Рабочая программа по истории Средних веков
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_6_kl._2012.docx | 41.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)
Программа курса «История Средних веков» охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.
Задачи курса- показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших веках, а стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Основные цели курса:
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам).
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники кА письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Учебно-методический комплект:
- А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Средних веков.: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2006
- Раздаточный материал
- Карты изучаемого периода
- Средства электронного обучения
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | практические | |||
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Становление средневекового общества: христианский и исламский мир | 13 | 13 | |
3 | Средневековые общества Индии и Китая | 2 | 2 | |
4 | Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура | 4 | 4 | |
5 | Средневековое общество: христианские и исламские государства | 10 | 10 | |
Итого: | 30 | 30 |
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г. и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.- М.: Просвещение, 2006Программа включает в себя материал по истории России с древнейших времен до конца XVI в. и рассчитана на 40 часов, включая модуль «Народы и государства на территории нашей страны в древности» из резервных часов.
Основные цели курса:
- выработки у учащихся представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у школьников способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (составление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
- изучая историю России, вызывать у учащихся чувство сопричастности со всем происходящим в стране.
Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть после изучения курса:
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- давать оценку отдельным явлениям культуры;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний;
- составлять характеристику исторических деятелей;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Содержание тем курса.
Введение -1 час.
1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 ч.)
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Основные понятия темы: присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
2. Русь в IX – первой половине XIIв. (8 ч.)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Значение принятия христианства.
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Основные понятия темы: государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
3. Русь во второй половине XII – XIII вв. (9 ч.)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Международные отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро0суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Сражение на реке Калке. Вторжение на рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонские ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба против Орды. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных земель к Великому княжеству Литовскому. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведения культуры. «Слово о полку Игореве».
Основные понятия темы: удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
4. Образование единого русского государства (8 ч.)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение, Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша,
Московское княжество и его соседи в конце XIII - середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создания единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – третий мир». Культура и быт в XIV – начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Житийная литература. Главные сооружения Московского кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV – начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы: боярская дума, самодержавие, судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
5. Московское государство в XVI в. (6 ч.)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV. на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев, Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные расходы.
Внешняя политика Ивана IV. Внешне-политические успехи России в 50-гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция Православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Социально- экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XV в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Быт и нравы. «Домострой».
Основные понятия темы: централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, церковный Собор.
Итоговое повторение (2 ч.)
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов и тем | Всего часов |
Введение | 1 | |
1 | Народы и государства на территории нашей страны в древности | 6 |
2 | Русь в IX – первой половине XII вв. | 8 |
3 | Русь во второй половине XII – XIII вв. | 9 |
4 | Образование единого русского государства | 8 |
5 | Московское государство в XVI в. | 6 |
6 | Итоговое повторение | 2 |
Итого: | 40 |
Учебно-методический комплект:
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Истории России с древнейших времен до конца XVI в.: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Просвещение, 2006
- Б.Н. Серов, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI в.-М.: Вако, 2006
- Атласы
- Контурные карты
- Раздаточный материал
- Карты изучаемого периода.
