Роль совместного и семейного музицирования в современном музыкально-образовательном процессе
методическая разработка на тему

Бойчук Татьяна Михайловна

В работе отражены навыки ансамблевого музицирования. Роль семьи  в успешности обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoy_raboty.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Одним из видов творческой деятельности в области музыкальной педагогики является музицирование.

Понятие «музицирование» очень многогранно и имеет свою историю, оно открывает каждому человеку возможность найти свой путь к музыке и продолжать его дальше соразмерно собственным желаниям и возможностям.

Музицирование -  это большой творческий процесс, включает в себя такие виды деятельности, как чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, сочинение, импровизация, ансамблевая игра и т.п..

В своей работе  я хотела бы остановиться на совместном и семейном музицировании, и их роли  в современном музыкально-образовательном процессе.

       Наш ускоренный темп жизни, чрезвычайная занятость современного человека, его повышенный интерес к технике, науке, спорту – все эти и многие другие социально-психологические причины превратили современного человека из музыканта-любителя в слушателя музыки. Конечно, для сложившейся ситуации есть объективные причины. Рушится привычная образовательная система, дети принимаются в музыкальную школу практически без экзаменов и отбора, упрощаются и снижаются требования к обучению. Проблема усложняется ещё и тем, что возрастает нагрузка в общеобразовательной школе. Ни для кого не секрет, что школьники сейчас читают мало, коротая вечера за компьютерными играми, которые их привлекают больше, чем игра на инструменте. Кроме того, меняются ценностные ориентиры, появляются новые представления о престижности образования в современном социуме.

Современному педагогу приходится считаться с современными требованиями и социальным заказом общества. Установка на музыкальное обучение всех детей не требует, чтобы они стали музыкантами. Современная методика преподавания игры на фортепиано нацелена на развивающее обучение, используя которую педагог работает над развитием творческих задатков учащегося путем включения таких форм работы, как сочинение, импровизация, ансамблевая игра, подбор по слуху, попросту - учит его свободно владеть инструментом, то есть музицировать.

С чем приходится сталкиваться на практике? В своей работе педагог  зависит от обязательных программ, строго установленных сроков сдачи экзаменов и технических зачетов, и в основном  направляет свое внимание на те произведения, которые связаны с подготовкой программ академических концертов и экзаменов. И на то, чтобы поиграть с ребенком его любимые пьесы, почитать с листа из сборников для домашнего музицирования, просто не остается времени. В итоге учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии. По мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится всё большей проблемой, так-как  ученик не учится бегло читать ноты, а может лишь воспроизводить выученные пьесы, которые благополучно забывает сразу же после сдачи экзамена.

       В результате  выпускник ДМШ бывает беспомощным перед нотным текстом в то время, как игра с листа, ансамблевое исполнительство еще совсем недавно было нормой домашнего музицирования. Сейчас можно констатировать, что подобная форма человеческого общения – домашнее и семейное музицирование - почти полностью исчезла из нашей жизни.

         В настоящее время необходим более гибкий   подход в обучении. Многие педагоги рекомендуют ускорение темпов прохождения учебного материала, овладение исполнительскими навыками в сжатые отрезки времени. Появляются сборники, хорошо зарекомендовавшие себя в педагогической практике. Образцом такого нового подхода в обучении детей является метод, предложенный  Т. Смирновой. Нужно отметить, что в работе над репертуаром необходимо добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного выступления, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Этому принципу рекомендует следовать Т.Б. Юдовина-Гальперина, она говорит: «Всегда поддерживаю стремление детей играть то или иное произведение. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию… Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно».

          Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Сам процесс творчества вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

 Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на фортепиано в четыре руки – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, который приносит ни с чем несравнимую радость совместного творчества.

 Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, чем сольное исполнение.

Ансамблевое музицирование воспитывает чувство партнера, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.        

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение.

 Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

            Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения.  Донотный период тесно связан с ансамблевым музицированием. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план . Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике.

Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа.

Услышав знакомую или приятную мелодию, дети хотят непременно её сыграть, и тем самым быстро осваивают нотный текст. Стихотворный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato.

