Рабочая программа по истории России 8 класс
календарно-тематическое планирование (8 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._istoriya_rossii_8_klass.docx46.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Рабочая программа

По учебному предмету

«История России»

для учащихся 8 классов                                                                                                            

Екатеринбург 2014


Пояснительная записка

Рабочая программа по «Истории России» 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05.03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России  от 9 марта 2004 г. №1312).
  3. Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История.  – М.: Дрофа, 2004.
  4. Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
  5. Учебный план на 2014-2015 учебный год.

Курс «История России XIX в.» направлен на формирование понимания процессов происходящих в Российском государстве от Александра I  до конца правления Александра III.

Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.

В основе содержания курса истории России   лежат ведущие системообразующие идеи.    В  процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  

Основу изучения курса истории России составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы  присутствуют разделы:

- Россия в первой половине XIX века

- Россия во второй половине XIX

Цели курса:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность.  Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Задача курса: совершенствование исторического мышления.

Рабочая программа по истории России составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г., федерального компонента и авторской программы «История России 6-9 кл.» А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2009.

В основу программы положено сочетание проблемно-тематического, хронологического, цивилизационного, культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что позволяет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

  • С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы  используются: формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
  • технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
  • методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
  • методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.

Программа рассчитана на 42 часа по 2 часа в неделю.

Наименование темы

(раздела программы)

Сроки

Всего

час.

Из них

Лаб.и

практ.

Экс-

курсии

Сам.

раб.

Контрольно-диагностич.

1

Введение. Российская империя  на рубеже XVIII- XIX вв

2 н.12

1

-

-

1

-

I.

Раздел 1. Россия в первой половине XIX в.

20

-

-

2

1

2

Внутренняя политика Александра I.

3н.12

1

-

-

1

-

3

Внешняя политика Александра I в 1801-1812 гг.

3н.12

1

-

-

1

-

4-5

Отечественная война 1812 года

4н.12

1

-

-

-

1

6

Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

5н.12

1

1

-

4

1

7

Внутренняя политика  Александра I в 1815-1825 гг.

2н.01

1

-

-

1

-

8

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года.

2н.01

1

-

-

1

-

9

Общественное движение при Александре  I.

3н.01

1

-

-

1

-

10

Восстание  декабристов.

3н.01

1

1

-

-

-

11

Внутренняя политика Николая I.

4н.01

1

-

-

1

-

12

Социально-экономическое развитие 20-50-е гг. XIX века.

4н.01

1

-

-

-

-

13

Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг.

5н.01

1

-

-

-

1

14

Общественное движение  в годы правления Николая I.

5н.01

1

1

1

3

1

15

Крымская война (1853 – 1856)

1н.02

1

-

-

-

1

16

Образование и наука.

1н.02

1

-

-

-

-

17

Русские первооткрыватели и путешественники

2н.02

1

-

-

1

18

«Золотой век» русской культуры первой половины XIX века

2н.02

1

-

-

1

-

19

Быт и обычаи

3н.02

1

1

-

-

-

20

Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XIX  в.»

3н.02

 II.

Раздел 2. Россия во второй половине XIXв.

21

21

Накануне отмены крепостного права

4н.02

1

-

-

1

-

22

Отмена крепостного права.

4н.02

1

-

-

-

1

23-24

Либеральные реформы  60-70-х гг.

1.03

2

-

-

3

1

25

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.

2.н.03

2

-

-

1

-

26

Либеральное и консервативное общественное движение  в 60-70-е гг.

2н.03

1

-

-

1

-

27

Радикальные общественные движения 1860-х – начала 70-х гг.

3н.03

1

-

-

1

-

28

Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг.

3н.03

1

-

-

-

1

29

Внешняя политика Александра II

4н.03

1

1

-

5

2

30

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.

2н.04

1

-

-

-

-

31-32

Внутренняя политика Александра III

2-3н.04

2

-

-

1

-

33

Экономическое развитие в годы правления  Александра III

4н.04

1

-

-

1

-

34

Положение основных слоёв населения

4н.04

1

1

-

-

-

35-36

Общественные движения в 80-90-х гг. XIX в.

5н.04

2

-

-

1

-

37

Внешняя политика Александра III

1н.05

1

-

-

1

-

38

Просвещение и наука.  

1н.05

1

-

-

1

-

39

Литература и изобразительное искусство

2н.05

1

-

-

-

1

40

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

2н.05

1

-

-

-

1

41

Быт: новые черты в жизни города и деревни

3н.05

1

-

-

-

42

Контрольная работа по теме «Россия во второй половине XIX  в.»

3н.05

1

-

-

-

1

Итого

42

3

-

17

6

Содержание образования

Введение (1 ч.)

 Задача курса истории России XIX в. Исторические источники.

Раздел 1. Россия в первой половине XIX в. (20ч.)

Территория. Население. Социально-экономическое развитие. Император Александр I и его окружение. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. М.М.Сперанский. Учреждение Государственного совета. Причины свертывания либеральных реформ. Россия в международных отношениях начала XIX в. Основные цели и направления внешней политики. Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии.

Отечественная война 1812 г. Планы сторон, основные этапы и сражения войны. Патриотический подъем народа. Герои войны (М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов и др.). Причины победы России в Отечественной войне 1812 г. Влияние Отечественной войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.

