Роль классного руководителя при семейном воспитании в современном воспитательно-образовательном процессе
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Воскобоева Елена Владимировна

В статье описана роль семьи и семейного воспитания и влияние ее на воспитательно-образовательный процесс. Немаловажную роль при взаимодействии родителя и обучающегося играет классный руководитель, фигура которого дополняет триаду взаимоотношений: родитель - обучающийся - классный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_baryshnikova.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя при семейном воспитании

в современном воспитательно-образовательном процессе

«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью».

                  В.А. Сухомлинский

В современном обществе роль семьи чрезвычайно важна: во время постоянной изменчивости и нестабильности зачастую именно семья становится тем оплотом, на который опирается каждый человек. Семья поддерживает, подсказывает, направляет — роль семьи неоценима. Тем более если этот человек — еще ребенок. Когда будущий школьник (на этапе подготовительных курсов или занятий) или первоклассник заходит в школу, он заходит не один: с ним приходит его семья, которая становится важным участником воспитательно-образовательного процесса.

Знакомство педагогического коллектива и педагога-классного руководителя с родителем не менее значимо, чем знакомство с будущим учащимся. Чем больше сведений о семье, о ее составе и традициях, об особенностях рождения, развития и воспитания ребенка, тем продуктивнее будет протекать процесс школьного обучения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) регламентированы нормативно-правовой базой и определены следующими документами:

  1. статьями 38, 43 Конституции Российской Федерации;
  2. главой 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
  3. статьями 17, 18, 19, 52, 52.1 и 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В статье 18 п. 1 Закона «Об образовании» написано: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте».

Результатами процесса совместной деятельности родителей и педагога являются не только положительные результаты успеваемости, но и результаты участия учащихся во всевозможных конкурсах, олимпиадах и фестивалях. Традиционно считается, что учащемуся при подготовке в различным внеклассным мероприятиям помогает только педагог, выполняющий роль наставника и научного руководителя (направляющий учащегося и руководящий процессом работы).

Но почему-то забывают при этом указывать на роль семьи, которая также помогает: семья прежде всего создает положительную атмосферу в доме, которая благоприятно влияет на формирование творческого и интеллектуального потенциала ребенка. В школе учащегося «подхватывает» педагог, способный разглядеть в учащемся те таланты, те умения, которые впоследствии  при двусторонней поддержке — семьи и педагогического коллектива — сформируются в навыки.

Педагоги нашего учебного заведения — ГБОУ школы №508 с углубленным изучением предметов образовательных областей «Искусство» и «Технология» Московского района г. Санкт-Петербург — в ряде случаев при организации воспитательно-образовательного процесса действуют совместно с семьей (родителями или официальными представителями).

В нашей школе с 2001 года — сейчас они в 8 классе - обучаются брат и сестра, Барановы Георгий (Егор) и Александра. Это очень талантливые, умные, отзывчивые дети. У них прекрасно развито чувство вкуса, стиля. Они чутко воспитаны, и по всему, что делают, заметно влияние родителей, которые, в свою очередь, принимают активное участие также в общественной жизни школы: всегда посещают родительские собрания, входят в состав классного и общешкольного родительского комитета.

В 2014/2015 учебном году Георгий и Александра приняли участие в городском межмузейном проекте музейно-педагогических технологий «Музей открывает фонды», под руководством педагога по культуре и истори Санкт-Петербурга Луценко Идии Викторовны создав конкурсную работу «Петербургская азбука». Проект представлял собой иллюстрированный альбом со стихотворными описаниями петербургских достопримечательностей: Банковский мост, Гостиный двор, Иоанновский мостик и другие. Учащиеся заняли призовые места, конкурсная работа была полностью опубликована в учебно-методическом пособии «Инновационные технологии в образовательном учреждении:сотворчество педагогов и учащихся», подготовленным коллективом школы в 2015 году.

Поэтический талант учащихся, наряду с художественным (что неудивительно, учитывая образовательную специфику учебного заведения), проявляется также на уроках гуманитарного цикла и на уроках литературы в частности. Так, при изучении японской поэзии и лирических жанров хокку и хайку учащимся было предложено в качестве задания сочинить собственные хокку и хайку. Из всего класса (около 30-ти человек) с творческим заданием справились многие, но особо выделить хочется хокку Барановой Саши.

***

Прекрасным видит

Весь этот мир бескрайний

Юный художник.

***

Единственная,

Кого не позабуду, -

Милая мама.

***

Герой детских дней.

Самый родной супермен -

Родной отец.

Два хокку из десяти, написанных Александрой, посвящены родным людям — матери и отцу. Конечно, самые светлые и нежные чувства ребенок выражает к своим родителям, так много вложившим в его воспитание.

