Обобщение опыта
статья на тему
Выступление на городской конференции учителей математики по теме "Работа с одаренными детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.pptx | 352.51 КБ |
vystuplenie_na_konferentsii.doc | 41.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом”. П.Вайнцвайг 2
Актуальность темы Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкуренто - способного. 3
Цель Создание условий для развития познавательной творческой активности учащихся и самостоятельности для решения учебных математических проблем. 4
Задачи В ыявление одаренных детей; поддержка и развитие одаренных детей; совершенствование системы работы с одаренными детьми. 5
Система работы с одаренными учащимися : 6
Виды заданий для уроков 1) найти « секрет» 4 + 2 = 6 6 – 5 = 1 1 + 7 = 8 8 – 3 = 5 2) « распутай клубок » 56 – Δ = o o – 15 = ¢ 18 + 6 = Δ ¢ + 1 = ► 7
Фрагмент урока по теме «Признаки делимости» Какое число делится без остатка на 2,3,4,5,6,7,8,9? НОК( 2,3,4,5,6,7,8,9)=2520 2520=7*30*12 8
Фрагмент урока по теме «Формулы сокращенного умножения» ( х+у )( х+у )= ( х+у ) 2 = х 2 +2ху+у 2 ( с+р )( с+р )= ( с+р ) 2 = с 2 +2ср+р 2 ( к+в )( к+в )= ( к+в ) 2 = к 2 +2кв+в 2 (2+х)(2+х )= (2+х) 2 = 4+4х+х 2 9
Виды заданий для внеурочной деятельности Задачи на проценты и части. Задачи на делимость. Логические задачи. Числовые задачи. Математические игры. Задачи на разрезание. Задачи на подсчет числа фигур. Задачи на переливание. 10
Числовые задачи. В записи * * * 5 : 11 = * * замените звездочки цифрами так, чтобы получилось верное равенство. 11
Математические игры. Двое играют, поочередно выставляя крестики и нолики на квадратном поле 9х9. В конце каждый получает очко за каждую строку и столбец, в которых его знаков больше. Сможет ли первый игрок выиграть? 12
Задачи на разрезание подсчет числа фигур. Разделите квадрат 5 * 5 клеток с вырезанной центральной клеткой на четыре равные части. Найдите как можно больше способов. Разрезать можно только по сторонам квадратов. 13
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения. 14
Предварительный просмотр:
Из опыта работы «Работа с одаренными детьми»
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Основная нагрузка в этом нелегком деле ложится на родителей и учителей. Очевидно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка. Для того чтобы талантливый человек «состоялся», необходимо наличие не только природных качеств, но и достойного образования, и соответствующей социальной среды. Талантливый ребенок учится, занимается творчеством не за оценку, не за вознаграждение, а потому, что ему нравится учиться, потому, что он находит удовольствие в творчестве». Любой талантливый ребенок обязательно является мотивированным к познавательной деятельности.
В прошлом учебном году мы начали работу с учащимися, проявляющими интерес к математике. Планируя занятия, наполняя их определенным содержанием, мы ориентировались на уже достигнутый ребенком уровень развития. Мы обдумываем предстоящую работу, задаем себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?», «Как развить учащихся?» Мы работаем в двух направлениях: урочная и внеурочная деятельность. Изучив различные технологии обучения, мы пришла к выводу, что нам ближе технология дифференцированного обучения.
Работа требует серьезной подготовки в целом.
Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, и которые должны учитываться. К таким особенностям относятся следующие:
- способность быстро схватывать.
- потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и
стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться через самостоятельную работу.
- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Чтобы сохранить высокую работоспособность учащихся на уроке, необходима смена видов деятельности учащихся, поэтому предлагаем систему развивающих, творческих заданий.
В своей работе мы стараемся уважительно относиться к любому высказыванию ученика. Придумываем не только, какой материал будем сообщать на уроке, но и как увязать его с интересами ученика.
