"Организация деятельности школьного методобъединения"
материал по теме

zhalimovaim

В данной статье описан опыт организации работы школьного методобъединения учителей прикладных дисциплин.

В статье рассматривается нормативно-правовая база работы ШМО учителей прикладных дисциплин, формы организации методической работы и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_deyatelnosti_shkolnogo_mo.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Выполнила:

                                                          Жалимова И.М.

учитель музыки МБОУ СОШ № 6,

п. Чегдомын

 «Организация деятельности школьного методобъединения»

Школьное методическое объединение, как внутришкольная структура, играет большую роль в рамках работы школы, так как позволяет осуществлять руководство учебно-воспитательной, методической, опытно – экспериментальной и внеклассной работой по одному или нескольким учебным предметам.

Говоря об организации школьного методобъединения, можно выделить два основных пункта, на которые стоит обратить внимание. Во-первых, это нормативно-правовая база организации деятельности ШМО, во-вторых, основные способы взаимодействия учителей-предметников в рамках ШМО.

Давайте рассмотрим каждый из этих пунктов более подробно. Начнем с нормативно-правовой базы.  Сюда входят два основных нормативно-правовых акта,  на основе которых создается и функционирует школьное методическое объединение, а именно, Приказ директора образовательного учреждения о создании методического объединения. В приказе указываются все методические объединения, сформированные на базе школы, так же этим, или отдельным приказом назначаются руководители созданных методических объединений.

 Другим основным документом для работы школьного методческого объединения является Положение о ШМО. Положение о ШМО содержит в себе несколько разделов, такие как, цели, задачи и основные принципы организации школьного методобъединения;  описывает содержание и основные формы деятельности методического объединения; закрепляет права и обязанности методического объединения;  содержит перечень документов, на основе которых действует  методическое объединение, а также подробно раскрывает содержание итогового документа, разрабатываемого в целях обобщения результатов работы методобъединения за прошедший год.

Я являюсь руководителем ШМО учителей Прикладных дисциплин. Сюда входят такие дисциплины как технология, ИЗО Черчение, ОБЖ, физическая культура, музыка. Для организации эффективной работы методического объединения учителей прикладных дисциплин ежегодно создается план работы ШМО.

В период проведения итогового заседания ШМО учителей прикладных дисциплин нами составляется отчет о проделанной работе за год  и составляется план работы ШМО на будущий уч. год. В Отчете о проделанной работе за год излагаются стоявшие перед объединением задачи, методы и пути их достижения, полученные результаты, возникшие проблемы. Мы определяем проблемные поля, а именно, акцентируем внимание на тех задачах, этапах, которые не были выполнены. Хочу заметить, что невыполнение какого-либо пункта плана может произойти в силу разных причин. Например, в настоящий момент актуален новый федеральный образовательный стандарт. И, конечно, к сожалению, иногда приходится констатировать, недостаток знаний в этом вопросе, что усложняет процесс достижения поставленных нами целей. После проведенного анализа, мы можем говорить уже о новых целях и задачах работы исходя из общей темы ШМО и ее подтем.

Отличным дополнением плана работы МО является база данных учителей, которую я ежегодно обновляю. я составила базу данных, в которой указана основная информация об учителях прикладных дисциплин нашей школы, начиная от педагогического стажа и места учебы, заканчивая темами, изучением которых занимался педагог на курсах повышения квалификации педагогических кадров. На слайде представлен небольшой фрагмент базы данных, для того, чтобы вы могли понимать, как выполнена такая  база данных.

ФИО

Год рождения

Преподаваемый предмет

Педагогический стаж. Общий

стаж

Образование (какое ОУ окончил, когда, специальность квалификация)

 Квалификационная категория, год прохождения аттестации

Повышение квалификации (год, название курсов)

1

Иванова И.И.

xx.xx.xxxx

дисциплина

хх лет – хх лет

ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ

Первая квалификационная категория 2009 – 2010 гг.

2013 г.

Тема: «…..».

2

3

4

5

6

7

Для получения подробной, четкой информации, я составляю опросник, где предлагаю педагогам ответить на поставленные вопросы или заполнить соответствующие таблички с требуемой информацией. Это позволяет педагогам  более полно предоставить необходимую информацию, а также максимально сконцентрироваться и ответить четко на поставленные вопросы. Такая форма работы с учителями прикладных дисциплин, безусловно, экономит  мое время как руководителя, так и время педагогов. Вся нужная мне информация поступает в уже готовом и четком, систематизированном виде. Очень удобно и экономно по времени. Составляя план работы ШМО, я учитываю над какими темами работают педагоги-участники ШМО, планирую их выступления, задания в соответствии с этим. А также могу планировать проведение мастер-классов, открытых уроков и многое другое. Также в дополнение к базе данных, я составляю перспективный план повышения квалификации учителей, прохождения аттестации.

Постоянно обновляя и анализируя таблицы мы можем видеть положительные изменения и стремление педагогов повысить свой квалификационный уровень. Наблюдается как качественная так и количественная положительная динамика изменения квалификационной категории педагогов ШМО прикладных дисциплин.

