг. королева Луиза, бежав из Берлина, укрывалась с детьми в Кенигсберге. И вот однажды утром, гуляя, как всегда, со своим сыном, ставшим впоследствии императором Вильгельмом , она встретила крестьянскую девушку с корзиной васильков, предложившую им купить цветы. С тех пор будущий император страстно полюбил их, и поэтому в день его рождения весь стол, предназначенный для подарков, был уставлен букетами васильков, а для немцев он стал национальным цветком.
17. Калина.
Калина – символ девичьей красоты, любви и счастья. Название растение получило потому, что его плоды имеют ярко-красный, раскалённый цвет. Калина считалась «свадебным деревом» и была непременной участницей свадебного обряда. Ягоды калины съедобные, обладают лечебным свойством. Косточки калины имеют форму сердечек. Считают, что это сердца девушек, что заводили отряды татаро-монголов в непроходимые дебри, и спасали своих близких. Из крови их, погибших от вражеской сабли, выросли кусты Калины.
18. Боярышник.
Боярышник – растение долгожитель, живёт около 400 лет, стойкий к неблагоприятным условиям, обладает крепкой твердой древесиной. «Стоит дерево кудряво, а когти волчьи». Кустарник покрыт острыми твёрдыми шипами. Считалось, что шипы охраняют от нечисти. Ветки боярышника вешали над порогом дома, ими махали над колыбелью. В настоящее время используют ягоды боярышника в медицине, они помогают от нарушения сердцебиения и бессонницы.
19. Ива.
Иву называют – верба, ветла, ракита. Плакучие формы ивы – символ печали Игоря. В Греции ветвь ивы посвящалась богине Гекате (привидений и колдовства). Интересно, что недавно сотрудники Алма-атинского мединститута предложили отваром ивовой коры обеззараживать руки хирургов перед операцией. Обсыхающий на руках отвар заменяет стерильные перчатки и оказывает бактерицидное действие на раны.
Существует поверье, что верба обладает магическим действием: охраняет от злых духов, бед и несчастных случаев. Поэтому освященные её ветки хранили в домах, а иногда её серёжки съедали вместе с кашей.
20. Зверобой.
«Травка зверобойная – от 99 недугов, семи богатырей братьев верная подруга».
21. Бузина.
Бузина красная используется для окрашивания холста. Из древесины бузины изготавливают народный иранский музыкальный инструмент – самбук.
Бузина чёрная. Издавна считалось, что бузина не только исцеляет, но и способствует продлению жизни и дает возможность заглянуть в будущее, поэтому почиталась как священное дерево. В одной из легенд рассказывается следующее: Однажды князь во врмя охоты отстал от свиты и заблудился в лесу. Через некоторое время в глубине леса он увидел хижину. Подойдя к ней, он увидел глубокого старика, который сидел возле двери и горько плакал. Князь спросил, почему он плачет. Старик сквозь слёзы ответил, что его больно побил его отец за то, что он, перенося дедушку на другое место, нечаянно уронил его. Князь удивился, вошел в хижину и увидел там двух ещё более глубоких старцев. Пораженный, он стал расспрашивать хозяев, как им удалось достичь столь преклонного возраста. Старцы объяснили, что в Сю жизнь они питались хлебом, сыром и молоком, а ещё они употребляли в пищу ягоды бузины, которым и приписывают своё долголетие.
22.Льнянка.
Цветок этого растения чем-то похож на пасть льва. Если вы слегка сожмете цветок с двух сторон пальцами, то увидите, как «лев открывает свою пасть». Название льнянка растение получило за листья, которые очень похожи на листья льна.
23. Кипрей.
В жару, в июле, когда малина зреет,
И здесь , и там мелькает зарево кипрея.
А только цвет его потух –
Цветки сменяет белый пух.
Посмотрите на его узкие листья, они совсем как у ивы – длинные и остроконечные. Отсюда первое слово в названии растения иван-чай. Откуда же взялось второе? Оказывается, дело было так. Собрались как-то селяне на праздник. Веселились они так долго, что наступила ночь, и стало холодно. Женщины решили вскипятить воды. В костёр вместе с дровами попали и высокие стебли кипрея, листья с которого случайно оказались в кипящем котле. Попробовали отвара, а отвар приятный, освежающий. Листья Иван-чая служат с тех пор для приготовления чайного напитка.
24. Пижма.
Пижма – «дикая рябинка». Цветок похож на гроздь рябины, только ярко желтый. Попробуйте растереть листья или цветки пижмы – почувствуете терпкий запах, похожий на запах полыни. Пахучесть защищает растения от поедания животными. А людей, высушенный букет полыни в доме, от мух.
25. Таволга.
По лугам, по низинам,
По сырым равнинам,
Таволги душистой,
Нежной и пушистой,
Заросли стоят.
И всегда готовы,
Приторно-медовый,
Лить свой аромат.
Из свежих листьев и корней растения можно приготовить ароматный суп или витаминный салат. Очень приятен на вкус и чай из цветков таволги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядных пособий и проверочных тестов при изучении биографий композиторов на уроках музыки.
В работе раскрывается один из методов изучения биографий композиторов. В комплектах: наглядные пособия (раздаточный материал), тесты в форме презентации (составлены на основе наглядных пособий), ключи...
Использование наглядных пособий на уроках штукатурно-малярного дела
Уроки штукатурно-малярного дела в специальной (коррекционной) школе VIII вида предусматривают широкое использование наглядности на всех этапах: при сообщении новых знаний, закреплении, повторении, сам...
Атлас растений Ленинградской области.
Красочные цветные фотографии растений....
Использование наглядных пособий при обучении иностранным языкам.
Предлагаю вашему вниманию статью об использовании наглядных пособий на уроках иностранного языка. Надеюсь, статья будет полезной коллегам....
Использование наглядных пособий по теме «Молекулярная физика» для формирования устойчивых знаний в рамках обозначенной темы у студентов первого курса Медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело» на занятиях по дисциплине "Физика"
В данной статье рассказывается об эффективном использовании наглядных пособий в рамках курса физики для студентов первого курса Медицинского колледжа по специальности «Се...
Презентация. День зимних видов спорта. Наглядное пособие для изучения зимних видов спорта
В нашей стране всегда много внимания уделялось спорту. В советское время жители городов и сел, начиная со школьной скамьи, привлекались к занятиям физкультурой, и весьма успешно. С...
Презентация "Лекарственные растения Ленинградской области"
Презентация "Лекарственные растения Ленинградской области"...