Роль крупной формы в музыкальном развитии юных пианистов
методическая разработка на тему
Методическая разработка на тему: "Роль крупной формы в музыкальном развитии юных пианистов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_krupnoy_formy_v_muzykalnom_razvitii_yunykh_pianistov.odt | 16.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль крупной формы
в музыкальном развитии юных пианистов
Уважаемые преподаватели и учащиеся!
Сегодня на фортепианном отделении проводится методическое мероприятие на тему: «Роль произведений крупной формы в музыкальном развитии юных пианистов».
В музыкально-исполнительском развитии учащихся особое место занимает работа над произведениями крупной формы. Поэтому у нас и пойдет речь о произведениях крупной формы-о сонатинах, сонатах, рондо и вариациях. Каждый кто слушает и исполняет музыкальные произведения знает, что среди них есть более легкие и более трудные для восприятия и запоминания. Вы, конечно, заметили, что пьесы исполнять и выучивать проще, чем произведения с такими названиями, как рондо, соната или вариации. А дело здесь в том, что эти произведения длятся дольше (они больше по объему) и построены они по более сложным законам музыкальной формы. Композитор, создавая рондо, сонату, вариации всегда придерживается определенных строгих правил построения. Трудно представить себе музыкальное произведение, которое не делилось бы на части. Самое простое средство придать потоку музыкальных звуков определенную форму -это повторение. Действительно, например, слушая песню, даже не различая ее слов, мы ясно слышим границы между куплетами именно потому, что в каждом куплете повторяется одна та же мелодия. Однако если в музыке будет бесконечно повторяться одна и та же мелодия- то такое произведение быстро утомит слушателя, как и появление в произведении все новых и новых мелодий, без какой- либо системы. Поэтому в музыкальных произведениях обычно чередуются уже знакомые музыкальные мысли с новыми. На этом принципе основано построение музыкальных произведений-рондо, сонат, вариаций. Вначале рассмотрим вариации.
Мы уже говорили, что если музыка много раз повторяется и не изменяется, то ее слушать не очень интересно. Поэтому в музыкальном произведении часто применяется видоизмененное или варьированное повторение. На этом принципе и складываются вариации. Сделаем небольшой экскурс в прошлое. Форма вариаций родилась в XVI веке. Вариации произошли от народной музыки. Представьте себе, что народный умелец-музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями, видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные, плясовые темы. Например, М. Глинка написал вариации на тему Алябьевского «Соловья» или на задушевный напев «Среди долины ровныя». Вариации можно представить, как ряд картин об истории, переживаниях (и даже приключениях) лица-образа, с которым слушатель знакомится в теме. Трудность в работе над вариационным циклом заключается в сочетании отдельных вариациях в единое целое. Цельность достигается тематическим единством. Ученик должен уметь находить в каждой вариации тему или ее элементы. Также большое значение имеют цезуры между вариациями. Цезурами можно разъединить вариации и объединить их в единое целое.
Ф. Кулау Вариации G-dur.
Фридрих Кулау (1786-1832) -датский композитор. По национальности немец.
Тема вариаций имеет танцевальный характер. В дальнейшем тема и сопровождение претерпевают изменения. Остается неизменным темп, тональность G-dur, только IV вариация -в е moll. Однако на всем протяжении пьесы сохраняется близкий начальному характер. Музыкальный образ обогащается, но остается узнаваемым.
Теперь поговорим о рондо.
Для того, чтобы понять, что это за произведение, как оно создается, опять заглянем в историю. Слово рондо французское. В переводе на русский оно означает круг, хоровод. Название этой формы пришло из средневековой Франции. Там рондами назывались хороводные песни. Вспомним песню: в ней есть запев и припев. Так вот исполнялись они так6 запев песни пел один из участников хоровода, а припев-все. Но в отличие от простой песни, куплеты в этих хороводных песнях каждый раз пелись на новый мотив, а припев оставался неизменным. И вторым отличием от простой песни было то, что рондо начиналось не с запева, а с припева. Итак, форму рондо можно воспринимать в виде песни, которая начинается с припева, который неизменно повторяется в песне, а куплеты имеют разное мелодическое содержание. Припев и объединяет песню в единое целое. В форме рондо обычно написаны пьесы в народном духе: бодрые, оживленные.
И. Гуммель Рондо C-dur.
Гуммель Иоганн (Ян) Непомук (1778-1837) -австрийский композитор, ученик В. Моцарта. Он преклонялся перед Моцартом и стремился следовать традициям его искусства. Легкий, блестящий стиль Гуммеля-пианиста свойствен его произведениям для фортепиано. В своих сочинениях он выступает как представитель классицизма. Они ясные по форме, мелодичные и эффектно написанные. Они и сейчас вызывают художественный интерес.
