Рабочая программа по математике в 9 классе с углубленным изучением математики
методическая разработка (9 класс) на тему
Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование на 6 часов в неделю. Содержание программы. Сравнение с другими программами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_9.docx | 21.76 КБ |
kalendtemat_9.docx | 40.09 КБ |
soderzhanie_programmy.docx | 19.23 КБ |
sravnitelnaya_tablitsa.docx | 23.83 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_po_matematike.docx | 54.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МАТЕМАТИКА, 9 КЛАСС (6 часов в неделю, 204 часа за год) | ||||||||
№ПП | Тема | Умения и навыки | Число часов | Ориетировочное время | Формы и виды контроля | Оборудование . Практические задания | ||
| Повторение материала 8 класса | Обобщить и систематизировать знания, умения , навыки, приобретенные учащимися при изучении математики в 8 классе | 8 | 1.09 -10.09 | С.Р. | Раздаточный дифференцированный материал | ||
1 | Неравенства и системы неравенств | 15 |
|
|
| |||
1 | Линейные и квадратичные неравенства | Знать и уметь решать линейные и квадратичные неравенства | 1 | 11.сен | Фронтальный опрос | Учебное электронное издание "Математика 5-11" Издательство "Дрофа" | ||
2 | Рациональные неравенства | Знать и уметь решать рациональные неравенства | 4 | 12.09-16.09 | Дифференцирванные контрольно-измерительные материалы | Интерактивный курс (Abble Boor) | ||
3 | Множества и операции над ними | Множества рациональных и действительных чисел | 2 | 18.09.-21.09 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Сборник задач | ||
4 | Системы неравенств | Формирование умения и навыков решения систем неравенств | 3 | 22.09-24.09 | С.Р. | Сборник задач, тетради с конспектами | ||
5 | Совокупности неравенств | Формирование умения и навыков решения совокупности неравенств | 2 | 25.09-27.09 | С.Р. | Сборник задач | ||
6 | Неравества, содержащие модули. Иррациональные неравенства. Задачи с параметром. | Знать общий подход к решению неравенств, содержащих модули | 2 | 28.09-30.09 | С.Р. | Раздаточный дифференцированный материал | ||
7 | Контрольная работа №1 |
| 1 | 01.10. | К.Р. |
| ||
2 | Векторы. Метод координат | 18 |
|
|
| |||
1. | Понятие вектора. | Цель занятий - напомнить учащимся сведения, необходимые для изучения геометрии в 9 классе. | 2 | 2.10-4.10 | Фронтальный опрос | Раздаточный дифференцированный материал | ||
2. | Сложение и вычитание векторов | Учащиеся должны знать формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах, теоремы о разложении вектора по двум неколлинерным векторам. | 3 | 6.10-10.10 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Учебное электронное издание "Математика 5-11" Издательство "Дрофа" | ||
3. | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач | Знать правила действий над векторами; уметь решать задачи по теме. | 3 | 11.10-14.10 | С.Р. | Сборник задач | ||
4 | Координаты вектора | Учащиеся должны знать и уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала | 2 | 15.10 - 17.10 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Интерактивный курс (Abble Book) | ||
5 | Простейшие задачи в координатах. Деление отрезка в данном отношении. | Знать формулы координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками; уметь решать задачи по теме. | 1 | 18.10 - 20.10 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
6 | Простейшие задачи в координатах. Координаты середины отрезка | 1 | Сборник задач, тетрадь с конспектами | |||||
7 | Уравнение окружности и прямой. | Учащиеся должны знать и уметь выводить уравнения окружности и прямой; уметь строить окружности и прямые, заданные уравнениями | 3 | 21.10 - 25.10 | диктант | Сборник задач | ||
8 | Решение задач | Уметь решать задачи по теме | 2 | 26.10 - 28.10 | Фронтальный опрос , ответы на вопросы теории | Средства интерактивной доски Interwrite Bord | ||
9 | Контрольная работа №2 |
| 1 | 29.10. | К.Р. |
| ||
3 | Системы уравнений | 19 |
|
|
| |||
1 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | Знать основные понятия. Уметь строить графики уравнений и находить решения неравенств на координатной плоскости | 4 | 30.10-1.11 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории, практическая работа | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
2 | Основные понятия, связанные с системами уравнений и неравенств с двумя переменными | Знать основные понятия, связанные с системами двух уравнений с двумя переменными | 2 | 10.11-11.11 | Фронтальный опрос , ответы на вопросы теории | Компьютерная программа UM Solver (Математический решатель) | ||
3 | Уметь по данному виду системы уравнений выбрать метод ее решения. Знать методы решения систем. | 3 | 12.11-14.11 | С.Р. | Сборник задач | |||
4 | Контрольная работа №3 |
| 1 | 15.11. | К.Р. |
| ||
5 | Однородные системы. Симметрические системы | Знать основные понятия. Уметь применять их. | 2 | 17.11-18.11 | Дифферецированные контрольно - измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
6 | Иррациональные системы. Системы с модулями | Знать основные понятия. Уметь применять их. | 2 | 19.11-20.11 | Дифферецированные контрольно - измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
