Рабочая программа по истории Средних веков
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету
«История Средних веков»
для учащихся 6 классов
Екатеринбург 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Истории Средних веков» 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Приказа Министерства образования РФ №127 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ министерства России от 9 марта 2004 г. №1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта. Стандарт среднего (полного) образования по истории (базовый уровень). –Сборник нормативных документов. История. – М.: Дрофа, 2004.
- Приказ Министерства образования РФ №1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования». Раздел «История».
- Учебный план на 2014-2015 учебный год.
Курс «История Средних веков» направлен на формирование у учащихся представлений о периоде с конца V века по XV век; от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание феноменам истории Средних веков, которые, так или иначе, вошли в современную цивилизацию.
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников, логических принципов.
В основе содержания курса истории Древнего мира лежат ведущие системообразующие идеи. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы эпохи Средних веков, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях Средневековья.
Основу изучения курса истории Средних веков составляют методологические подходы, в соответствии с которыми в содержании программы присутствуют разделы:
-Раннее Средневековье
-Расцвет Средневековья
-Зрелое Средневековье
В содержании раздела «Раннее Средневековье» особое внимание уделено вопросу становления новых государств на обломках Западной Римской империи, проблеме расселения и окультуривании варварских народов.
Цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделять при этом особое внимание истории мировых религий - христианству и исламу.
В результате освоения содержания основного общего образования учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг учебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность. Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Информационно-коммуникативная деятельность. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, аргументов, формулирование выводов. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств). Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Задача курса: показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь учащимся не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Рабочая программа по истории Средних веков составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков», издательство «Просвещение», 2007 г.
С целью достижения результатов образования в процессе реализации программы используются:
- формы образования – комбинированный урок, экскурсии, лекции, семинары, круглые столы, практические работы, дискуссии и др.;
- технологии образования - работу в группах, индивидуальную работу учащихся, модульную, проектную;
- методы образования – самостоятельные работы, фронтальный опрос, объяснение, сократический метод, герменевтический метод и др.
- методы мониторинга знаний и умений обучающихся – тесты, творческие работы, контрольные работы, устный опрос и др.
Программа рассчитана на 32 часа по 2 часа в неделю.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование темы (раздела программы) | Сроки | Всего час. | Из них | |||
Лаб.и практ. | Экс- курсии | Сам. раб. | Контр- диагностич. | ||||
1 | Введение | 1н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
I. | Тема 1 Раннее Средневековье | 13 | 1 | 1 | 10 | 1 | |
2 | Древние германцы и Римская империя | 1н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
3 | Королевство франков | 2н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | 2н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
5 | Христианская церковь в V-VIII вв. | 3н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
6 | Политическая раздробленность | 3н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
7 | Западная Европа в IX-XI вв. | 4н.09 | 1 | - | 1 | 1 | - |
8 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | 4н.09 | 1 | 1 | - | 1 | - |
9 | Византия при Юстиниане | 5н.09 | 1 | - | - | 1 | - |
10 | Культура Византии | 1н.10 | 1 | - | - | - | - |
11 | Образование славянских государств | 2н.10 | 1 | - | - | 1 | - |
12 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад | 2н.10 | 1 | - | - | 1 | - |
13 | Культура стран халифата | 3н.10 | 1 | - | - | - | - |
14 | Контрольная работа по теме «Раннее Средневековье» | 3н.10 | 1 | - | - | - | 1 |
II. | Тема 2. Расцвет Средневековья | 6 | - | - | 1 | - | |
15 | Феодалы и крестьяне | 4н.10 | 1 | - | - | - | - |
16 | Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 4н.10 | 1 | - | - | - | - |
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 2н.11 | 1 | - | - | - | - |
18 | Крестовые походы | 2н.11 | 1 | - | - | - | - |
19 | Как происходило объединение Франции | 3н.11 | 1 | - | - | - | - |
20 | Что англичане считают началом своих свобод | 3н.11 | 1 | - | - | - | - |
III. | Тема 3. Зрелое Средневековье | 12 | - | - | 10 | 1 | |
21 | Столетняя война | 4н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
22 | Крестьянские восстания в Англии и Франции | 4н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
23 | Усиление королевской власти в конце XV веке во Франции и в Англии | 5н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
24 | Государства Южной и Центральной Европы | 5н.11 | 1 | - | - | 1 | - |
25 | Гуситское движение в Чехии | 1н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
26 | Культура Западной Европы в XI-XV вв. | 2н.12 | 1 | - | - | - | 1 |
27 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова | 2н.12 | 20 | - | - | 1 | 1 |
28 | Средневековый Китай | 3н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
29 | Индия. Государства и культура | 3н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
30 | Государства и народы доколумбовой Америки | 4н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
31 | Обобщающий урок на тему «Зрелое Средневековье» | 4н.12 | 1 | - | - | 1 | - |
32 | Итоговый урок по истории Средних веков | 5н.12 | 1 | - | - | - | 1 |
Итого | 32 | 1 | 1 | 20 | 2 |
Содержание образования
Введение (1 ч.)
