Статья "Методы повышения стрессоустойчивости педагога"
статья по психологии по теме

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

В данной статье говорится об организации психологической поддержки в условиях профессиональной деятельности педагога. Сегодня не каждый педагог владеет навыками саморегуляции, однако, это самый правильный и профессиональный подход к формированию стрессоустойчивой личности, а также профилактика возникновения различного рода болезней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог дополнительного образования 

С. В.Медикова

Статья

«Методы повышения стрессоустойчивости педагога»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения педагогическим тактом), проектировочными умениями.

Данная ситуация способствует увеличению нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Актуальность темы в проблеме профессиональной дезадаптации, проявляющиеся в снижении работоспособности,  потере интереса к работе, раздражительности.

Цель: выявить основные факторы, влияющие на стрессоустойчивость педагога.        

Для начала выясним значение термина, который прочно вошел в нашу жизнь – «стресс». Ганс Селье говорил «стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете».

Сегодня под стрессом сегодня все чаще подразумевают значительные физиологические  и  психологические перегрузки. Способность организма справляться с этими перегрузками как раз и называется стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость - индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями…). Педагог, например, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным сочетанием стрессоустойчивости, необходимая для успешного осуществления педагогической деятельности.

Стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции (саморегуляция - воздействие личности на саму себя с целью приведения собственного функционирования в нормальное состояния).

Используя методы саморегуляции (Е. М. Семенова, Тренинг эмоциональной устойчивости педагога, Психотерапия 2006 г, с. 134-165), педагог получает возможность спокойно проанализировать ситуацию, сохранить в сложных эмоциональных условиях благоприятное для успешной работы психическое состояние.

Однако, к сожалению, можно констатировать, что большинство педагогов не умеют или не знают каким образом можно снимать эмоциональное напряжение, стресс, повышать свою устойчивость к различным негативным воздействиям.

Работая над данной проблемой, я пришла к выводу, что уровень стрессоустойчивости педагога, возможно, повысить и закрепить в условиях реализации комплексной программы повышения уровня профессиональной стрессоустойчивости педагога.  

Начинать комплексную программу повышения уровня стрессоустойчивости педагога следует с осознания своих индивидуально-психологических и типологических особенностей (методики: ТПО К. Леонгарда, ДМО Лери, ИТО Собчик и др).

Отмечу, что особое внимание следует уделить саморефлексии (от лат. сам и  reflexus – «отражение, поворот») – самонаблюдение, самосознание и самопознание, непосредственное обращение к собственному сознанию) как одного из факторов стрессоустойчивости педагога.

Практика показывает, не последнюю роль играют навыки релаксации (от лат. relaxation – расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения; Н. В. Самоукина, Психологический тренинг учителя, психотерапия 2006 г. с. 9 ). Формируя навыки релаксации, учитель может встать на позицию наблюдателя в отношении своей системы ценностных ориентаций, осмыслить свой опыт, принять собственное решение, достичь результатов и произвести собственную оценку достигнутого.

 Отсюда ясно, что путь к формированию стрессоустойчивой личности  (педагога) – это путь к интегральной личности, неразрываемой изнутри конфликтами  мотивов, сомнений, неуверенностей в себе. На этом пути важно познавать индивидуально –типологические особенности, особенности межличностных отношений в коллективе, владеть навыками саморефлексии и релаксации, что позволит не только предупредить возникновение болезней, укрепить здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.  

Используемая литература:

  1. Аракелов Г. Г. Стресс и его механизмы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология. 1995. № 4.
  2. Анцупов А.Я. , Шипилов А.И.  Конфликтология: Учебник для вузов. - М., 1999г.,
  3. Баныкина С. В., Е. И. Степанов «Конфликты в современной школе», Едиториал УРСС, 2006
  4. Баныкина С. В. «Конфликтологическая компетентность педагога», Астрахань, 1997.
  5. Гринберг Д. Управление стрессом. СпБ.: Питер, 2002..
  6. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Конфликты и технология их предупреждения. - Белгород, 1995г.
  7. Журавлев В. И. «Основы педагогического конфликта» - М.: 1985.
  8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.
  9. Онишина В. В. Учебный стресс и способы его нейтрализации, Москва 2007
  10. Панин Л.Е. Биохимические механизмы стресса. Новосибирск: Наука, 1983.
  11.  Просвиркин В. Н. Преемственность в системе непрерывного образования, Москва 2007
  12.  Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2002.
  13.  Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
  14.  Собчик Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений, Санкт – Петербург, 2002
  15.  Шепель В. М. Социально-психологические проблемы воспитания. М., 1987
  16.  Щербатых Ю. В. Психология стресса. — М.: Эксмо, 2006. — 304 с.
  17.  Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с.
  18.  Н. В. Самоукина, Психологический тренинг учителя, психотерапия 2006 г. с. 9
  19.  Е. М. Семенова, Тренинг эмоциональной устойчивости педагога, Психотерапия 2006 г, с. 134-165

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога.

Статья Влияние новых форм методической работы на повышение конкурентоспособности педагога....

Программа по повышению квалификации педагогов дополнительного образования «Творческий поиск»

Повышение квалификации – это получение дополнительных знаний по базовой специальности и совершенствование профессиональных умений на основе осмысления собственной деятельности в свете полученных...

Повышение стрессоустойчивости методами арт-терапии: "Мандалы"

Методическая разработка практического занятия для педагогов "Повышение стрессоустойчивости методами арт-терапии: "Мандалы"" представляет собой конспект занятия для учителей общеобразовательных организ...

Программа тренинговых занятий для педагогов «Формула успеха»( психологическая поддержка стрессоустойчивости педагогов).

Автор-составитель Шрагина Е.Ю.Нормативные документы: Закон об образовании РФ № 273 от 01.09.2013 г.; ФГОС ООН, приказ Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.09 г.; Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.13 г.Пр...