Например,  в песенках Ухти-тухти" Г. Портнов, сл.Э. Шима "и "Три поросёнка" Д. Уотт, сл.С. Михалкова  закрепляется штрих staccato; в "Песни кота Леопольда" муз. Б. Савельева, сл.А. Хайта используются основные штрихи – staccato и legato;  в песенке"Кузнечик" Шаинского, сл.Н. Носова - само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение - более лёгкое, мягкое, шутливое, чтобы передать образ. Благодаря стихотворному тексту, хорошо слышны музыкальные предложения, ударные звуки.

 Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе с педагогом ученик находится в определённых метроритмических рамках. Это даёт педагогу возможность не только диктовать правильный темп, но и формировать у ученика верное темпоощущение.

      С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. Очень полезно исполнение некоторых пьес старшего ученика с младшим. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.

 Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувства партнёрами темпа и ритмического пульса, и  является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление  обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры, в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие.

      В средних и старших классах осваиваем более сложный ритм, учимся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д. . Детям это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению.

     Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

       Положительным  моментом в процессе музыкального  образования будет, если  умения и навыки музицирования будут востребованы дома, на семейных праздниках. При этом если ребёнок чувствует, что его умение доставляет удовольствие родным и друзьям, что благодаря своим музыкальным достижениям он приобретает особый вес в их глазах, у него растёт чувство самоуважения, повышается самооценка.Семейное воспитание сегодня - создание родителями условий для свободного развития ребенка и приобщения его к духовным ценностям. Представляется важным показать пути и условия, способствующие возрождению традиций домашнего музицирования, которые помогут учащимся развить свои способности, а также представить традиции домашнего музицирования как творческое содружество педагогов, учащихся и родителей.

 Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством — будь то пение, танец или игра на инструменте — начинается в семье. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Семья – первичный источник музыкального опыта ребенка, та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни. Здесь он играет, готовит уроки, смотрит телевизор, обменивается впечатлениями, делится своими радостями и печалями. Привычки, полученные в семье, остаются у него на всю жизнь.

        Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка. Позиция семьи определяет успешность получения ребенком музыкального образования. Эмоциональная холодность в семье может неблагоприятно сказаться на психологическом развитии ребенка и его творческих способностях, на эффективности обучения, поэтому педагоги ДМШ должны установить взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.

Современная семья имеет разный уровень социальной культуры. Из сферы образования предыдущих поколений, выросших в «лихие» 90-е, которые сейчас стали мамами и папами и привели своих детей в школу, попросту выпал огромный культурный пласт знаний, о котором они даже и не подозревают.  В одних семьях с уважением относятся к музыке, стараются развить музыкальные способности детей, в других - музыкальное воспитание отходит на задний план. Поэтому возникает вопрос о музыкальном воспитании и самих родителей. Чем выше музыкальная культура взрослых членов семьи, тем содержательнее становится музыкальное воспитание детей и их домашний досуг. В то же время следует отметить, что, как правило, в музыкальную школу детей приводят родители, которые сами учились музыке или хотели бы получить музыкальное образование, но не смогли этого сделать по каким-либо причинам. Тем самым, они в своих детях стараются реализовать собственные неосуществленные желания.

Замечательная идея для семейных праздников - домашний концерт, в котором принимает участие все присутствующие. Наряду с экспромтами здесь могут быть  номера, подготовленные заранее. Дети любят выступать в ансамбле с мамой, папой или бабушкой. У таких концертов большие возможности: аккомпанемент песни, сопровождение танца, совместное пение, семейный шумовой оркестр, под музыку можно разыграть сценки из жизни семьи.

Такие совместные выступления - хорошая возможность пообщаться, почувствовать себя дружной семьей, единым целым. Дети, родители которых сами творят, вовлекая в процесс всю семью: читают вслух, лепят, устраивают концерты, сочиняют сказки, поют хором, получают больше шансов для развития полноценного общения. Именно в таких семейных выступлениях дети получают опыт социального общения.

