Развивающая функция обучающего контроля профессионально-педагогической деятельности учителя. Статья.
статья по теме
В статье речь идёт о необходимости использования контроля не ради контроля, а с целью повышения профессионального самосознания учителя и его профессионального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающая функция обучающего контроля профессионально-педагогической деятельности учителя» (из опыта работы).
Методист, учитель ГБОУ 330 Невского района г.Санкт-Петербург
(высшая квалификационная категория)
В нашей гимназии три иностранных языка: английский (основной), французский, немецкий как вторые языки после английского. Работает 10 учителей иностранных языков.
Как методист, посещающий и анализирующий в год около 40 уроков коллег, говорю с полной уверенностью, что оценка и контроль знаний обучающихся является самым слабым местом в деятельности учителей. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание контролю качества знаний по иностранным языкам с целью развития и повышения методической и профессиональной грамотности коллег.
Сегодня на всех уровнях озвучена проблема подготовки и переподготовки педагогических кадров. Как сказал Александр Кондаков – руководитель группы разработчиков Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) основной школы «Современный учитель должен выполнять роль навигатора по поиску, отбору, анализу, проверки достоверности полученной информации» и можно добавить одноврЕменно быть координатором, советником, консультантом и должен владеть новыми современными технологиями. Основная образовательная программа требует от учителя достижения не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Отдавая должное существующим многочисленным педагогическим конкурсам, курсам повышения квалификации и самообразованию педагогов, хочется сказать ,что школьный учитель сегодня нуждается в профессиональной систематической помощи, которую, по моему мнению, может оказать школьный методист, поскольку именно он, по моему твердому убеждению, является необходимым связующим звеном между администрацией школы и самим учителем. Не умаляя профессионализма школьной администрации, хочу сказать, что ей, обремененной бумажной отчетностью, организовать системную помощь и контроль труднее, чем ее помощнику в лице методиста.
А контроль в этом контексте является самой действенной формой повышения профессионального самосознания учителя, его профессионального роста. Но речь идет не о контроле ради контроля, а о контроле ради развития потребности учителя работать качественнее, сознательнее и ответственнее. Поэтому в своей работе я руководствуюсь таким девизом «Проверяя, обучай, обучая, развивай».
С моей точки зрения, одной из задач развивающей функции контроля является создание ситуацией успеха и благополучия, помочь учителю в собственном развитии.
Для меня, как методиста, всегда важно иметь точную и объективную информацию о состоянии учебного процесса по иностранным языкам. Я понимаю, что от уровня качества проведения контроля зависит и микроклимат в коллективе.
Поэтому в своей работе я придерживаюсь сама и требую от коллег соблюдения таких основных этических правил:
- Каждого учителя я воспринимаю как потенциально сильного человека и опираюсь на его сильные качества.
- Стараюсь чаще использовать такой мотивирующий прием (не требующий денежных затрат), как заслуженная похвала и благодарность.
- Соблюдаю сама и требую от коллег соблюдения этики педагогических отношений (согласитесь, пункт не из легких сегодня).
- В оценке работы учителя я руководствуюсь его реальными достижениями, а не личными симпатиями и антипатиями.
Что помогает мне реализовать развивающую функцию контроля на практике? Это, прежде всего:
1. четкий график посещения уроков с предварительным обсуждением цели посещения и методическим анализом каждого урока;
2.владение методическим инструментарием (комплексной экспертизой урока);
3.взаимопосещение уроков коллег;
4.посешение уроков методиста (моих).
Предоставляя право коллегам анализировать мои уроки, данные в рамках методической недели, я, таким образом ,развиваю методическую грамотность коллег. Такое взаимодействие, по моему мнению, положительно отражается на качестве проводимых коллегами уроков.
Правильно организованный контроль развивает у учителя умение при минимуме усилий решать максимум конкретных задач за короткий промежуток времени. В этом контексте я хочу с вами поделиться опытом проведения итоговых диагностических контрольных работ с целью определения уровня владения иностранным языком обучающихся на конец года. За одну неделю нам с коллегами удалось объективно оценить 313 обучающихся по двум-трем видам речевой деятельности.
Это стало возможным благодаря четкому выполнению следующих пунктов:
- Необходимо иметь профессионально составленные разноуровневые диагностические тесты. ( в наличии)
- Тиражировать тесты по количеству обучающихся.
- Составить график итоговых работ.
- Составить форму отчета по ученикам и по учителям (качество знаний по видам деятельности и успеваемости).
- Проконсультировать учителей.
- Выбрать кабинеты, где будут проходить контрольные работы.
- Провести контрольные работы точно по графику.
- Заполнить отчеты по каждому классу и по каждому учителю.
- Проанализировать итоги контрольных работ с учителями, делая выводы.
- Проанализировать ошибки с учениками.
Согласитесь, что исключение даже одного звена отрицательно влияет на качество проводимой итоговой работы, а значит и на качество знаний.
Такой системный контроль обеспечивает фиксирование уровня достижений каждого педагога, его соответствие нормам и стандартам, а так же позволяет сделать вывод о росте качества знаний обучающихся и профессиональном росте учителя.
В качестве вывода я предлагаю с целью оптимизации контрольно-оценочной деятельности учителя
- ввести в штат каждой школы должность методиста,
- обеспечить системный подход к организации контроля, его адекватность целям обучения, учитывай его развивающую функцию,
- снизить нагрузку по формированию отчетности.
К сведению, коллеги приглашают меня на свои уроки, говорят, что им со мной повезло, а особенно приятно, когда учитель, возвращаясь с курсов, благодарит меня за то, что он чувствовал себя уверенно, поскольку уже владел полученной от меня информацией, а это значит, что я на верном пути, то есть, контролируя, развиваю методическую и профессиональную грамотность моих коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя
Аннотация. В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя. Представлены условия, необходимые для становления п...

Тулупова О.В. Нижний Новгород, НИРО Профессиональная педагогическая позиция современного учителя
Тулупова О.В.Профессиональная педагогическая позиция современного учителя...

Развивающая функция обучающего контроля профессионально-педагогической деятельности учителя.Презентация
Речь идёт о необходимости использования контроля не ради контроля, а с целью повышения профессионального самосознания учителя и его профессионального роста....
Инновационные технологии организации деятельности методических объединений, творческих групп как ресурс повышения качества профессионально-педагогической деятельности учителя
Инновационные процессы, происходящие в образовательных учреждениях, формируют потребность в специально организованной методической работе, направленной на повышение профессионального саморазвития педа...

«Опыт профессиональной педагогической деятельности учителя черчения Ципиной А.И, по внедрению новых компьютерных технологий в процесс преподавания предмета «Черчение» раздел «Технология».
Результаты реализации программы по черчению и мои методические наработки с внедрением новейших компьютерных технологий для повышения качества образования по предмету "Черчение" раздел "Технология"....

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛПИ-ФИЛИАЛА СФУ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МБОУ «ООШ № 5» Г. ЛЕСОСИБИРСКА
Взаимодействие, повышение качества, предметная подготовка студентов. Статья посвящена вопросам подготовки студентов в условиях современной школы. Рассматриваются разные виды организации деятельности с...