Рабочая программа по истории Средних веков
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету
«История Средних веков»
для учащихся 6 классов
Екатеринбург 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории Средних веков» 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России от 9 марта 2004 г. №1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История. – М.: Дрофа, 2004.
- Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
- Учебный план на 2014-2015 учебный год.
Курс «История Средних веков» направлен на формирование у учащихся представлений о периоде с конца V века по XV век; от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.
В основе содержания курса истории Древнего мира лежат ведущие системообразующие идеи. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы эпохи Средних веков, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях Средневековья.
Основу изучения курса истории Средних веков составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы:
-Раннее Средневековье
-Расцвет Средневековья
-Зрелое Средневековье
В содержании раздела «Раннее Средневековье» особое внимание уделено вопросу становления новых государств на обломках Западной Римской империи, проблеме расселения и окультуривании варварских народов.
Цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделять при этом особое внимание истории мировых религий - христианству и исламу.
В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Задача курса: показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь учащимся не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Рабочая программа по истории Средних веков составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков», издательство «Просвещение», 2007 г.
С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы используются:
- формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
- технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
- методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Программа рассчитана на 32 часа по 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы (раздела программы) | Сроки | Всего час. | Из них | |||
Лаб.и практ. | Экс- курсии | Сам. раб. | Контр- диагностич. | ||||
1 | Введение | 1н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
I. | Тема 1 Раннее Средневековье | 13 | 1 | 1 | 10 | 1 | |
2 | Древние германцы и Римская империя | 1н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
3 | Королевство франков | 2н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 2н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
5 | Христианская церковь в V-VIII вв. | 3н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
6 | Политическая раздробленность | 3н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
7 | Западная Европа в IX-XI вв. | 4н.09 | 1 | - | 1 | 1 | - |
8 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | 4н.09 | 1 | 1 | - | 1 | - |
9 | Византия при Юстиниане | 5н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
10 | Культура Византии | 1н.10 | 1 | - | - | - | - |
11 | Образование славянских государств | 2н.10 | 1 | - | - | 1 | - |
12 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 2н.10 | 1 | - | - | 1 | - |
13 | Культура стран халифата | 3н.10 | 1 | - | - | - | - |
14 | Контрольная работа по теме «Раннее Средневековье» | 3н.10 | 1 | - | - | - | 1 |
II. | Тема 2. Расцвет Средневековья | 6 | - | - | 1 | - | |
15 | Феодалы и крестьяне | 4н.10 | 1 | - | - | - | - |
16 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 4н.10 | 1 | - | - | - | - |
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 2н.11 | 1 | - | - | - | - |
18 | Крестовые походы | 2н.11 | 1 | - | - | - | - |
19 | Как происходило объединение Франции | 3н.11 | 1 | - | - | - | - |
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 3н.11 | 1 | - | - | - | - |
III. | Тема 3. Зрелое Средневековье | 12 | - | - | 10 | 1 | |
21 | Столетняя война | 4н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
22 | Крестьянские восстания в Англии и Франции | 4н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
23 | Усиление королевской власти в конце XV веке во Франции и в Англии | 5н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
24 | Государства Южной и Центральной Европы | 5н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
25 | Гуситское движение в Чехии | 1н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
26 | Культура Западной Европы в XI-XV вв. | 2н.12 | 1 | - | - | - | 1 |
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 2н.12 | 20 | - | - | 1 | 1 |
28 | Средневековый Китай | 3н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
29 | Индия. Государства и культура | 3н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
30 | Государства и народы доколумбовой Америки | 4н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
31 | Обобщающий урок на тему «Зрелое Средневековье» | 4н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
32 | Итоговый урок по истории Средних веков | 5н.12 | 1 | - | - | - | 1 |
Итого | 32 | 1 | 1 | 20 | 2 |
Содержание образования
Введение (1 ч.)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники, по изучению истории средних веков. Их классификация.
Тема 1. Раннее Средневековье (13 ч.)
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Франкское завоевание. Усиление королевской власти. Принятие франками христианства. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Франкское государство в VI-VIII вв. создание папского государства. Империя Карла Великого. Политическая раздробленность.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Норманы.
Византийская империя и её культура. Славянские государства. Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Возникновение и распад Арабского халифата. Мухаммед. Арабские завоевания.
Тема 2. Расцвет Средневековья (6 ч.)
Складывание нового устройства общества. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Рыцарство. Крестьяне и сеньоры. Феодальные повинности. Натуральное хозяйство.
Средневековый город и его обитатели. Экономическое развитие Западной Европы. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи. Организация торговли.
Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Еретики. Разделение церквей. Борьба папства и королевской власти. Крестовые походы и их роль. Католицизм, православие и силам в эпоху крестовых походов. Папство в зените могущества. Инквизиция. Нищенствующие ордены.
Начало объединения Франции. Усиление королевской власти. Сословная монархия. Норманнское завоевание Англии. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей и её историческая роль. Возникновение английского парламента.
Тема 3. Зрелое средневековье (12 ч.)
Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Ереси. Завершение Столетней войны и её итоги. Гуситское движение.
Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой Розы в Англии. Англия при Генрихе VII. Объединение Испании и завершение Реконкисты.
Изменение в культуре Западной Европы XI-XV вв.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.
- Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. М.: Просвещение, 2007.
- Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Требование к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории Средних веков; выдающихся деятелей этого периода;
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список литературы для учителя:
- Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В.Е.Степанова. I част, 2002;
- Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков / О.В.Давыдов. М. : Экзамен, 2006.
Список литературы для обучающихся:
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М., Дрофа, 2007г.
- Запорожец Н.И. книга для чтения по истории средних веков : пособие для учащихся / Н.И.Запорожец; под ред. А.А.Сванидзе. – М.: Просвещение, 1990.
- Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А.А.Сванидзе. – М., 1996.
- Баллада о Робин Гуде. – Л., 1972.
- Средневековый роман и повесть: Тристан и Изольда. – М., 2003.
- Макарова А. Путешествие в страну майя. – М., 2000.
Материально-техническое обеспечение:
Раздел 1. Мебель.
Парты ученические – 15 шт.
Стулья ученические – 30 шт.
Стол учительский – 1 шт.
Стул учительский – 1 шт.
Шкафы книжные – 5 шт.
Тумбы - 2
Стол компьютерный – 1 шт.
Доска учебная – 1 шт.
Раздел 2. Технические средства.
Проектор – 1
Экран – 1
Ноутбук – 1
Колонки - 2
Раздел 3. Учебное оборудование.
Раздел 4.
-Таблицы и карты по истории Средних веков.
-Атласы по истории Средних веков - 15
Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).
-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.
-Исторические источники по всем разделам.
-Тестовые задания по всем разделам.
-Разноуровневые задания по всем разделам.
Сведения о составителях (авторах) программы:
ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель истории
Квалификационная категория: первая
Наличие учёной степени, почётных званий: нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
Рабочая программа...
Рабочая программа по истории Средних веков
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...