Применение вокально-хоровых навыков как способ развития музыкальных способностей юного пианиста
статья по теме
В данной статье предлагается один из способов развития музыкальных данных с применением вокально-хоровых навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtobiografiya.doc | 29 КБ |
statiya_gaysina_v._p.doc | 47.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
АВТОБИОГРАФИЯ
Родилась 2 февраля 1950 г. в нефтяном городе Ишимбае, Башкирской АССР (ныне Башкортостан). Мои родители Власов Петр Кириллович и Власова (Калитиевская) Анастасия Николаевна не были музыкантами, но в нашем доме всегда звучала музыка: мама обладала прекрасным голосом, а папа играл на двух музыкальных инструментах. С детства нам с сестрой прививали такие качества, как трудолюбие, порядочность, честность. С шестилетнего возраста занималась в танцевальном кружке при Доме пионеров, а в восемь лет поступила в музыкальную школу по классу фортепиано. Учиться в ней было престижно, попасть в число учащихся непросто. Мечта и стремление не разбились о каждодневность занятий музыкой благодаря мудрости и тактичности моих первых преподавателей: Хазимухаметовой Н. Н., Вайсман Н. Я., Килиной Е. П.
После окончания общеобразовательной школы № 11 и музыкальной школы продолжила профессиональное музыкальное образование на фортепианном отделении в Салаватском музыкальном училище. Моими преподавателями по специальности были Грунт Рива Соломоновна (Ленинградская консерватория, класс профессора Павла Серебрякова), а затем Сафонова Галина Георгиевна (Казанская консерватория), Ихтисамов Хамза Сабирович (Московский институт им. Гнесиных, гармония), Попова Тамара Борисовна (сольфеджио). Не могу не вспомнить с благодарностью имя преподавателя по вокалу Дроновой Валентины Порфирьевны. В ее классе я проходила концертмейстерскую практику с вокалистами, где теоретически получила азы вокальной постановки голоса. А затем, закончив с отличием муз. училище, работала год по распределению концертмейстером, преподавателем в Давлекановском музучилище, открывшемся в 1969 г. Этот год был началом моей самостоятельной жизни, началом взросления. Коллегами и одновременно наставниками были Лев Федорович и Наталья Георгиевна Городжие, Виктор Николаевич Линник.
А еще в эти годы судьба подарила мне встречу с талантливым педагогом, пианисткой, яркой личностью – Лианой Оганезовной Петросян. Почти год мне посчастливилось заниматься с ней и готовиться к поступлению в консерваторию.
В 1970 г. поступила в Уфимский государственный институт искусств (кафедра фортепиано). Учиться было по-настоящему увлекательно, интересно, это были незабываемые студенческие годы. А преподаватели работали с нами с полной отдачей, на высоком профессиональном уровне. Это – Алексеева Людмила Ивановна (Уральская консерватория – специальность), Франк Александр Давыдович (Московская консерватория, методика), Кочурова Наталья Николаевна (концертмейстерский класс) и др.
До сих пор в памяти остались концертные выступления Льва Александровича Франка Игоря Дмитриевича Лаврова, Вадима Наумовича Монастырского. Это тоже было пианистической школой для студентов. После окончания Института искусств началась серьезная педагогическая деятельность в музучилище г. Октябрьский Башкирской АССР, где я выпустила своих первых выпускников: Савинову Людмилу, Логинову Елену, Захаркину Наталью, Ерзикову Викторию, Сабирову Лилию и других студентов. Многие из них повторили мой путь, закончив высшие учебные заведения в Уфе, Свердловске, Самаре, и успешно работают в музыкальных училищах и школах.
С 1986 г. работаю в музыкальной школе г. Лангепаса, (Ханты-Мансийского автономного округа). Это особенный период моей жизни. С ним связано много трогательных воспоминаний. Радости, победы и трудности, которые сплочали коллектив педагогов и учащихся. Наш небольшой творческий коллектив преподавателей давал концерты для города, для наших учеников, родителей и просто слушателей. А ученики радовали нас своими успехами и поступлением в музыкальные учебные заведения. Это Елисеева Яна – музучилище г. Октябрьский БАССР, Фомичева Лариса (Уральская консерватория), Гайнаншина Алина – Московский колледж импровизационной и джазовой музыки, Шпак Ирина – Сургутское музучилище, Щуковская Ольга – Ханты-Мансийское педагогические училище, музыкальное отделение, Лахтина Виктория – Петербургский государственный институт культуры и искусств.
Имею двух дочерей, старшая - Маргарита и младшая дочь - Анастасия. Обе закончили музыкальную школу, одна – по классу скрипки, вторая – по классу фортепиано. Наши дочери получили высшее образование: старшая закончила Женевский Университет (Швейцария), а младшая Уральскую государственную юридическую академию в г. Екатеринбурге и связали свою профессиональную деятельность в соответствии с выбранной специальностью.
Благодарю всех своих педагогов, коллег, студентов и учеников за радостные моменты в моей жизни, интересную и плодотворную работу и сотрудничество.