Организация музыкального воспитания детей в семье является источником взаимосвязи родителей, педагогов и детей. На успешность организации семейных занятий влияют подбор доступного музыкального материала, близкого и интересного ребенку, формирующего его музыкальные интересы и потребности.

           Чаще всего в музицировании детей привлекает не  классические произведения, а, как правило, произведения, которые у всех «на слуху». Высокий репертуарный уровень побуждает ребенка к творческому поиску, а серый, неинтересный репертуар, не соответствующий уровню современных детей и подростков, снижает стремление заниматься музыкой. Таким образом,  произведения  для  домашнего  музицирования реализуют основные принципы педагогики: сотрудничество, опережение, свободный выбор, обучение без принуждения. Данная форма работы предлагает более гибкую и смелую репертуарную политику, направленную на всестороннее и гармоничное развитие учащегося.

   В своей  работе  я  использую  сборники  «Музицирование  для  детей  и взрослых»  под редакцией  Ю. В. Барахтиной.  Это 4 сборника,  в  которые

входят :

  1. Детские песни, танцевальная музыка и песни из кинофильмов;
  2. Песни из отечественных кинофильмов и телепередач;
  3. Популярные произведения классической музыки;
  4. Лёгкие детские джазовые пьесы;
  5. Мелодии зарубежной эстрады хх- века.

Для игры в ансамбле использую сборники:

  1. Н. Соколовой «Ребёнок за роялем».
  2. «Малыш и итальянская опера» переложение Е. Юмаевой. В сборнике представлены знакомые отрывки из опер итальянских композиторов

Д. Россини, Д. Перголези, Г. Доницетти, Д. Верди, Д. Пуччини.

  1. «Вместе весело играть» - фортепианные ансамбли и ансамблики. Составители: Е. Алешина, Е. Никитина, О. Житнухина.

Нотный текст переложений написан в наиболее удобной фактуре, для простоты чтения упрощён ритмический рисунок, подробно выписана аппликатура. Это даёт возможность свободно, почти без  предварительного разбора исполнять хорошие, популярные, любимые песни и пьесы, и в то же время вполне возможно обучение учащихся на данном метериале элементарным исполнительским навыкам.

         Таким образом, целью общего музыкального образования должно быть воспитание умения у учащихся музицировать для себя. Домашнее или просто совместное исполнение не заменят никакие иные формы. Это форма общения создаёт особые духовные связи между людьми и укрепляет не только эстетические, но и нравственные  принципы.

Анализ тенденций в современном обучении игре на фортепиано  показал, что музицирование является мощным средством воздействия на развитие личности. Музицирование в кругу семьи обладает огромным развивающим потенциалом всего комплекса способностей учащихся: музыкального слуха, ритма, памяти, двигательно-моторных навыков. В результате расширяется музыкальный кругозор, интеллект музыканта, воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы и содержания исполняемого произведения.

Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания, которая призвана помочь детям полюбить музыку, и тогда она сделает жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту. Уже будучи взрослыми, дети будут с благодарностью вспоминать моменты, когда с помощью  родителей они приобщились к миру музыки и обрели возможность получать удовольствие от игры на фортепиано.

Литература.

  1. Л. А. Баренбойм  «Путь к музицированию».
  2. Л. Матвеева  «Роль семьи в организации процесса музыкального образования ребенка».
  3. Г. М. Цыпин  «Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано».
  4. Т. Б. Юдовина-Гальперина  «За роялем без слез или  я - детский педагог».  
  5. А. Готлиб   «Основы ансамблевой техники».
  6. Г. Нейгауз  «Об искусстве фортепианной игры».

                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе

В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...

Формирование активной роли учащихся и воспитанников с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида....

Роль классного руководителя при семейном воспитании в современном воспитательно-образовательном процессе

В статье описана роль семьи и семейного воспитания и влияние ее на воспитательно-образовательный процесс. Немаловажную роль при взаимодействии родителя и обучающегося играет классный руководитель, фиг...

Консультация для родителей "Роль совместного семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль совместного семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста"...

«Компьютерные технологии как средство внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс»

Теоретические основы внедрения национально-регионального компонента в музыкально-образовательный процесс с использованием компьютерных технологий...