Понятие «Средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники, по изучению истории средних веков. Их классификация.
Тема 1. Раннее Средневековье (13 ч.)
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Франкское завоевание. Усиление королевской власти. Принятие франками христианства. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Франкское государство в VI-VIII вв. создание папского государства. Империя Карла Великого. Политическая раздробленность.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Норманы.
Византийская империя и её культура. Славянские государства. Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Возникновение и распад Арабского халифата. Мухаммед. Арабские завоевания.
Тема 2. Расцвет Средневековья (6 ч.)
Складывание нового устройства общества. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница. Рыцарство. Крестьяне и сеньоры. Феодальные повинности. Натуральное хозяйство.
Средневековый город и его обитатели. Экономическое развитие Западной Европы. Социальная структура города. Жизнь и быт горожан. Средневековое ремесло. Цехи. Организация торговли.
Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Еретики. Разделение церквей. Борьба папства и королевской власти. Крестовые походы и их роль. Католицизм, православие и силам в эпоху крестовых походов. Папство в зените могущества. Инквизиция. Нищенствующие ордены.
Начало объединения Франции. Усиление королевской власти. Сословная монархия. Норманнское завоевание Англии. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей и её историческая роль. Возникновение английского парламента.
Тема 3. Зрелое средневековье (12 ч.)
Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Ереси. Завершение Столетней войны и её итоги. Гуситское движение.
Завершение объединения Франции. Война Алой и Белой Розы в Англии. Англия при Генрихе VII. Объединение Испании и завершение Реконкисты.
Изменение в культуре Западной Европы XI-XV вв.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Учебно-методическое обеспечение учебного предмета:
- Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.
- Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. М.: Просвещение, 2007.
- Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
Требование к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения истории ученик должен:
знать/понимать:
- основные этапы и ключевые события истории Средних веков; выдающихся деятелей этого периода;
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь:
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; ---определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Список литературы для учителя:
- Хрестоматия по истории средних веков / под ред. В.Е.Степанова. I част, 2002;
- Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков / О.В.Давыдов. М. : Экзамен, 2006.
Список литературы для обучающихся:
- Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М., Дрофа, 2007г.
- Запорожец Н.И. книга для чтения по истории средних веков : пособие для учащихся / Н.И.Запорожец; под ред. А.А.Сванидзе. – М.: Просвещение, 1990.
- Рассказы по истории Средних веков / Под ред. А.А.Сванидзе. – М., 1996.
- Баллада о Робин Гуде. – Л., 1972.
- Средневековый роман и повесть: Тристан и Изольда. – М., 2003.
- Макарова А. Путешествие в страну майя. – М., 2000.
Материально-техническое обеспечение:
Раздел 1. Мебель.
Парты ученические – 15 шт.
Стулья ученические – 30 шт.
Стол учительский – 1 шт.
Стул учительский – 1 шт.
Шкафы книжные – 5 шт.
Тумбы - 2
Стол компьютерный – 1 шт.
Доска учебная – 1 шт.
Раздел 2. Технические средства.
Проектор – 1
Экран – 1
Ноутбук – 1
Колонки - 2
Раздел 3. Учебное оборудование.
Раздел 4.
-Таблицы и карты по истории Средних веков.
-Атласы по истории Средних веков - 15
Раздел 5. Дидактические материалы (раздаточные).
-Памятки для учащихся по всем видам деятельности.
-Исторические источники по всем разделам.
-Тестовые задания по всем разделам.
-Разноуровневые задания по всем разделам.
Сведения о составителях (авторах) программы:
ФИО: Маслаков Дмитрий Сергеевич
Должность: учитель истории
Квалификационная категория: первая
Наличие учёной степени, почётных званий: нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-56565-1479927745.jpg)
Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66354.jpg)
Рабочая программа по истории Средних веков
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/28/picture-1040783-1527515898.jpg)
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-360980-1539012578.jpg)
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/02/picture-1246390-1588424198.jpg)
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...