опыт работы
статья на тему
Опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества образования". Содержит презентацию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.rar | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
учителя русского языка и литературы
МКОУ СОШ №7
Дьяковой Анастасии Александровны
по теме «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
с целью повышения качества образования»
Федеральные государственные образовательные стандарты нацелены на повышение качества образования. Поэтому в современной школе особое место уделяется использованию информационных технологий. Учитель обязан владеть ИКТ, так как живет и работает в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой.
Для современного учителя огромная радость, если кабинет оснащен рабочим компьютерным местом. Наверное, мне повезло, потому что у меня имеется такое место: компьютер, проектор, принтер. Для чего мне все это нужно? Для того, чтобы добиваться поставленных мною целей и задач в обучении подрастающего поколения.
Цели использования ИКТ на уроках русского языка и литературы:
В первую очередь, ИКТ нацелено на повышение качества образования, развитие познавательной активности учащихся. Во – вторых, современные компьютерные технологии стимулируют самостоятельность учащихся при подготовке к урокам, при выполнении домашнего задания. Интернет является средством для поиска информации. С его помощью ребята готовят устные сообщения о жизни и творчестве писателей и поэтов, составляют кроссворды, мультимедийные презентации, что способствует развитию интереса к изучаемому предмету.
Из предложенных целей вытекают следующие задачи:
- воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Всемирной паутины;
- вырабатывать умение самостоятельно отбирать, анализировать и систематизировать полученную информацию;
- повышать эффективность урока через применение ИКТ.
Учебник – наиболее проверенный помощник учителя и ученика. Но в век информационных технологий этого мало. ИКТ – возможности – это дополнительные возможности обучения. Поэтому, на мой взгляд, учебник и ИКТ – единое целое. Применение ИКТ на уроке – это условие, которое нам диктует современное образование. С помощью ИКТ мы можем проводить звуковые диктанты, создавать компьютерные презентации, проекты, находить и создавать замечательные фото и видеоматериалы. Прослушивание аудиозаписи текста изложения – обязательное условие экзамена по русскому языку в 9 классе. Поэтому этому я обучаю детей, начиная с 5 класса, как только они переходят на основную ступень обучения.
Успех современного учителя зависит от умения создавать презентации, умело применяя их в учебной деятельности, проводить интерактивные лекции, привлекать учащихся к созданию проектов, организовывая самостоятельную учебно – познавательную деятельность.
Но используя ИКТ на уроках, нельзя забывать о здоровьесберегающих технологиях. Нужно помнить, что компьютер не заменяет учителя, а лишь является полезным дополнением.
В своей работе я стараюсь избегать текстовых презентаций. Считаю, что это бесполезная трата времени. Компьютерная презентация должна содержать конкретную информацию, фотографии, схемы, таблицы и выводить на определенный результат. Создаю совместно с детьми презентации для уроков литературы: биографии писателей с богатым иллюстративным материалом, тесты по обобщению пройденного материала. Это экономит время и в то же время является важным и интересным подспорьем на уроке.
Также использую видеоматериалы по жизни и творчеству писателей для анализа определенных отрывков произведений. Но это не значит, что видеоматериал занимает все сорок минут драгоценного времени урока. Это примерно 5 – 7 минут. Мною собраны фонохрестоматии по литературе для 5 – 9 классов. Аудиозаписи я использую для эталонного чтения, а также для развития и обогащения культуры речи учащихся, что в наше время очень сложно.
Мои учащиеся с удовольствием работают над проектами по предмету. В 2013 году ученица 10 класса Волкова Галина заняла 2 место в районном конкурсе «Отечество – 2013» с исследовательской работой «Тема малой Родины в творчестве поэтов - земляков», а ученица 10 класса Байсунгурова Татьяна заняла в 2013 году 2 место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
В этом году я посетила Лермонтовские места в Тамани, была в доме – музее знаменитого писателя, прослушала ряд выступлений экскурсоводов. Мною был накоплен огромный фото и видеоматериал, который я систематизировала и использовала на уроках в 9 классе при изучении романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Дети с удовольствием слушали, смотрели, конспектировали материал. Они были поражены, что это место на самом деле существует и сохранилось до наших времен. Этот материал позволил мне заинтересовать ребят, и они с огромным удовольствием изучили роман.
Ребятам очень интересно с помощью Интернета находить интересный занимательный материал к урокам. Например, когда мы готовились к открытому уроку по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон», дети нашли в Интернете занимательную статью о прототипе Григория Мелехова, который реально существовал. Это было для них что-то новое и интересное. Ребята совершенно с другой стороны рассмотрели героя и даже вступили в спор, положительный это герой или отрицательный. Поэтому, я считаю, что ИКТ позволяют развивать творческий потенциал детей.
Именно применение ИКТ на уроках, самостоятельное использование Интернета дома позволило моим ученикам в этом учебном году с достоинством пройти первое выпускное испытание – итоговое сочинение по литературе.
На уроках русского языка я использую диски «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия». Они разработаны в соответствии с ФГОС, являются отличным помощником на уроке, помогают донести информацию до учеников. Я использую CD на все типах уроков: при изучении нового материала, отработке практических знаний и умений, обобщении и систематизации изученного, на уроках контроля знаний. Я заметила, что данные интерактивные задания помогают учащимся лучше усвоить материал и лучше в нем разобраться.
На уроках русского языка при написании сочинений по картине учащимися лучше усваивается материал, если они видят наглядно фото и видеоматериал с аудио озвучиванием. Дети проникаются во внутренний мир художника и тщательнее подбирают информацию для творческой работы.
Также при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ я использую систему онлайн – тестирования, что позволяет более тщательно разобрать материал как со всем классом, так и с отдельной группой учащихся. Хочу заметить, что такой вид работы влияет на повышение качества сдачи ГИА. Конечно, скорость Интернета в нашей школе оставляет желать лучшего, но все-таки такой вид работы тоже эффективен.
При подготовке к урокам русского языка дети составляют кроссворды, тесты по темам, словарные диктанты.
Мне же, как учителю, необходимо сформировать и закрепить орфографические и пунктуационные знания, умения и навыки, обогатить словарный запас. И в этом мне помогают ИКТ.
Также в своей работе я использую электронные образовательные ресурсы: тренажер «Компьютерная фонетическая лаборатория», «Морфология и орфография в таблицах», видеоуроки сайта infourok.ru.
Учебные компьютерные программы позволяют решить ряд проблем:
- повысить качество знаний и успеваемость учащихся;
- повысить интерес к изучаемому предмету;
- сэкономить время на проверку домашнего задания;
- отличная возможность учащимся заниматься самостоятельно не только в школе, но и дома;
- помогаю учителю повысить свою профессиональную компетентность.
Думаю, что учитель, которые внедряет в практику своей работы информационные компьютерные технологии, активно использует возможности и ресурсы Интернета. Я являюсь частым гостем сайтов www.openclass.ru, www.uchportal.ru, www.proshkolu.ru, www.uroki.net, http://rus.1september.ru/, http://www.ege.edu.ru, http://fipi.ru и многих других очень познавательных и полезных сайтах, где изучаю интересный и богато представленный опыт работы моих коллег. Также я имею личную страницу на сайте http://nsportal.ru/dyakova-anastasiya-aleksandrovna.
Правильная организация уроков с использованием ИКТ позволяет мне в конечном итоге обеспечить качественную отработку знаний, умений и навыков, иными словами – качество знаний.
Успеваемость по русскому языку по итогам учебного года
Год | Средний балл обученности | Качество знаний | % успеваемости |
2012 – 2013 уч.г. | 3,6 | 47 | 100 |
2013 – 2014 уч.г. | 3,8 | 53,7 | 100 |
1 полугодие 2014 – 2015 уч.г. | 4,1 | 55,7 | 100 |
Успеваемость по литературе по итогам учебного года
Год | Средний балл обученности | Качество знаний | % успеваемости |
2012 – 2013 уч.г. | 3,9 | 61 | 100 |
2013 – 2014 уч.г. | 4,3 | 68 | 100 |
1 полугодие 2014 – 2015 уч.г. | 4,5 | 73 | 100 |
Результаты итогового сочинения по литературе
Год | Количество выпускников | Получили «зачет» | Получили «незачет» |
2014 – 2015 уч.г. | 10 | 10 | - |
Результаты ГИА по русскому языку
Год | На «5» | На «4» | На «3» | На «2» | Сред-ний балл обучен-ности | Качество знаний | % успева-емости |
2012 – 2013 уч.г. | 1 | 5 | 11 | 0 | 3,4 | 35 | 100 |
2013 – 2014 уч.г. | 1 | 8 | 2 | 0 | 3,9 | 82 | 100 |
Таким образом, использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет не только повысить эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на каждом уроке, заинтересовать учащихся. Кроме того, владение и использование ИКТ позволяет мне идти в ногу со временем и не отставать от своих учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"
Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...
Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)
Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...
«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»
Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...
Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".
Опыт работы показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...
Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"
Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы
Аннотация Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...