Доклад 14-15 гг. Игровые занятия с детьми в коррекционных группах
учебно-методический материал на тему
Игра является самым древним приемом обучения.
Она является сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой (Л.Б. Сам-бикин, 1960).
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.
Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания (Д.М. Маллаев).
Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, , а иногда и их настроение
Хочется отметить, что в отличии от обычных игр, педагогические игры обладают существенным признаком — имеют четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, учебно-познавательную направленность. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры. Вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В нашей школе среди ряда коррекционных предметов особое место занимают: «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» и «Развитие мимики и пантомимики». Оба эти предмета являются важными и необходимыми в школе для детей с нарушенным зрением. Эти уроки, в основном, построены на играх и упражнениях. Урок «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Развитие же мимики и пантомимики предусматривает формирование неречевых средств общения, развитие коммуникативных навыков общения слепых и слабовидящих детей не только между собой, но и в среде зрячих. Оба предмета в определённой степени развивают познавательные процессы. Они являются развивающими и даже можно их назвать игровыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_14-15_gg._igrovye_zanyatiya_s_detmi_v_korrektsionnykh_gruppakh.doc | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов».
Методическое объединение тифлопедагогов.
ТЕМА:
Учитель-дефектолог
Чумаченко Т.А.
ноябрь 2014г.
Игра является самым древним приемом обучения.
Она является сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слепых и слабовидящих детей. Слепой ребенок любит играть и совершенно так же, как и зрячий, может играть почти в любую игру, только слепого нужно сперва научить играть, помочь ему овладеть игрой (Л.Б. Сам-бикин, 1960).
Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слепого ребенка. Важным условием организации игр со слепыми и слабовидящими детьми является четкое взаимодействие родителей, педагогов и врачей. С помощью медицинской диагностики слепых и слабовидящих детей следует установить, какие игры противопоказаны каждому конкретному ребенку. Педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слепого ребенка.
Потеря зрения на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со зрительной патологией из-за страха пространства ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений. Порой у дошкольников и даже младших школьников отсутствуют простейшие навыки ходьбы и бега, пространственной ориентации и элементарного самообслуживания (Д.М. Маллаев).
Поэтому для организации игровой деятельности необходимо учитывать состояние остроты зрения ребенка, его предыдущий опыт, особенности осязательно-слухового восприятия, наличие остаточного зрения, уровень физической подготовленности, возрастные и индивидуальные возможности ребенка, , а иногда и их настроение
Хочется отметить, что в отличии от обычных игр, педагогические игры обладают существенным признаком — имеют четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, учебно-познавательную направленность. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры. Вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В нашей школе среди ряда коррекционных предметов особое место занимают: «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» и «Развитие мимики и пантомимики». Оба эти предмета являются важными и необходимыми в школе для детей с нарушенным зрением. Эти уроки, в основном, построены на играх и упражнениях. Урок «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия» призван сохранять общее здоровье и остаточное зрение. Развитие же мимики и пантомимики предусматривает формирование неречевых средств общения, развитие коммуникативных навыков общения слепых и слабовидящих детей не только между собой, но и в среде зрячих. Оба предмета в определённой степени развивают познавательные процессы. Они являются развивающими и даже можно их назвать игровыми.
На протяжении всего обучения во всех разделах программы используются задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, творческого воображения.
В разделе "Формирование сенсорных эталонов» дети учатся различать и замечать
- форму предметов (происходит знакомство не только с плоскими геометрическими, но и с объемными фигурами (шаром, цилиндром, кубом - в 1 кл., конусом, призмой – в 3 кл.), (игры: «Подбери по форме», «Тамграмм», задание «Преврати геометрическую фигуру в предмет» «Постройте домик из кубиков» (здесь лучше использовать прибор «Графика и ориентир» дети с удовольствием с ним работают), «Дорисуй по точкам» (дорисовать по точкам предложенную фигуру, рисунок)
«Заштрихуй фигуру» (штриховка предложенной фигуры или рисунка должна быть различной (прямые линии, волнистая линия, справа налево, слева направо, жирная линия, тонкая линия и т.д.)) и т.д.)