И наконец сонатина и соната.
Это наиболее сложное по форме произведение. Сонату можно сравнить с литературным произведением- с повестью или романом. Подобно им, соната делится на несколько глав-частей. Обычно их три или четыре. Подобно роману или повести соната населена различными «героями» -музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт. Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. В ней сложилась своя особая форма-сонатная. Развитие музыки в этой части можно сравнить с театральным действием. Вначале композитор знакомит нас с основными действующими лицами-музыкальными темами. Большей частью они бывают контрастными по характеру. Это завязка драмы(экспозиция). Затем действие развивается, обостряется, достигает вершины. Этот раздел наиболее конфликтный(разработка). Темы героев показываются здесь с новых неожиданных сторон. Они могут расчленяться на короткие мотивы, сталкиваются, переплетаются, видоизменяются, борются одна с другой. Конфликт достигает в разработке наивысшей точки и, конечно, такой конфликт требует разрядки, примирения. Их приносит реприза. Это итог всех действий. Звучат темы. С которыми мы встречались в экспозиции, но определенные герои вышли победителями в этой борьбе и приобрели может быть большее значение, поэтому реприза содержит повторение музыки экспозиции, но не дословное, а видоизмененное. Очень важно установить новые черты в звучании главной и побочной партий, решить какой образ приобрел большее значение, проанализировать все изменения, которые произошли в репризе по сравнению с экспозицией. Эти изменения затрагивают в первую очередь область тональных отношений. Если в экспозиции главная и побочная партии тонально противопоставляются, то есть звучат в разных тональностях, то в репризе они обычно звучат в одной, основной тональности произведения. Например, типичное для классической сонаты сопоставление главной и побочной партий (в экспозиции-тоника-доминанта, в репризе-тоника-тоника). К этим трем разделам сонатной формы нередко присоединяется четвертый, заключительный раздел, кода. В ней проходят отрывки наиболее важных тем, еще раз утверждается «победившая» тональность. Важнейшие две музыкальные темы-главная и побочная партии. Между главной и побочной расположена связующая, ее назначение осуществить переход от главной к побочной. Завершается экспозиция, а также и реприза заключительной партией. Из самого названия этой партии явствует ее утвердительно-обобщающий музыкальный характер. Связующая и заключительная партии могут обладать новыми, собственными темами. Но нередко они строятся на материале двух важнейших тем-главной и побочной партий. Классический сонатный цикл сложился во второй половине XVIII века. Сонаты писали и пишут многие композиторы, начиная с Корелли (XVII век) и до наших дней. Зародившись в творчестве И.С. Баха, его сыновей, Д. Скарлатти, сонатная форма окончательно откристаллизовалась в сочинениях Й. Гайдна, В. Моцарта. Свое наивысшее выражение сонатная форма нашла в произведениях Л. Бетховена. Конечно, не все сонаты в репертуаре младших классов или старинные сонаты соответствуют классической форме сонатного аллегро, в них может не быть разработки или достаточно развитой разработки. При исполнении сонатин и сонат проявляется основная трудность воплощения сонатной формы-выявление контрастных образов и наряду с этим соблюдение единства целого. Здесь требуется быстрота слуховой реакции ученика на происходящие в музыке частые смены образных состояний, особенно важна мгновенная исполнительская перестройка, а также выдержка, выносливость, эмоциональная приподнятость и душевный подъем. Особенно важно еще достигнуть темпового единства. Без этого пьеса может рассыпаться на отдельные построения. Необходимо ощущать ритмический пульс на протяжении всего произведения, точно соблюдать паузы и штрихи. Именно эта форма дает огромные возможности композитору для того, чтобы отразить глубину душевного мира человека, драматических ситуаций. Соната способна в большей мере, чем другие формы отражать диалектику развития реального мира. Тем, кто начинает учиться музыке, приходится иметь дело не с сонатами, а с сонатинами. Слово «сонатина» означает «маленькая соната». Она меньше настоящей сонаты по размерам, а кроме того легче те хнически, более проста по содержанию. Уже в 3-4 классах на материале сонатинной литературы (Моцарт, Бетховен, Клементи, Дюссек, Диабелли, Кулау) учащиеся подготавливаются к предстоящему изучению в старших классах сонат венских классиков Гайдна, Моцарта, Бетховена. Сейчас вы познакомитесь с сонатами и сонатинами разных композиторов.
А. Диабелли Сонатина F-dur.
Антон Диабелли (1781-1858) - австрийский композитор, ученик Михаила Гайдна (брата Й. Гайдна).
При исполнении этой сонатины необходимо показать контраст между главной и побочной партиями. Главная партия-мелодичная, пластичная, изящная. Побочная партия резко контрастна. Певучим интонациям главной партии противопоставляются четкость пульсации коротких плясовых мотивов, обостренной частыми сменами штрихов легато и стаккато.
Д. Чимароза Соната G dur.
Доменико Чимароза(1749-1801) -итальянский композитор, создал несколько десятков клавирных сонат. Относительно несложные по фактуре, одночастные, они напоминают нередко сонатины. Сонаты Чимароза еще не содержат вполне типического для классической сонатной формы членения на партии. Но мелодико-гармонический язык и фактура сочинений композитора уже во многих отношениях типичны для классицизма. Характер музыки требует от исполнения блеска и наряду с этим певучести.
Й. Гайдн Дивертисмент C-dur.
Франц Йозеф Гайдн (1732-1809) -великий австрийский композитор. В сонатах Гайдна полно отразился мир образов, присущий композитору. Его сочинения подкупают душевной цельностью, оптимизмом, неиссякаемым чувством юмора. Гайдн создал более 50 фортепианных сонат (52). Термин «соната» не всегда применялся композитором. Первые свои сочинения он называл дивертисментами, партитами. Позднее стало принято называть сонатами все сочинения Гайдна, написанные в данной форме. Фортепианное письмо Гайдна выделяется прозрачностью, ему не свойственно аккордовое изложение, быстрые смены октав, двойных нот, то есть крупная техника. Как правило мелодия излагается в правой руке в диапазоне первой -второй октавы. Значительное место в мелодической линии занимают мелизмы-трели, форшлаги, группетто, морденты. Партия левой руки выполняет функцию сопровождения. Сонаты Гайдна представляют незаменимый художественный материал для учащихся -пианистов.
В.-А. Моцарт Соната C-dur.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791 -великий австрийский композитор. Большинство сонат написано в типичном для раннего классицизма трехчастном цикле. Фортепианных сонат у него 17. Если у Гайдна рельефность образов его сонат часто достигается в первую очередь при помощи ритма, динамики, регистровых сопоставлений, то у Моцарта при использовании всех этих выразительных средств обычно появляется прелестная мелодия, ярко врезающаяся в память. Моцарт-один из ярчайших мелодистов. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластичной гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии. Моцарт внес огромный вклад в развитие сонатной формы.
Л. Бетховен Соната Es-dur (I часть).
Людвиг Ван Бетховен (1770-1827 великий немецкий композитор. Бетховен величайший строитель крупной формы. Важнейшую часть его фортепианного наследия составляют 32 сонаты. Бетховену присуще активное противопоставление мужественной, героической, волевой темы главной партии и более сосредоточенной, лирического склада темы побочной партии. Важна интенсивная разработка Бетховеном приемов сквозного развития. Это придало фортепианной сонате большую динамичность и цельность. Очень важным было насыщение фортепианной сонаты песенностью. В его фактуре значительное место отведено крупной технике, он применяет октавы, терции, двойные ноты. Эта соната написана в 12 лет, но она полна резких динамических контрастов, характерных для творчества композитора.
В заключение хочется сказать, что освоение крупной формы требует от учащихся знания теории музыки, осмысления целостности формы, умения анализировать, логически мыслить, а также хорошей исполнительской подготовки.
Лукоянова Н.К.,
г. Нелидово, Тверская обл., 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение вокально-хоровых навыков как способ развития музыкальных способностей юного пианиста
В данной статье предлагается один из способов развития музыкальных данных с применением вокально-хоровых навыков....
Техническое развитие юного пианиста в младших классах ДШИ
Введение. О фортепианной технике в широком и узком смысле слова.Принципы работы над развитием техники в младших классах ДШИ. Два направления в развитии мелкой техники.Работа над гаммами, арпеджи...
«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».
Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле посредством неиссякаем...
Конспект мастер-класса по теме «Формирование репертуара юного пианиста, как один из способов развития эмоциональной сферы произведения»
Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано с учащимися 7-10 лет....
Методическая разработка «Роль предмета «концертмейстерский класс» в развитии ученика-пианиста»
. Этот предмет предусматривает развитие навыков игры на фортепиано необходимых для дальнейшего совершенствования практической деятельности будущего пианиста, в том числе в качестве концертмейстера. Из...
Роль крупной формы в музыкальном развитии юных пианистов
Роль крупной формы в музыкальном развитии юных пианистов (методический доклад)Выполнила: Буймова Я.В....