Рабочая программа по истории России 8 класс
календарно-тематическое планирование (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
По учебному предмету
«История России»
для учащихся 8 классов
Екатеринбург 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории России» 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России от 9 марта 2004 г. №1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История. – М.: Дрофа, 2004.
- Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
- Учебный план на 2014-2015 учебный год.
Курс «История России XIX в.» направлен на формирование понимания процессов происходящих в Российском государстве от Александра I до конца правления Александра III.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.
В основе содержания курса истории России лежат ведущие системообразующие идеи. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Основу изучения курса истории России составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы:
- Россия в первой половине XIX века |
- Россия во второй половине XIX |
Цели курса:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Задача курса: совершенствование исторического мышления.
Рабочая программа по истории России составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., федерального компонента и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.
В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.
- С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы используются: формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
- технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
- методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Программа рассчитана на 42 часа по 2 часа в неделю.
№ | Наименование темы (раздела программы) | Сроки | Всего час. | Из них | |||
Лаб.и практ. | Экс- курсии | Сам. раб. | Контрольно-диагностич. | ||||
1 | Введение. Российская империя на рубеже XVIII- XIX вв | 2 н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
I. | Раздел 1. Россия в первой половине XIX в. | 20 | - | - | 2 | 1 | |
2 | Внутренняя политика Александра I. | 3н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
3 | Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг. | 3н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
4-5 | Отечественная война 1812 года | 4н.12 | 1 | - | - | - | 1 |
6 | Внешняя политика России в 1813-1825 гг. | 5н.12 | 1 | 1 | - | 4 | 1 |
7 | Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | 2н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
8 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года. | 2н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
9 | Общественное движение при Александре I. | 3н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
10 | Восстание декабристов. | 3н.01 | 1 | 1 | - | - | - |
11 | Внутренняя политика Николая I. | 4н.01 | 1 | - | - | 1 | - |
12 | Социально-экономическое развитие 20-50-е гг. XIX века. | 4н.01 | 1 | - | - | - | - |
13 | Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | 5н.01 | 1 | - | - | - | 1 |
14 | Общественное движение в годы правления Николая I. | 5н.01 | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 |
15 | Крымская война (1853 – 1856) | 1н.02 | 1 | - | - | - | 1 |
16 | Образование и наука. | 1н.02 | 1 | - | - | - | - |
17 | Русские первооткрыватели и путешественники | 2н.02 | 1 | - | - | 1 | |
18 | «Золотой век» русской культуры первой половины XIX века | 2н.02 | 1 | - | - | 1 | - |
19 | Быт и обычаи | 3н.02 | 1 | 1 | - | - | - |
20 | Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XIX в.» | 3н.02 | |||||
II. | Раздел 2. Россия во второй половине XIXв. | 21 | |||||
21 | Накануне отмены крепостного права | 4н.02 | 1 | - | - | 1 | - |
22 | Отмена крепостного права. | 4н.02 | 1 | - | - | - | 1 |
23-24 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | 1.03 | 2 | - | - | 3 | 1 |
25 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. | 2.н.03 | 2 | - | - | 1 | - |
26 | Либеральное и консервативное общественное движение в 60-70-е гг. | 2н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
27 | Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг. | 3н.03 | 1 | - | - | 1 | - |
28 | Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг. | 3н.03 | 1 | - | - | - | 1 |
29 | Внешняя политика Александра II | 4н.03 | 1 | 1 | - | 5 | 2 |
30 | Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг. | 2н.04 | 1 | - | - | - | - |
31-32 | Внутренняя политика Александра III | 2-3н.04 | 2 | - | - | 1 | - |
33 | Экономическое развитие в годы правления Александра III | 4н.04 | 1 | - | - | 1 | - |
34 | Положение основных слоёв населения | 4н.04 | 1 | 1 | - | - | - |
35-36 | Общественные движения в 80-90-х гг. XIX в. | 5н.04 | 2 | - | - | 1 | - |
37 | Внешняя политика Александра III | 1н.05 | 1 | - | - | 1 | - |
38 | Просвещение и наука. | 1н.05 | 1 | - | - | 1 | - |
39 | Литература и изобразительное искусство | 2н.05 | 1 | - | - | - | 1 |
40 | Архитектура, музыка, театр, народное творчество. | 2н.05 | 1 | - | - | - | 1 |
41 | Быт: новые черты в жизни города и деревни | 3н.05 | 1 | - | - | - | |
42 | Контрольная работа по теме «Россия во второй половине XIX в.» | 3н.05 | 1 | - | - | - | 1 |
Итого | 42 | 3 | - | 17 | 6 |
Содержание образования
Введение (1 ч.)
Задача курса истории России XIX в. Исторические источники.
Раздел 1. Россия в первой половине XIX в. (20ч.)
Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. М.М.Сперанский. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ. Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.
Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Россия и образование Священного союза. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.
Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.
Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление Теория «официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники Революционно-социалистические течения. Общество петрашевцев.
Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя. Итоги и последствия войны.
Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.
Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской литературы: писатели и их произведения. Становление национальной музыкальной школы. Театр. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Раздел 2. Россия во второй половине XIX в. (21ч.)
«Великие реформы» 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг.
Национальные политика в I860-1870-е гг. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России. Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология, организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения. Начало царствования Александра III. Контрреформы. Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Национальная политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в военно-политических блоках.
Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы. Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства. Место российской культуры в мировой культуре XIX в. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
1. Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009;
2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.
3. Атлас отечественная история с древнейших времён до конца XIX в. с комплектом контурных карт.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной истории с веком;
- определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государства, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям отечественной культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список литературы для учителя:
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. / С.Г.Смирнов. – М.: МИРОС, 1995;
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В.В.Каргалова. – М.: Русское слово, 1997;
- Буганов В.И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8класса / В.И.Буганов, А.И.Назарец. – М.: Просвещение, 1972;
- Епифанов П.П. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XIX в. / П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. – М.: Просвещение, 1989;
5. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методические рекомендации
Список литературы для обучающихся:
- Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XIX в. : пособие для учащихся / А.Ф.Антонов – М.: Просвещение, 1988;
- Бабич И.В.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца. XIX в : в 4 т. / И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – межд. отнош., 1994;
- Энциклопедия для детей. Т. 5. история России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От Петра Великого до Александра Миротворца. М.: Аванта-Плюс, 2002.
Материально-техническое обеспечение:
Раздел 1. Мебель.
Парты ученические – 15 шт.
Стулья ученические – 30 шт.
Стол учительский – 1 шт.
Стул учительский – 1 шт.
Шкафы книжные – 5 шт.
Тумбы - 2
Стол компьютерный – 1 шт.
Доска учебная – 1 шт.
Раздел 2. Технические средства.
Проектор – 1
Экран – 1
Ноутбук – 1
Колонки - 2
Раздел 3. Учебное оборудование.
Раздел 4.
-Таблицы и карты по истории России
-Атласы по истории России - 15
Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).
-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.
-Исторические источники по всем разделам.
-Тестовые задания по всем разделам.
-Разноуровневые задания по всем разделам.
Сведения о составителях (авторах) программы:
ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель истории
Квалификационная категория: первая
Наличие учёной степени, почётных званий: нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..
Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной
Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной
Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...