7 | Системы уравнений ,как математические модели реальных ситуаций | Уметь по условию задачи составлять математическую модель, т.е. систему уравнений и решать ее. | 5 | 21.11-26.11 | Дифферецированные контрольно - измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
4 | Числовые функции | 25 |
|
|
| |||
1 | Определение числовой функции.Область определения функции, область значений функции. | Знать определение числовой функции. Область определения. Область значений функции. Уметь их находить. | 4 | 27.11-1.12 | Фронтальный опрос. Тетрадь с конспектами | Средства интерактивной доски Interwrite Bord | ||
2 | Контрольная работа №4. |
| 1 | 02.12. | К.Р. |
| ||
3 | Способы задания функции | Уметь различать , определять способ задания функций | 2 | 3.12-4.12 | С.Р. |
| ||
4 | Свойства функций: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения на промежутке | Знать свойства функций и уметь их видеть на графиках функций | 5 | 5.12-10.12 | Диктант с последующей взаимопроверкой | Раздаточный дифференцированный материал | ||
5 | Четные и нечетные функции | Уметь по аналитическому способу задания функции исследовать ее на четность и нечетность | 2 | 11.12-12.12 | Тестирование | Средства интерактивной доски Interwrite Bord | ||
6 | Контрольная работа №5 |
| 1 | 13.12. | К.Р. |
| ||
7 | Функции y = xm , mєZ, их свойства и графики | Знать определение степенной функции с натуральным показателем, уметь строить график и перечислять свойства | 3 | 15.12-17.12 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Тренировочные упражнения | ||
8 | Функции y = x-m , mєZ, их свойства и графики | Знать определение степенной функции с целым отрицательным показателем, уметь строить график и перечислять свойства | 3 | 18.12-20.12 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Средства интерактивной доски Interwrite Bord | ||
9 | Функции y =√x , их свойства и графики | Уметь различать , обобщать, абстрагироватьи конкретизировать свойства изучаемых функций | 3 | 22.12-24.12 | С.Р. | Иллюстрации на доске | ||
10 | Контрольная работа №6 |
| 1 | 25.12. | К.Р. |
| ||
5 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 |
|
|
| |||
1 | Синус, косинус,тангенс угла | Учащиеся должны знать, как вводятся синус, косинус и тангенс для углов от 0 до 180 гр.;уметь доказывать основное тригонометрическое тождество;знать формулы для вычисления координат точки;уметь решать задачи по теме. | 3 | 26.12-29.12 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Интерактивный курс (Abble Book) | ||
2 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | Учащиеся должны знать и уметь доказывать теорему о площади треугольника,уметь решать задачи по теме | 2 | 9.01-11.01 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника.Теоремы синусов и косинусов | Знать и уметь доказывать теорему косинусов теорему синусов. Уметь применять формулы для вычисления радиуса описанной окружности. | 2 | 12.01-13.01 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Сборник задач | ||
4 | Скалярное произведение векторов, его свойства | Учащиеся должны уметь объяснять , что такое угол между векторами;знать определение скалярного произведения векторов; условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства. | 2 | 15.01-16.01 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Компьютерная программа UM Solver (Математический решатель) | ||
5 | Решение задач, решение треугольников | Учащиеся должны уметь применять теоремы синусов и косинусов для решения произвольных треугольников | 1 | 17.1 |
| Типовой расчет | ||
6 | Контрольная работа №7 |
| 1 | 18.1 | К.Р. |
| ||
6 | Прогрессии | 17 |
|
|
| |||
1 | Числовые последовательности. Свойства числовых последовательностей | Знать определение числовой последовательности,спосбы задания, уметь определять монотонность и ограниченность последовательности | 4 | 19.01-24.01 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Раздаточный дифференцированный материал | ||
2 | Арифметическая прогрессия: определение, характеристическое свойство,формула n-го члена, формулы суммы n первых членов прогрессии | Знать определение арифметической прогрессии,ее характеристическое свойство, формулу n-го члена и формулы суммы n первых членов прогрессии и уметь применять к решению задач. | 5 | 25.01-31.01 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
3 | Геометрическая прогрессия:определение, характеристическое свойство,формула n-го члена, формулы суммы n первых членов прогрессии | Знать определение геометрической прогрессии,ее характеристическое свойство, формулу n-го члена и формулы суммы n первых членов прогрессии и уметь применять к решению задач. | 5 | 1.02-5.02 | С.Р. | Опорные конспекты учащихся | ||
4 | Метод математической индукции | Знать понятие, уметь применять к доказательству утверждений | 2 | 6.02-8.02 | Фронтальный опрос | тренировочные упражнения | ||
5 | Контрольная работа №8 |
| 1 | 09.02. | К.Р. |
| ||
7 | Длина окружности и площадь круга. | 12 |
|
|
| |||
