РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

 

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" Сахаров А.Н., М: «Прсвещение», 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_sr_veka_i_Rossiya.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по   истории средних веков и истории России

6 класс

Общее количество часов:  34 часа

Количество часов в неделю:  2 час

История Средних веков

ПРОГРАММА:  Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История Средних веков: Европа и остальной мир». М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009

УМК

УЧЕБНИК: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008

 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: Манданова Е.С. Тематический контроль по истории средних веков. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Петрова Н.Г. История Средних веков. Книга для учителя. Учебно-методические материалы. 6 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Петрова Н.Г. Рабочая тетрадь по истории. Средних веков. 6 класс. . М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс. К учебнику М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова "История Средних веков".. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006

Кирилл и Мефодий — Уроки истории Средних веков (CD), 2005

http://www.prosv.ru/ebooks/Vedushkin_Istoria_6kl_Metod/index.html

http://www.prosv.ru/ebooks/vedushkin_istoriya_6/

История России с древнейших времен до конца 16 века

 ПРОГРАММА:  Пчелов Е.В. «История России  »  – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2001

УМК

УЧЕБНИК: Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М: «Прсвещение», 2009

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

А. Н. САХАРОВ, Л. А. СОКОЛОВА, Т. И. АГАРКОВА, В. В. АРТЕМОВ ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ А. Н. САХАРОВА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» 6 КЛАСС http://www.prosv.ru/ebooks/saharov_istoriya_6/

Фадеева Д.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебно-методические материалы. 6 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003

          А. Н. МАЙКОВ Методические рекомендации по курсу  «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6-7 кл М: «Просвещение» 2009 http://www.prosv.ru/ebooks/maikov6-7/index.htm

          Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс. К учебнику Е.В. Пчелова "История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003

http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/h_umk5.shtml

http://history.standart.edu.ru/info.aspx?ob_no=11613

http://king-arthur-court.narod.ru/materials/links_tutor.htm

http://som.fio.ru/items.asp?id=10001589&archive=

http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12783 УМК «Просвещение»

Примечание: вставлены Интернет–ресурсы с поурочными рекомендациями по темам, предусмотренными Программой, которые помогут при подготовки уроков

Составитель  Каврева А.А.

Программа Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История Средних веков: Европа и остальной мир».

Программа курса положена в основу школьного учебника для 6 класса, созданного М.А. Бойцовым и Р.М. Шукуровым и вышедшего в издательстве «»Русское слово» в 2008 году.

Материал учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всемирной истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ: ЕВРОПА И ОСТАЛЬНОЙ МИР» (29 ЧАСОВ)

Введение (1 час)

РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 ЧАСОВ)

Тема 1. Византийская империя (2 часа)

Основные понятия и термины: Ромейская империя, Великий Шелковый путь, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, трансепт неф, базилика, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь.

Персоналии  Константин I, Юстиниан I.

Тема 2. Великое переселение народов. Мир ислама (2 часа)

Основные понятия и термины: Великое переселение народов, Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла, медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират, джихад.

Персоналии: Аттила, Аларих, Одоакр, Теодорих, Мухаммад.

Тема 3. Франская империя (2 часа)

Основные понятия и термины: майордом, помазанник Божий, «Салическая правда», графство, маркграфство.

Персоналии: Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл великий, Лев IIIЮ Алкуин.

Тема 4. Северная Европа (1 час)

Основные понятия и термины: викинги, конунг, путь «из варяг в греки», саги, драккары.

Персоналии: Эрик Рыжий, Харальд Суровый, Альфред, Вильгельм завоеватель.

Повторительно-обобщающий урок (1час)

РАЗДЕЛ II. ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (14 ЧАСОВ)

Тема 1. Средневековые сословия (3 часа)

Основные понятия и термины: сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, подати, оброк, барщина, десятин, община, натуральное хозяйство, рыцарь, замок, турнир.

Тема 2. Императоры и Римская церковь. Крестовые походы (3 часа)

Основные понятия и термины: королевский домен, Священная Римская империя, клюнийское движение, крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско-католическая церковь, греко-православная церковь, Реконкиста.

Персоналии: Гуго Капет, Оттон I, Григорий VII, Генрих IV, Саладин, Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное Сердце, Филипп II, Алексей I Комнин.

Тема 3. Средневековые города. (3часа)

Основные понятия и термины: комунны, привелегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, ратуша, городской совет, гильдия, патрициат, романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут.

Тема 4. Образование сословных монархий. Позднее Средневековье (4 часа)

Основные понятия и термины: ересь, секта, инквизиция, централизация, сословное собрание, парламент, товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «Великая схизма»

Персоналии: Иннокентий III, Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Фома Аквинский, Людовик IX, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, Уот Тайлер, Эдуард III, Жанна д’ Арк, Людовик XI, Кирилл и Мефодий.

Повторительно-обобщающий урок (1 час)

РАЗДЕЛ III. МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ (6 ЧАСОВ)

Тема I Неевропейские общества (5 часов)

Основные понятия и термины:  хан, раджа, султан, сёгун, самураи, индуизм, буддизм, синтоизм.

Персоналии: Марко Поло, Чингисхан, Бату, Тамерлан.