Приложение
Календарно –тематическое планирование по курсу «История России» - 6 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата корректировки |
1. | Введение. | 1 | ||
Раздел 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (6 часов) | ||||
2. | Народы и государства на территории страны в древности. Заселение Евразии. | 1 | ||
3. | Города-государства Северного Причерноморья. | 1 | ||
4. | Язычество | 1 | ||
5. | Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности. | 1 | ||
6. | Восточные славяне и их соседи в древности. | 1 | ||
7. | Занятия, верования и общественный строй восточных славян. | 1 | ||
Раздел 2. Русь в IX – первой половине XII вв.(8 часов) | ||||
8. | Формирование Древнерусского государства. | 1 | ||
9. | Первые русские князья. | 1 | ||
10. | Правление князя Владимира и крещение Руси. | 1 | ||
11. | Расцвет Древнерусского государства. | 1 | ||
12. | Жители Древней Руси. | 1 | ||
13. | Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого (начало распада) | 1 | ||
14. | Культура и быт Древней Руси. | 1 | ||
15. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя». | 1 | ||
Раздел 3. Русь во второй половине XII-XIII вв.(9 часов) | ||||
16. | Начало раздробленности Древнерусского государства. | 1 | ||
17-18. | Главные политические центры Руси. | 2 | ||
19. | Монгольское нашествие на Русь | 1 | ||
20. | Борьба русских земель против экспансии Запада. | 1 | ||
21. | Русь и Орда. | 1 | ||
22. | Русь и Литва. | 1 | ||
23. | Культура русских земель. | 1 | ||
24. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Политическая раздробленность на Руси». | 1 | ||
Раздел 4. Образование единого русского государства(8 часов) | ||||
25. | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | 1 | ||
26. | Москва- центр борьбы с ордынским игом. | 1 | ||
27. | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV вв. | 1 | ||
28. | Создание единого Русского государства и конец ордынского ига. | 1 | ||
29. | Московское государство в конце XV- начале XVI вв., основные социальные слои. | 1 | ||
30. | Церковь и государство в XV- начале XVI вв. | 1 | ||
31. | Русская культура в конце XV- начале XVI вв. | 1 | ||
32. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Образование единого государства». | 1 | ||
Раздел 5. Московское государство в XVI в.(6 часов) | ||||
33. | Иван Грозный. Начало правления. | 1 | ||
34. | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | ||
35. | Усиление власти Ивана Грозного. | 1 | ||
36. | Россия в конце правления Ивана IV | 1 | ||
37. | Культура и быт в XVI в. | 1 | ||
38. | Повторительно-обобщающий урок по теме «Московское государство». | 1 | ||
39-40. | Итоговое повторение | 2 | ||
Итого: | 40 |
Приложение
Календарно –тематическое планирование по курсу «История Средних веков» - 6 класс
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата корректировки |
1. | Введение. | 1 | ||
Раздел 1. Становление средневекового общества: христианский и исламский мир (13 часов) | ||||
2. | Франки создают свое государство в Галлии | 1 | ||
3. | Христианская церковь в раннем Средневековье | 1 | ||
4. | Наследница Римской империи - Византия | 1 | ||
5. | Византия при императоре Юстиниане (527-565 годы) | 1 | ||
6. | Новая религия – ислам | 1 | ||
7. | Арабский халифат | 1 | ||
8. | Франкское государство во времена «ленивых королей» | 1 | ||
9. | Империя Карла Великого | 1 | ||
10. | Свободные крестьяне становятся зависимыми | 1 | ||
11. | Усиление власти землевладельцев | 1 | ||
12. | Норманны и их походы | 1 | ||
13. | Империя германских государей | 1 | ||
14. | Государства славянских народов | 1 | ||
Раздел 2. Средневековые общества Индии и Китая.(2 часа) | ||||
15. | В средневековой Индии | 1 | ||
16. | В средневековом Китае | 1 | ||
Раздел 3. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура. (4 часа) | ||||
17. | Средневековые рыцари и их жизнь | 1 | ||
18. | Жизнь средневековых крестьян и горожан | 1 | ||
19. | Рост могущества церкви в Западной Европе | 1 | ||
20. | Как средневековые европейцы представляли себе мир | 1 | ||
Раздел 4.Средневековое общество: христианские и исламские государства (10 часов) | ||||
21. | Нормандское завоевание Англии | 1 | ||
22. | Франция и Англия при первых Капетингах и Плантагенетах | 1 | ||
23. | Крестовые походы | 1 | ||
24. | Начало парламента и Генеральных штатов | 1 | ||
25. | Начало Столетней войны | 1 | ||
26. | Окончание Столетней войны | 1 | ||
27. | Франция после победы в Столетней войне | 1 | ||
28. | Городская жизнь в Италии XIV-XV веков | 1 | ||
29. | Турецкие завоевания и падение Византии | 1 | ||
30. | Повторительно-обобщающий урок «Средневековье» | 1 | ||
Итого: | 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
Рабочая программа...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...
Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс
Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс...