Проект" Модель работы с одарёнными детьми"Автор:Сапунова Т.В.
статья на тему

Модель работы с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_model_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 65

г.о. Самара

Педагогический проект

Модель работы с одаренными детьми

«Детская одаренность»

Проект составила:

Сапунова Т.В.

учитель русского языка

                                и литературы

Самара, 2013г.

В связи с развитием науки и производства, когда основной источник экономического прогресса смещается в область новых разработок и технологий, когда ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала, работа с одаренными детьми  выходит на приоритетные позиции современного образования.     Главное богатство и благополучное будущее России - интеллектуальный потенциал. Развитие интеллектуального потенциала государства начинается с воспитания и образования детей. Приобщение школьников к творческой, исследовательской, изобретательской деятельности является важным резервом выживания и развития общества в целом.

 Актуальность данного направления подчеркивается в таких документах федерального уровня, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р), Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", послание Президента  Российской Федерации А.Д Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009, постановление от 21 марта 2007 г. № 172 о федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы, Федеральная целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Одарённые дети»).

Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы,

Проблема:

Отсутствие :

  • программы работы с одарёнными детьми;
  • диагностики по выявлению одарённых детей;
  • методического сопровождения;
  • системы поддержки и   сопровождения одарённых детей ;
  • неготовность учителя работать с одарёнными детьми;

Цель: создать модель работы с одарёнными детьми .

Объект исследования.  Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми.

Предмет исследования.   Модель работы с одарёнными .

Гипотеза:  Создание и реализация  модели  работы с одарёнными детьми будут возможны  при выполнении  условий:

  • -создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми;
  • проведена диагностика одарённости;
  • разработана Программа работы с одарёнными детьми;
  • разработано методическое обеспечение;
  • созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.

Задачи:

  • Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми.
  • Изучить психолого-педагогическую литературу и выбрать методику выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям.
  • Разработать Программу развития одарённых детей.
  • Разработать методическое сопровождение.
  • Готовить учителей к работе с одарёнными детьми и повысить грамотность родителей в вопросах воспитания.

Методы :

  • Теоретический (изучение психолого- педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта)
  • Экспериментальный ( анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент)
  • Статистический ( обработка полученных данных).

Сроки реализации: Первый этап –  диагностико-организационный   ( 1 год ) 

Включает :

  • Создание нормативно-правовой базы.
  • Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ.
  • Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей.
  • Организация методического обеспечения

     -    Повышение психолого-педагогической компетентности учителей.

Второй этап – организационно - практический. (3 года)

  • апробация программы работы с одарёнными детьми;
  • мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка;
  • отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми;
  • отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция;
  • методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей;
  • психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей.

Третий этап – рефлексивно – обобщающий (1 год).

  • анализ и обобщение результатов развития одарённых детей;
  • анализ мониторинга достижений каждого учащегося;
  • анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми;
  • определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ.

Модель работы с одаренными детьми.

Развивающее направление

Диагностическое направление

Информационное направление

Координационное

 направление

-  включает организацию и участие в таких видах деятельности, как олимпиадная, конкурсная,  участие в интеллектуальных играх, развивающих практиках, конференциях и т. п. (муниципального, регионального, федерального, международного уровней);

 - формирует умения: выслушать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным точкам зрения, аргументировано высказывать свое мнение и т.п. (реализации данного направления способствует также педагогическая технология развития критического мышления, которую педагоги гимназии активно используют в своей работе);

- предполагает активное приобщение способных детей к учебной исследовательской и проектно – исследовательской деятельности, цель которой - в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащихся в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми  для конкретного учащегося).

- проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в изучении отдельных предметов:

  - знакомство с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения;

  - обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одарённости;

     - периодичес-кий сбор сведе-ний среди учите-лей, работаю-щих в классе о наличии одарён-ных учеников в их классах.

- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс (ИКТ);

   - отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативности и творчества;

  -участие в  семинарах по проблемам работы с одарёнными детьми;

   - подготовка методических рекомендаций по работе с одарён-ными детьми;

   - разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам;

          - оформ-ление материалов по работе с одарёнными детьми  (результаты диагностики, образцы заданий, итоги олимпиад и т.д.);

  - подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

  - консультиро-вание родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

   - планирова-ние в годовом плане МО  отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательного процесса;

   - знакомство учителей с научными данными о психологических особен-ностях и мето-дических приёмах, эффективных при работе с одарёнными детьми;

         -  коор-динация дей-ствий учителей, работающих с одарёнными детьми;  

   - разработка гибких индиви-дуальных программ обучения учащихся, чья одарённость в определённых областях уже выявлена;  

  - регулиро-вание и кор-рекция  образо-вательных процессов, связанных с реализацией данного положения.  

Программа основных мероприятий.

Мероприятия по направлениям

Ответственные

1.

Создание нормативной базы по работе с одаренными детьми

Зам. директора  по УВР.

2

Разработка Положения о работе с одарёнными детьми,

Директор

3

Разработка Программы «Одарённые дети»

Зам. директора  по УВР, рук. МО учителей русского языка и литературы, психолог.

4

Диагностика

Психолог, учителя

5

Создание:  банка данных об одарённых детях, информационной  базы п о проблемам одарённости детей.

Зам. директора  по УВР, психолог, учителя.

6

Повышение профессиональной квалификации  пед.работников, работающих с одарёнными детьми.

Зам. директора  по УВР.

7

Деятельность методического совета.

Зам. директора  по УВР.

8

Индивидуальная работа с педагогами.

Зам. директора  по УВР.

9

Создание среды общения, самореализации.

Зам. директора  по УВР.

9

Работа с родителями.

Зам. директора  по УВР, психолог, учителя.

10

Привлечение внимания общественности.

Директор, родительский комитет

11

Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости.

Зам. директора  по УВР.

12

Создание базы данных по методическому обеспечению.

Зам. директора  по УВР, рук. МО

Формы работы .

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • консультации для одарённых  детей по предметам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах;
  • проектная деятельность учащихся;
  • посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, викторины;
  • создание детских портфолио.

Ожидаемые результаты.

  • Реализация творческого потенциала детей: положительная динамика продвижения учащихся в изучении отдельных предметов;
  • занятия в кружках, секциях;
  •  призовые места в олимпиадах,
  • Методические результаты: создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия со ӀӀ ступенью  школы, родителями учащихся; использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; обобщение и систематизация материалов педагогической практики.

Оценка результативности.

Критерии

Показатели

1

Самооценка личности

Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера

2

Удовлетворённость учащихся, родителей , учителей  жизнедеятель-ностью  одарённых детей.

Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей.

3

Конкурентоспособность одарённых детей

Качество подготовки детей, участие в олимпиадах, конкурсах, социальный опыт

Риски и методы коррекции.

Отсутствие материальной базы.

Оснащение материально – технической базы школы ( спонсорская помощь)

Отсутствие подготовленных  педагогов.

Повышение квалификации педагогов( курсы, научно – практические конференции, МО, семинары)

Отсутствие методической базы.

Создание банка данных методической литературы.

Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний.

Стимуляция учащихся

( грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)

Литература:

  1. Национальная образовательная стратегия-инициатива "Наша новая школа", распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р
  2. Федеральная целевая программа «Дети России»
  3. Послание Президента  Российской Федерации А.Д. Медведева Федеральному Собранию от 12.11.2009
  4. Норхина Н.А. Диолог педагога и психолога в диагностике одаренных детей.
  5. Сергеева Н.Г. Одаренные дети: проблемы диагностики
  6. Научно – практический журнал «Завуч» № 8, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.

Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...