1 | Правильные многоугольники | Знать определение правильного многоугольника и его свойства. Знать формулы для вычисления угла, площади , стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности. | 4 | 10.02-15.02 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Интерактивный курс (Abble Book) | ||
2. | Длина окружности и площадь круга. | знать формулы длины окружности, длины дуги и уметь применять их для решения задач; знать формулы площади круга и его частей и уметь применять их к решению задач. | 4 | 16.02-20.02 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
3 | Решение задач | Учащиеся должны уметь вычислять площади, стороны правильных многоугольников, радиусы вписанных и описанных окружностей; уметь находить длину окружности и дуги, площадь круга и кругового сектора | 3 | 21.02-24.02 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Средства интерактивной доски Interwrite Bord | ||
4. | Контрольная работа №9 |
| 1 | 25.02. | К.Р. |
| ||
8 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 13 |
|
|
| |||
1 | Комбинаторные задачи | Уметь оценивать логическую правильность рассуждений.Проводить несложные доказтельства | 3 | 26.02-1.03 | Учебный практикум | Поиск нужной информации в различных источниках | ||
2 | Статистика - дизайн информации | Извлекать информацию представленную в таблицах, диаграммах и на графиках | 3 | 2.03-5.03 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Использование справочной литературы | ||
3 | Простейшие вероятностные задачи | Уметь решать учебные и практические задачи, требующих перебора вариантов | 3 | 6.03-11.03 | Практическая работа | Использование интернета | ||
4 | Экспериментальные данные и вероятности событий | Уметь оценивать вероятности случайных событий. Уметь сопоставлять модели с реальной ситуацией | 3 | 12.03-14.03 | Тестирование | Опорные конспекты учащихся | ||
5 | Контрольная работа № 10 |
| 1 | 15.03. | К.Р. |
| ||
9 | Движения | 8 |
|
|
| |||
1 | Понятие движения | Учащиеся должны уметь объяснять , что такое отображение плоскости на себя;знать определение движения плоскости | 3 | 16.03- 20.03 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Компьютерная программа UM Solver (Математический решатель) | ||
2. | Параллельный перенос и поворот | Учащиеся должны уметь объяснять , что такое параллельный перенос и поворот; доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости | 3 | 21.03,1.04-2.04 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Тренировочные упражнения | ||
3 | Центральная и осевая симметрия. Композиция движений. | Уметь доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник- на равный ему треугольник и уметь решать задачи по теме | 1 | 03.04. | Диктант с последующей взаимопроверкой | Средства интерактивной доски Interwrite Bord | ||
4 | Контрольная работа № 11 |
| 1 | 04.04. | К.Р. |
| ||
10 | Тригонометрические выражения и их преобразования | 20 |
|
|
| |||
1 | Определение тригонометрических функций любого угла и их свойства | Определение тригонометрических функций. Знаки тригонометрических функций. Значения тригонометрических функций углов 00, 300, 450,600, 900,1800, 2700, 3600 . Единичная окружность. | 6 | 5.04-12.04 | Диктант. Взаимопроверка в парах | Интерактивный курс (Abble Book) | ||
2 | Радианная мера угла и дуги. Тригонометрические функции числового аргумента | Радианная мера угла. Уметь осуществлять переход от радианной меры к градусной и наоборот | 2 | 13.04-14.04 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Сборник задач, конспекты учащихся | ||
3 | Основные формулы тригонометрии | Основные тригонометрические формулы: основное тригонометрическое тождество, формулы зависимости тригонометрических функций одного и того же угла, формулы сложения, формулы суммы, формулы двойного угла. | 4 | 15.04-20.04 | Учебный практикум | Раздаточный дифференцированный материал | ||
4 | Формулы приведения | Уметь применять формулы приведения при нахождении значений тригонометрических функций больших углов | 4 | 21.04-25.04 | С.Р. | Средства интерактивной доски Interwrite Bord | ||
5 | Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений и доказательству тождеств | Уметь применять основные тригонометрические формулы к преобразованию тригонометрических выражений и доказательству тождеств. | 2 | 26.04-28.04 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Компьютерная программа UM Solver (Математический решатель) | ||
6 | Контрольная работа №12 |
| 2 | 29.04-30.04 | К.Р. |
| ||
11 | Начальные сведения из стереометрии | 8 |
|
|
| |||
1 | Многогранники | Знать понятие многогранника, уметь определять элементы многогранников. Уметь различать призмы и пирамиды | 4 | 2.05-6.05 | Фронтальный опрос, ответы на вопросы теории | Сборник задач, тетрадь с конспектами | ||
2 | Тела и поверхности вращения | Формирование понятия цилиндрической и конической поверхности. Понятие сферы и шара | 4 | 7.05-12.05 | С.Р. | Изучение дополнительной литературы | ||
12 | Об аксиомах планиметрии | 2 | 13.05-14.05 |
| Изучение дополнительной литературы | |||
13 | Обобщающее повторение | 31 | 15.05-29.05 | Дифференцированные контрольно-измерительные материалы | Сборник задач, тетрадь с конспектами |
Предварительный просмотр:
Содержание программы по математике в 9 классе
(6 часов в неделю, 204 часа – за год)
