Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС
материал на тему
Выступление на форуме по теме "Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_partnerstvo_kak_mekhanizm_realizatsii_fgos.doc | 273 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на форуме
«Социальное проектирование как механизм реализации ФГОС»
Подготовила:
учитель математики, физики
МБОУ ООШ № 7 г. Петровска
Герасимова Н.А.
6 ноября 2014 г.
Социальное партнерство
как механизм реализации ФГОС общего образования
Плохой учитель преподает истину, хороший - учит ее находить.
А. Дистервег
Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний,
кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать.
В.А. Сухомлинский
Термин «социальное партнерство в образовании» - как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад, но это один из эффективных механизмов в реализации ФГОС общего образования. Идея социального партнёрства не нова, но изучена слабо.
Социально-педагогическое партнерство становится механизмом саморазвития и адаптации образования к современным социально-экономическим условиям. В качестве партнеров образовательного учреждения могут выступать семьи воспитанников, государственные и местные органы власти, образовательные учреждения, учреждения культуры и спорта, общественные организации, техникумы, вузы.
Одним из направлений проекта модернизации образования «Наша новая школа» обозначено направление работы школы, направленное на установление партнерских отношений с окружающим социумом.
«Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы».
Реализация федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения предполагает тесное сотрудничество с работодателем, расширение и формирование новых связей и механизмов взаимодействия с социальными партнерами. Рынок и работодатель хотели бы получить грамотного специалиста, обладающего определенными компетенциями; получить легко обучаемого, восприимчивого работника, способного ориентироваться в производственной обстановке. В настоящее время существенно изменились требования работодателей как к выпускникам школ, так и к учреждениям профессионального образования, к числу которых относится:
- расширение числа обязанностей (функций, зон ответственности);
- выделение групп приоритетных профессиональных навыков и умений;
- ориентация на более высокий уровень квалификации;
- рост значимости функциональных (ключевых) компетенций;
- требовательность к личностным (человеческим) качествам работников;
- требования нацеленности на саморазвитие и самообучение.
Схема изучения социального партнерства:
- Определение социального партнёрства
- Виды социального партнёрства
- Модель социального партнёрства
- Виды отношений в партнёрстве
- Механизм взаимодействия социальных партнёров со школой
- Принципы взаимодействия партнёров
- Предполагаемый результат
Социальное партнерство по отношению к образованию, с точки зрения профессора Б. В. Авво, следует понимать как «партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни»
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко дает следующее определение понятию «социальное партнерство» - это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным эффектам всех участников образовательной деятельности.
Ученые И.М. Модель, Б.С. Модель определяют социальное партнерство как форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп педагогического сообщества.
Профессор Г.И. Зимирев отмечает, что социальное партнерство строится на определенных принципах и нормах. Эти отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений.
Вывод:
- социальное партнёрство - объединение усилий нескольких лиц или организаций для решения общих целей;
- социальное партнёрство – это совместная деятельность различных социальных групп;
- социальное партнёрство – взаимовыгодное сотрудничество.
Опыт работы показывает, что в процессе создания современной модели социального партнерства можно выделить 3 этапа:
- первый этап – подготовительный, суть которого заключается в организации сбора данных о рынке труда и образовательных услугах города или района;
- второй этап – организационный, предусматривающий разработку модели социального партнерства, создание организационно – содержательных условий ее функционирования, определение круга социальных партнеров, заключение договоров;
- третий этап – функциональный, в рамках реализации которого осуществляется организация апробации и корректировка модели, проведение мониторинга эффективности системы социального партнерства.
Работодатели, студенты, учебные заведения на сегодняшний день заинтересованы в высоком качестве образования, с целью удовлетворения:
- образовательных потребностей личности в соответствии с ее жизненными ценностями;
- потребностей предприятий и других организаций в росте кадрового потенциала;
- потребностей общества в обеспечении занятости и развитии рынка труда, в расширенном воспроизводстве совокупного личного и интеллектуального потенциала;
- потребностей образовательного учреждения в развитии и повышении конкурентоспособности.
Выделяют три группы партнерства:
1 группа - «партнёрство внутри системы образования» - между социальными группами данной профессиональной общности;
2 группа - партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер – партнёрство «школа – гражданские организации»;
3 группа - «партнёрство – государственные структуры», оно инициирует систему образования, является наиболее значимым, оно позволяет изменять образовательный процесс в школах, проектировать, апробировать.