План работы ШМО удобно представить в 2-х видах, а именно в табличном и в текстовом варианте. Пример такого плана в виде таблицы вы видите сейчас на представленном слайде. Здесь наглядно отображены периоды проведения заседаний ШМО. Педагогов много, у каждого свое расписание, своя нагрузка. поэтому в рамках одного учебного года мы проводим только 4 заседания ШМО учителей прикладных дисциплин. Также мы вносим в наш график проведение предметной недели. общешкольные методические мероприятия, педагогические советы, проведение НОУ школьного и районного уровней, взаимопосещение и открытые уроки. Табличный план  работы позволяет наглядно увидеть в какой период времени и что будет проведено. Это очень удобно и максимально понятно. Также я использую текстовой вариант планирования работы ШМО, который позволяет мне более подробно расписывать предстоящие мероприятия, и заседания МО, с комментариями и указанием других важных деталей. Оба варианта достаточно удобны и взаимодополняют друг друга, позволяя ничего не упустить. Обращаю Ваше внимание на то, что в конце августа мы проводим установочное заседание ШМО, в конце мая подводим итоги нашей деятельности за прошедший учебный год.

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

График заседаний ШМО

Проведение предметных недель

Педагогический совет

Школьное НОУ

Районное НОУ

График проведения открытых уроков

Методические советы

Совещание при директоре

Отдельно хотелось бы поговорить о том, в какой форме проводятся  заседания ШМО и какие перспективные формы работы можно выделить, для повышения эффективности нашей деятельности. Для того, чтобы говорить об эффективности, необходимо помнить, что МО учителей прикладных дисциплин это объединение учителей, преподающих разные дисциплины. Спектр этих дисциплин широк, как я уже говорила. Это является как большим плюсом, так и минусом для нас. В связи с разбросом дисциплин, очень сложно вывести универсальную, абсолютно подходящую для нас форму работы. Это с одной стороны. С другой же стороны, можно сказать, что наши заседания в этом случае могут быть более разнообразны. Говоря в общем, чаще всего нами используется форма доклада. В рамках проведения предметных недель в школе мы работаем в микрогруппах, так как для разработки мероприятий в соответствии с каждой дисциплиной, такая форма работы естественна и логична. Сейчас, как вы понимаете, семинары уже не являются доминирующей формой проведения заседаний, так как их основная цель очень узкая, а именно повышение теоретического уровня профессиональной подготовки учителя. Активные формы организации методической работы, которые действительно, будут эффективны, интересны и могут помочь охватить больше тем и сделают работу более разнообразной являются:

Методические оперативки. Такая форма организации методической работы позволяет стимулировать интерес к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности.

Творческий отчёт методических объединений. В результате отчёта каждое методическое объединение представляет методические и дидактические материалы, разработанные учителями, знакомит со своими достижениями.

Такая форма работы как Фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков позволяет ознакомить широкий круг учителей с интересными педагогическими находками, стимулирует творческий потенциал педагогов.

Следующая форма  это Дискуссия.

Дискуссия предполагает вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Методический ринг имеет своей целью совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Еще одной интересной формой работы является методический диалог, подразумевающий обсуждение определённой проблемы, а также выработку плана своеременных действий.

Интересной  станет для педагогов и деловая игра, которая позволяет отрабатывать определённые профессиональные навыки, педагогические технологии.

Тренинг, как одна из форм организации деятельности МО содействует отработке определённых профессиональных навыков и умений.

Методический мост способствует распространению инновационных технологий обучения и воспитания.

Мозговой штурм в качестве формы работы МО направлен развитие практических навыков, творчества, выработку правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

Наставничество предполагает непосредственное обучение молодого учителя   наставником (опытным учителем). Конечно же такая форма  работы обеспечит непрерывность процесса становления молодого учителя; формирование мотиваций самосовершенствования у молодого учителя.

Интеллектуальный марафон как форма работы с учителями в рамках ШМО направлен  совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Таким образом, я хотела бы обобщить.  Форм организации методической работы существует большое количество. Каждая из них может быть выбрана для решения той или иной задачи. Разнообразие этих форм позволит проводить заседания МО более эффективно и интересно. Их широкое применение способствует формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития, стимулирует поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов, они ориентированы на зону ближайшего развития педагогов. И, что очень важно, разнообразие используемых форм организации методической работы содействует созданию нового образовательного продукта (идей, технологий, проектов) в процессе взаимодействия учителей предметников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные педагогические технологии, используемые при организации деятельности школьных СМИ

В работе рассмативаются современные технологии, используемые в организации работы кружка "Школьная газета" и издании школьной газеты....

Организация деятельности школьного научного общества

В нашей школе работа с одаренными детьми, стремящимися совершенствовать свои знания в области химии, биологии, экологии, и других наук начинается с вступления всех желающих в НОУ «ШАНС». Ребятам предл...

Статья из опыта работы "Экологическое воспитание учащихся через организацию деятельности школьного экологического клуба"

В статье описан опыт работы по экологическомй воспитанию учащихся посредством школьных экологических организаций...

Школьное методобъединение. Приказ.

Приказ о назначении руководителем методобъединения классных руководителей....

Организация деятельности школьного научного общества

За последние годы в России произошли значительные изменения приоритетов в образовании: переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технолог...

"Организация деятельности школьного пресс-центра"

Горбачева Е.И.«Организация деятельности школьного пресс-центра»Сегодня активно реализуется Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования. Одним из основ...