РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" Сахаров А.Н., М: «Прсвещение», 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_sr_veka_i_Rossiya.docx | 32.11 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории средних веков и истории России
6 класс
Общее количество часов: 34 часа
Количество часов в неделю: 2 час
История Средних веков
ПРОГРАММА: Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История Средних веков: Европа и остальной мир». М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
УМК
УЧЕБНИК: Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2008
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ: Манданова Е.С. Тематический контроль по истории средних веков. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006
Петрова Н.Г. История Средних веков. Книга для учителя. Учебно-методические материалы. 6 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006
Петрова Н.Г. Рабочая тетрадь по истории. Средних веков. 6 класс. . М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006
Агафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс. К учебнику М.А. Бойцова и Р.М. Шукурова "История Средних веков".. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2006
Кирилл и Мефодий — Уроки истории Средних веков (CD), 2005
http://www.prosv.ru/ebooks/Vedushkin_Istoria_6kl_Metod/index.html
http://www.prosv.ru/ebooks/vedushkin_istoriya_6/
История России с древнейших времен до конца 16 века
ПРОГРАММА: Пчелов Е.В. «История России » – М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2001
УМК
УЧЕБНИК: Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. М: «Прсвещение», 2009
КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
А. Н. САХАРОВ, Л. А. СОКОЛОВА, Т. И. АГАРКОВА, В. В. АРТЕМОВ ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ А. Н. САХАРОВА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА» 6 КЛАСС http://www.prosv.ru/ebooks/saharov_istoriya_6/
Фадеева Д.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. Учебно-методические материалы. 6 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003
А. Н. МАЙКОВ Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» 6-7 кл М: «Просвещение» 2009 http://www.prosv.ru/ebooks/maikov6-7/index.htm
Агафонов С.В. Схемы по истории России. 6 класс. К учебнику Е.В. Пчелова "История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/h_umk5.shtml
http://history.standart.edu.ru/info.aspx?ob_no=11613
http://king-arthur-court.narod.ru/materials/links_tutor.htm
http://som.fio.ru/items.asp?id=10001589&archive=
http://www.prosv.ru/info.aspx?ob_no=12783 УМК «Просвещение»
Примечание: вставлены Интернет–ресурсы с поурочными рекомендациями по темам, предусмотренными Программой, которые помогут при подготовки уроков
Составитель Каврева А.А.
Программа Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «История Средних веков: Европа и остальной мир».
Программа курса положена в основу школьного учебника для 6 класса, созданного М.А. Бойцовым и Р.М. Шукуровым и вышедшего в издательстве «»Русское слово» в 2008 году.
Материал учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всемирной истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.
ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ: ЕВРОПА И ОСТАЛЬНОЙ МИР» (29 ЧАСОВ)
Введение (1 час)
РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 ЧАСОВ)
Тема 1. Византийская империя (2 часа)
Основные понятия и термины: Ромейская империя, Великий Шелковый путь, икона, алтарь, мозаика, крестово-купольный храм, трансепт неф, базилика, приход, епископ, митрополит, патриарх, паства, миряне, церковный собор, монастырь.
Персоналии Константин I, Юстиниан I.
Тема 2. Великое переселение народов. Мир ислама (2 часа)
Основные понятия и термины: Великое переселение народов, Коран, ислам, хиджра, Кааба, мусульманин, хадж, мечеть, минарет, мулла, медресе, каллиграфия, халиф, халифат, эмир, эмират, джихад.
Персоналии: Аттила, Аларих, Одоакр, Теодорих, Мухаммад.
Тема 3. Франская империя (2 часа)
Основные понятия и термины: майордом, помазанник Божий, «Салическая правда», графство, маркграфство.
Персоналии: Хлодвиг, Карл Мартелл, Пипин Короткий, Карл великий, Лев IIIЮ Алкуин.
Тема 4. Северная Европа (1 час)
Основные понятия и термины: викинги, конунг, путь «из варяг в греки», саги, драккары.
Персоналии: Эрик Рыжий, Харальд Суровый, Альфред, Вильгельм завоеватель.
Повторительно-обобщающий урок (1час)
РАЗДЕЛ II. ВЕРШИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (14 ЧАСОВ)
Тема 1. Средневековые сословия (3 часа)
Основные понятия и термины: сословие, феод, феодал, феодализм, сеньор, сюзерен, вассал, феодальная лестница, подати, оброк, барщина, десятин, община, натуральное хозяйство, рыцарь, замок, турнир.
Тема 2. Императоры и Римская церковь. Крестовые походы (3 часа)
Основные понятия и термины: королевский домен, Священная Римская империя, клюнийское движение, крестовый поход, обет, рыцарский орден, римско-католическая церковь, греко-православная церковь, Реконкиста.