- цвет и его оттенки (игры и упражнения на сравнение и отличие, локализацию нужного цвета из множества, подбор нужного цвета), (игры: «Тёплые и холодные цвета», «Составь узор», «Мозаика», «Цвет» и т.д.) );
- размер, величину предметов (высота, длина, ширина, толщина предметов. («Что длиннее, что короче?» Здесь лучше приводить примеры из жизни (что длиннее – ручка или линейка, что выше – стол или стул?), «Сравни по ширине», «Толстый и тонкий» и т.д.)
В разделах "Формирование предметных представлений и способов обследования" и "Развитие предметности восприятия".
применяются упражнения, направленные на формирование зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, осязательных ощущений, закрепляется у детей умение анализировать основные признаки предметов. Важным является формирование зрительного обследования предметов за счет сохранных анализаторов. (Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай предмет на ощупь», «Определи по вкусу, по запаху», «Какой предмет лёгкий, какой тяжёлый, мокрый, скользкий» и т.д. );
В разделе "Развитие предметности восприятия"- применяется работа с силуэтным и контурным изображением, перекрытием контура развивает память, внимание (Задания: «Чья это тень?», «Назови, что изображено на картинке», и т.д.), игры по формированию представлений о фруктах, овощах, животных, растениях и других предметах окружающего мира с включением наибольшего числа анализаторов. «Узнай, что нарисовано» (рисунок должен быть четким и простым. Это позволит ребенку зрительно вспомнить тот или иной предмет.
«Составь из частей целый предмет». Предмет может быть геометрической фигурой или сюжетным рисунком.
«Чего в предмете недостает?» Предмет может быть как из живой природы, так и из неживой.
В разделе "Развитие восприятия сюжетных изображений" используются задания на выработку внимания, мышления, творческого воображения (
«Найди ошибки в рисунках». Здесь задания должны содержать юмор (рыбы на суше, кот варит суп, мальчик лакает молоко из блюдца и т.д.). «Воспроизведи по образцу», «Составь из частей картинку». « Цветное панно», мозаичная работа с крупой, поделки с природного материала, складывание пазлов, сюжетных кубиков;
В разделе "Развитие восприятия глубины пространства" развивается глазомер, внимание, память (Описание изображения, рисование с признаками глубины и удалённости пространства «Моя улица», «Родной край», «Узнай предметы на расстоянии», «Что ближе, что дальше?» Работа с пространственными понятиями (пейзаж городской, деревенский).);
В разделе "Развитие навыков ориентировки" – задания на развитие памяти, мышления, внимания (Называние расположения предметов в пространстве, ориентировка во времени и пространстве – на парте, фланелеграфе, классе, экскурсии за пределы школы, работа на приборе «Ориентир»);
В разделе " Развитие движений". Из-за нарушения зрения у слабовидящего ребенка возникают сложности в формировании двигательных умений: снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики рук. Для развития двигательных умений используются трафареты, силуэтные изображения для обводки, раскрашивания и штриховки — это способствует уточнению зрительных образов предметов: их формы, величины, цвета. (даются различные задания на рисование по трафаретам, работа с палочками – выкладывание фигур);
В разделе "Упражнения на активизацию зрительных функций" – Развиваем зрительную память, мышление, воображение, наблюдательность (Работа с конструктором, со строительным материалом, с настольными играми, работа с элементами мозаики, использование оптических средств, просмотр телевизора и пересказ увиденного и т.д.).
Обязательным компонентом занятий с детьми с нарушениями зрения являются зрительная гимнастика, которая может быть использована на любом этапе занятия:
упражнения на укрепление глазных мышц, на расслабление, снятие зрительного утомления.
Коррекционная работа по зрительному восприятию решается в комплексе во взаимодействии с врачом-офтальмологом, учителями- предметниками на всех уроках и внеклассных занятиях.
А теперь немного расскажу об уроках «Развитие мимки и пантомимики».
Необходимость введения в школьную программу коррекционного курса «Развитие мимики и пантомимики» подсказала сама жизнь.
Из практики работы стало заметно, что год от года большинство детей приходят в школу с обедненной эмоциональной сферой, проблемами самовыражения, проблемами, связанными с семьей. Невербальные средства общения (мимика, пантомимика, интонация, выразительность речи) ослаблены. Дети затрудняются выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. А ведь взрослая жизнь, богатая разнообразными чувствами, эмоциями, переживаниями, требует от ребенка правильного их понимания и соответствующего на них реагирования.
