Программа проф развития шаблон
статья на тему

Рекомендации поэтапного проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_pr.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа профессионального развития педагога:

  • максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит Ваши время и силы при подготовке к последующей аттестации;
  • позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом программы развития образовательного учреждения и Ваших профессиональных интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный), равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
  • ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.

В индивидуальную программу профессионального развития педагога можно включить следующие разделы:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Разработка индивидуальной программы профессионального развития  педагога включает ряд этапов, на которых педагогу предстоит проанализировать свою деятельность и выстроить модель собственного самообразования и саморазвития.

Изучите рекомендации поэтапного проектирования индивидуальной программы профессионального развития педагога и оформите свою

ПРОГРАММУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

(Оформленная Вами программа представляется для итоговой аттестации)

Ответьте на вопросы анкет 1-2, подсчитайте баллы, обработайте и проанализуйте результаты:

1й этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы (определение темы, постановка цели и задач), изучение передового опыта (изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, знакомство с опытом коллег в городе, регионе, стране), планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе могут помочь анкета 1 «Выявление способности учителя к саморазвитию» – для выявления способности учителя к саморазвитию (таблица №1), анкета «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие развитию и саморазвитию учителей в школе»– для выявления факторов, стимулирующих и препятствующих обучению, развитию и саморазвитию учителей в школе (таблицы №2–3), а также примерное планирование этапов работы над темой самообразования (таблица №4).

Таблица 1

Анкета 1 «Выявление способности учителя к саморазвитию»

Инструкция. Отвечая на вопросы анкеты, поставьте напротив каждого утверждения балл:

5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;

4 – скорее соответствует, чем нет;

3 – и да, и нет;

2 – скорее не соответствует;

1 – не соответствует.

Утверждение

Баллы

Я стремлюсь изучить себя

 

Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами

 

Препятствия стимулируют мою активность

 

Я ищу обратную связь, т. к. это помогает мне узнать и оценить себя

 

Я рефлексирую свою деятельность, выделяю для этого время

 

Я анализирую свои чувства и опыт

 

Я много читаю

 

Я активно дискутирую по интересующим меня вопросам

 

Я верю в свои возможности

 

Я стремлюсь быть более открытым человеком

 

Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди

 

Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты

 

Я получаю удовольствие от освоения нового

 

Возрастающая ответственность не пугает меня

 

Я положительно отнесся бы к продвижению по службе

 

Обработка результатов.

Подсчитайте общую сумму баллов.

55 и более баллов – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.

36–54 балла – у Вас нет сложившейся системы саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.

15–35 баллов – Вы находитесь в стадии остановившегося развития.

Таблица 2

Анкета 2 «Факторы, стимулирующие обучение и препятствующие

развитию и саморазвитию учителей в школе»

Инструкция. Оцените перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:

5 – «да (препятствуют или стимулируют)»;

4 – «скорее да, чем нет»;

3 – «и да, и нет»;

2 – «скорее нет»;

1 – «нет».

Препятствующие факторы

Собственная инерция

 

Разочарование из-за имевшихся ранее неудач

 

Отсутствие поддержки и помощи со стороны руководителей

 

Враждебность окружающих (зависть, ревность и т. п.), плохо принимающих перемены в Вас и стремление к новому

 

Неадекватная обратная связь с членами коллектива и руководством, т. е. отсутствие объективной информации о себе

 

Состояние здоровья

 

Недостаток времени

 

Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства

 

Стимулирующие факторы

Методическая работа

 

Обучение на курсах

 

Пример и влияние коллег

 

Пример и влияние руководителей

 

Организация труда в школе

 

Внимание руководителей к обозначенной проблеме

 

Доверие

 

Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования

 

Занятия самообразованием

 

Интерес к работе

 

Возрастающая ответственность

 

Возможность получения признания в коллективе

 

 

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов. Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:

К =

К факт

,

Кмакс

где Кфакт – сумма баллов, проставленных в анкете;

Кмакс – максимально возможное количество баллов в анкете (40 баллов; 60 баллов).

Занесите данные в таблицу «Обучение, развитие и саморазвитие педагога»

Таблица 3

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

Способность

педагога

к самообразованию

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

Активное развитие

 

 

 

Не сложившееся развитие

 

 

 

Остановившееся развитие

 

 

 

Изучив уровень своей компетентности, педагог разумно и объективно анализирует свои суждения, поступки, в конечном итоге - деятельность в целом.

Рефлексия- самоанализ собственных действий и состояний помогает осознать свои недостатки, стимулирует возникновение желания исправлять положение дел, изменить что-то в себе.

Рефлексия побуждает к самооценке - оценке своих особенностей, интересов, склонностей, способностей и т. д., результаты которой позволяют организовать самоизучение.

На этом первый этап закончен, и педагог переходит ко второму.

2й этап – практический (формирование общей концепции «Я в будущем»), во время которого отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования, а именно: выбор темы по самообразованию, постановка цели, задач, установка сроков, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, прогнозирование результатов работы, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться знакомством с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещением курсов, участием в методической работе образовательного учреждения, подготовка сообщений и методических материалов, изучением литературы и разработкой программы индивидуального профессионального развития. На этом этапе происходит и оформление методической системы педагога.

3й этап – обобщающий (адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов; мониторинг, анкетирование). Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, презентация материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. Оформление портфолио.

4й этап – внедренческий (создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробация, коррекция, отслеживание результативности, рекомендации), на котором педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением (выступление на городской, республиканской конференциях, открытые уроки).

5-й этап – самоконтроль (систематизация материала по теме, обобщение, оформление в виде творческой работы, рецензирование научным руководителем; выступление на разного уровня мероприятиях, открытые уроки, публикации в специализированных научно-методических журналах, мастер-классы для педагогов).

Самоконтроль - это осознание и оценка педагогом собственных действий, результатов продвижения в саморазвитии.

Самоконтроль позволяет педагогу осознать свое продвижение, сравнить достигнутые результаты с ожидаемыми. Вовремя заметить ошибки, скорректировать дальнейшую программу действий.

Результаты профессионального саморазвития становится стимулом в дальнейшей педагогической деятельности.

Рекомендуется работу педагога по данной программе строить совместно с методистом, который осуществляет руководство творческой деятельностью педагога, оценивает результаты образовательного процесса, нововведений.

Одной из форм творческого развития педагога является аттестация, цель, которой стимулирование роста профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициати

в


ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Индивидуальный план профессионального развития на __________-__________ (3года).

ФИО педагога ______________________________________________________________

 ________________________________________________________________________________________________________  (название ОУ)

Тема самообразования ___________________________________________________________________________________________________

Образование (курсы повышения квалификации): _____________________________________________________________________________

Этапы

Цели и

задачи по теме

самообразования

(по каждому этапу)

Изучение передового опыта

(ФИО, ОУ в городе, регионе, стране )

Творческое

сотрудничество по теме

самообразования/ Представление опыта*

(ОУ, ИРООО, МО,

соцпартнеры)

Полученные результаты

и эффекты

Список

изучаемой

литературы

1-й этап

(мотивационно-побудительный)

2-й этап

(организационно-

деятельностный)

3-й этап

(рефлексивно-

обобщающий)

4-йй этап (внедренческий)

5-йй этап (самоконтроль)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ДОМИСОЛЬКА» ПРОГРАММА МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ

       Обучающая программа «Домисолька» ориентирована на разви­тие музыкальности детей, начиная с 4-летнего возраста, поскольку совре­менная наука признает раннее детс...

План мероприятий по реализации программы перспективного развития школы на основе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2011-2015 годы. Направление "Развитие учительского потенциала".

В плане имеются цели, задачи, критерии деятельности по направлению. План расписан на 5 лет. План включает пункты: участие педагогов в инновационных проектах, семинарах, конкурсах, сетевых сообществах,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации примерной парциальной программы музыкального развития «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на 2017-2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ№ п/пРаздел Страница 1.Целевой раздел  1.1Пояснительная записка31.2Цель программы51.3Методические принципы построения программы51.4Условия реализации программы61.5Целевые ориентиры72.Ор...

Программа проф. развития

Внедрение новых иновационных технологий в образовательный процесс....

идив.план проф.развития

Индивидуальный план профессионального развития...

аналитическая справка проф развитие

аналитическая справка проф развитие...