I. Повторение материала 8 класса (7 часов ).
Алгебраические дроби. Свойства квадратного корня. Квадратные и дробно – рациональные уравнения, решение задач с помощью уравнений. Функции: квадратичная, у=|x|, у=, у=. Четырехугольники, площади фигур, подобие треугольников.
II. Рациональные неравенства и их системы (15 часов)
Линейные и квадратные неравенства (повторение). Рациональные неравенства. Метод интервалов. Множества и операции над ними. Системы неравенств. Совокупности неравенств. Неравенства с модулями. Иррациональные неравенства. Задачи с параметрами.
III. Векторы. Метод координат. (18 часов)
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Деление отрезка в данном отношении. Координаты середины отрезка. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и метода координат к решению задач.
IV. Системы уравнений. (19 часов)
Уравнения и неравенства с двумя переменными. Диофантовы уравнения. Основные понятия, связанные с системами уравнений и неравенств с двумя переменными. Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения р(х;у)=0. Равносильные уравнения с двумя переменными. Формула расстояния между двумя точками координатной плоскости. График уравнения (х – а)2 + ( у – b)2 = r2. Методы решения систем уравнений (метод подстановки, алгебраического сложения, введения новых переменных). Равносильность систем уравнений. Однородные системы. Симметрические системы. Системы с модулями. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
V. Числовые функции.(25 часов)
Определение числовой функции. Независимая переменная. Зависимая переменная. Область определения функции. Естественная область определения функции. Область значений функции.
Способы задания функции (аналитический, графический, табличный, словесный).
Свойства функций (монотонность, ограниченность, выпуклость, наибольшее и наименьшее значения, непрерывность). Исследование функций: y=C, y=kx+m, y=kx2, y=|x|, у=, у=, y= ax2 +bx + c.
Четные и нечетные функции. Алгоритм исследования функции на четность. Графики четной и нечетной функций.
Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Степенная функция с отрицательным целым показателем, ее свойства и график.
Функция , ее свойства и график.
VI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 часов)
Синус, косинус, тангенс угла 00, 300, 450,600, 900,1800. Основное тригонометрическое тождество. Формулы вычисления координат точки.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема о площади треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Формула вычисления радиуса описанной окружности.
Скалярное произведение векторов, его свойства.
Решение треугольников.
VII. Прогрессии. (17 часов)
Числовая последовательность. Способы задания числовых последовательностей (аналитический, словесный, рекуррентный). Свойства числовых последовательностей.
Арифметическая прогрессия. Формула n – го члена. Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии. Характеристическое свойство.
Геометрическая прогрессия. Формула n – го члена. Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии. Характеристическое свойство. Прогрессии и банковские расчеты. Метод математической индукции.
VIII. Длина окружности. Площадь круга.(12 часов)
Правильные многоугольники. Определение и его свойства. Формулы вычисления углов, площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанного в него и описанного около него окружности.
Длина окружности, длина дуги окружности. Площадь круга, площадь кругового сектора.
IX. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (13 часов)
Комбинаторные задачи. Правило умножения. Факториал. Перестановки. Основные понятия математической статистики. Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота варианты. Графическое представление информации. Полигон распределения данных. Гистограмма. Числовые характеристики данных измерения (размах, мода, среднее значение).