Немалое время уделяется общению с родителями, чьи дети относятся к группе обучающихся с ограничными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). С 2012 года наша школа работает в режиме экспериментальной площадки районного уровня над реализацией программы внедрения инклюзивного образования «Разработка и апробация модели общеобразовательного учреждения с инклюзивной образовательной средой художественой направленности, направленная на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья» 2012-2015 уч. годы. Школьный коллектив стремится прежде всего дать уверенность в своих силах учащимся с ОВЗ, мотивируя их учиться вместе с другими детьми, старается поднять уровень мотивации к самообразованию и освоению нетрадиционных видов деятельности всеми учащимися.

В число направлений экспериментальной деятельности входит также расширение сотрудничества с семьей в вопросах обучения, воспитания и развития школьников (в том числе и детей с ОВЗ) по проблемам повышения качества их образования, развития художественных способностей, аккультурации и социализации школьников в поликультурном пространстве бытия.

Ярким примером сотрудничества школы с семьей является общение с родителями ученицы 9 класса Басок Дарьи. Даша — учащаяся с ОВЗ (нейрофизиологическая тугоухость III степени), она родилась в семье музыкантов и учится в ГБОУ школе №508 с 1 класса. Даша — талантливый человек: она играет на фортепиано, танцует, выступает на школьных концертах. Но при этом практически не слышит — ходит со слуховым аппаратом. Конечно, музыкальный талант Дарьи дан ей при рождении, но и родители при этом ежедневно выполняют огромную работу! Отец часто приходит в школу для общения с педагогами, чтобы узнать о ее успехах; если Даша болеет, он всегда интересуется заданиями, чтобы девочка могла выполнять их на дому. В семье существует установка: кто-то из родителей всегда дома и главное внимание уделяется Даше, ее обучению и развитию.

В 2011 году Санкт-Петербургская общественная организация детей-инвалидов и инвалидов с детства по слуху и их родителей СПб Ардис организовала съемку фильма, посвященного одному учебному дню Даши в школе: снимали на всех уроках, включая физкультуру. Даша учится легко, общается с одноклассниками, которые относятся к ней уважительно. Она интересна для окружающих, образована для своего возраста и физического состояния.

Опыт сотрудничества с семьями обучающихся с ОВЗ и с самими учащимися был неоднократно представлен на различных семинарах и конференциях. Некоторые из них проходили в нашей школе:

  1. Семинар «Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе: аспекты эффективной социализации», 26 января 2015 г. (совместно с ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района);
  2. Семинар школ-лабораторий «Дистанционные технологии в творческом развитии детей», 26 февраля 2015 г. (совместно с СПб АППО, СПбГУТиД, школой-интернатом №20).

Наиболее эффективными формами сотрудничества с семьей обучающихся в целом и обучающихся с ОВЗ в частности мы считаем:

  1. родительские собрания;
  2. индивидуальные консультации;
  3. родительские семинары и конференции;
  4. внеклассные мероприятия.

На родительских собраниях должно происходить прежде всего сближение педагогов и родителей для успешной социализации обучающихся и для их дальнейшего воспитания и образования. На собраниях систематически происходит знакомство с содержанием, методами и формами воспитания и обучения детей в школе и семье. Собрания могут быть проведены в различной форме: беседа, лекция, диспут, постановка проблемных ситуаций и пр.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими и итоговыми:

  • текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников;
  • тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей;
  • итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития учебного коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, прогулки, торжественные собрания.

Индивидуальные консультации и беседы с родителями основаны прежде всего заинтересованностью и неравнодушием педагога к проблемам каждого из обучающихся. Общение педагога с родителями необходимо, поскольку совместное решение вопроса или совместный подход к тому или иному процессу имеют больший результат, чем в одиночку: у педагога в запасе педагогические знания и уменя, у родителя — знания и особенности поведения и внутреннего мира собственного ребенка. Активное участие педагога и родителей в воспитательно-образовательном процессе в дальнейшем приносит свои плоды.

Важной формой групповой работы с родителями также являются семинары и конференции. Их уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Семинар и конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируются и тщательно готовятся. К ним готовится выставка литературы по обсуждаемой проблеме, изучается мнение взрослых и обучающихся, ученых. В ходе семинаров и конференций может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.

Внеклассные мероприятия можно отнести к нетрадиционным формам работы с родителями — это совместные встречи с обучающимися и их родителями: прогулки, посещения музеев, театров, кинопоходы, праздники, чаепития и многое другое. Прежде всего подобные мероприятия направлены на проведение совместного досуга детей, что способствует сплочению коллектива, укреплению его дружеского духа, воспитанию нравственно-духовных качеств. Родители становятся неотъемлемой частью этих праздников, повышая статус вне-классных встреч до семейных. И роль семьи, ее значения и влияние осознается детьми в большей степени, чем где бы то ни было.

Таким образом, семья всегда играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка, обладая при этом большими возможностями. Именно с семьи начинается развитие каждого из нас, уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Семья — это духовный центр, нравственное основание и совместно с педагогом предстает могучей воспитательно-образовательной силой. И, по нашему мнению, только совместное взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития, воспитания и образования ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в нраавственном воспитании учащихся "группы риска"

В помощь классному руководителю, при введении занятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...