Стратегическая цель организации системы социального партнерства – формирование профессиональных компетенций социально – адаптированной личности конкурентоспособного специалиста.
На каких принципах основано взаимодействие партнёров?
- принцип взаимодополняемости: мы объединяемся, потому, что каждый в отдельности недостаточен;
- принцип границ: прежде, чем браться, надо размежеваться, определить, кто что делает и когда;
- принцип обмена продуктами деятельности: взаимодействие проходит тогда, когда есть чем обменяться.
Форма реализации социального партнерства – договоры и соглашения между учреждениями основного, общего и профессионального образования и работодателем.
Ключевыми параметрами системы социального партнерства выступает способность образовательного учреждения к выработке собственной структуры и модели социального партнёрства, обладает ли ОУ потенциалом для перевода внешних влияний в свои собственные ресурсы.
Связи между партнёрами определяются, прежде всего, взаимовыгодными отношениями и ответственностью обеих сторон. По характеру можно выделить два вида отношений в партнёрстве.
Виды отношений в партнёрстве
1. Договорная основа – упорядоченность, системность, регулярность, стабильность, надежность.
2. Устная договоренность – ситуативность отношений.
На что направлена наша совместная деятельность?
Что даёт социальное партнёрство ученикам и педколлективу?
Предполагаемый результат
Ученики | Педколлектив |
Повышение качества образовательного процесса | |
Привлечение ресурсов общественности для развития образовательной среды | |
Развитие УУД | Повышение качества ресурсообеспечения:
|
Получение практических навыков | ОУ – открытая система (соответствует национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», реализация ФГОС) |
Профессиональное самоопределение | Повышение уровня квалификации педагогов |
Общее развитие | Своеобразная защита от самовыгорания |
Как известно, ключевое изменение ФГОС состоит в том, что на первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, который и предполагает воспитание и развитие личности, переход к стратегии социального проектирования и партнерства в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого результата личностного и познавательного развития обучающихся.
Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. На практике деятельностный подход к обучению согласно стандартам второго поколения предполагает организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.
Сегодня нужно осознавать, что ребенок перестал быть объектом обучения и воспитания. На первый план вышли субъект-субъектные отношения. И системно-деятельностный подход становится основополагающем в учебно-воспитательном процессе. Поэтому нужно «перекраивать» уроки и внеурочную деятельность.
Герой современного урока - Ученик, а не учитель-транслятор знаний, истин и формул. Измениться должны и методы (способы) подачи материала. Ребенок должен осознавать себя частью этого мира, с какого урока или внеклассного мероприятия он бы ни вышел, поэтому на первый план выходят метапредметные технологии преподавания, позволяющие формировать целостное мировоззрение, так как проблемы XXI века требуют междисциплинарного подхода. Именно метапредметные технологии культивируют другой тип сознания у учителя и ученика.
Метапредметный подход предполагает, что ребенок не становится «хранителем знаний, истин и формул», а овладевает УУД, сам добывает информацию о мире. Это требование ФГОСов. Идеальная форма метапредметного урока – проектное исследование. В результате такого урока (внеклассного мероприятия) формируются метоумения ( УУД: обобщение, анализ, систематизация, синтез, умение отличать факты от мнений и др.)
Ребенок един, поэтому воспитание и обучение нельзя отделять друг от друга. «Обучение - это один из лепестков цветка, который называют воспитанием»,- говорил В. Сухомлинский. Именно поэтому на первом плане - ЛИЧНОСТЬ ребенка.
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС - интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Организационным механизмом такой интеграции может быть разработка и осуществление совместных программ внеурочной деятельности в таких формах, как учебное и социальное проектирование в рамках сложившегося социального партнерства, которое является одним из интенсивных методов включения детей в жизнь.
Учебное и социальное партнерство позволяет получить опыт системного подхода к решению межпредметных, надпредметных и личностных задач.
Во-первых, благодаря взаимодействию РЕБЕНОК-РЕБЕНОК рождается продукт деятельности, усваивается информация о мире, формируются УУД, дети приобретают социальные навыки, которые облегчают им вхождение в общество, учат решать жизненные сложности; формируется гражданственность, патриотизм учащихся.
Взаимодействие РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ осуществляется многопланово: педагог, родители в социальном партнерстве могут выступать с позиции соучастия, сотрудничества, совместной деятельности. Таким образом, осуществляется совместная деятельность и со взрослыми, и со сверстниками, что не нарушает единства в учебно-воспитательном процессе и позволяет воспитывать гармонично развитую личность.
Социальное партнерство — вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. В результате социального партнерства ребенок формирует свою «Я-концепцию», устанавливает социальное взаимодействие с миром. В результате совместной деятельности, в ходе которой ребенок вступает во взаимодействие с социумом, формируется «продукт» деятельности, имеющий для ребенка практическое значение. В социальном проектировании ребенок может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет.
Социальное проектирование имеет четкую структуру:
-социальная проба,
-социальная практика,
-социальный проект.
Проба, практика и проект могут существовать как самостоятельные виды деятельности в рамках развития социального партнерства, но чаще всего выступают как взаимодополняющие виды деятельности. Поэтапное прохождение через пробу, практику и проект формирует внутри предшествующей деятельности предпосылки для развития следующей. В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности, в ходе социальной практики — проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а в ходе проектной деятельности — преобразование социального объекта, явления, ситуации.
Социальное проектирование – активная форма воспитания, поскольку эта форма способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Следует заметить, что социальное проектирование играет ведущую роль в воспитании «порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире», выпускника, способного самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» (Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа").
Социальные проекты обогащают личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость их использования во внеурочной деятельности.
ФГОС – это система интеграции воспитательных воздействий в целостный воспитательный процесс, в котором педагогические цели ориентированы с целями детей, а воспитательные задачи реализуются в конкретных социальных условиях. Воспитательная система, включающая социальное проектирование и партнерство, будет достигать трёх уровней результатов:
- приобретение школьником социальных знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, труд);
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Результат воспитания будет достигнут в том случае, если воспитательная деятельность не оторвана от опыта ребенка, а актуальна для него, формирует целостное мировоззрение, универсальные действия, необходимые для дальнейшей жизни. Кроме того, ребенка привлечёт новизна проекта или творческого дела. Поэтому в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.
Особое значение в развитии социального партнерства МБОУ ООШ №7 придает сотрудничеству с учреждениями, которые дают нашим выпускникам возможность продолжить свое обучение, приобрести профессию, выбрать правильный жизненный путь, самореализоваться как личность.
А именно, школы города (дети продолжают обучаться в профильных классах по выбору), филиал СГТУ им. Ю.А. Гагарина, ГОУ НПО ПУ-66, колледжи, вузы, которые имеют достаточно высокий научно-методический и инновационный потенциал.
Примером успешного партнерства МБОУ ООШ № 7 и филиала СГТУ им. Ю.А. Гагарина может служить реализуемый совместный план мероприятий, направленный на жизнеопределение выпускников, развитие их творческого потенциала, ориентированный на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, формирование широко образованной интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук.
Это и социальные акции, конкурсы, совместные родительские собрания, Фестивали наук, Дни открытых дверей, олимпиады и пр.
Особенно понравилась детям форма проведения командной олимпиады, где наша школа выступала соучередителем данного мероприятия, а дети – волонтерами и участниками. Дети должны были применить свои знания, полученные в школе по разным предметам: математика, химия, физика, информатика, география, биология, экология, ОБЖ. Также ребята демонстрировали свои умения работать с компьютером и с различными источниками информации.
Основные цели Олимпиады «Гагарин»:
- выявление и развитие у учащихся образовательных учреждений, осваивающих общеобразовательные программы основного общего образования, творческих способностей и интереса к научно-технической деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одарённых детей;
- распространение и популяризация научных знаний среди молодёжи;
- профессиональная ориентация молодёжи на ранних стадиях формирования личности.
Результатом можно считать то, что за последние три года возросло число детей, поступающих в СГТУ (2012 г. из 14 выпускников – 2 человека;
2013г. из 24 выпускников – 6 человек; 2014 г. из 25 выпускников – 11 человек.) Причем, учатся они с удовольствием, развиваясь творчески, интеллектуально, участвуют и побеждают в мероприятиях межрегионального уровня.
Вывод:
школа должна стать центром, инициирующим, актуализирующим и координирующим социальное партнёрство, как фактора улучшения качества образовательного процесса в школе.