Вероятность. Событие (случайное, достоверное, невозможное). Классическая вероятностная схема. Противоположные события. Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Вероятность противоположного события. Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.
X. Движения. (8 часов)
Понятие движения, отображение плоскости на себя. Параллельный перенос и поворот. Центральная и осевая симметрия. Композиция движений. Применение движения к решению задач.
XI. Тригонометрические выражения и их преобразования.(20 часов)
Тригонометрические функции любого угла. Определение тригонометрических функций. Знаки тригонометрических функций. Значения тригонометрических функций углов 00, 300, 450,600, 900,1800, 2700, 3600 . Единичная окружность. Радианная мера угла. Основные тригонометрические формулы: основное тригонометрическое тождество, формулы зависимости тригонометрических функций одного и того же угла, формулы сложения, формулы суммы, формулы двойного угла. Формулы приведения. Преобразование тригонометрических выражений.
XII. Начальные сведения стереометрии. (8 часов)
Аксиомы стереометрии. Понятие многогранника. Элементы многогранников. Призма. Пирамида.
Тела вращения. Понятие конической и цилиндрической поверхностей. Понятие сферы и шара.
XIV. Повторение. Решение задач. (31 час)
Числовые выражения. Алгебраические выражения. Функции и графики. Уравнения и системы уравнений. Неравенства и системы неравенств. Задачи на составление уравнений или систем уравнений. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Применение векторов и метода координат к решению задач. Решение треугольников. Формулы вычисления углов, площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанного в него и описанного около него окружности.
Предварительный просмотр:
Сравнительная таблица Сравнение программ базового и углубленного уровней 9 класс
№ главы | Базовый уровень Изучаемый материал | Кол-во часов | Углублённый уровень Изучаемый материал | Кол-во часов |
Повторение курса алгебры 8 класса | 7 | Повторение курса алгебры 8 класса | 7 | |
1 | Неравенства и системы неравенств | 16 | Неравенства и системы неравенств | 15 |
Линейные и квадратные неравенства | 3 | Линейные и квадратные неравенства | 1 | |
Рациональные неравенства | 5 | Рациональные неравенства | 4 | |
Множества и операции над ними | 3 | Множества и операции над ними | 2 | |
Системы рациональных неравенств | 4 | Системы рациональных неравенств | 3 | |
Совокупности неравенств. Неравенства с модулями. Иррациональные неравенства. Задачи с параметрами. | 4 | |||
Контрольная работа №1 | 1 | Контрольная работа №1 | 1 | |
2 | Векторы. Метод координат | 18 | Векторы. Метод координат | 18 |
Понятие вектора | 2 | Понятие вектора | 2 | |
Сложение и вычитание векторов.Умножение вектора на число. | 3 | Сложение и вычитание векторов.Умножение вектора на число. | 3 | |
Применение векторов к решению задач. | 3 | Применение векторов к решению задач. | 3 | |
Координаты вектора | 2 | Координаты вектора | 2 | |
Простейшие задачи в координатах | 2 | Простейшие задачи в координатах | 2 | |
Уравнение окружности и прямой | 3 | Уравнение окружности и прямой | 3 | |
Решение задач | 2 | Решение задач | 2 | |
Контрольная работа №2 | 1 | Контрольная работа №2 | 1 | |
3 | Системы уравнений | 15 | Системы уравнений | 19 |
Основные понятия | 4 | Основные понятия, связанные с системами двух уравнений и неравенств с двумя переменными. Неравенства с двумя переменными. | 6 | |
Методы решения систем уравнений | 5 | Методы решения систем уравнений: метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод | 3 | |
Контрольная работа №3 | 1 | |||
Однородные системы. Симметрические системы Иррацональные системы. Системы с модулем. | 4 | |||
Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций | 5 | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций | 5 | |
Контрольная работа №2 | 1 | |||
4 | Числовые функции | 25 | Числовые функции | 25 |
Определение числовой функции. Область определения, область значений функции | 4 | Определение числовой функции. Область определения, область значений функции | 4 | |
Контрольная работа №4 | 1 | |||
Способы задания функции | 2 | Способы задания функции | 2 | |
Свойства функций | 4 | Свойства функций: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения на промежутке | 5 | |
Чётные и нечётные функции | 3 | Чётные и нечётные функции | 2 | |
Контрольная работа №3 | 1 | Контрольная работа №5 | 1 | |
Функции у = хn, nN, их свойства и графики | 4 | Функции у = хn, nN, их свойства и графики | 3 | |
Функции у = -n, nN, их свойства и графики | 3 | Функции у = -n, nN, их свойства и графики | 3 | |
Функция у =, её свойства и график | 3 | Функция у =, её свойства и график | 3 | |