Персоналии: Гуго Капет, Оттон I, Григорий VII, Генрих IV, Саладин, Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное Сердце, Филипп II, Алексей I Комнин.
Тема 3. Средневековые города. (3часа)
Основные понятия и термины: комунны, привелегии, Ганза, ярмарка, меняла, банк, ремесленник, цех, ратуша, городской совет, гильдия, патрициат, романский стиль, готический стиль, портал, витраж, монастырская школа, скрипторий, «семь свободных искусств», университет, диспут.
Тема 4. Образование сословных монархий. Позднее Средневековье (4 часа)
Основные понятия и термины: ересь, секта, инквизиция, централизация, сословное собрание, парламент, товарное хозяйство, «Авиньонское пленение», «Великая схизма»
Персоналии: Иннокентий III, Франциск Ассизский, Доминик Гусман, Фома Аквинский, Людовик IX, Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный, Филипп IV Красивый, Бонифаций VIII, Уот Тайлер, Эдуард III, Жанна д’ Арк, Людовик XI, Кирилл и Мефодий.
Повторительно-обобщающий урок (1 час)
РАЗДЕЛ III. МИР ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЕВРОПЫ (6 ЧАСОВ)
Тема I Неевропейские общества (5 часов)
Основные понятия и термины: хан, раджа, султан, сёгун, самураи, индуизм, буддизм, синтоизм.
Персоналии: Марко Поло, Чингисхан, Бату, Тамерлан.
Обобщающий и заключительный урок. (1 час)
В курсе изучения истории Средних веков учащиеся развивают следующие умения:
- образно воссоздать исторические явления, события;
- выявлять в исторических явлениях существенные признаки;
- сравнивать однотипные исторические явления, находить в них общее и особенное;
- самостоятельно анализировать различные исторические источники;
- давать характеристики историческим явлениям, событиям, деятелям, используя информацию, полученную из разных источников;
- обобщать знания, полученные из различных источников, делать выводы, подтверждать их примерами;
- соотносить год с веком, определять начало и конец столетия, тысячелетия, решать несложные хронологические задачи;
- Работать с исторической картой; читать ее и анализировать, локализовать на карте исторические факты, устанавливать связь между историческими событиями, извлекать дополнительную информацию;
- составлять различные таблицы и работать сними;
- работать со справочной и дополнительной литературой, словарями, таблицами, энциклопедиями.
№ п./п. | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание | |
планируемая | проведения | ||||
Часть 1. От императоров до конунгов. (10 часов) Глава 1. В центре ойкумены. (2 часа) | |||||
1 | 1 | Второй Рим. | §1 | ||
2 | 1 | Век Византии. | §2 | ||
Глава 2. Бури на окраинах (3 часа) | |||||
3 | 1 | Завоеватели – германцы. | §3 | ||
4 | 1 | Рождение новой силы. | §4 | ||
5 | 1 | Мир ислама. | §5 | ||
Глава 3. Держава франков. (2 часа) | |||||
6 | 1 | От Хлодвига к Пипину. | §6 | ||
7 | 1 | Император Карл. | §7 док. | ||
Глава 4. Северные ветры. (3 часа) | |||||
8 | 1 | На развалинах империи. | §8 | ||
9-10 | 2 | Повторение: От императоров до конунгов. | §1-8 | ||
Часть 2. Европейский мир. (15 часов) Глава 5. Крестьяне и рыцари (3 часа) | |||||
11 | 1 | Земля и власть. | §10 | ||
12 | 1 | Вечные труженики. | §11 | ||
13 | 1 | За стенами замков. | §12 | ||
Глава 6. Так хочет Бог! (3 часа) | |||||
14 | 1 | Наследие Каролингов. | §13 | ||
15-16 | 2 | К Гробу Господню! | §14-15 | ||
Глава 7. Лики города. (3 часа) | |||||
17 | 1 | Возвращение городов. | §16 | ||
18 | 1 | Рынок, ратуша, собор. | §17 | ||
19 | 1 | В поисках знаний. | §18 | ||
Глава 8. Вершина Средневековья. (4 часа) | |||||
20 | 1 | Во главе христианского мира. | §19 | ||
21 | 1 | Страны и государи. | §20 | ||
22-23 | 2 | Тяжкие времена. | §21-22 | ||
Часть 3. Иные миры. (8 часов) Глава 9. Где был и где не был Марко Поло. (7часов) | |||||
24 | 1 | Во владениях Великого хана. | §24 | ||
25 | 1 | Индия: раджи и султаны. | §25 | ||
26 | 1 | Поднебесная империя. | §26 | ||
27 | 1 | В стране Сипаго. | §27 | ||
28 | 1 | Мир совсем неизвестный. | §29 |
История Россия. История России с древности до XV в. (не менее 30 ч)
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.
Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.[1]
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.
Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).
Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».
Культура Руси в домонгольское время
Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.
Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.
Борьба в внешней агрессией в XIII в.
Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.
Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII – середина XV вв.)
Русские земли во второй половине XIII – первой половине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.
Русская культура второй половины XIII-XV вв.
Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва – Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.
№ п./п. | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание | |||
планируемая | проведения | ||||||
Раздел 1. Древние жители нашей Родины. (5 часов) | |||||||
1 | 1 | Первобытная эпоха. | §1 в.4(п.) | ||||
2 | 1 | На окраинах античного мира. | §2 | ||||
3 | 1 | Кочевые племена на территории России в 4-5 веках. | §3 в.3(п.) | ||||
4 | 1 | Восточные славяне в 6-8 веках. | §4 | ||||
5 | 1 | Тест-опрос по теме. | |||||
Раздел 2. Древняя Русь в 9-12 веках. (9 часов) | |||||||
6 | 1 | Образование Древнерусского государства. | §5 | ||||
7 | 1 | Русские князья времен язычества. | §6 | ||||
8 | 1 | Князь Владимир и крещение Руси. | §7 | ||||
9 | 1 | Киевская Русь при Ярославе Мудром. | §8 | ||||
10 | 1 | Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол. | §9 в.4 | ||||
11 | 1 | Общественный строй Древней Руси. | §10 в.3п. | ||||
12 | 1 | Православная церковь в Киевской Руси. | §11 в.5 | ||||
13 | 1 | Культура Киевской Руси. | §12 в.5(п.) | ||||
14 | 1 | Тест-опрос по теме. | |||||
Раздел 3. Русские земли в 12- начале 13 века. (6 часов) | |||||||
14 | 1 | Удельный период русской истории. | §13 в.4(п.) | ||||
15 | 1 | Южная Русь. | §14 в.7 | ||||
16 | 1 | Юго-Западная Русь. | §15 в.3 | ||||
17 | 1 | Новгородское государство. | §16 в.4(п.) | ||||
18 | 1 | Владимиро-Суздальская Русь. | §17 в.8(п.) | ||||
19 | 1 | Тест-опрос по теме | |||||
Раздел 4. Русь между Востоком и Западом. (5 часов) | |||||||
19 | 1 | Монгольское нашествие на Русь. | §18 | ||||
20 | 1 | Натиск с Запада. | §19 | ||||
21 | 1 | Русские земли под властью Золотой Орды. | §20 | ||||
22 | 1 | Великое княжество Литовское и русские земли. | §21 | ||||
23 | 1 | Тест-опрос по теме. | |||||
Раздел 5. Объединение русских земель вокруг Москвы. (6 часов) | |||||||
23 | 1 | Возвышение Москвы. | §22 | ||||
24 | 1 | Москва на подъеме. | §23 | ||||
25 | 1 | Кризис Московской Руси. | §24 в.3(п.) | ||||
26 | 1 | Русская православная церковь во второй половине 13 - середине 15 века. | §25 | ||||
27 | 1 | Русская культура во второй половине 13 – середине 15 века. | §26в.3,4п. | ||||
28 | 1 | Тест-опрос по теме. | |||||
Раздел 6. Создание Московского царства. (9 часов) | |||||||
28 | 1 | Конец удельной эпохи. | §27 в.2(п.) | ||||
29 | 1 | От Великого княжества – к царству. | §28 в.5(п.) | ||||
30 | 1 | Иван Грозный – первый русский царь. | §29 | ||||
31 | 1 | Внешняя политика России при Иване Грозном. | §30 в.7(п.) | ||||
32 | 1 | Опричное лихолетье. | §31 | ||||
33 | 1 | Русская православная церковь в конце 15-16 века. | §32 в.2,3п. | ||||
34 | 1 | Русская культура в конце 15-16 века. | §33 в.5(п.) | ||||
35-40 | 5 | История России с древнейших времен до конца 16 века. Итоговое повторение. | §1-33 |
[1] Изучение тематического блока «Народы и государства на территории нашей страны в древности» возможно и в качестве особого учебного модуля в составе курса «История Древнего мира» (V класс).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. История средних веков. 6 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Средняя общеобразовательная школа № 2» «Согласовано»Заместитель директором поУВР______________ /Мельникова Е. В./«__...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
Рабочая программа ИСТОРИЯ Средних веков 6 класс
Рабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования истории...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...
Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс
Рабочая программа по истории "Средних веков" "история России" 6 класс...