Маршрутный лист № 2
1 | 12.10-12.22 | Информация -движущая сила развития общества | Каб.1 | |
2 | 12.24-12.36 | Физика-это наука понимать природу - | Каб.2 | |
3 | 12.38-12.50 | Программирование- это игра слов | Каб. 3 | |
4 | 12.52-13.04 | Химия – наука о прекрасном | Каб.4 | |
5 | 13.06-13.18 | Математика уступает свои крепости лишь сильным и крепким. | Каб.5 | |
6 | 13.20-13.32 | Мир в пространстве 3D моделирования | Каб.6 | |
7 | 13.34-13-46 | Безопасность превыше всего- | Каб.7 | |
8 | 13.48-14.00 | Привал |
Задания и ответы для проведения «Олимпиады Гагарин»
по физике.
Задание 1. « Физика в мультфильме »
Просмотреть видеофрагмент мультипликационного фильма ( «Приключения кота Леопольда). Выписать все встретившиеся физические явления и фундаментальные законы физики.
/За каждое правильное названное явление (закон) – 1 балл/
Время выполнения – 3 минуты.
Ответы учащихся:
- Равновесие тел (сила тяжести равна по модулю силе упругости (сила натяжения нити)
- Сила трения
- Сила давления
- Инерция
- Закон сохранения импульса (импульс тела, импульс силы)
- Закон сохранения механической энергии (потенциальная энергия – энергия взаимодействия переходит в кинетическую – энергию движения)
- Механическое движение – прямолинейное равномерное
- Прямолинейное равноускоренное движение (движение с ускорением а>0; а<0)
- Условие равновесия рычага
- Звуковые волны
- Закон всемирного притяжения
Задание 2. «Эврика»
Из представленных карточек, на которых написаны обозначения физических величин и математических действий, нужно составить модели формул, выражающих некие физические законы, и дать им название (определение).
F упр |
| 2 | G | Q | F | h | m1 | I |
m | m | U | t | F | q2 | r2 | = | t |
r | m | k | I2 | R | / | k | g | F |
х | q1 | F | m2 | a | m | 2 | R | R |
= | / | * | = | = | * | * | / | * |
= | * | * | * | = | * | * | / | * |
= | * | * | = | k | * | + | * | ^2 |
Время выполнения – 3 минуты.
/За каждую правильно составленную формулу и названный закон -2 балла (1+1)/
Предполагаемые ответы команды:
1) F= m*a - 2 закон Ньютона
2) F= G* - закон Всемирного тяготения
3) Q=I2R t - закон Джоуля – Ленца
4) I =U/R – закон Ома
5) Fупр = k* x – закон Гука
6) = mgh – закон сохранения механической энергии
7) F1,2 = k* – закон Кулона
8) p до= р после
F*t =m* – Закон сохранения импульса
Задание 3.
«Учёным можешь ты не быть,
но экспериментировать – обязан!» - 17 баллов
Практическая работа
«Вычислить мощность лампочки накаливания».
Приборы и материалы: источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, лампочка, соединительные провода.
Время выполнения – 4 минуты.
1 этап (6 баллов):
– выбор нужного оборудования для проведения эксперимента (3 балла),
- составление схемы (3 балла);
2 этап (6 баллов):
– сборка электрической цепи (3 балла),
- снятие необходимых результатов – I (A), U(B) (3 балла);
3 этап (5 баллов) – расчет мощности лампочки накаливания по известной формуле (Р=I*U) и предоставление результатов.
Задания и ответы для проведения «Олимпиады Гагарин»
по математике.
Максимальное количество баллов – 10
Задание № 1
Неверные равенства в верные
а) Из спичек сложено неверное равенство. Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство.
б) Из спичек сложено неверное равенство. Переложите одну спичку и добавьте две спички так, чтобы получилось верное равенство.
в) Из спичек сложено неверное равенство. Переложите две спички так, чтобы получилось верное равенство.
Критерии оценки
Верно выполнено: а) – 1б
б) – 2б
в) – 3б
Итого: 6 баллов
Ответ к заданию №1
Задание №2
Из параллелограмма — треугольник
Разрежьте фигуру тремя прямыми линиями на четыре одинаковые части и сложите из них треугольник.
Критерии оценки
Верно выполнено - 2б
Ответ к заданию №2
Задание №3
Половина лошади
Табунщик продал табун лошадей трём покупателям. Первому он продал половину всех бывших у него лошадей и ещё пол-лошади; второму — половину оставшихся лошадей и ещё пол-лошади; наконец, третьему — половину оставшихся лошадей и ещё пол-лошади. Сколько лошадей было в табуне, если известно, что ни одной лошади не пришлось резать пополам?