Американская писательница Э.Крейри в своей книге «Учимся владеть чувствами» пишет, что умение управлять своими эмоциями, видеть чувства других людей — это искусство, которому надо учиться.
Всем известно выражение: «Встречают по одежке…», но довольно часто мы все же встречаем человека по выражению лица. Наше лицо — индикатор наших мыслей, настроения. Наше лицо отображает всю гамму чувств.
Когда мы с кем-то ведём диалог или выступаем на публике, наша речь сопровождается жестами и движениями, сменой позы, выражением лица, направлением взгляда.
Хмурый, настороженный взгляд вызывает у нас недоверие к человеку, отталкивает, пугает.
Пристальный, бесцеремонный — тревожит.
Надменный — оскорбляет.
Открытый, приветливый взгляд располагает к человеку, настраивает на доверительное общение.
Также и интонация, которая бывает посланницей радости или огорчения, притягивает или отталкивает, ободряет или удручает.
Жест так же, как интонация и взгляд, может обидеть, унизить и, наоборот, выразить расположение, участие.
Все перечисленные выразительные движения могут использоваться и в сценическом искусстве для передачи, содержания, создания художественного образа.
Нарушение выразительной моторики, заключающееся в неумении правильно выразить свои чувства, в скованности, неловкости или неадекватности мимико-жестовой речи, в напряженности позы, неправильной осанке и т.д., затрудняет общение детей со сверстниками и взрослыми.
Игровая деятельности является основной в методической базе занятий по мимике и пантомимике. Условие такой деятельности – овладение детьми моторикой собственного тела, развитие функциональных действий с предметами (часто воображаемыми) и умение практически их выполнять.
Для формирования мимических навыков используют тренажеры со схематическим изображением лица в различных эмоциональных состояниях. Изображения рельефные, оконтуренные, адаптированные для обучения незрячего ребенка. «Лица» отличаются положением бровей, губ, глаз. Основной «муляж», т.е. объект исследования и лучший тренажер – лицо тифлопедагога.
На уроках мимики и пантомимики широко используется различный дидактический материал, наглядные пособия: плакаты, карточки, рисунки, игры и т.д.
Рассматривая пиктограммы, схемы, обучающиеся изображают эмоцию мимикой, жестами, подбирают цвет на свое усмотрение, объясняют свой выбор, зарисовывают эмоции.
Рассмотрим некоторые игры и упражнения, применяемые на уроках мимики и пантомимики.
Игра «Эмоции» представляет собой набор карточек с изображением детей, находящихся в различном эмоциональном состоянии.
Задание:
- Какие эмоции испытывает каждый из изображенных детей.
- Объяснить, что такое «удивление».
- Вспомнить, что чувствует человек (сам ребенок), когда удивляется, как выражает свое удивление.
- Рассказать, что его удивляет больше всего. Проработать т.о. остальные эмоции.
Превращают эмоцию в интересные картинки, составляют рассказы.
«Составь эмоцию» (необходимо обращать внимание на расположение бровей, выражение глаз, положение губ, называют, объясняют.
Игра «Лото» — составляют портреты людей разного возраста.
Проводятся упражнения определенной направленности, например, по обучению жестам: «Определи настроение по силуэту, жесту, изобрази».
Задание:
к графическим изображениям персонажей придумать реплики, произнести с соответствующей интонацией, обыграть.
(Выполняя задания, дети учатся сравнивать, классифицировать, обобщать; формируется умение правильно воспринимать и воспроизводить мимические движения, развиваются речевые навыки).
Также на уроках используются игры:
- рисуночные: «Рисуем сказку (настроение, музыку), «Смешной рисунок», «Групповой рисунок», «Нарисуй портрет», «Рисуем в воздухе»;
- танцевально-двигательные и телесно-ориентировочные: «Сочини свой танец», «Таней пяти движений», «Огонь и лёд», «Лес», «Походка и настроение», «Зеркальный танец», этюд «Строители», этюд «Из семени в дерево» и т. д.;
- игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим: «Тренируем эмоции», «Глаза в глаза», «Встреча эмоций», «Как ты себя сегодня чувствуешь?», «Классификация чувств»;
-на снятие психоэмоционального напряжения: «Театр прикосновений», «Заряд бодрости», «Возьми себя в руки», «Торт»»Портрет» и т.д.