Контрольная работа № 4 | 1 | Контрольная работа №6 | 1 | |
5 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 11 |
Синус, косинус, тангенс и котангенс угла | 3 | Синус, косинус, тангенс и котангенс угла | 3 | |
Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 4 | |
Скалярное произведение векторов | 2 | Скалярное произведение векторов | 2 | |
Решение задач | 1 | Решение задач | 1 | |
Контрольная работа №5. | 1 | Контрольная работа №7. | 1 | |
6 | Прогрессии | 16 | Прогрессии | 17 |
Числовые последовательности | 4 | Числовые последовательности. Способы их задания. Монотонные и ограниченные последовательности | 4 | |
Арифметическая прогрессия | 5 | Арифметическая прогрессия: определение, формула n-го члена, формулы суммы n-первых членов, характеристическое свойство | 5 | |
Геометрическая прогрессия | 6 | Геометрическая прогрессия: определение, формула n-го члена, формулы суммы n-первых членов, характеристическое свойство. | 5 | |
Метод математической индукции | 2 | |||
Контрольная работа № 6 | 1 | Контрольная работа №8 | 1 | |
7 | Длина окружности и площадь круга | 12 | Длина окружности и площадь круга | 12 |
Правильные многоугольники | 4 | Правильные многоугольники | 4 | |
Длина окружности и площадь круга | 4 | Длина окружности и площадь круга | 4 | |
Решение задач | 3 | Решение задач | 3 | |
Контрольная работа № 7. | 1 | Контрольная работа № 9 | 1 | |
8 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 12 | Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей | 13 |
Комбинаторные задачи | 3 | Комбинаторные задачи | 3 | |
Статистика – дизайн информации | 3 | Статистика – дизайн информации | 3 | |
Простейшие вероятностные задачи | 3 | Простейшие вероятностные задачи | 3 | |
Экспериментальные данные и вероятности событий | 2 | Экспериментальные данные и вероятности событий | 3 | |
Контрольная работа № 8 | 1 | Контрольная работа № 10 | 1 | |
9 | Движения | 8 | Движения | 8 |
Понятие движения | 3 | Понятие движения | 3 | |
Параллельный перенос и поворот | 3 | Параллельный перенос и поворот | 3 | |
Решение задач | 1 | Решение задач | 1 | |
Контрольная работа № 9 | 1 | Контрольная работа № 11 | 1 | |
10 | Элементы теории тригонометрических функций | 20 | ||
Определение тригонометрических функций любого угла и их свойства | 6 | |||
Радианная мера угла и дуги. Тригонометрические функции числового аргумента. | 2 | |||
Основные формулы тригонометрии | 4 | |||
Формулы приведения | 4 | |||
Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений и доказательству тождеств. | 2 | |||
Контрольная работа №12 | 2 | |||
11 | Начальные сведения из стереометрии | 8 | Начальные сведения из стереометрии | 8 |
Многогранники | 4 | Многогранники | 4 | |
Тела и поверхности вращения | 4 | Тела и поверхности вращения | 4 | |
12 | Об аксиомах планиметрии | 2 | Об аксиомах планиметрии | 2 |
13 | Обобщающее повторение | 18 | Обобщающее повторение |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочие программы основного общего образования по математике составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В них также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Овладение учащимися системой математических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса математики обусловлена тем, что ее объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники. С ее помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Рабочая программа по математике ориентирована на использование комплекта из двух книг: А.Г.Мордкович, Н.П. Николаев. Алгебра. 9 класс. Часть 1. Учебник . А.Г.Мордкович и др. Алгебра. 9 класс. Часть 2. Задачник. И учебника «Геометрия. 7 – 9 классы» Л.С. Атанасян.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на углубленное изучение математики в 7 – 9 классе отводится 490 часов (35 недель) из расчета 7 часов в неделю:
-в 7 классе- часов;
-в 8 классе- часов;
-в 9 классе- часов.
Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой базового курса, а так же изучением тем, не рассматриваемых в курсе базовой школы: модуль числа, уравнения неравенства, содержащие модуль, методы решения систем уравнений: метод введения новых переменных, графический метод, свойства функций: монотонность, ограниченность, наибольшее и наименьшее значения на промежутке, элементы теории тригонометрических функций, определение тригонометрических функций любого угла и их свойства, радианная мера угла и дуги, тригонометрические функции числового аргумента, основные формулы тригонометрии, формулы приведения, применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений и доказательству тождеств, комбинаторика и вероятность (см.таблицу Приложение).
Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика многих задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный. В базовом варианте дается представление об объекте, например о пределе, на понятийном уровне, а при углубленном изучении материала – на высоком, академическом уровне.
Глубокое понимание теоретических вопросов приводит в дальнейшем к осознанному решению задач различного уровня сложности. Серьезные научные знания, полученные при углубленном изучении математики, дают возможность выпускнику поступать и обучаться не только в ВУЗах, где математика профильный предмет, но и там, где математику изучают на высоком научном уровне.
Математика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно – научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математики способствует также усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой деятельности и профессиональной подготовки школьников.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концепция внимания, активности развития воображения, математика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Математика существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении математики формируются умения и навыки умственного труда – планирования своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения математики школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса математики является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым математика занимает ведущее место в формировании научно – теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрия, математика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Ее изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей, принятию самостоятельных решений;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Изучение математики в 7 - 9 классе направлено на решение следующих задач:
- развитие вычислительных и формально-оперативных геометрических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных дисциплин (физика, химия, информатики);
- усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
- осуществление функциональной подготовки школьников;
- формирование умения переводить практические задачи на язык математики.
- систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости;
- обучение проведению доказательств и обоснованию при решении вычислительных геометрических и текстовых задач;
- развитие представлений о пространственных отношениях геометрических фигур и величин;
- формирование умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах;
- обогащение представлений о современной картине мира и методах его исследования;
- формирование понимания роли статистики как источника социально значимой информации
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся, перечисленных в программе, знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2007 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний, необходимых в практической деятельности;
- освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование математических навыков. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения из истории математики. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие информационную компетенцию и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно - тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к естественно – математической культуре, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Для оценки учебных достижений обучающихся используется:
- текущий контроль в виде самостоятельных работ, математических диктантов и тестов;
- тематический контроль в виде контрольных работ;
- итоговый контроль в виде контрольной работы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В соответствии с государственным образовательным стандартом в результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в 8 классе складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия.. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения содержания курса.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов программы основного общего образования:
Личностные:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых образовательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умению ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
- умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
- умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждении, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаково - символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности ( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
- умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символически, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
- овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
- овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрический построений;
- усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
- умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
В 7-9 КЛАССАХ
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
- вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0 до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный перенос);
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом то противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
- овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
- научиться решать задачи на построение методом геометрического места точек и методом подобия;
- приобрести опыт исследования свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
- приобрести опыт выполнения проектов по темам: «Геометрические преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
- использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
- вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
Выпускник получит возможность:
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
- приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
- вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
Выпускник получит возможность:
- овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
- приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
- приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение координатного метода при решении задач на вычисление и доказательство»
Векторы
Выпускник научится:
- оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
- находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
- вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
Выпускник получит возможность:
- овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
- приобрести опыт выполнения проектов на тему «Применение векторного метода при решении задач на вычисление и доказательство»
В результате изучения алгебры ученик должен уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;
- осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
- выражать из формулы одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать
примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений; - извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
- находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Содержание программы по математике в 9 классе
(6 часов в неделю, 204 часа – за год)
I. Повторение материала 8 класса (7 часов ).
Алгебраические дроби. Свойства квадратного корня. Квадратные и дробно – рациональные уравнения, решение задач с помощью уравнений. Функции: квадратичная, у=|x|, у=, у=. Четырехугольники, площади фигур, подобие треугольников.
II. Рациональные неравенства и их системы (15 часов)
Линейные и квадратные неравенства (повторение). Рациональные неравенства. Метод интервалов. Множества и операции над ними. Системы неравенств. Совокупности неравенств. Неравенства с модулями. Иррациональные неравенства. Задачи с параметрами.
III. Векторы. Метод координат. (18 часов)
Понятие вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Деление отрезка в данном отношении. Координаты середины отрезка. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и метода координат к решению задач.
IV. Системы уравнений. (19 часов)
Уравнения и неравенства с двумя переменными. Диофантовы уравнения. Основные понятия, связанные с системами уравнений и неравенств с двумя переменными. Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения р(х;у)=0. Равносильные уравнения с двумя переменными. Формула расстояния между двумя точками координатной плоскости. График уравнения (х – а)2 + ( у – b)2 = r2. Методы решения систем уравнений (метод подстановки, алгебраического сложения, введения новых переменных). Равносильность систем уравнений. Однородные системы. Симметрические системы. Системы с модулями. Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
V. Числовые функции.(25 часов)
Определение числовой функции. Независимая переменная. Зависимая переменная. Область определения функции. Естественная область определения функции. Область значений функции.