Тем учащимся, кто интересуется историей, даем творческие задания, связанные с историей открытия математических фактов. Так при изучении теоремы Пифагора предлагаем сделать подборку соответствующих исторических задач.
Ученикам, интересующимся естественными науками, даем задачи, требующие дополнительные знания из области физики, биологии и т. д. Например:
1.Удар от падения камня, брошенного в колодец глубиной 13 м, был услышан через 3 с. Определите начальную скорость падения камня.
Ученикам, интересующимся экономикой, предлагаем следующие задачи:
1.Человек положил в сбербанк 500 рублей. По истечении года к ним были добавлены банковские проценты от вклада, и в то же время он внес дополнительно еще 500 рублей. После того как прошел еще один год, вкладчик попросил выдать ему накопившиеся по вкладу проценты. Какова годовая процентная ставка банка, если вкладчик получил 30 руб. 20 коп.? и т.д.
А также предлагаем задания, где примеры или математические выражения состоят только из * или из букв. Нужно заменить * недостающими цифрами и выполнить действие.
Предлагаем внимательно рассмотреть примеры, записанные на доске, и найти «секрет» этих примеров.
4 + 2 = 6 6 – 5 = 1 1 + 7 = 8 8 – 3 = 5
Дети без труда выясняют, что результат каждого примера является началом следующего («цепочка» примеров). Тогда предлагает решить головоломку, которая называется «распутай клубок».
56 – Δ = o
o – 15 = ¢
18 + 6 = Δ
¢ + 1 = ►
Дети фиксируют свои вопросы: как решить примеры, в которых нет двух чисел? Почему задание называется «распутай клубок», о каком клубке речь? С этими вопросами отправляем их работать в группах. Поиск ответов на вопросы ведется совместно.
А также представляем несколько фрагментов уроков.
Фрагмент урока математики 6 класс по теме «Признаки делимости».
Тип урока - закрепление признаков делимости чисел.
Учитель: В легенде рассказывается, что, когда один из помощников
Магомеда – мудрец Хозрат Али садится на коня, подошедший человек
спросил его:
- Какое число делится без остатка на 2;3;4;5;6;7;8;9?
Мудрец ответил:
- Умножь число дней в неделе на число дней в нужном месяце(30 дней) и на
число месяцев в году.
Проверьте прав ли он?
НОК(2;3;4;5;6;7;8;9)=2520; 2520=7.30.12
После решения необходимо выяснить, сколько таких чисел.
Фрагмент урока алгебры 7 класс по теме «Формулы сокращенного
умножения».
Тип урока – введение нового материала.
Данный фрагмент представляет собой исследовательскую работу учащихся, направленную на выведение общей формулы суммы и разности двучлена. Исследовательская работа не только вызывает интерес у ребят, но и развивает их умение работать в коллективе.
Обращаем внимание на то, что еще в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем все остальные. Так появились формулы сокращенного умножения. И сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей в открытии двух из этих формул.
Для работы используется работа в малых группах. Учащие выполняют умножение двучленов, после чего они записывают результаты в правой части таблицы, средняя часть скрыта.
Таблица.
(х+у)(х+у)=(х+у)2=х2+2ху+у2
(с+р)(с+р)=(с+р)2= с2+2ср+р2
(к+в)(к+в)=(к+в)2= к2+2кв+в2
(2+х)(2+х)=(2+х)2= 4+4х+х2
После заполнения таблицы, просим найти закономерности. Ребята замечают, что правая часть трехчлен, и выводят формулу.
Еще на своих уроках решаем нестандартные задачи, они приобщают учащихся к деятельности творческого характера, способствуют развитию интереса к математике, трудолюбия, упорства в достижении цели. Задачи делим на две группы:
- Задачи, которые решаем со всем классом;
- Задачи, которые задаем на дом в качестве необязательного задания, их решение рассматриваем во внеурочное время с заинтересованными учащимися.