- на снижение агрессии и ослабления негативных эмоций: «Жужжа», «Час тишины и час «можно»», «Ругаемся овощами». «Уходи, злость, уходи», «Тигр на охоте», «Два барана», «Курицы и петух» и др.
- на преодоление страха и повышения уверенности в себе: «Нарисуй свой страх, победи его», «Художники-натуралисты», «Необычное сражение», «Маски», «Медвежонок» идр.
Учебное пособие «Графика» способствует развитию зрительных функций и может быть использовано для выполнения заданий на ориентировку, формирование нестереоскопических способов изображения пространства, человека и его эмоций, на дифференциацию эмоциональных состояний человека.
На уроках «Развитие мимики и пантомимики». ребята больше узнают новых сказок, стихов (начальные классы) запоминают и проигрывают их пантомимой и со словами. В старших классах учащиеся знакомятся с языком жестов, глаз, языком телодвижений, с жизнью театра и деятельностью артистов пантомимы. Впитывая информацию с уроков, проигрывая жизненные ситуации, имитационные игры и игры импровизированные, ролевые, сюжетные у детей развивается не только мышечный аппарат лица и всего тела, пластика движений, артистичность, умение сопереживать и сочувствовать, но также и познавательные процессы: память, мышление, творческое воображение, внимание.
Таким образом, дети, прошедшие цикл занятий по развитию мимики и пантомимики, лучше адаптируются в коллективе сверстников. В процессе занятий у них формируется эмоциональная открытость, доброжелательность со сверстниками. Они легче выражают свои чувства, и лучше умеют понимать чувства других. В результате им становится проще общаться со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. У них вырабатываются положительные черты характера (честность, смелость, доброта…), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность…). Кроме того, у них развиваются умения: ориентироваться в схеме собственного тела, изменять состояние мышц (напрягать и расслаблять их), копировать сложные движения (специфические движения животных и т. д.), контролировать мимику и пантомимику, описывать своё состояние, адекватно использовать язык жестов и мимики.
Игровые занятия развивают наблюдательность, воображение, память, художественные и двигательные навыки, мелкую и общую моторику, а следовательно, и речь. Чем раньше ребенок научится понимать состояние окружающих, тем легче будет он находить общий язык со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия, разработанного для подготовительной коррекционной группы. Тема: Коррекция психических процессов и развитие речи в рамках изучения лексической темы «Дикие животные»
Данное индивидуальное коррекционно-развивающее занятие предназначено для проведения в подготовительной коррекционной группе для детей с различной речевой и интеллектуальной патологией. Оно позво...
Конспект отрытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшей логопедической группы
Занятие разработано и проведено учителем-дефектологом МБДОУ КВ "Детский сад №6 "Солнышко"...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей логопедической группы
Данное занятие составлено и проведено учителем-логопедом МБДОУ КВ "Детский сад №6 "Солнышко"...
Комплексно-игровое занятие для детей первой младшей группы "Белочка и грибочки"
Комплексно-игровое занятие "Белочка и грибочки" специально разработано для детей младшего возраста. В ходе занятия дети отправляются в путешествие в лес, где встречаются с игровым персонажем, белочкой...
Конспект игрового занятия с детьми с нарушенным слухом 3-го года обучения "День рождения Мишутки"
Итоговое занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим для дошкольников с нарушенным слухом 3-го года обучения по теме "Весна". Целью данного занятия является способствование обобщению пр...
Конспект игрового занятия по математике в старшей группе
Цель занятия: стимулировать развитие мыслительных способностей, развивать умение четко отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в пространстве, учить решать примеры на сложение и вычитание, у...
Конспект совместной игровой деятельности с детьми 1 младшей группы с нарушением зрения и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма "Прогулка со Светофориком и котом Мурзиком"
Материал представляет собой методическую разработку совместной игровой деятельности родителей с детьми по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма "Прогулка со Светофориком и кот...