«Технология повышения коммуникативной компетентности педагога»
статья на тему

Филина Ольга Николаевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo222.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  СПЕЦИАЛЬНОЕ  (КОРРЕКЦИОННОЕ)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ,

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 9

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Технология повышения коммуникативной

компетентности педагога»

                                                                                                    Докладчик:

                                                                                                     О.Н. Филина

с. Ивановка, 2011 г.

Технология повышения коммуникативной компетентности педагога направлена на повышение эффективности решения педагогических задач и улучшения качества общения участников образоательного процесса.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимание партнера.

В современном образовательном процессе общение – это прежде всего личностное взаимодействие в совместной деятельности педагога. Именно этот социально-психологический стержень придает образовательной среде особую эмоциональную продуктивность, позволяет вовлечь субъектов.

Под коммуникативной компетентностью понимают способность осуществлять общение эффективно, т.е. владение приемами и навыками передачи информации, эмоций, высоким уровнем точности межличностного восприятия  и понимания партнера по общению, способствующее успешности совместной деятельности.

Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить этапы педагогического общения, каждый их которых направлен на решение спецефических задач и требует специальных знаний, особых коммуникативных навыков и умений.

  1. Прогностический этап: моделирование педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности.
  2. Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой.
  3. Управление общением в развивающемся педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной системы общения и моделирования общения в предстоящей деятельности.

На первом этапе в процессе моделирования общения осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно педагогическим целям и задачам; системе методов обучения и воспитания, особенностям аудитории и индивидуальности самого педагога. Это, вместе взятое,представляет собой опережающую стадию педагогического общения. Она требует знаний о структуре, функциях, особенностях профессиональног педагогического общения, специфике профессионального педагогического общения в разных условиях понимания его роли в эффективности педдеятельности. При планировании конкретных форм взаимодействия преподаватель должен исходить также из представлений об особенностях своего индивидуального стиля, своих потенциальных возможностях, сильных и слабых сторонах как субъекта профессионального-педагогического общения.

На втором этапе происходит организация непосрественного взаимодействия с аудиторией, начало общения, во многом определяющее успешность дальнейшего развития педагогической деятельности. Этот этап требует навыков установления спихологического контакта с группой, удержания ее внимания, навыков самопрезентации, а также широкого спектра социально-перцептивных умений и навыков.

Третий этап – управление развивающимся педагогическим процессом. Этот этап требует использования разнообразных спецефических приемов и способов, навыков управления познавательной деятельности, поддержания учебной мотивации. Индивидуальное общение  предполагает наличие у преподавателя достаточно высоких способностей к межличностному восприятию, в том числе определенный уровень развития эмпатии.

Успешность четвертого этапа определяется способностью педагога к рефлексии. Преподователь анализирует использованную им систему общения, уточняет возможные варианты организации общения в данном коллективе. На четвертом этапе цикл общения заканчивается, и вновь осуществляется переход к первому этапу.

Таким образом, эффективное педагогическое общение требует целой системы взаимосвязанных коммуникативных навыков и умений, которым необходимо специально и систематизированно обучать будущих педагогов.

В рамках реального учебного процесса данная технология применяется в форме тренинга, т.е. курса, расчитанного на группу учащихся, ориентированного в большей мере на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении, и направленного прежде всего на достижение практических результатов

  1. Цель тренинга – повышение коммуникативной компетентсности в профессиональной педагогической деятельности.
  2. Содержание тренинга -

- Когнитивный компонент – усвоение системы знаний об эффективном педагогическом общении, его роли в структуре педдеятельности

- Эмоционально-мотивационный компонент – формирование личностно значимых представлений о себе как субъекте проф-го педагогического общения

- Поведенческий компонент – овладение системой практических умений и навыков эффективного проф-го пед-го общения в разных ситуациях.

3. Субъект образовательног процесса

4. Необходимые условия проведения тренинга

- формирование группы

- формирование мотивации

- формирование образа цели

- формирование поведенческих моделей

- завершение образовательной ситуации

5. Примерный план проведения тренинга

  • Вводное слово
  • Упражнение
  • Групповое обсуждение
  • Мини-лекция
  • Упражнение на рефлексию

Этапы проведения занятия, формы и методы работы:

  1. Работы в малых группах
  2. Презентация каждой группы
  3. Индивидуальная работа
  4. Анализ полученных результатов
  5. Ролевая игра
  6. Упражнение на рефлексию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы повышения стрессоустойчивости педагога"

В данной статье говорится об организации психологической поддержки в условиях профессиональной деятельности педагога. Сегодня не каждый педагог владеет навыками саморегуляции, однако, это самый правил...

«Семинар-практикум «Формула успеха» - эффективная технология в условиях современного образования для повышения профессионализма педагогов»

Цель семинара-практикума: Изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности работников образования и н...

Ассоциативные метафорические карты и сказкотерапевтические технологии в работе педагога-психолога и педагога дополнительного образования

Сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей, «креативности» ребенка и взрослого. Эрих Фромм сформулировал понятие креативности как «способность ребенка, взрослого удивляться...

Технология "Исследование урока", как средство повышения профессионализма педагогов

Технология "Исследование урока", как средство повышения профессионализма педагогов.( МХК)...

Новые формы, методы и технологии повышения компетентности руководителей образовательных организаций в системе повышения квалификации

В статье раскрываются инновационные технологии повышения квалификации руководителя образовательной организации для успешного формирования профессионализма и компетентности в управленческой деятельност...