Критерии оценки
Верный ответ - 2б
Ответ к заданию №3
Пол-лошади составляет, очевидно, вторую половину оставшихся после первого покупателя лошадей; следовательно, третий покупатель получил только одну лошадь. Нетрудно сообразить, что второй покупатель получил две, а первый — четыре лошади. Всего в табуне было семь лошадей
ХИМИЯ
( для экспертов)
- ОТВЕТЬ НА ВОПРОС
10 баллов
- Это гениальный русский ученый 18 века, родился в д. Денисовке. Сделал много открытий в области химии. Открыл знаменитый закон, о котором образно писал в письме к Эйлеру: «…сколько я затрачиваю на сон, столько же отнимаю на бодрствование…». Назовите фамилию этого ученого.
(М.В.Ломоносов)
20 баллов
Внимательно просмотрите опыт «Вулкан». О каком явлении физическом или химическом идет речь? (примечание: ответ на этот вопрос может дать только одна команда)
Демонстрация опыта «Вулкан»:
На железный противень насыпают речной песок, внутрь ставится тигель со смесью порошка магния и дихромата аммония, пропитывают её спиртом. Поджигают смесь при помощи лучинки. Наблюдается зрелищный вулкан с выбросом пепла и искр.
(Это химическое явление)
30 баллов
Прослушайте отрывок из произведения Артур Конан Дойля «Собака баскервилей»
“...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами…». О каком веществе идет речь в этом произведении?
(«…Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, – сказал я”. Белый фосфор самовозгорается на воздухе. Кроме того, процесс окисления катализируется органическими веществами, в частности, шерстью. Доза фосфора менее 1 г смертельна. Поэтому собака Баскервилей не могла быть раскрашена белым фосфором.)
40 баллов
Это сложное вещество без цвета, вкуса и запаха, оно в огне не горит, одно из агрегатных состояний этого вещества в воде не тонет. Лао-цзы утверждал, что оно… «самое мягкое и слабое вещество в мире, но в преодолении твердого и крепкого оно непобедимо и нет ему на свете равного в этом». О каком веществе идет речь?
(Вода)
50 баллов
В Италии есть знаменитая «Собачья пещера», Человек может безопасно ходить под её сводами, но собака, вбежавшая в эту пещеру, погибает. Подумайте и объясните это явление.
(В этой пещере большое количество углекислого газа, который тяжелее воздуха и скапливается у дна пещеры, углекислый газ непригоден для дыхания).
Экспериментальное задание. ( за каждый правильный ответ-5 баллов,макс.-15 баллов)
Перед вами на лотке овощи и фрукты. Докажите экспериментально какие химические вещества содержатся в них ( картофель – крахмал ( иод синеет); лимонная кислота -лимон- кислый на вкус ( лакмус розовеет, другие индикаторы не изменяют окраски), яблоко ( яблочная кислота- лакмус розовеет)
- Химические уравнения.
Команде предлагается расставить коэффициенты в уравнениях химических реакций: ( за каждый правильный ответ 1 балл- макс. 6 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ, как механизм реализации ФГОС.
Статья. Выступление на Международной конференции посвященной вопросу внедрения ФГОС (ФГТ) в образовательный процесс....
Сетевые проекты и социальное проектирование как условие реализации ФГОС
Презентационное сопровождение к разговору с родителями в рамках публичного отчета школы о важности участия в проектной деятельности...
«Методологические рекомендации по организации и проведению уроков – проектов по русскому языку как механизм реализации ФГОС ООО»
Текущий 2015 год является этапным. Внедрение ФГОС ООО требует новых подходов, технологий организации образовательного процесса, поэтому в данных условиях особенно актуальны вопросы методического сопро...
Формирование гражданской идентичности школьников как механизма реализации ФГОС.
доклад о формировании гражданской идентичности на уроках и во внеурочное время...
Доклад «Деятельностный и дифференцированный подход в обучении как механизм реализации ФГОС ОВЗ»
В докладе отражена дифференцированная работа с первоклассниками....
Статья "Социальное партнерство как механизм реализации новых форм воспитательной работы в рамках ФГОС"
Социальное партнерство сегодня качественно меняется, поэтому помимо стандартных форм работы в рамках самоуправления школ, которые мы все проводим, приходится искать новые формы работы....
Внеурочная деятельность значимый механизм реализации ФГОС. Мастер-классы.
Выступление на педагогическом совете школы: Опыт внеурочной занятости детей в НЧУ ОО ЦПШ "Косинская" художественно-эстетического направления....