Обобщающий и заключительный урок. (1 час)

В  курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:

 - образно воссоздать исторические явления, события;

-  выявлять в исторических явлениях существенные признаки;

-  сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;

-  самостоятельно анализировать различные исторические источники;

- давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;

- обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждать их примерами;

- соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;

- Работать с исторической картой; читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать  дополнительную информацию;

- составлять различные таблицы и работать сними;

- работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями.

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

планируемая

проведения

Часть 1. От императоров до конунгов. (10 часов) Глава 1. В центре ойкумены. (2 часа)

1

1

Второй Рим.

§1

2

1

Век Византии.

§2

Глава 2. Бури на окраинах (3 часа)

3

1

Завоеватели – германцы.

§3

4

1

Рождение новой силы.

§4

5

1

Мир ислама.

§5

Глава 3. Держава франков. (2 часа)

6

1

От Хлодвига к Пипину.

§6

7

1

Император Карл.

§7 док.

Глава 4. Северные ветры. (3 часа)

8

1

На развалинах империи.

§8

9-10

2

Повторение: От императоров до конунгов.

§1-8

Часть 2. Европейский мир. (15 часов) Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 часа)

11

1

Земля и власть.

§10

12

1

Вечные труженики.

§11

13

1

За стенами замков.

§12

Глава 6. Так хочет Бог! (3 часа)

14

1

Наследие Каролингов.

§13

15-16

2

К Гробу Господню!

§14-15

Глава 7. Лики города. (3 часа)

17

1

Возвращение городов.

§16

18

1

Рынок, ратуша, собор.        

§17

19

1

В поисках знаний.

§18

Глава 8. Вершина Средневековья. (4 часа)

20

1

Во главе христианского мира.

§19

21

1

Страны и государи.

§20

22-23

2

Тяжкие времена.

§21-22

Часть 3. Иные миры. (8 часов) Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. (7часов)

24

1

Во владениях Великого хана.

§24

25

1

Индия: раджи и султаны.

§25

26

1

Поднебесная империя.

§26

27

1

В стране Сипаго.

§27

28

1

Мир совсем неизвестный.

§29

История Россия. История России с древности до XV в. (не менее 30 ч)

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.[1]

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства. 

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)

 Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. 

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

№ п./п.

Дата

Кол-во часов

Тема урока

Домашнее задание

планируемая

проведения

Раздел 1. Древние жители нашей Родины. (5 часов)

1

1

Первобытная эпоха.

§1 в.4(п.)

2

1

На окраинах античного мира.

§2

3

1

Кочевые племена на территории России в 4-5 веках.

§3 в.3(п.)

4

1

Восточные славяне в 6-8 веках.

§4

5

1

Тест-опрос по теме.

Раздел 2. Древняя Русь в 9-12 веках. (9 часов)

6

1

Образование Древнерусского государства.

§5

7

1

Русские князья времен язычества.

§6

8

1

Князь Владимир и крещение Руси.

§7

9

1

Киевская Русь при Ярославе Мудром.

§8

10

1

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол.

§9 в.4

11

1

Общественный строй Древней Руси.

§10 в.3п.

12

1

Православная церковь в Киевской Руси.

§11 в.5

13

1

Культура Киевской Руси.

§12 в.5(п.)

14

1

Тест-опрос по теме.

Раздел 3. Русские земли в 12- начале 13 века. (6 часов)

14

1

Удельный период русской истории.

§13 в.4(п.)

15

1

Южная Русь.

§14 в.7

16

1

Юго-Западная Русь.

§15 в.3

17

1

Новгородское государство.

§16 в.4(п.)

18

1

Владимиро-Суздальская Русь.

§17 в.8(п.)

19

1

Тест-опрос по теме

Раздел 4. Русь между Востоком и Западом. (5 часов)

19

1

Монгольское нашествие на Русь.

§18

20

1

Натиск с Запада.

§19

21

1

Русские земли под властью Золотой Орды.

§20

22

1

Великое княжество Литовское и русские земли.

§21

23

1

Тест-опрос по теме.

Раздел 5. Объединение русских земель вокруг Москвы. (6 часов)

23

1

Возвышение Москвы.

§22

24

1

Москва на подъеме.

§23

25

1

Кризис Московской Руси.

§24 в.3(п.)

26

1

Русская православная церковь во второй половине 13 - середине 15 века.

§25

27

1

Русская культура во второй половине 13 – середине 15 века.

§26в.3,4п.

28

1

Тест-опрос по теме.

 

Раздел 6. Создание Московского царства. (9 часов)

28

1

Конец удельной эпохи.

§27 в.2(п.)

29

1

От Великого княжества – к царству.

§28 в.5(п.)

30

1

Иван Грозный – первый русский царь.

§29

31

1

Внешняя политика России при Иване Грозном.

§30 в.7(п.)

32

1

Опричное лихолетье.

§31

33

1

Русская православная церковь в конце 15-16 века.

§32 в.2,3п.

34

1

Русская культура в конце 15-16 века.

§33 в.5(п.)

35-40

5

 История России с древнейших времен до конца 16 века.

Итоговое повторение.

§1-33

                                                                                                                                                                                                                                                                                                     


[1] Изучение тематического блока «Народы и государства на территории нашей страны в древности» возможно и в качестве особого учебного модуля в составе  курса «История Древнего мира» (V класс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. История средних веков. 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2»    «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа ИСТОРИЯ Средних веков 6 класс

Рабочая программа  по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования истории...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...

Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс

Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс...