«Методологические рекомендации по организации и проведению уроков – проектов по русскому языку как механизм реализации ФГОС ООО»
методическая разработка по русскому языку на тему
Текущий 2015 год является этапным. Внедрение ФГОС ООО требует новых подходов, технологий организации образовательного процесса, поэтому в данных условиях особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики, которые гарантировали бы мотивационную и методическую готовность учителей школы и в частности учителей русского языка и литературы. Актуальность этой проблемы неоспорима, поэтому в общей системе методической работы нашего образовательного учреждения продуман блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Одной из целей нашей работы стало «включить учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов».
Современный урок, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, представляется как сложно организованная, открытая, динамично развивающаяся дидактическая система. Построение урока происходит согласно заранее выдвинутым общим целям, ведущим к запланированным результатам, и представляет собой некую подсистему в системе обучения.
Каким должен быть современный урок? На сегодняшний день существует множество трактовок современного урока, определены требования, очерчены границы между традиционным уроком и уроком завтрашнего дня. Ясно одно, что в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Урок – проект как нельзя лучше вписывается в современную концепцию образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_na_konferentsiyu.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методологические рекомендации по организации и проведению уроков – проектов по русскому языку как механизм реализации ФГОС ООО»
Текущий 2015 год является этапным. Внедрение ФГОС ООО требует новых подходов, технологий организации образовательного процесса, поэтому в данных условиях особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики, которые гарантировали бы мотивационную и методическую готовность учителей школы и в частности учителей русского языка и литературы. Актуальность этой проблемы неоспорима, поэтому в общей системе методической работы нашего образовательного учреждения продуман блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения. Одной из целей нашей работы стало «включить учителей в деятельность по освоению, пониманию, принятию основных методологических позиций современного урока, обеспечивающих освоение новых образовательных стандартов».
Современный урок, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, представляется как сложно организованная, открытая, динамично развивающаяся дидактическая система. Построение урока происходит согласно заранее выдвинутым общим целям, ведущим к запланированным результатам, и представляет собой некую подсистему в системе обучения.
Каким должен быть современный урок? На сегодняшний день существует множество трактовок современного урока, определены требования, очерчены границы между традиционным уроком и уроком завтрашнего дня. Ясно одно, что в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Урок – проект как нельзя лучше вписывается в современную концепцию образования.
Сразу обозначим различие между общепринятым понятием «проект» и «урок – проект».
Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:
- наличие социально значимой задачи;
- планирование действий по разрешению проблемы;
- поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися;
- оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности;
- презентация “продукта” и его социальной значимости.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Согласно различным источникам, он возник ещё в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Именно здесь и требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые, которые еще предстоит приобрести.
Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения.
Рациональное соединение теоретических знаний и их практического использования в проектной технологии можно сформировать так: «Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю».
Я хочу остановиться на разработке и планировании уроков – проектов по русскому языку как механизме реализации ФГОС ООО.
Что же такое урок-проект?
Я ассоциирую урок-проект, как нетрадиционную форму организации обучения русскому языку, с технологией проведения мини-проекта.
Урок - проект решает многие задачи, которые в целом стоят перед современным образованием:
- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о том, что он траслирует);
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.
Работа по созданию урока – проекта по русскому языку должна проходить следующие этапы:
этапы | Основные мероприятия данного этапа |
| Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска, выработка плана работы. Следует отметить, что урок-проект требует лаконичности, скоротечности, поэтому проблема, гипотеза должны соответствовать данным критериям и не носить глобальный характер, требующий большого количества времени) Примером могут служить следующие постановки проблемы на уроках русского языка в 5 классе:
|
| Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная переработка собранной информации. На этом этапе как же следует обратить внимание на скоротечность урока-проекта, поэтому учитель должен заранее продумать, какими источниками будут пользоваться учащиеся во время урока. Исходя из практики, рекомендую давать задания к уроку-проекту заранее до его проведения в форме подготовки докладов, рефератов, самостоятельного изучения материала, выполнения практических задач. |
| Проведение исследования, решение поставленной проблемы. Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных результатов в виде продукта проекта. |
| Подведение итогов работы, коллективное обсуждение, составление письменного отчёта, подготовка к публичной защите проекта, рефлексия проделанной работы. В завершении проекта участникам можно предложить ответить на вопросы рефлексии:
|
Для эффективности процесса обучения русскому языку в рамках урока-проекта, необходимо выполнять следующие условия:
- Четкое соблюдение времени;
- Продумывание форм работы на уроке;
- Достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования.
Разработанный мной урок по русскому языку в 5 классе по теме « Морфемный разбор слов» ( приложение №1), может помочь в реализации ваших уроков-проектов.
Однако следует отметить, что суть самого метода-проекта, при организации и проведении урока-проекта, его идея должна оставаться неизменной — самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.
Урок –проект преследует и развивающие цели:
- Уметь самостоятельно искать информацию.
- Систематизировать учебный материал.
- Развивать навыки формулирования выводов.
- Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия.
- Развивать память, внимание учащихся.
На мой взгляд, мини-проекты можно использовать на различных типах уроков.
Урок-проект дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность на уроках русского языка.
Так же следует отметить, что уроки-проекты дают возможность снять перегрузки учащихся. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит уроки – проекты, как нетрадиционные формы организации учебной деятельности, можно считать здоровьесберегающими технологиями.
Ценность урока-проекта состоит и в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Формулы, термины и т.п. становятся не просто информацией для заучивания, а средством достижения поставленной цели.
Уроки-проекты в значительной мере могут обогатить классно - урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся при введении ФГОС ООО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические рекомендации к проведению урока-лаборатории по русскому языку
Развивающее и проблемное обучение предполагает более глубокое проникновение в лингвистический материал на уроках русского языка. Помогут в этомтакие нестандартные уроки . как уроки-лаборат...
Методические рекомендации по организации и проведению «Уроков мужества» и торжественных мероприятий, посвящённых памятным событиям Российской истории
Празднование 70-летия полного снятия блокады Ленинграда является огромнейшим событием в жизни не только России, но и всего человечества. Такое событие будет широко отмечаться различными мероприятиями:...
Методические рекомендации по организации и проведению уроков для школьников с нарушением зрения
Предлагаем вам методические рекомендации, которые содержат информацию о психофизических особенностяхдетей с нарушением зрения и основных требованиях к организации обучения лиц данной категории в...
Методические рекомендации по организации и проведению уроков для младших школьников с задержкой психического развития
Важным условием активизации познавательной деятельности является введение специальных развивающих упражнений в традиционный учебный процесс в качестве составной части отдельных предм...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по учебной дисциплине «Русский язык»
ММетодические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для обучающихся по специальностям 09.02.04. Информационные системы (по отраслям); ...
Приказ об организации и проведении итогового собеседования по русскому языку
Приказ об организации и проведении итогового собеседования по русскому языку...
Мониторинг участия в организации и проведении школьных мероприятий учителя русского языка и литературы Куриловой И.Ю.
Мониторинг участия в организации и проведении школьных мероприятий учителя русского языка и литературы Куриловой И.Ю....