Предварительный просмотр:
В.П.Гайсина, преподаватель по классу фортепиано,
ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа», г.Лангепас, Тюменская область
ПРИМЕНЕНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОГО ПИАНИСТА
Проблема развития музыкальных данных учащихся очевидна и актуальна в настоящее время. Преподавателям музыкальных школ приходится прилагать немало усилий для достижения совершенной игры с ритмической определенностью и плавностью звучания, развития музыкальной памяти учащихся и эмоциональности при исполнении. В связи с этим и в результате многолетнего анализа процесса обучения детей игре на фортепиано выявилась необходимость использования дополнительных методов в обучении. В данной статье предлагаем рассмотреть один из методов развития музыкальных способностей, суть которого сводится к использованию на уроках фортепиано вокально-хоровых навыков учащихся.
Существование вокально-хоровых навыков в процессе работы не вызывает сомнений. Важно то, как использовать этот опыт в фортепианном классе.
В сознании ученика, начинающего заниматься музыкой, пение связано с выразительностью музыкальной и речевой интонации, тогда как игра на клавишном инструменте, где механический принцип извлечения звуков провоцирует формальную игру в отличие от струнных и духовых инструментов, воспринимается им как просто физическое действие. В результате этого внимание и контроль слуха ослабевает. Возникает разрыв между слухом и пальцами, а музыкальная речь превращается в бессмысленный набор звуков, что не имеет ничего общего с вокальным искусством, а стало быть, и с эмоционально-образной стороной исполнения. И здесь важно последовательно формировать в сознании ученика понятие о фортепианной музыке как о виде искусства, тесно связанном с вокальной музыкой.
Более успешно ученик осваивает искусство пения на фортепиано, работая над пьесами, где преобладает кантиленный характер мелодии. Всем пианистам известен мудрый совет Антона Рубинштейна «больше слушать вокалистов!». Поэтому в своем классе преподаватель придает большое значение умению петь чисто и выразительно, что говорит о ярком восприятии и музыкальности. От выразительного пения легче перейти к выразительной игре на инструменте. Однако встречаются ученики, не владеющие певческим голосом, но в то же время обладающие хорошим музыкальным слухом. В таких случаях необходимо, вычленив мелодию, сыграть ее отдельно, чтобы лучше ощутить музыкальную линию, и только после этого исполнить ее с сопровождением.
В процессе освоения пьесы пение мелодии может быть использовано с разной целью. Пение требуется тогда, когда нужно, чтобы ученик почувствовал, где и как взять дыхание, чтобы понимал «знаки препинания», не расчленяя фразу на «запятых» и дышал на «точках». Важно понять смысл и протяжённость мелодической линии.
Предлагается также сольфеджирование по нотам неясно представляемых мелодических оборотов, что помогает лучше понять и усвоить текст; пение мелодии с подтекстовкой – на придуманные слова или подходящий стихотворный текст, который «ложится» на данную мелодию, и способствует развитию чувства фразировки. Дети младшего школьного возраста легче и быстрее запоминают конкретные слова.
В работе с детьми также используются стихи поэтов: С. Маршака, С. Михалкова, много интересного находим в детских журналах советского периода, содержащие добрые, излучающие теплоту и свет, стихи В. Берестова, А. Берсенева, И. Токмаковой, Я. Акима, И. Мазнина. Таким образом, путь познания музыки учениками складывается по принципу «К прекрасному через прекрасное»[1, электронный ресурс]. Опыт работы показывает, что такой способ достаточно продуктивен. Пение мелодии при заучивании пьесы закрепляет материал прочнее и дает возможность исполнять пьесу выразительнее и свободнее, что развивает память, а также позволяет включить словесный, эмоциональный, наглядно-образный типы памяти, что усиливает воздействие на ученика.
Рассмотрим некоторые конкретные вопросы обучения игре на фортепиано, опирающейся на использование вокально-хоровых навыков учащегося в работе над звуком и фразой.
Ребенок, поющий в хоре, обычно хорошо представляет разницу между «открытым» и «закрытым» звуком. Аналогии такого вокального звукоизвлечения имеются и в фортепианном исполнительстве. На ранней стадии обучения лучше сосредоточить внимание ученика на извлечение глубокого «опорного» звука, который можно уподобить «закрытому» вокальному звуку, а резкое, «прямое» звукоизвлечение аналогично «открытому» певческому голосу [2, с. 80].
Важным в работе с детьми является также знакомство ученика с механикой инструмента, показ, что происходит с извлечением разных звуков. Именно с этого момента, с осознанием разницы в характере звукоизвлечения и начинается воспитание вкуса у ребенка.
На ранней стадии обучения большую роль играет достижение глубокого звука, так как в основном первые пьесы носят кантиленный характер и требуют умения играть глубоким Legato. Фортепианное легато – явление интонационное, складывающееся из динамических и ритмических соотношений между звуками. В понятие «интонация» входит соединение нескольких звуков, имеющих смысловое значение. И чем ученик музыкально одареннее, тем правильнее он чувствует интонацию и легатность. Нередко мы слышим игру учеников, лишенную интонационной выразительности, не передающую смысл музыкальной речи. А так как процесс овладения фортепианной игрой настолько трудоемкий, что поглощает все внимание ученика и педагога, то музыка часто уходит из поля зрения. Опыт работы показывает, что эта важнейшая для пианистов область часто остается в тени.
Еще одним важным качеством, которое необходимо воспитывать в ученике – это умение проинтонировать фразу, без чего игра на фортепиано лишается теплоты и непосредственности высказывания. Существуют различные приемы работы над фразой. Чтобы сыграть мелодию выразительно, надо вслушаться во взаимоотношения между звуками и найти для данной фразы нужный характер произношений. Для слышащего пианиста эти отношения звуков не остаются чисто акустическим понятием, а наполнены определенным эмоциональным содержанием. Исполнитель преодолевает интонационное напряжение в процессе движения музыки. Чем ярче он слышит и передает интонацию данного произведения, тем сильнее проявляет свою индивидуальность. Такой процесс требует от пианиста высокоразвитого внутреннего слуха и большой звуковой культуры, качеств, которые необходимо формировать с первых лет обучения. Научить ученика владеть звуком – значит воспитать в нем умение выразить на рояле услышанную внутренним слухом интонацию. Так, в работе с учеником предлагается спеть фразу под аккомпанемент педагога с целью ее логического развития, а также более рельефного выявления выразительных возможностей, ибо отвлеченные разговоры «слушай себя» не дают положительных результатов, ведь чем «яснее то, что надо делать, тем яснее то, как это сделать» [3, с. 58].
Особое значение приобретает использование певческих навыков при работе над фразой в фортепианных произведениях композиторов-романтиков, где ярко проявляются романсово-песенные черты. Сразу подключаем образные ассоциации, находим созвучные иллюстрации, репродукции картин художников – пейзажистов, тем самым воспитываем в учениках потребность вслушивания, углубленного проникновения в эмоциональный строй и постигая разнообразие мелодических, интонационно-речевых оттенков в музыке, а также побуждая ученика к творческому поиску.
Обращаемся к поэтическим сборникам, ищем в них строки, совпавшие по настроению, что поможет ученику глубже представить музыкальный образ. Некоторые сочинения программы и их «говорящие» мелодии могут быть истолкованы словесно, с известной долей условности. Так, в старших классах, обращаемся к пьесам Э. Грига «Люблю тебя» соч. 41 № 3, «Сердце поэта» соч. 52 № 3, «Весной» соч. 43 № 6, Р. Шумана «Посвящение», «Я не сержусь» и других. Как показывает практика, очень полезно перед разбором музыкального произведения проинтонировать голосом с предельной выразительностью мелодию пьесы, поддержанную аккомпанементом с целью точного представления интонационных и стилистических особенностях сочинения, о темпе, характере штрихов, динамике. Только после такой предварительной работы, когда у ученика складывается представление о закономерностях мелодического и гармонического языка пьесы, можно приступать к ее разбору за инструментом.
Вокально-хоровые навыки используем также в работе над освоением метро-ритма.
Дети, поющие в хоре, успешнее осваивают закономерность чередования сильных и слабых долей в музыке, в их игре раньше появляется чувство свободы, они лучше ощущают темповые отклонения при сохранении метрической пульсации. На уроках хорового пения формируется умение «предслышать» звук, фразу, а помогает этому дирижер. Роль жеста в фортепианной игре заменяет волевой импульс, который организует метроритмические ощущения и материализует их в движение пальцев. Большое значение для воспитания метро-ритмических навыков имеет работа с текстом, в основе которой лежит постижение художественной декламации, что является также эффективным методом развития музыкальных данных при обучении игре на фортепиано.
Таким образом, используя все эти навыки на уроках фортепиано, сокращаем путь к главной цели наших занятий – воспитанию юного музыканта. Игра на фортепиано – процесс творческий, таким он должен быть и в годы обучения.
Список литературы
1.Система воспитания Сухомлинского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://ped-kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitanija-suhomlinskogo.html
2. Овчинников М. Опыт использования в фортепианном классе вокально-хоровых навыков учащихся. М., 1984 – 80 – 84 с.
3. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1964 – 332 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей умственно отсталых учащихся в различных видах музыкальной деятельности
В статье описаны методы и приемы развития музыкальных способностей умственно отсталых школьников...
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...
«Использование музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей»
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука...
Разработка открытого урока по хору "Игровые моменты в вокально-хоровой работе над произведениями в хоре 1 класса,развитие музыкальных способностей".
В данной разработке представлены различные игровые формы и методы вокально-хоровой работы над музыкальным произведением в хоре....
«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».
Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле посредством неиссякаем...
Опыт работы музыкального руководителя по теме "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Восприятие музыки - ведущий вид развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста"....