Способы задания функции (аналитический, графический, табличный, словесный).
Свойства функций (монотонность, ограниченность, выпуклость, наибольшее и наименьшее значения, непрерывность). Исследование функций: y=C, y=kx+m, y=kx2, y=|x|, у=, у=, y= ax2 +bx + c.
Четные и нечетные функции. Алгоритм исследования функции на четность. Графики четной и нечетной функций.
Степенная функция с натуральным показателем, ее свойства и график. Степенная функция с отрицательным целым показателем, ее свойства и график.
Функция , ее свойства и график.
VI. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (11 часов)
Синус, косинус, тангенс угла 00, 300, 450,600, 900,1800. Основное тригонометрическое тождество. Формулы вычисления координат точки.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема о площади треугольника. Теоремы синусов и косинусов. Формула вычисления радиуса описанной окружности.
Скалярное произведение векторов, его свойства.
Решение треугольников.
VII. Прогрессии. (17 часов)
Числовая последовательность. Способы задания числовых последовательностей (аналитический, словесный, рекуррентный). Свойства числовых последовательностей.
Арифметическая прогрессия. Формула n – го члена. Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии. Характеристическое свойство.
Геометрическая прогрессия. Формула n – го члена. Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии. Характеристическое свойство. Прогрессии и банковские расчеты. Метод математической индукции.
VIII. Длина окружности. Площадь круга.(12 часов)
Правильные многоугольники. Определение и его свойства. Формулы вычисления углов, площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанного в него и описанного около него окружности.
Длина окружности, длина дуги окружности. Площадь круга, площадь кругового сектора.
IX. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (13 часов)
Комбинаторные задачи. Правило умножения. Факториал. Перестановки. Основные понятия математической статистики. Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота варианты. Графическое представление информации. Полигон распределения данных. Гистограмма. Числовые характеристики данных измерения (размах, мода, среднее значение).
Вероятность. Событие (случайное, достоверное, невозможное). Классическая вероятностная схема. Противоположные события. Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Вероятность противоположного события. Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.
X. Движения. (8 часов)
Понятие движения, отображение плоскости на себя. Параллельный перенос и поворот. Центральная и осевая симметрия. Композиция движений. Применение движения к решению задач.
XI. Тригонометрические выражения и их преобразования.(20 часов)
Тригонометрические функции любого угла. Определение тригонометрических функций. Знаки тригонометрических функций. Значения тригонометрических функций углов 00, 300, 450,600, 900,1800, 2700, 3600 . Единичная окружность. Радианная мера угла. Основные тригонометрические формулы: основное тригонометрическое тождество, формулы зависимости тригонометрических функций одного и того же угла, формулы сложения, формулы суммы, формулы двойного угла. Формулы приведения. Преобразование тригонометрических выражений.
XII. Начальные сведения стереометрии. (8 часов)
Аксиомы стереометрии. Понятие многогранника. Элементы многогранников. Призма. Пирамида.
Тела вращения. Понятие конической и цилиндрической поверхностей. Понятие сферы и шара.
XIV. Повторение. Решение задач. (31 час)
Числовые выражения. Алгебраические выражения. Функции и графики. Уравнения и системы уравнений. Неравенства и системы неравенств. Задачи на составление уравнений или систем уравнений. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Применение векторов и метода координат к решению задач. Решение треугольников. Формулы вычисления углов, площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанного в него и описанного около него окружности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре для 8 класса с углубленным изучением математики
Рабочая программа разработана для классов с углубленным изучением математики в соответствии с учебником Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Н...
Рабочая программа по геометрии для 8 класса с углубленным изучением математики
Рабочая программа разработана для 8 класса с углубленным изучением математики по учебнику Л.С. Атанасяна. Программа расчитана на 3 часа геометрии в неделю...
Примерная рабочая программа по математике для школ с углубленным изучением математики 8 класс
Примерная программа составлена для школ с углубленным изучением математики (6 часов в неделю), планируется блочное изучение матриала....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса с углубленным изучением математики
Рабочая программа разработана по учебнику геометрии Л.С. Атанасяна и рассчитана на 3 часа геометрии в неделю....
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа по алгебре для 9 класса с углубленным изучением математики
Рабочая программа учебного курса "Алгебра" разработана для учащихся 9 класса суглубленным изучением математики. Программа составлена в соответствии с ФГОС на основе Программы для общео...
Рабочая программа по математике (9 класс), с углубленным изучением алгебры
Данная программа разработанадля училелей, работающих по учебникам алгебры Макарычев Ю.Н., ..., Феоктистов И.Е., по геометрии по учебнику Атанасяна Л.С....