Таким образом, нестандартные задачи служат переходным мостиком от классной работы к внеурочной. В процессе этой работы одаренные учащиеся выступают как лидеры.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми. Она дополняет обязательную учебную работу по предмету, способствует более глубокому усвоению материала, позволяет повысить успеваемость у учащихся. Поэтому мы большое внимание придаем вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике.
На внеклассные занятия ученики приходят по желанию. Сухомлинский пишет: «Я ни когда, ни оставляю детей, которые не хотят учиться на дополнительные занятия. Это - бесполезно. Мне ни так важно, чтобы они выучили, а главное, чтобы они развивались».
Существует различные формы внеклассной работы с одаренными детьми:
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- кружковые занятия;
- интеллектуальные конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в предметных олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Мы хотим остановиться на некоторых.
1. Одной из форм, направленная на раскрытие творческого потенциала учащихся, является предметная неделя. В нашей школе проводятся неделя физики и математики, во время которой у учащихся появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере: в викторинах, конкурсах: «КВм», «Умники и умницы», «Кто хочет стать миллионером», «Слабое звено», «Математическое кафе», «Счастливый случай», «Час веселой математики», конференции для учащихся 9-11 классов. Завершающим мероприятием недели является «Математическая кругосветка», в которой принимают участие все желающие и их более 140. Дети участвуют с интересом, проявляя творчество. Все развивающие игры рассчитаны на повышение креативности, основываются на принципах: научить детей, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с идеями.
2. Проведение олимпиад. Подготовка учащихся к участию в олимпиадах различного уровня требует наиболее индивидуального подхода к каждому ученику. Мы проводим индивидуальные занятия с сильными учащимися.
3.Создана творческая группа, она состоит из 2 семей, увлеченных математикой. Основная задача творческой группы — создание максимальных условий для развития математических способностей детей. Каждая семья работает над отдельной математической проблемой, однако обсуждение промежуточных и конечных результатов индивидуальной работы проводится на заседании творческой группы.
А также создана творческая группа, состоящая из 6 человек. Мы предлагаем учащимся задачи, которые позволяют им накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся думать. Хотим привести примеры таких задач.
Числовые задачи. Числовые задачи часто представляют собой головоломки. Полезно перед решением такой задачи не спешить, а дать возможность ученикам немного подумать.
Задача 1.В выражении 4 + 32 : 8 + 4 * 3 расставьте скобки так, чтобы в результате получилось:
а) число 28
б) как можно большее число
в) как можно меньшее число.
Задача 2. Расшифруйте запись:
| А |
+ | АБ |
+ | АБВ |
| БВБ |
Логические задачи
Задача 1. Можно ли, имея два сосуда емкостью 3 л и 5 л, набрать из водопроводного крана 4 л воды?
Задача 2. В месяце три воскресенья выпали на четные числа. Какой день недели был седьмого числа этого месяца?
Так же текстовые, задачи на делимость, с геометрическим содержанием, задачи на проценты и части, задачи на переливание, задачи на совместную работу, задачи на движение и т.д. Создан банк различного вида задач, и он постоянно пополняется.
Результатом нашей работы является участие детей в дистанционных конкурсах, олимпиадах, турнирах по предмету.
Это в межрегиональной заочной физико-математической олимпиаде «Авангард», Международном математическом конкурсе - игре «Кенгуру», Всероссийский дистанционный марафон «Веселая математика», «Эрудит», «Юные знатоки», математический конкурс-игра «Устный счет» МетаШколы, всероссийский математический конкурс «Волшебный сундучок».
Заключение.
Главное при работе с одаренными детьми это непрерывность, системность и регулярность проведения занятий.
Развивать способности можно и нужно. Для этого необходимо повернуться к личности ребенка, создать условия для развития и максимальной реализации его способностей. Творчеству можно и нужно учить. И чем раньше начнется эта работа, тем выше будут ее результаты. Если учитель верит в ученика, видит в нем одаренность, то эта вера творит чудеса. И радость первого открытия, первой победы – будет общей радостью учителя и ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...