Заграничный поход русской армии 1813—1814 гг. Венский конгресс. Россия и образование Священного союза. Роль России в европейской политике в 1813—1825 гг. Россия и Америка.

Изменение внутриполитического курса Александра I в 1816—1825 гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

Движение декабристов: предпосылки возникновения, идейные основы и цели, первые организации, их участники. Южное общество; «Русская правда» П.И. Пестеля. Северное общество; Конституция Н.М.Муравьева. Выступления декабристов в Санкт-Петербурге (14 декабря 1825) и на юге, их итоги. Значение движения декабристов. Правление Николая I. Преобразование и укрепление роли государственного аппарата. Кодификация законов. Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Финансовая реформа Е.Ф. Канкрина.

Общественное движение в 1830-1850-е гг. Охранительное направление Теория «официальной народности. Оппозиционная общественная мысль. Славянофилы и западники Революционно-социалистические течения. Общество петрашевцев.

Внешняя политика России во второй четверти XIX в.: европейская политика, восточный вопрос. Крымская война 1853-1856 гг.: причины, участники, основные сражения. Героизм защитников Севастополя. Итоги и последствия войны.

Народы России и национальная политика самодержавия в первой половине XIX в. Кавказская война. Имамат; движение Шамиля.

Культура России в первой половине XIX в. Развитие науки и техники. Географические экспедиции, их участники. Образование: расширение сети школ и университетов. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния Основные стили в художественной культуре. «Золотой век» русской литературы: писатели и их произведения. Становление национальной музыкальной школы. Театр. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

Раздел 2. Россия во второй половине XIX в. (21ч.)

 «Великие реформы» 1860—1870-х гг. Необходимость и предпосылки реформ. Император Александр II и его окружение. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права. Земская, судебная, военная, городская реформы. Итоги и следствия реформ 1860-1870-х гг.

Национальные политика в I860-1870-е гг. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права. Развитие торговли и промышленности. Железнодорожное строительство. Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества. Положение основных слоев населения России. Общественное движение в России в последней трети XIX в. Консервативные, либеральные, радикальные течения общественной мысли. Народническое движение: идеология, организации, тактика. Кризис революционного народничества. Зарождение российской социал-демократии. Начало рабочего движения. Начало царствования Александра III. Контрреформы.  Изменения в сферах государственного управления, образования и печати. Возрастание роли государства в экономической жизни страны. Курс на модернизацию промышленности. Экономические и финансовые реформы. Разработка рабочего законодательства. Национальная политика. Внешняя политика России во второй половине XIX в. Национальная  политика. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.; роль России в освобождении балканских народов. Присоединение Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в военно-политических блоках.

Культура России во второй половине XIX в. Достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие образования. Расширение издательского дела. Демократизация культуры. Литература и искусство: классицизм и реализм. Общественное звучание литературы. Расцвет театрального искусства, возрастание его роли в общественной жизни. Живопись. Архитектура. Развитие и достижения музыкального искусства. Место российской культуры в мировой культуре XIX в. Изменения в условиях жизни населения городов. Развитие связи и городского транспорта. Досуг горожан. Жизнь деревни.

Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:

1.        Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. XIX век: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009;

2.        Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь по истории России. XIX век.

3.         Атлас отечественная история с древнейших времён до конца XIX  в. с комплектом контурных карт.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной истории с веком;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государства, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России, достижениям отечественной культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Список литературы для учителя:

  1. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: уч. пособие для средней школы. – 2-е изд., перераб. / С.Г.Смирнов. – М.: МИРОС, 1995;
  2. История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В.В.Каргалова. – М.: Русское слово, 1997;
  3. Буганов В.И. Страницы боевого прошлого нашей страны: хрестоматия для учащихся 8класса / В.И.Буганов, А.И.Назарец. – М.: Просвещение, 1972;
  4. Епифанов П.П. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до XIX в. / П.П.Епифанов, О.П.Епифанова. – М.: Просвещение, 1989;

            5. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методические рекомендации

Список литературы для обучающихся:

  1. Антонов А.Ф. Книга для чтения по истории России с древнейших времен до конца XIX в. : пособие для учащихся / А.Ф.Антонов – М.: Просвещение, 1988;
  2. Бабич И.В.Хрестоматия по истории России с древнейших времен до конца. XIX в : в 4 т. / И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М.: МИРОС – межд. отнош., 1994;
  3. Энциклопедия для детей. Т. 5. история России и ее ближайших соседей. Ч. 2. От Петра Великого до Александра Миротворца. М.: Аванта-Плюс, 2002.

Материально-техническое обеспечение:

Раздел 1. Мебель.

Парты ученические – 15 шт.

Стулья ученические – 30 шт.

Стол учительский – 1 шт.

Стул учительский – 1 шт.

Шкафы книжные – 5 шт.

Тумбы - 2

Стол компьютерный – 1 шт.

Доска учебная – 1 шт.

Раздел 2. Технические средства.

Проектор – 1

Экран – 1

Ноутбук – 1

Колонки - 2

Раздел 3. Учебное оборудование.

Раздел 4. 

-Таблицы и карты  по истории России

-Атласы по истории России - 15

Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).

-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.

-Исторические источники по всем разделам.

-Тестовые задания по всем разделам.

-Разноуровневые задания по всем разделам.

Сведения о составителях (авторах) программы:

ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич

Должность: учитель истории

Квалификационная  категория: первая

Наличие учёной степени, почётных званий: нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...